Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль игры в развитии психики ребёнка.



2019-12-29 417 Обсуждений (0)
Роль игры в развитии психики ребёнка. 0.00 из 5.00 0 оценок




-В игре ребёнок учится полноценному общению со сверстниками;

-Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» и «надо»;

-В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства;

-Формируются новые мотивы и потребности;

-В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.

Особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте:

- игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;

- ребенок осваивает разные виды игры;

- с помощью игры, дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.

Билет 4.

Особенности игры как деятельности. Функция игры.

-Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность. Игра по приказу уже не является игрой.

- У каждой игры свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка.

- Одной из особенностей игровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности

- Игра порождает игровые ассоциации людей: дворовые команды, клубы, неформальные объединения болельщиков и т.д. и т.п. Объединяющее партнеров по игре чувство, что они пребывают в некоем исключительном положении, вместе делают нечто важное

- Игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение. Напряжение вызывается неуверенностью, неустойчивостью, неким шансом или возможностью. Чтобы нечто «удалось», требуются усилия.

Функции игры

-Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Это и удовольствие, и чувство гордости от одержанной победы, чувство страха, ощущение неизведанности и таинственности…
-Игра обладает предсказательностью, она раскрывает в детях истинно детское, личностное. Она диагностичнее, чем любая другая деятельность, поскольку в игре участник ведёт себя на максимальности проявлений (физических сил, интеллекта, творчества). Внимательный наблюдатель может многое узнать об игроках по их поведению во время игры.
-Игра снимает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья.  -Человек играет, и напряжение отступает, силы восстанавливаются.
-В игре человек может получить то, чего ему не хватает в жизни, реализует то, чего в ней нет, взрослый "пробует", "переживает" в игре уже неиспользованные возможности; ребёнок "примеривает" ещё недоступные возможности. "Инобытие" позволяет человеку компенсировать то, чего нет в его жизни.
Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра — деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. Игра компенсирует не разработанность созидательных форм взаимодействия преподавателя и учащихся, выводит их на подлинное сотрудничество. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь.
Процесс игры — это всегда пространство для самореализации её участников, уникальная возможность для человеческой практики ребёнка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.
 
Как же развивается игра на протяжении дошкольного детства? Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности. Цепочка действий носит сюжетный характер. На первом этапе сюжетно-ролевой игры дошкольники охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заменитель, ранее использованный в игре. Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры – действия с предметом. Однако теперь эти действия развертываются последовательно, в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения играющих кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Игра многократно повторяется. Игрушки дети используют одни и те же – любимые. В игре объединяются 2-3 человека. Третий этап. Основное содержание игры – по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Четвертый этап. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей (обыгрывание сцен литературных произведений, кинофильмов, телепередач и т. п.). Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения участников устойчивы. Они строятся на интересе детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. В игре выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Количество вовлеченных в игру до 5-6 человек. На четвертом этапе, то есть к старшему дошкольному возрасту, ярко проявляются индивидуальные особенности игровой деятельности и игрового творчества каждого ребенка. Билет 6. Использование элементов игры в различных видах деятельности. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Игра является подготовительным этапом развития ребенка, переходным моментом для включения его в учебу. Играя с детьми, организуя и направляя их игры, мы помогаем раскрыться их природным способностям. Создавая новые и все более сложные игровые ситуации, мы продвигаем развитие детей вперед. В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. Умственное развитие в игре тесно связано с нравственным воспитанием. В дидактических играх упражняется воля детей. Игры способствуют накоплению чувственного опыта и эстетическому воспитанию. Большую роль в познавательном развитие дошкольника играет математика, в кото­рой заложены огромные воз­можности для умственного воспитания и развитии интел­лекта и мышле­ния детей. Чтобы процесс усвоения знаний был более легким, провожу такие дидактические игры; «Считай, не ошибись»; «Кто станет космонавтом», «Мате­матическая рыбалка», «Назови со­седей Большой популярностью у детей пользу­ются игры-соревнования. Они очень просты, но позволяют в игровой форме повторить навы­ки счета, внести в занятия элемент соревнования,». Опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; Опытно – экспериментальная деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или «реке времени»). В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями. Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин. Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Разнообразные приемы театрализованных игр, в которых происходит как бы сближение детей с персонажами произведения, позволяют не только выявить эмоциональный отклик каждого ребенка, но и создают условия для формирования у него эмоциональной отзывчивости. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правиль­но выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса. Зада­ча воспитателя — сделать плавным, адекватным переход детей от иг­ровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения. Билет 7. Классификация детских игр. Игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Положение игры удовлетворяет его основные потребности, развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Мы выделим лишь наиболее распространенные детские игры. Режиссерские игры. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников. Театрализованные игры. Игры помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей. Сюжетно-ролевая игра. Основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие. Как видим большинство из них знакомят детей с различными профессиями. Игры ос стройматериалом. Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. В нем, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых. В основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат. Игры с природным материалом. Игры с природным материалом обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Развивается мышление, логические операции, умение обобщать, делать выводы. Развивается наблюдательность и интерес к естественным факторам. Благодаря природным факторам значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить начатое дело до конца. Формируются лучшие нравственные качества, такие как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, уверенность в собственных силах. Развивается речь, потому что в этих играх особенную роль играет рука. Дидактические игры. Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и др. Настольно-печатные игры. Это игры малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др. Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.   Игры с предметами и игрушками. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Подвижные игры. Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила. Такие игры особенно полезны на открытом воздухе. Билет 8. Народные игры. Их особенности. Воспитательный потенциал народных игр. Народная игра – это, прежде всего, один из видов человеческой деятельности. Основу игры составляют действия играющих, многие игры не требуют никаких игровых предметов. Современные дети с удовольствием играют в русские народные игры. Они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью. Игры объединяют детей разного возраста общей радостью, неповторимым настроением. основная функция детских народных игр заключается в воспитании. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредством народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передаётся из поколения в поколение. Детские народные игры – средство народной педагогики, направленное на формирование личности ребёнка. Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастающими психическими особенностями видение мира. «В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей». В понятие «детский фольклор» входят все виды устных произведений, созданные взрослыми специально для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и устное творчество самих детей. Билет 9. Характеристика сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра- это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Эта игра по своему характеру деятельность отражательная. Основной источник игры-это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация , где ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самая главная черта таких игр- самостоятельность. Дети сами выбирают тему игры, определяют ее развитие, роль игры, и т. д. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяет дошкольнику самостоятельно включаться в разные сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни будут ему не доступны. Играя в сюжетно-ролевую игру, дети сами выбирают партнеров, сами устанавливают правила, сами следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются, изменяются, преобразовываются. Это делает игру практическим познанием окружающей действительности. Сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Билет 10. Предпосылки сюжетно-ролевой игры. Уровни становления взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра появляется в деятельности ребенка не сразу. Она проходит ряд последовательных этапов развития. Первый этап – ознакомительная игра. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, исследуя свойства и качества предметов. На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой. Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Этот этап развития игры относится к концу первого – началу второго года жизни. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т.д.). На основе глубокого изучения сюжетно-ролевой игры детей 3-7 лет, Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры,которые, по его мнению, являются и стадиями ее развития. Первый уровень. Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры. Роли есть, но они определяются характером действий, а не определяют действия. Как правило, роли не называются. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями. Второй уровень. Содержание игры – действия с предметами, но на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью. Качество действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Логика действий определяется жизненной последовательностью, т.е. их последовательностью в реальной действительности. Третий уровень. Основным содержанием роли становится выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда прорываются и обычные внеигровые отношения. Четвертый уровень. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, кому она обращена. Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Для того чтобы дети достигли высокого уровня сформированное™ сюжетно-ролевой игры, необходимо систематическое развитие игровых умений и навыков детей, их знаний и впечатлений со стороны взрослых. В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Исследования, проведенные А.П. Усовой и ее учениками, выявили следующие уровни (этапы) становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства. 1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (ребенок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям). Такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других. 2. 2. Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм. 3. 3. Уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого: нельзя мешать, следует обменяться игрушкой или уступить свою). На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих, 4. 4. Уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Он пытается договориться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к словам партнеров и подчиниться справедливому требованию. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие игрушки, предметы. 5. 5. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребенок, находящийся на этом уровне, обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. 6. 6. Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия…   Билет 11. Методика руководства сюжетно-ролевым играм детей младшего дошкольного возраста. Ценность сюжетно/ролевых игр в том, что они не ограничивают детей правилами, а дают свободу мышления, воображения в развитии сюжета игр, используя впечатления от окружающего мира. В сюжетно/ролевой игре педагог берет на себя обучающую ведущую роль, используя педагогические технологии в системе знаний, совокупности методов и приемов, последовательности действий, ведущих к достижению целей не ограничивая при этом самостоятельной деятельности детей. Педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему: · Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей. · Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей. · Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни. · Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей. · Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей. Технологическая составляющая педагога в процессе организации сюжетно-ролевой игры ставит задачи: ✓ выявить умение выбирать тему и придумывать несложные сюжеты; ✓ развивать умение самостоятельно распределять и выбирать роли; ✓ формировать умение пользоваться предметами-заместителями, осуществлять воображаемые действия; ✓воспитывать доброжелательные взаимоотношения в игре. В игре идет тесное переплетение технологии проблемного обучения и игровая технология. Структура игры: ❖ беседа с постановкой проблемной задачи ❖ обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми проблемы, проговаривая проблему своими словами) ❖ поиск путей выхода из проблемной ситуации ❖ театрализация с развитием детьми сюжета ❖ подведение итогов, выводы В младшей группе я планирую одну сюжетно-ролевую игру в месяц, разбивая её по недельно на игровые ситуации. Параллельно эти игровые ситуации переплетаются со всей образовательной деятельностью в режиме детского дня. На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» я хочу продемонстрировать это в презентации. Например:   Игровая ситуация «Машины едут по дороге» Цель: Дать понятие, что автомобилем управляет человек - водитель. В транспорте есть ремни безопасности, а маленькие дети в машине должны ездить в детском транспорте. Водители, пассажиры и пешеходы – являются участниками дорожного движения. И должны соблюдать правила дорожного движения.
  • Инсценировка рассказа Н.Павловой «На машине»
  • Дидактические игры «Найди свой цвет», «Светофор»
Благодаря инновационным технологиям (творческому мастерству, технологиям проблемного обучения, информационно-коммуникативным технологиям), дети познают окружающий мир. Игра развивает у детей мышление, воображение, учит жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, инициативу. ❖ поиск путей выхода из проблемной ситуации ❖ театрализация с развитием детьми сюжета ❖ подведение итогов, выводы В младшей группе я планирую одну сюжетно-ролевую игру в месяц, разбивая её по недельно на игровые ситуации. Параллельно эти игровые ситуации переплетаются со всей образовательной деятельностью в режиме детского дня. На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» я хочу продемонстрировать это в презентации. Например: Игровая ситуация «Машины едут по дороге» Цель: Дать понятие, что автомобилем управляет человек - водитель. В транспорте есть ремни безопасности, а маленькие дети в машине должны ездить в детском транспорте. Водители, пассажиры и пешеходы – являются участниками дорожного движения. И должны соблюдать правила дорожного движения.
  • Инсценировка рассказа Н.Павловой «На машине»
  • Дидактические игры «Найди свой цвет», «Светофор»
  Благодаря инновационным технологиям (творческому мастерству, технологиям проблемного обучения, информационно-коммуникативным технологиям), дети познают окружающий мир. Игра развивает у детей мышление, воображение, учит жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, инициативу. Билет 12. Методика руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста. Билет 13. Театрализованные игры: характеристика, виды. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Театрализованная .игра близка к сюжетной игре. Сюжет.ролев. и театрализов. игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация,роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюж.ролевой и театр.игрой состоит в том, что в сюжет. ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюж.ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театр.игры – литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театр.играх игровое действие: предмет, костюм или кукла имеют большое значение, т.к. облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Классификацию театрализованных игр: 1) игры в кукольный театр: - настольный театр - театр на руке - напольные куклы - стендовый театр - верховые куклы - театр живой куклы 2) игры-драматизации: - инсценированиепотешек - инсценированиенебольших - инсценирование песен, сказок - инсценирование небольших литературных текстов - творчество детей 3) игры-спектакли: - драматический спектакль - музыкально-драматический спектакль - детская опера - спектакль на хореографической основе - спектакль ритмопластики - мюзикл 4) театрализованное действие: - праздники - развлечения - театрализованные шоу Создание специальных уголков, наличие атрибутов, подготовительная работа и др. как необходимые условия для становления и развития данного вида игр Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому. В группе детского сада рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов (Н.В. Микляева). Билет 14. Условия для развития театрализованных игр. Педагогическое руководство театрализованными играми. Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие: - с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращатъся к потешкам,  пестушкам, шуткам, стихотворениям,. - воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им .Воспитатель вовлекает детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театра: настольный, пальчиковый,. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка». На интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок. - заботиться об оснащении театрализованных игр. Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. К этой работе охотно подключаются члены семей воспитанников дошкольного учреждения. Бабушки могут помочь в изготовлении костюмов, а папы - подсказать конструкцию и сделать удобные ширмы, экраны для теневого театра и др. Раз в год (можно в марте в Международный день театра) желательно в зале дошкольного учреждения развернуть выставку: поместить изготовленные руками педагогов, детей, членов их семей оборудование, игрушки, костюмы; подготовить стенды с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников. Хорошим дополнением к выставке будет показ спектакля с участием детей и взрослых; - уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства. Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе. Главный акцент в педагогическом руководстве театрализованными играми делается не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе. Педагогическое руководство. Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особенности, которые складываются при формальном отношении педагога к театрализованным играм. При таком отношении функции воспитателя сводятся к тому, чтобы предложить детям литературное произведение и обеспечить необходимыми атрибутами. В результате основное внимание ребенка бывает сосредоточено на том, чтобы не пропустить свою реплику! Действия, движения детей однообразны, бедны, мало выразительны. Ребенок не задумывается над тем, как произнести слова, как выполнить действие. Он не замечает, что на протяжении сказки, рассказа меняются поведение героя, его чувства. При формальном руководстве игры лишены творчества, а значит, их развивающее значение сводится к минимуму. В основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей. В старших группах перед игрой проводится беседа по содержанию. Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа. Всякий смысловой отрезок дети фиксируют с помощью фишки. Затем можно разделить полоску бумаги на столько частей, сколько отложено фишек, и схематично изобразить содержание каждого отрезка: получится пиктограмма. Перед театрализованной игрой дети по пиктограмме моделируют содержание каждого эпизода. Например, эпизод появления лисы. Предлагается представить и рассказать, чем в это время были заняты мышка, лягушка, заяц, еж, как подошла лиса к дому

2019-12-29 417 Обсуждений (0)
Роль игры в развитии психики ребёнка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль игры в развитии психики ребёнка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)