Анализ производства и объема продаж
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ ресурсного потенциала 2. Анализ производства и объема продаж 3. Анализ затрат и себестоимости продукции 4. Анализ финансовых результатов организации 5. Анализ финансового положения организации 6. Комплексная оценка деятельности организации Заключение Список использованной литературы АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АГАТ»
Анализ ресурсного потенциала
Задание №1
Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от продаж продукции по сравнению с прошлым годом (используя данные справки №1 и выписки из отчета о прибылях и убытках). Полученные данные представим в таблице 1.
Таблица 1 Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов
1.Рассчитаем динамику изменения числа рабочих: данные за отчетный период / данные за предшествующий период * 100%. % динамики численности рабочих: 11214 / 9750 * 100% = 115% отклонение = % динамики – 100% = 115% – 100% = 15%. 2.Рассчитаем динамику изменения отработанных человеко-дней: % динамики отработанных человеко-дней: 2747430 / 2340000 * 100% = 117,4% отклонение = 117,4% – 115% = 2,4% 3.Рассчитаем динамику изменения отработанных человеко-часов: % динамики отработанных человеко-часов: 21979440 / 191880000 * 100% = 114,5% отклонение = 114,5% – 117,4% = - 2,9% 4.Рассчитаем динамику изменения объема продаж: % динамики объема продаж: 5494860 / 4988880 * 100% = 110,1% отклонение = 110,1% - 114,5% = - 4,4% Расчет влияния фактора проведем: объем продаж (без НДС) * разница в процентах / 100 1. Влияние 1-го фактора = 4988880 * (15) / 100 = 748332 тыс. рублей 2. Влияние 2-го фактора = 4988880 * (2,4) / 100 = 119733,12 тыс. рублей 3. Влияние 3-го фактора = 4988880 * (-2,9) / 100 = -144677,52 тыс. рублей 4. Влияние 4-го фактора = 4988880 * (-4,4) / 100 = -219510,72 тыс. рублей Теперь определим общее влияние всех факторов на изменение объема продаж (∆V) сложив все факторы. ∆V = Численность рабочих + Число отработанных человеко-дней + Число отработанных человеко-часов + Объем продаж (без НДС)
∆V = 748332 + 119733,12 – 144677,52 – 219510,72 = 505980 (тыс. руб.)
В отчетном году на предприятии ООО «Агат» произошел рост объема продаж на 505980 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом. На данное изменение оказали влияние следующие факторы: 1. Увеличение числа рабочих в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 1464 человека привел к увеличению объема продаж на 15 %. 2. По сравнению с прошлым годом в отчетном году произошло увеличение на 5 дней среднего числа дней, отработанных одним рабочим. Уменьшение целодневных потерь рабочего времени в отчетном периоде позволило увеличить объем продаж на 17,4 %. 3. В отчетном году на 0,2 уменьшилась средняя продолжительность рабочего дня по сравнению с прошлым годом, что снизило объем продаж на 2,4%. 4. В отчетном году по сравнению с прошлым годом среднечасовая выработка одного рабочего уменьшилась. Понижение производительности труда понизило объем продаж на 4,4%. В отчетном году произошло увеличение числа рабочих по сравнению с предыдущим годом, а так же сокращение средней продолжительности рабочего дня, что позволяет говорить о дополнительных резервах увеличения выручки. Данные факторы отрицательно повлияли на динамику выручки, величина их влияния является неиспользованным резервом: 144677,52 + 219510,72 = 364188,24 тысячи рублей.
Задание №2
Для определения степени влияния отдельных факторов, связанных с использованием материалов, на прирост объема продаж заполним таблицу 2. Таблица 2 Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов
Определяя влияние факторов на прирост объема продаж в отчетном году, воспользуемся мультипликативной моделью:
V = МЗ * Мо (1)
Применим метод абсолютных разниц. 1.Изменение стоимости материалов в себестоимости продаж определим по формуле:
ΔV(МЗ) = ΔМЗ * Мо
ΔV(МЗ) = 181730 * 4,8 = 872304 тыс. рублей
2.Изменение материалоотдачи реализованной продукции рассчитаем по формуле:
ΔV(Мо) = МЗ1 * ΔМо ΔV(Мо) = 1221080 * (-0,3) = -366324 тыс.рублей
3.Общее влияние факторов равно: 872304 – 366324 = 505980 тыс.рублей Таким образом, в отчетном году на предприятии ООО «Агат» произошел рост объема продаж на 505980 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом. Отрицательное влияние на объем продаж оказало уменьшение в отчетном году материалоотдачи, что уменьшило объем продаж на 366324 тыс. рублей. Соответственно, положительное влияние на объем продаж в отчетном году оказало увеличение стоимости материалов в себестоимости продаж. Его увеличение повысило объем продаж на 872304 тыс. руб. Величина отрицательно повлиявшего фактора и есть неиспользованный резерв роста объема продаж. Он составляет 366324 тыс. рублей.
Задание №3
Далее определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж, а также резерв роста объема продаж за счет ликвидации отрицательно повлиявших факторов. Для начала рассчитаем среднюю первоначальную стоимость ОПФ отчетного года по формуле:
ОСпр 1 = (ОСнач.года + ОСкон.года) / 2 (2)
ОСпр 1 = (1904870 + 208250) / 2 = 1993460 тыс.рублей
Теперь определим влияние факторов на прирост объема продаж в отчетном году, воспользуясь мультипликативной моделью
V = ОСпр * Чд * Ксм * Чч * Вч (3)
V0 = 4988880 тыс. руб.
V1 = ОСпр 1 * Чд 0 * Ксм 0 * Чч 0 * Вч 0 = 1993460 * 240 * 1,3 * 8,2 * 0,00133 = 6783090,52 (тыс. руб.)
V2 = ОСпр 1 * Чд 1 * Ксм 0 * Чч 0 * Вч 0 = 1993460 * 245 * 1,3 * 8,2 * 0,00133 = 6924404,91 (тыс. руб.)
V3 = ОСпр 1 * Чд 1 * Ксм 1 * Чч 0 * Вч 0 = 1993460 * 245 * 1,5 * 8,2 * 0,00133 = 7989697,97 (тыс. руб.)
V4 = ОСпр 1 * Чд 1 * Ксм 1 * Чч 1 * Вч 0 = 1993460 * 245 * 1,5 * 8 * 0,00133 = 7794827,29 (тыс. руб.)
V1 = 5494860 тыс. руб.
а) изменение объема продаж за счет изменения первоначальной стоимости ОПФ: ΔV(ОСпр) = V1 – Vо = 6783090,52 – 4988880 = 1794210,52 тыс. руб. б) изменение объема продаж за счет изменения количества рабочих дней в году: ΔV(Чд) = V2 – V1 = 6924404,91 - 6783090,52 = 141314,39 тыс. руб. в) изменение объема продаж за счет изменения коэффициента сменности: ΔV(Ксм) = V3 – V2 = 7989697,97 - 6924404,91 = 1065293,06 тыс. руб. г) изменение объема продаж за счет изменения средней продолжительности смены: ΔV(Чч) = V4 – V3 = 7794827,29 - 7989697,97 = -194870,68 д) изменение объема продаж за счет изменения выпуска продукции в 1 час на одну тысячу рублей ОС: ΔV(Вч) = V1 – V4 = 5494860 - 7794827,29 = -2299967,29 Полученные данные представим в таблице 3.
Таблица 3 Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств
Общее влияние факторов равно 505980 тыс.руб. Таким образом, в отчетном году на предприятии ООО «Агат» по сравнению с предыдущим годом произошел рост объема продаж на 505980 тыс. рублей, на что оказали влияние следующие факторы: увеличение средней первоначальной стоимости основных производственных фондов в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 88590 тыс. рублей позволило увеличить объем продаж на 1794210,52 тыс. рублей; увеличение количества рабочих дней в отчетном году привело к увеличению объема продаж на 141314,39 тыс. рублей. По сравнению с прошлым годом увеличить объем продаж в отчетном году на 1065293,06 тыс. рублей позволило увеличение коэффициента сменности. Изменение средней продолжительности рабочей смены привело к снижению объема продаж на 194870,68 тыс. рублей, а изменение объема продаж за счет изменения выпуска продукции в 1 час на одну тысячу рублей ОС – 2299967,29 тыс. рублей, что оказало отрицательное влияние на объем продаж в отчетном периоде. Сумма отрицательно повлиявших факторов – есть неиспользованный резерв роста объема продаж. Он составляет 2494837,97 тыс. рублей.
Задание №4
Влияние на объем продажи продукции использования трудовых ресурсов, предметов труда и средств труда, рассмотрено в заданиях 1-3. Сведем полученные ранее расчеты в таблицу 4.
Таблица 4 Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства
Как видно из таблицы 4 деятельность ООО «Агат» является экстенсивной, т.к. на увеличение объема продаж в значительной степени влияет такой экстенсивный фактор как численность рабочих (в отчетном периоде по сравнению с предшествующем произошло увеличение численности работников на 15 человек). Кроме того, об экстенсивном характере деятельности организации говорит и тот факт, что на увеличение объема продаж повлияло увеличение стоимости материалов в себестоимости продаж (экстенсивный фактор). Однако, следует учитывать, что среднегодовая стоимость активной части производственных фондов уменьшилась в отчетном периоде, что также повлияло на объем выручки от продаж (интенсивный фактор).
Задание №5
Определим комплексный резерв увеличения объема продаж за счет лучшего использования ресурсного потенциала предприятия. Результаты расчетов обобщим в таблице 5.
Таблица 5 Определение комплексного резерва увеличения объема продаж продукции за счет внутренних факторов использования ресурсов
Комплектный резерв это минимальная из сопоставляемых сумм, т.к. именно в этом размере рост производства обеспечивается всеми видами ресурсов. В рассматриваемом анализе комплектный резерв составил 364188,24 тыс. руб. На объем продаж оказывает влияние использование производственных ресурсов, которые можно объединить в три группы: - факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов; - факторы, связанные с использованием материальных ресурсов; - факторы, связанные с использованием основных средств. Все три группы производственных факторов находятся во взаимной связи, так как отсутствие или недостаточность одного из них нарушают процесс производства продукции. Рассмотрим структуру резерва увеличения объема продаж каждой из групп факторов, влияющих на него: а) факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов: Увеличение числа рабочих по сравнению с предыдущим периодом является экстенсивным фактором, так же, как и сокращение средней продолжительности рабочего дня. Это позволяет говорить об экстенсивном характере дополнительных резервах увеличения выручки за счет факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов. б) факторы, связанные с использованием материальных ресурсов: В этой группе фактором, дающим резерв роста продаж, является стоимость материалов в себестоимости продаж экстенсивным фактором. в) факторы, связанные с использованием основных средств: В этой группе фактором, дающим резерв роста продаж, является изменение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс. рублей основных средств – данный фактор является фактором интенсификации, а так же изменение средней продолжительности рабочей смены – экстенсивный фактор. Анализ показывает, что за исключением изменение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс. рублей основных средств, остальные факторы являются экстенсивными для роста объема продаж, следовательно, предприятие очень хорошо использует имеющиеся резервы интенсивных факторов, поскольку при уменьшении экстенсивных факторов обеспечивается рост объема производства. Тем не менее, если бы величина этих факторов оставалась неизменной в отчетном году, предприятие могло бы получить дополнительный рост объема продаж на 3601502,3 тысяч рублей.
Анализ производства и объема продаж
Задание №6
Определим влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), ее структуры и цен на нее. Данные представим в виде таблицы 6.
Таблица 6 Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения влияния изменения количества, структуры и цен на реализованную продукцию
Рассчитаем выручку от продаж по структуре прошлого года и в ценах отчетного года по формуле:
Vi = ki прошл.г. * цi отч.г. (4)
изделие А: VА = 10750 * 193,4 = 2079050 тыс.рублей изделие В: VВ = 4350 * 261 = 1135350 тыс.рублей изделие С: VС = 9100 * 199,7 = 1817270 тыс.рублей итого: Vрасчетное 1 = 2079050 + 1135350 + 1817270 = 5031670 тыс.рублей Определим выручку от продаж по структуре отчетного года в ценах прошлого года по формуле:
Vi = ki отч.г. * цi прошл.г. (5)
изделие А: VА = 11700 * 190,2 = 2225340 тыс.рублей изделие В: VВ = 4120 * 262 = 1079440 тыс.рублей изделие С: VС = 10800 * 198,3 = 2141640 тыс.рублей итого: Vрасчетное 2 = 2225340 + 1079440 + 2141640 = 5446420 тыс.рублей Определим влияние факторов на изменение выручки от продаж: а) влияние изменения количества проданной продукции
ΔVколичество = Vрасчетное 1 – Vпрол.г. = 5031670 - 4988880 = 42790 тыс. рублей
б) влияние изменения структуры проданной продукции
ΔVструктуры = Vрасчетное 2 – Vрасчетное 1 = 5446420 – 5031670 = 414750 тыс. руб.
в) влияние изменения цены проданной продукции
ΔVцены = Vотч.г. – Vрасчетное 2 = 5494860 – 5446420 = 48440 тыс. рублей
Общее влияние рассмотренных факторов на изменение выручки
ΔV = ΔVколичество + ΔVструктуры + ΔVцены = 42790 + 414750 + 48440 = 505980 тыс. рублей
Можно заключить, что рост выручки произошел как за счет изменения количества проданной продукции, так и за счет изменения цены и структуры.
Задание№7
Используя данные о результатах маркетинговых исследований спроса на изделие A, B, C, D и E разработаем часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. Расчеты представим в виде таблицы 7.
Таблица 7 Анализ спроса на изделия
* - Сопоставление спроса с возможностью организации выпуска указанных изделий в будущем отчетном периоде позволило сделать вывод, что изделие D может быть выпущено в количестве 200 шт., а для выпуска изделия Е в ООО нет соответствующих условий. Анализируя результаты, отраженные в таблице 7, приходим к выводу, что среди изделий, планируемых к продаже в следующем году, нет убыточных. Наиболее рентабельным является производство изделия «А», где на 1 рубль затрат приходится 1,14319 рубля дохода. Немного менее рентабельным является выпуск изделия «С», где рентабельность составляет 1,07989 руб. на 1 руб. затрат. На третьем месте по уровню рентабельности изделие «В», доход на 1 руб. затрат составляет 1,05768 рубля. Изделие - «D» наименее рентабельно – 1,024 руб. на 1 руб. затрат, при этом следует учитывать, что предприятие не сможет удовлетворить спрос на данную продукцию, что сократит возможную выручку на 216200 тыс. руб. Поскольку предприятие не имеет соответствующих условий для выпуска изделия «Е», то рассчитать его рентабельность не возможно. Поскольку спрос на данное изделие имеется, то можно сказать, что ООО недополучит 1344000 тыс. руб.
Задание №8
Определим точку безубыточности и зону финансовой прочности за отчетный год и на планируемый период используя данные отчета по ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках», справки №2 «Переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию». Данные обобщим в таблице 8. Таблица 8 Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом
Маржинальный доход определяем как разницу между выручкой от продаж и переменными затратами. При помощи маржинального анализа определяем долю маржинального дохода в выручке от продаж.
Доля МД = МД / V (6)
На эту величину делим условно-постоянные расходы и получаем точку безубыточности в стоимостном выражении. Далее определяем запас финансовой прочности в абсолютном выражении путем вычитания из выручки от продаж критического объема продаж. Таким образом, точка безубыточности на предприятии ООО «Агат» в отчетном году составила 3500476 тыс. рублей, что свидетельствует о том, что фактический объем продаж в отчетном году был безубыточным и рентабельным. Запас финансовой прочности в отчетном году составил 1994384 тыс. рублей. Запас финансовой прочности следует поддерживать на нормативном уровне (60–70%) на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка. В рассматриваемом предприятии данный уровень значительно нормативного показателя. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо наиболее полно использовать резервы повышения объема продаж и снижения себестоимости продукции.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (142)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |