Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ



2019-12-29 1447 Обсуждений (0)
Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




План:

1. Понятие о воображении: психологический анализ. Физиологическое основание воображения.

2. Функции воображения.

3. Виды воображения.

4. Процесс создания образов воображения.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ[1]

1. Дайте определение понятию «воображение». Приведите 2-3 примера, иллюстрирующие воображение как познавательный психический процесс.

2. Обоснуйте значение воображения для психической жизни человека.

3. Согласны ли вы с утверждением, что без воображения невозможна практическая деятельность? Обоснуйте свой ответ.

4. Опишите основные функции воображения. Приведите 2-3 примера, иллюстрирующего каждую функцию воображения.

5. Проанализируйте виды воображения, согласно основным критериям. Приведите 2-3 примера, иллюстрирующих каждый вид воображения.

6. В чем заключается принципиальная разница образов репродуктивного и продуктивного воображения?

7. Опишите процесс создания образов воображения.

8. В чем проявляется связь воображения и мышления?

9. Проиллюстрируйте каждый прием создания образа воображения 2-3 примерами.

10. Определите, какие приемы создания образов воображения использованы: изобретателем – при конструировании дирижабля, гидросамолета; писателем – при создании литературного персонажа; художником-карикатуристом – при создании дружеского шаржа?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ[2]

Задание 1. Из предложенного ниже перечня признаков выберите те, которые характеризуют воображение.

1. Деятельность мозга, которая не может быть проверена на практике.

2. Сложная психическая деятельность, источником которой не является объективная реальность.

3.Создание или воспроизведение образа, не воспринимавшегося в прошлом.

4.Специфическая деятельность, возникающая в процессе труда.

5.Отражение объективной реальности, действующей на наши органы чувств.

6.Обобщённое и опосредованное отражение действительности.

7. Сложная психическая деятельность, которая является врождённой способностью, развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания.

8.Отражение реальной действительности, но в иных сочетаниях и связях.

9.Отражение того, что было в прошлом опыте.

Задание 2. Приведите примеры ситуаций, в которых проявляются основные виды воображения (по разным классификациям).

Задание 3. Определите, какие виды воображения проявляются в следующих ситуациях:

а) Учитель представляет, как отреагируют ученики на его рассказ.

б) Глядя на облака в небе, человек видит в них очертания знакомых объектов.

в) Мальчик мечтает стать известным политиком.

г) Инженер, рассматривая чертеж, представляет, как может выглядеть данная машины в реальности.

д) Детям дали задание подготовиться к конкурсу на самый оригинальный сюжет для новогоднего вечера.

е) Ученик, читая в книге описания природы, живо представил себе картину морского побережья.

ж) Мать, разговаривая с дочерью по телефону, представляет себе, как та выглядит в данный момент.

з) Писатель в своем фантастическом рассказе придумал человека с паучьими лапами.

и) Учитель географии дает задание ученикам – по какой-либо точке, показанной на карте описать флору, фауну, рельеф, вид городов и жилищ данной местности.

Задание 4. Для оценки творческого воображения можно использовать следующую методику. За 5 минут нужно составить как можно больше осмысленных фраз, в каждую из которых должны входить три слова: «свет, воздух, земля».

Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 – остроумная, оригинальная комбинация, 4 – правильное, логичное сочетание слов, 3 – пожалуй, и так можно, 2 – два слова связаны верно, а третье нелогично, 1 – бессмысленное сочетание слов. После подсчета суммы баллов по всем фразам рассчитывается коэффициент творческого воображения, который равен сумме баллов, деленных на число фраз, написанных за 5 минут.

Задание 5. Определите, какие приемы создания образов использовались в следующих примерах:

а) В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры, минотавры, сфинксы, драконы и т.д.

б)   Изобретатели конструируют аэросани, танки-амфибии, вертолеты, дирижабли, подводные лодки и т.п.

в)    Фантасты в   своих произведениях используют    такой сюжет как путешествие во времени.

г) В сказках часто используются такие образы как ковер-самолет, сапоги- скороходы, шапка-невидимка.

д) У Н.В.Гоголя в романе «Мертвые души» ярко представлены образы Манилова, Собакевича, Плюшкина и т.п.

е)    В  рекламных роликах показывают    увеличенные изображения представляемых продуктов.

Задание 6. Определите вид воображения:

ü Незначительная переработка имеющихся представлений.

ü Образы воображения  продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций.

ü Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы.

ü Создание образов желаемого будущего.

ü Действительность    сознательно    конструируется человеком, преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается.

ü Создание образа   происходит    на основе   словесного     описания, восприятия воображения в виде картин, карт, схем.

ü Образы воображения  возникают вод действием     малоосознанных потребностей, влечений, установок.

ü Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному желанию.

ü Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.

ü Фантастические видения, не имеющие, по-видимому, никакой связи с окружающей человека действительностью.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[3]

1. Разработайте образ-ассоциацию понятию «воображение»: нарисуйте ассоциации, связанные с каждым словом определения понятия. Глядя на образы-символы, воспроизведите определение.

2. Ознакомьтесь с методиками диагностики воображения:

 Методика «Выявление индивидуальных особенностей воспроизводящего воображения»

Методика  «Выявление особенностей творческого воображения»

Тест креативности П. Торренса – «Вербальный вариант»

Тест креативности П. Торренса – «Графический вариант»



2019-12-29 1447 Обсуждений (0)
Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)