Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эпоха Великого Переселения Народов



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Эпоха Великого Переселения Народов 0.00 из 5.00 0 оценок




Следующим этапом в развитии Пермского Предуралья становится эпоха Великого переселения народов (V- нач.VII вв. н. э.). На территории Пермского Предуралья данная эпоха в основном представлена Харинской культурой. Изначально, она выделялась как часть более поздней Ломоватовской культуры, однако последние исследования позволяют её выделить в самостоятельную культуру. Памятники харинской культуры: «селище Пеньки, Бутырское городище, харинские комплексы Пещерского городища, Черновское I городище, Опутятское городище, Крупнейшие курганные могильники - Бурковский, Усть-Качка, Бродовский, Митинский, поздняя часть Мокинского могильника»[23]Прежде всего, эпоха ВПН отличается курганными насыпями: «В IV веке н. э. в результате иноэтничного вливания или каких-либо других причин на территории Пермского Предуралья (да и всего Прикамского региона) вдруг появляется необычный погребальный обряд – захоронения под курганами. Для лесной и лесостепной полосы курганные комплексы не совсем типичны» [24]. Курганные могильники в основном расположены в Верхнем Прикамье, а так же на р. Сылве. Насыпи, обычно изначально небольшие, подвергались распашке в советское время, что, однако, позволило выявить могильники. «Могильники располагаются на невысоких коренных террассах, старицах р. Кама или на ровных водоразделах»[25].«Выделяется три типа захоронений: ингумация, полная и частичная кремация»[26].Курган включает в себя 2-4 погребения, где присутствуют остатки деревянных конструкций, а так же «канавки», где присутствуют разрозненные останки животных, в основном, лошадей.

 В последнее время все больший вес набирает теория Д.В. Шмуратко о существовании нескольких небольших поселений недалеко от могильников.Изученные поселенческие памятники представлены редкими, но крупными городищами. Территория городищ около 18 000 м2, причем ограничено системой валов. Однако, культурный слой на подобных памятниках довольно небольшой 15-20 см. Из чего следует предположение, что подобные памятники применялись для сосредоточения людей и скота в военное время[27].

Для харинской культуры наиболее ярким проявлением будут являться могильники, которые совсем не характерны для предыдущих способов захоронения. Так же наибольший интерес могут вызывать поселенческие памятники данного времени, в виду того, что являются малоизученными.

Эпоха Средневековья

Ломоватовская культура (VII-X вв. н. э.). Памятники ломоватовской культуры: «Назаровское, Кудымкарское городища; Зародятское и Запосельскоеселища; Деменковский, Урьинский, Каневский могильники»[28].Свое название культура получила по речке Ломоватовке, в бассейне которой еще в XIX, в. было найдено множество типичных для неё вещей и памятников. «Ломоватовские памятники зачастую образуют локальные родовые группы, которые включают 1-2 городища, 2-4 селища, 1-3 могильника»[29].

Наиболее характерным, для ломоватовской культуры будет являться долгое использование памятников.«В целом могильники использовались по несколько столетий. Многие могильники, возникнув в VII-VIII вв. существовали вплоть до XI-XII вв. Как правило, такие могильники занимают обширную площадь и содержат по несколько сотен погребений»[30]. Могильные ямы располагались рядами, погребенный укладывался ногами к реке. Неглубокие могильные ямы прямоугольные или овальные.

Поселенческие памятники. «Ломоватовские селища располагаются по берегам рек в сухой высокой пойме или на краю коренных береговых террас».Селища чаще всего находились недалеко от городищ, но в глухих районах они образовали группы и незащищенные городищами. Мощность культурного слоя на селищах составляя в среднем 0,2–0,4 м, но некоторые из них имели слой и до 0,6–1,0 м. «Укрепленные поселения – городища сооружались, как правило, на мысах. Оборонительные сооружения, как правило, просты: вал и ров перед ним с напольной стороны, реже сооружались валы и, видимо, частоколы по краям мысовой площадки городища. К IX-X вв. на ряде городищ появляются дополнительные системы укреплений, количество валов доходит иногда до 3-4 (городища Володин-Камень, Соломатовское). По гребням валов шли частоколы из бревен (Анюшкар, Редикор и др.) и такой же частокол – по краям площадок. Площадки подсыпались глиной и щебенкой, иногда искусственно срезались, образуя уступы (Кыласово, Петуховское, Гырчиковское и др.). В результате земляная часть валов вместе с частоколами образовали стену высотой до 5 м.»[31].

Этнокультурные связи можно проследить по декоративным техникам, которые применялись на ювелирных изделиях. Можно выделить две основные волны, которые связывали определённые территории с ломоватовским населением. Среднеазиатская волна: связана с распространением чеканки. Плоская чеканка встречается в случайных сборах, а так же в Редикарском (IX в.), Мало – Аниковском кладе (VI-IX вв. по М.В. Талицкому). Пуансонная чеканка - Агафоновском II (IX-XIIвв.), Бояновском (X- первая половина XI вв.), Огурдинском(конец X- первая половина XI вв.), Рождественском (X-XIвв.), Каневском (VIII-X вв.), Плесинском (VII-X вв.), Степаново Плотбище (IX-XII вв.) могильниках. В вышеперечисленных памятниках, где присутствует широкая датировка, изделия с чеканкой следует все же датировать не не позднее XIвв. Таким образом, хронологические рамки: IX- XI вв.Угорская волна: связана с таким памятником как Баяновский могильник. Встречаются техники (басмление и накатка) только на данном памятнике. Так же среди материалов имеется техника тиснения, однако, она проявляется не только в материалах Баяновского могильника, что может указывать на две волны проникновения техники. Хронологические рамки X- первая половина XI вв.

Таким образом, для ломоватовской культуры характерны большие грунтовые могильники. Так же устройство территории в форме неких комплексов: городище + 1-2 селища+ 1-2 могильника. Ломоватовское население контактировало с отдаленными территориями, о чем свидетельствуют, в том числе обнаруженные ювелирные изделия

Родановская культура (XI-XIV вв. н. э.). Памятники родановской культуры: «Городища: Рождественское на Обве, Анюшкар (Кыласово) на Иньве, Роданово городище, Городищенское на Усолке, Искорское на Колве. Селища находятся обычно рядом с городищами на более низких террасах, в пойме. Могильники - Агафоновский II, Аверинский I, Плесинский на Каме, Редикорский на Колве, Рождественский на Обве»[32]. Названа по Роданову городищу на прав.берегур.Камы, в Юсьвинском районе Коми-пермяцкого автономного округа.

Поселения представлены городищами и селищами. «Городища расположены на мысах береговых террас, площадью 1,5-20 тыс. кв.м, мощностью культурного слоя до 2 м и более. Защищены 1-3 валами с деревянными конструкциями и рвами»[33]. Селища находятся обычно рядом с городищами на более низких террасах, в пойме. Чаще всего их площадь невелика (1-4 тыс. кв.м.).

Грунтовые могильники располагались недалеко от поселений. «В ранних из них четко прослеживаются ряды захоронений, в поздних они иногда нарушаются и топографически выделяются богатые инвентарем среди массы малоили безинвентарных.Могильные ямы имели прямоугольную или овальную форму(глубина 0,5-1 м), содержали остатки гробовищ и колод, ориентированных насевер и запад»[34]. В ранних отмечено трупосожжение наряду с трупоположением,намеренное разрушение погребений в ритуальных целях, в поздних - толькотрупоположение вытянуто на спине.

Наибольшое этнокультурное влияние – Булгарское. Настолько велико, что даже некоторые городища (Афкула или Рождественское городище) строились по принципам булгарского города. В основном городища строились на расстоянии 20 км друг от друга, т.е. так, чтобы за день можно было успеть «до города – дела – обратно», или «до города – дела – ночевка»[35].Булгарскую волну влияния можно проследить и в приходящих ювелирных техниках. Техники гравировки и тиснения. Встречаются на памятниках: городища Анюшкар (VIII–XIV вв.) и Саломатовское I (VIII–XIV вв.), селище Калинское (XI–XIII вв.), могильники Плотниковский (XIII–XV вв.) и Телячий Брод (XI–XIII вв.), а также языческий некрополь Рождественский (VIII–XII вв.) для гравировки. Для тиснения Рождественский могильник (VIII–XII вв.) и Рождественское городище (VIII - XIV), где датировка достаточно широка, датировку изделий иногда сложно установить. Однако, общим периодом для бытования тиснения можно считать X-XIвв.., так как Бояновский (X- первая половина XI) и Огурдинский (конец X- первая половина XI) могильники имеют относительно узкие датировки.

Подводя итог, можно сказать о непосредственном контакте родановского населения с булгарским. Родановские городища характеризуются массивностью культурного слоя, что указывает на длительное использование поселений. Сохраняется принцип организации пространства комплексами. Могильники характеризуются соседством безинвентарных погребений с «богатыми», что можно соотнести с достаточной сильной социальной дифференциацией в обществе.

 

Заключение

 

Подводя итог, стоит заметить, что ананьинское население располагалось на довольно большой территории, где существовала связь между вариантами данной историко-культурной общности. Поселенческие памятники представлены городищами и селищами, причем, последних оказалось значительно больше, чем укрепленных поселений. Различия в обрядах, нашедших отражения в могильниках, позволяют судить о различной этнической составляющей ананьинцев, а так же на становление патриархата. Гляденовскоенаселение, сформированное на постананьинской основе, характеризуется прежде всего костищами, как особым видом святилищ. Поселенческие же памятники в основном представлены селищами, изредка городищами. Могильники данной эпохи были найдены сравнительно поздно, что сказывалось на теориях о обрядовой стороне жизни гляденовцев.Для харинской культуры наиболее ярким проявлением будут являться могильники, которые совсем не характерны для предыдущих способов захоронения. Так же наибольший интерес могут вызывать поселенческие памятники данного времени, в виду того, что являются малоизученными. 

Таким образом, для ломоватовской культуры характерны большие грунтовые могильники. Так же устройство территории в форме неких комплексов: городище + 1-2 селища+ 1-2 могильника. Ломоватовское население контактировало с отдаленными территориями, о чем свидетельствуют, в том числе обнаруженные ювелирные изделия

Подводя итог, можно сказать о непосредственном контакте родановского населения с булгарским. Родановские городища характеризуются массивностью культурного слоя, что указывает на длительное использование поселений. Сохраняется принцип организации пространства комплексами. Могильники характеризуются соседством безинвентарных погребений с «богатыми», что можно соотнести с достаточной сильной социальной дифференциацией в обществе.

 

Список литературы

1. Бадер О.Н. Оборин В. А., На заре историиПрикамья. – Пермь: Кн. изд-во, 1958. – 244 с.: ил.

2. Очерки археологии Пермского Предуралья: Учебное пособие для студентов и аспирнатов/ Перм. гос. пед. ун- т.; Под ред. А.М. Белавина.— Пермь, 2002.— 253 с.: ил.80.

3. Памятники истории и культуры Пермской области. – Т. 1: Материалы к археологической карте Пермской области. – Пермь: Арабеск, 1994. – 299 с.

4. Шакиров З.Г. Средневековая округа Биляра: к методике исследования поселенческой структуры и ресурсного потенциала/ З.Г. Шакиров// Поволжская археология. – 2014. – № 2(8). – С. 37-48.

5. Шмуратко Д.В Курганные могильники харинского типа в Верхнем Прикамье в контексте культурно-исторических процессов эпохи Великого переселения народов (статистический анализ погребальных комплексов): рукопись дис. … канд. ист. наук / Д.В. Шмуратко. – 232 с.: ил.

6. Шмуратко Д.В. Этнокультурная ситуация в Прикамье в эпоху Великого переселения народов/ Д.В. Шмуратко// Известия Российского гуманитарно-педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. –№ 126. – С. 100-107.


[1]Бадер О.Н. Оборин В. А., На заре истории Прикамья. – Пермь: Кн. изд-во, 1958

[2]Памятники истории и культуры Пермской области. – Т. 1: Материалы к археологической карте Пермской области. – Пермь: Арабеск, 1994.

[3]Очерки археологии Пермского Предуралья: Учебное пособие для студентов и аспирнатов/ Перм. гос. пед. ун-т.; Под ред. А.М. Белавина.— Пермь, 2002.

[4]Шмуратко Д.В. Этнокультурная ситуация в Прикамье в эпоху Великого переселения народов// Известия Российского гуманитарно-педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. –№ 126.

[5]Памятники истории и культуры Пермской области. – Т. 1: Материалы к археологической карте Пермской области. – Пермь: Арабеск, 1994. – С.8

[6]Очерки археологии Пермского Предуралья: Учебное пособие для студентов и аспирнатов/ Перм. гос. пед. ун-т.; Под ред. А.М. Белавина.— Пермь, 2002.— С.72

[7] Там же

[8]Бадер О.Н. Оборин В. А., На заре истории Прикамья. – Пермь: Кн. изд-во, 1958. – С. 95.

[9]Очерки археологии Пермского Предуралья: Учебное пособие для студентов и аспирнатов/ Перм. гос. пед. ун-т.; Под ред. А.М. Белавина.— Пермь, 2002.— С.74

[10] Там же

[11]Очерки археологии Пермского Предуралья: Учебное пособие для студентов и аспирнатов/ Перм. гос. пед. ун- т.; Под ред. А.М. Белавина.— Пермь, 2002.— С.77

[12]Бадер О.Н. Оборин В. А., На заре истории Прикамья. – Пермь: Кн. изд-во, 1958. – С. 97

[13]Очерки археологии Пермского Предуралья: Учебное пособие для студентов и аспирнатов/ Перм. гос. пед. ун- т.; Под ред. А.М. Белавина.— Пермь, 2002.— С.77.

[14]Бадер О.Н. Оборин В. А., На заре истории Прикамья. – Пермь: Кн. изд-во, 1958. – С.102

[15]Памятники истории и культуры Пермской области. – Т. 1: Материалы к археологической карте Пермской области. – Пермь: Арабеск, 1994. – С.8

[16]Бадер О.Н. Оборин В. А., На заре истории Прикамья. – Пермь: Кн. изд-во, 1958. – С.111

[17]Памятники истории и культуры Пермской области. – Т. 1: Материалы к археологической карте Пермской области. – Пермь: Арабеск, 1994. – С.9

[18]Бадер О.Н. Оборин В. А., На заре истории Прикамья. – Пермь: Кн. изд-во, 1958. – С. 111

[19] Там же

[20]Очерки археологии Пермского Предуралья: Учебное пособие для студентов и аспирнатов/ Перм. гос. пед. ун-т.; Под ред. А.М. Белавина.— Пермь, 2002.— С.90

[21]Очерки археологии Пермского Предуралья: Учебное пособие для студентов и аспирнатов/ Перм. гос. пед. ун-т.; Под ред. А.М. Белавина.— Пермь, 2002.— С.91

[22]Бадер О.Н. Оборин В. А., На заре истории Прикамья. – Пермь: Кн. изд-во, 1958. – С. 113

[23]Памятники истории и культуры Пермской области. – Т. 1: Материалы к археологической карте Пермской области. – Пермь: Арабеск, 1994. – С.9

[24]Шмуратко Д.В. Этнокультурная ситуация в Прикамье в эпоху Великого переселения народов// Известия Российского гуманитарно-педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. –№ 126. – С. 101

[25]Шмуратко Д.В Курганные могильники харинского типа в Верхнем Прикамье в контексте культурно-исторических процессов эпохи Великого переселения народов (статистический анализ погребальных комплексов): рукопись дис. … канд. ист. наук - С. 18

[26] Там же с 19

[27]Бадер О.Н. Оборин В. А., На заре истории Прикамья. – Пермь: Кн. изд-во, 1958. – С. 147

[28]Памятники истории и культуры Пермской области. – Т. 1: Материалы к археологической карте Пермской области. – Пермь: Арабеск, 1994. – С.9

[29]Очерки археологии Пермского Предуралья: Учебное пособие для студентов и аспирнатов/ Перм. гос. пед. ун-т.; Под ред. А.М. Белавина.— Пермь, 2002.— С.101

[30] Там же

[31]Очерки археологии Пермского Предуралья: Учебное пособие для студентов и аспирнатов/ Перм. гос. пед. ун-т.; Под ред. А.М. Белавина.— Пермь, 2002.— С.101 

[32]Памятники истории и культуры Пермской области. – Т. 1: Материалы к археологической карте Пермской области. – Пермь: Арабеск, 1994. – С.10

[33] Там же

[34]Памятники истории и культуры Пермской области. – Т. 1: Материалы к археологической карте Пермской области. – Пермь: Арабеск, 1994. – С.10

[35] Шакиров З.Г. Средневековая округа Биляра: к методике исследования поселенческой структуры и ресурсного потенциала // Поволжская археология. – 2014. – № 2(8). – С. 39



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Эпоха Великого Переселения Народов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эпоха Великого Переселения Народов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)