Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х гг. XX в. было исследование проблемы коллективов.



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х гг. XX в. было исследование проблемы коллективов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вторая половина 50-х – первая половина 70-х гг. XX в.

Для социальной психологии было важным то, что возрос интерес к человеку, встали задачи формирования всесторонне развитой личности, ее активной жизненной позиции.

 

Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука.

В 70-х гг. XX в. завершилось организационное становление социальной психологии. Произошла институционализация ее как самостоятельной науки. В 1962 г. организована первая в стране лаборатория социальной психологии в Ленинградском государственном университете; в 1968 г. от крыта первая кафедра социальной психологии в том же университете

 

 

Сегодня социальная психология востребована во всех сферах жизнедеятельности людей. Важной чертой социального знания является ее связь с социальными и политическими проблемами общества.

 

 

За рубежом:

Первой социально-психологической концепцией второй половины XIX в. была психология народов, авторы которой – немецкий философ М. Лацарус

 

Основная идея этой концепции состоит в том, что психология сталкивается с явлениями, причины которых следует искать не в индивидуальном сознании, а в сознании народа

 

Вторая социально-психологическая концепция, авторы которой – Г. Тард (1843–1904), итальянский юрист С. Сигеле (1868–1913), французский социолог Г. Лебон (1841 – 1931), – психология масс – сосредоточилась на изучении больших скоплений людей – "масс", главной чертой которых является господство инстинктивных реакций, преобладание чувств над интеллектом, что является причиной повышенной внушаемости людей, потери их личной ответственности.

 

Официально началом существования социальной психологии как самостоятельной дисциплины считается 1908 г

 

Положительное значение первых концепций заключалось в том, что в них были поставлены вопросы о соотношении сознания отдельного человека и сознания группы

Начало экспериментального этапа развития социальной психологии связано с работами В. Меде (Европа), Ф. Оллпорта (США), В. М. Бехтерева (Россия).

 

 

Внимание этих ученых было сосредоточено на изучении социально-психологических явлений в группах. В качестве метода использовался лабораторный эксперимент.

 

В XX в. такие психологические теории, как бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории, интеракционизм неизбежно рассматривали и социально-психологические закономерности взаимодействия людей в группах, и тенденции формирования личности в зависимости от социальных особенностей общества

 

XX в. и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики

 

Социальная психология становится популярным психологическим направлением, она вводится в общеобразовательные вузовские программы.

 

 

Вопрос 25

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.

 

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

· передача информации

· восприятие друг друга

· Оценка партнерами друг друга

· взаимовлияние партнеров

· Управление деятельностью

 

Функции:

 

· коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

· информационная (обмен информацией между людьми)

· когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

· эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

· конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

· креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

 

 

Вопрос 26

Социальная норма это модель должного, общезначимое правило поведения, установленное социальными группами и обществом

 

(Игнорирование существующих социальных норм и социальных ожиданий характеризует девиантное (от лат. deviatio – отклонение, уклонение) поведение, которое представляет форму дезорганизации поведения индивида или группы

 

В контексте теории социализации к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения (насилие, аморальность).

 

Агрессивное (деструктивное) поведение – форма девиантного поведения, специфическая форма действий человека, характеризующая демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому лицу или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

 

Необихевиоризм считает агрессивное поведение следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе социального научения. Интеракционизм рассматривает агрессивное поведение как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп. Когнитивизм – как результат диссонансов и несоответствий в познавательной сфере субъекта

 

 



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х гг. XX в. было исследование проблемы коллективов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х гг. XX в. было исследование проблемы коллективов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)