Причины речевых расстройств
Психология речи. Язык - это система хранилищ, где хранятся те средства, которые мы используем в процессе нашей речи. Это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению и ее хранения. Речь - это процесс общения. Речь - это мыслительный процесс, способ формирования мысли. Речь отличается от языка тем, что при речи ребенок должен мыслить, т.е. должна быть ситуация. Единицы речи и языка. Единицы языка: Фонема – звук. В нашей памяти заложена решетка фонем и в каждой ячейке своя фонема. Сходные фонемы группируются вместе. Фонематический слух – это способность человека к слуховому восприятию звуков речи, к анализу и синтезу речевых звуков. Это то, что дается от рождения и развивается в общении со взрослыми. Фонематический слух- это способность: - Узнавать звук в составе слова (слышать) - Различать по звуковому рисунку слова -Различать слова паронимы -Способность дифференцировать фонемы в изолированном положении Фонематический слух формируется к 1,7 г. Фонематический слух напрямую не связан с письмом. Для это нужно сформировать фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие - это умение и спонтанно оно не формируется. Оно появляется только в процессе обучения. Фонематическое восприятие – это умение осознавать звуковую структуру слово. Это умение выключает в себя: - Осознание, что звук является составляющей единицы слова, а на письме единицей является буква. -Осознание линейнорядности( какой звук за каким). - Определение позиции звука в слове по отношению к его началу и концу. - Определение количества фонем в слове. 2. Морфема - значимая минимальная часть слова. 3. Лексема – слово. Предложение . Единицы речи: 1. Слог – минимальная единица речи. 2. Высказывание В развитии речи есть «3 кита», без которых речь не развивается: a) Социальные условия. ( Правильное речевое окружение, т.е. речевая норма, которая существует вокруг ребенка. Ребенок попадает в сложные условия, потому что из окружающей речи ему нужно вычленить норму. Этих норм ограниченно количество : произношение, слоговая структура слова, морфологические, смысловые правила, соединение предложений в высказывание. Ценным является только то окружение, где всё правильно.) b) Физиологические условия – необходима сохранность 4-х анализаторов ( рече-двигательный, рече-слуховой, зрительный, двигательный) c) Психологические условия - создают предпосылки для речи. 4 псих.процесса составляют базу речи ( внимание, восприятие, память, мышление) Виды речи Речь бывает внутренняя и внешняя.
Внутренняя речь – речь для себя, речь мыслительная, она отрывочная, лишена четких грамматических форм.
Внешняя речь : a) Речь устная b) Речь письменная c) Диалогическая d) Монологическая Стилевые жанры речи a) Повествование b) Описание c) Сообщение d) Рассуждение e) Оценка Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата). Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата). Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). Основы этиологии речевых нарушений. Различают внешние ( воздействие на организм внешнего мира) и внутренние(внутри организма, действуют через эндокринную систему, кровь, интоксикации) факторы речевых нарушений. Причины речевых расстройств Все причины речевых нарушений принято делить на 2 группы : органические и функциональные. 1) Органические (анатомо-физиологические и морфологические) 2) Функциональные (Психоневрологические, социально-психологические) Органическими причинами являются прежде всего поражение или недоразвитие во время дородового и послеродового периодов, а также во время родов. Кроме того, на аномальную речь могут повлиять и всевозможные органические нарушения периферического речевого аппарата. Тем самым Хватцев подраз органические причины нарушения речи на центральные и периферические. К первым относятся различные поражения мозга. Ко вторым — поражение органов слуха, расщепление нёба и другие изменения артикуляционного аппарата. При выделении функциональных причин Хватцев опирается на учение И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. К социально-психологическим причинам были отнесены самые разнообразные неблагоприятные влияния окружающей среды. Психоневрологические причины содержат в себе и умственную отсталость, и нарушение памяти и внимания, и другие расстройства психики. Очень широко распространены речевые нарушения под воздействием экзогенно-органических факторов, т.е. неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему и на весь организм. В перинатальной патологии (внутриутробный период развития) наиболее неблагоприятное воздействие оказывает родовая травма и асфиксия (кислородное голодание). При внутриутробных поражениях мозга (вирусные заболевания, лекарственные препараты, вибрация, радиация, алкоголизм, курение) наблюдаются наиболее тяжелые нарушения речи. Главное, необходимо учитывать, что выделенные причины очень редко проявляются в чистом виде. Гораздо чаще встречаются целые букеты влияния различных факторов. Кроме того, у разных людей один и тот же фактор может выступать то в качестве причины, то в качестве условия.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (136)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |