Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Причины речевых расстройств




Психология речи.

Язык - это система хранилищ, где хранятся те средства, которые мы используем в процессе нашей речи. Это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению и ее хранения.

Речь - это процесс общения. Речь - это мыслительный процесс, способ формирования мысли.

Речь отличается от языка тем, что при речи ребенок должен мыслить, т.е. должна быть ситуация.

Единицы речи и языка.

Единицы языка:

Фонема – звук.

В нашей памяти заложена решетка фонем и в каждой ячейке своя фонема. Сходные фонемы группируются вместе.

Фонематический слух – это способность человека к слуховому восприятию звуков речи, к анализу и синтезу речевых звуков. Это то, что дается от рождения и развивается в общении со взрослыми.

Фонематический слух- это способность:

- Узнавать звук в составе слова (слышать)

- Различать по звуковому рисунку слова

-Различать слова паронимы

-Способность дифференцировать фонемы в изолированном положении

Фонематический слух формируется к 1,7 г. Фонематический слух напрямую не связан с письмом. Для это нужно сформировать фонематическое восприятие.



Фонематическое восприятие - это умение и спонтанно оно не формируется. Оно появляется только в процессе обучения.

Фонематическое восприятие – это умение осознавать звуковую структуру слово.

Это умение выключает в себя:

- Осознание, что звук является составляющей единицы слова, а на письме единицей является буква.

-Осознание линейнорядности( какой звук за каким).

- Определение позиции звука в слове по отношению к его началу и концу.

- Определение количества фонем в слове.

2. Морфема - значимая минимальная часть слова.

3. Лексема – слово.

Предложение .

Единицы речи:

1. Слог – минимальная единица речи.

2. Высказывание

В развитии речи есть «3 кита», без которых речь не развивается:

a) Социальные условия. ( Правильное речевое окружение, т.е. речевая норма, которая существует вокруг ребенка. Ребенок попадает в сложные условия, потому что из окружающей речи ему нужно вычленить норму. Этих норм ограниченно количество : произношение, слоговая структура слова, морфологические, смысловые правила, соединение предложений в высказывание. Ценным является только то окружение, где всё правильно.)

b) Физиологические условия – необходима сохранность 4-х анализаторов ( рече-двигательный, рече-слуховой, зрительный, двигательный)

c) Психологические условия -  создают предпосылки для речи. 4 псих.процесса составляют базу речи ( внимание, восприятие, память, мышление)

Виды речи

Речь бывает внутренняя и внешняя.

 

Внутренняя речь – речь для себя, речь мыслительная, она отрывочная, лишена четких грамматических форм.

 

Внешняя речь :

a) Речь устная

b) Речь письменная

c) Диалогическая

d) Монологическая

Стилевые жанры речи

a) Повествование

b) Описание

c) Сообщение

d) Рассуждение

e) Оценка

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

Основы этиологии речевых нарушений.

Различают внешние ( воздействие на организм внешнего мира) и внутренние(внутри организма, действуют через эндокринную систему, кровь, интоксикации)  факторы речевых нарушений.

Причины речевых расстройств

Все причины речевых нарушений принято делить на 2 группы : органические и функциональные.

1) Органические (анатомо-физиологические и морфологические)

2) Функциональные (Психоневрологические, социально-психологические)

Органическими причинами являются прежде всего поражение или недоразвитие во время дородового и послеродового периодов, а также во время родов. Кроме того, на аномальную речь могут повлиять и всевозможные органические нарушения периферического речевого аппарата. Тем самым Хватцев подраз органические причины нарушения речи на центральные и периферические. К первым относятся различные поражения мозга. Ко вторым — поражение органов слуха, расщепление нёба и другие изменения артикуляционного аппарата. При выделении функциональных причин Хватцев опирается на учение И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуж­дения и торможения в центральной нервной системе.

К социально-психологическим причи­нам были отнесены самые разнообразные не­благоприятные влияния окружающей среды.

Психоневрологические причины содер­жат в себе и умственную отсталость, и наруше­ние памяти и внимания, и другие расстройства психики.

Очень широко распространены речевые на­рушения под воздействием экзогенно-органических факторов, т.е. неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему и на весь организм. В перинатальной патологии (внутриутробный период развития) наиболее неблагоприятное воздействие оказывает родо­вая травма и асфиксия (кислородное голода­ние). При внутриутробных поражениях мозга (вирусные заболевания, лекарственные препа­раты, вибрация, радиация, алкоголизм, курение) наблюдаются наиболее тяжелые нарушения речи.

Главное, необходимо учитывать, что выде­ленные причины очень редко проявляются в чистом виде. Гораздо чаще встречаются целые букеты влияния различных факторов. Кроме того, у разных людей один и тот же фактор может выступать то в качестве причины, то в качестве условия.

 

 

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (78)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7