Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы формирования репертуара любительского



2019-12-29 647 Обсуждений (0)
Основные принципы формирования репертуара любительского 0.00 из 5.00 0 оценок




Репертуар, как совокупность произведений, исполняемых тем или иным хоровым коллективом, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или концерт, начало или вершина творческого пути коллектива. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складывается художественно-исполнительское направление хора. Поэтому вопрос о том, что петь и что включать в репертуар является главным и определяющим в деятельности любого хора. От умелого подбора произведений зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами. Формирование мировоззрения исполнителей, расширение их жизненного опыта происходит через осмысление репертуара, поэтому высокая идейность произведения, предназначенного для хорового исполнения, есть первый и основополагающий принцип в выборе репертуара. Следующий важный принцип, которому необходимо следовать в выборе репертуара заключается в доступности произведений для данного коллектива с технической и художественной точки зрения. Подбирая репертуар, дирижер обязан учитывать вокальные особенности коллектива, способность справляться с техническими задачами в произведениях. Брать сразу сложные и объемные произведения не следует. Для хористов разучивание и исполнение трудного сочинения может оказаться неразрешимой проблемой, что в итоге скажется на продуктивности работы коллектива, может вызвать физическое утомление и даже негативное отношение к сочинению. Формируя репертуар самодеятельного хора, руководитель должен включать произведения с таким расчётом, чтобы каждое новое сочинение заключало в себе возможность привития хору определённых певческих навыков, способствовало бы дальнейшему профессиональному росту коллектива. Сложные произведения, как показывает практика, нужно включать в репертуар осторожно, с учетом всей последовательности его изучения. В то же время, количество легких произведений должно быть ограничено, так как облегченный репертуар не служит стимулом профессионального роста коллектива. Задача репертуара – неуклонно расширять и совершенствовать музыкально-образное мышление участников хора, их творческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт, общественную «музыкальную память». Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала. Хоровая самодеятельность много черпает из репертуара профессиональных хоров. Однако многим хоровым коллективам доступны далеко не все произведения профессиональной музыки. Они отбирают лишь то, что соответствует их репертуарным интересам, творческим и техническим возможностям. Многие самодеятельные хоры большую часть своей программы исполняют с сопровождением. Аккомпанемент при разучивании и исполнении хорового произведения играет важную роль. Он поддерживает, дополняет, украшает хоровое звучание. Сопровождение значительно облегчает исполнение, помогает хору не только выдерживать правильный темп, ритм, но и чисто интонировать. Поэтому на начальном этапе работы хора полезно петь произведения с сопровождением. В то же время, хормейстер должен ставить перед коллективом задачу овладения навыками хорового пения без сопровождения. Пение а cappella требует от хора высокой исполнительской культуры, технического мастерства; оно оказывает сильное эмоционально-художественное воздействие не только на слушателей, но и на самих поющих. Навыки пения без сопровождения приобрести непросто. Но именно оно в полной мере музыкально развивает певцов, так как в процессе многоголосного исполнения а cappella наиболее активно совершенствуется гармонический слух, чистота интонации, чувство лада, вокально-хоровая техника. Поэтому не только коллективам стабильным, с большим стажем работы, но и начинающим необходимо учиться петь без сопровождения. Анализ репертуара начинающих любительских хоров выявляет ряд отрицательных тенденций. Самой распространенной ошибкой руководителей является нарушение ими педагогического принципа доступности репертуара. Сложное произведение, как показывает практика, нужно включать осторожно. Это приводит к нарушению постепенности в учебно-воспитательном процессе. Несоответствие репертуара уровню исполнительских возможностей хористов часто является причиной потери интереса к произведениям и невозможностью реализовать себя на концертных выступлениях. В то же время, количество легких произведений должно быть ограничено, так как не способствует профессиональному росту коллектива. Включение произведений различной степени трудности способствует поэтапному развитию вокально-хоровых навыков и организации концертной деятельности хора, стимулирующей интерес ее участников.  

13. Организация репетиционной работы в коллективе.

Оптимальным вариантом работы самодеятельных хоров является 2 раза в неделю по 2 - 3 часа с перерывами по 10–15 минут. Наиболее активный сезон работы – с сентября до июня. Некоторые коллективы не прерывают занятия и в летний период. В этот период у руководителя имеется больше возможностей усилить музыкально-учебные занятия: индивидуальные, уроки небольшими группами, ансамблями, а также активизировать концертную деятельность. Очень важно, чтобы дни и часы занятий были закреплены и не менялись в течение года. Чаще всего репетиции в самодеятельных хорах организуются следующим образом: в один из дней недели – занятия с одной группой (например, женской); во второй – занятия с другой хоровой группой (например, мужской), а в третий день, например, в воскресенье днем – общая репетиция. Другой вариант может предполагать двухразовые занятия в неделю. При этом если у хормейстера есть помощник в первую половину репетиции целесообразно разводить хор по голосам, а во вторую – работать полным составом. Занятия с отдельными группами – хоровыми партиями – дают возможность певцам более тщательно прорабатывать материал, глубже усваивать знания и овладевать певческими навыками. Руководитель должен обеспечивать хороший темп репетиционной работы, заранее продумать план разучивания произведения и другие организационные вопросы. Время непрерывного пения должно составлять не более 20 минут, поэтому рекомендуется чередовать его с другими формами занятий – музыкальной грамотой, слушанием музыки и т.д.

У каждого руководителя вырабатывается своя методика построения и проведения репетиционных занятий. Качество репетиционной работы, ее педагогическая эффективность зависит от ряда организационно-педагогических моментов. Прежде всего, руководитель должен прийти на репетицию за 20-30 минут раньше условленного времени, проверить наличие и качество необходимого реквизита, инструментов, пультов, партий, и др. принадлежностей.

.Начинать репетицию необходимо вовремя, независимо от того. Сколько пришло участников. Это приучит всех приходить на репетицию за 10-15 минут до начала. Безответственное отношение одних раздражает, расслабляет в определенном отношении других. Таким образом, начало репетиции в строго установленное время – это и этическое, и педагогическое, и художественно-эстетическое требование.

В различных по жанру самодеятельных коллективах – хоровых, оркестровых, танцевальных, театральных – репетиция начинается с предварительной подготовки к ней участников соответствующим образом. В народном и академическом хорах проводят распевку участников. Тщательная распевка обеспечивает хорошее дыхание, ровный звук, хорошую дикцию. Рабочее состояние певца во многом зависит от правильной постановки голоса, постоянных специальных упражнений.

Педагогическая эффективность репетиции во многом зависит от умело составленного плана работы. Без планирования в репетиции появляется элемент стихийности, самотека. План репетиций заранее продумывается и фиксируется на бумаге. План может быть более или менее детальным, развернутым или кратким. Знание руководителем хора, его творческих возможностей позволяет достаточно точно и подробно составлять план каждой репетиции.

План репетиции включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой. Задачи должны носить конкретный характер, включать технические, художественно-эстетические и педагогические моменты.

Очень важен темп репетиции. Не следует репетировать один и тот же отрывок более 2-3 раз, даже если его исполнение не устраивает руководителя. Многократные повторения снижают внимание, чуткость к жестам, объяснениям руководителя. Иногда в репетиции целесообразно сделать перерыв. Оправданнее всего его сделать через 40-45 минут после начала работы. Если у руководителя возникает необходимость провести 3-часовую репетицию, то он должен согласовать этот вопрос с исполнителями.

Важно также, чтобы репетиция носила завершенный характер. Во время первой половины репетиции коллектив должен заниматься более сложной работой: разучиванием ролей или трудных в техническом и художественном отношении мест в новых произведениях, которые требуют усидчивости, силы воли. Во второй половине репетиции нужно больше давать играть всему коллективу, т.е. заниматься более творческими видами деятельности: играть ранее выученные произведения с полной отдачей.

Заключает занятия генеральная репетиция. Проведение ее имеет особенности, определяющиеся тем, что она является репетицией и в то же время несет на себе приметы концертного выступления. Генеральная репетиция является итоговой для определенного этапа подготовки произведения к концерту. Она решает следующие задачи: подготовить психологически участников к концерту; проверить программу, ее выстроенность и звучание. На генеральной репетиции не нужно делать частые остановки, но необходимо дать почувствовать участникам всю программу в целом, сочетание и очередность номеров, этим самым способствовать равномерному распределению сил. Генеральную репетицию лучше всего проводить в том помещении, в котором предстоит выступление. Исполнители и руководитель должны почувствовать акустические особенности зала, приспособиться к новым условиям.

Из сказанного следует, что руководителю на репетиции следует в каждом случае исходить из конкретных условий, в которых работает самодеятельный творческий коллектив. Без продуманной организации репетиционной работы не может быть взаимопонимания между руководителем и коллективом, не может быть результата творческой деятельности любителей.



2019-12-29 647 Обсуждений (0)
Основные принципы формирования репертуара любительского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы формирования репертуара любительского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (647)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)