Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация концертной деятельности в коллективе



2019-12-29 267 Обсуждений (0)
Организация концертной деятельности в коллективе 0.00 из 5.00 0 оценок




Концертное исполнение – самый ответственный момент в работе над произведением. В концертном выступлении как бы «спрессован» многомесячный труд исполнителей и дирижера, подытожены все их творческие достижения. Хоровой коллектив выступает теперь как создатель художественных ценностей, как просветитель и воспитатель художественного вкуса слушательской аудитории. Только вдохновенное и совершенное по мастерству исполнение может доставить людям радость. В концертном зале во время звучания музыкального произведения между исполнителем и слушателями устанавливается особый психологический и эмоциональный контакт, который является для исполнителей своего рода индикатором того, как произведение воспринимается аудиторией. Профессиональные музыканты всегда учитывают это обстоятельство. Музыкант-исполнитель, ощущая настроение зала, корректирует степень воздействия собственной интерпретации на слушателя, проверяет правильность выбранных им выразительных средств в передаче художественного образа, стилистики произведения и т.д. Самодеятельные хоры своими концертными выступлениями способствуют расширению музыкального кругозора слушателей, удовлетворению художественно-эстетических запросов широких масс. Концертные выступления имеют большое значение и для самих хористов, так как для них это публичный экзамен на художественную зрелость и показатель ответственности в отношении к своей деятельности. Каждое концертное выступление имеет свою конкретную задачу. В соответствии с ней составляется программа выступления и определяется методика его проведения. Если перед хором стоит задача музыкально-культурного просвещения, то программа выступления строится на любую тему и сопровождается беседой или лекцией. Если выступление хора происходит в рамках смотра художественной самодеятельности, то задача такого выступления – показ исполнительского мастерства. В связи с этим хор должен представить разнообразную программу, которая давала бы возможность показать художественно-исполнительские достижения коллектива. Концерты могут быть разных типов: тематические (посвященные определенной теме), монографические (посвященные творчеству какого-либо одного композитора, поэта) или в форме творческого отчета. Выступление в виде творческого отчета доступно коллективам, достигшим высокого уровня исполнительского мастерства. Оно представляет собой показ большой программы, рассчитанной на целое отделение, а иногда даже на два. Чаще всего самодеятельные коллективы выступают в смешанных концертах, исполняя один или несколько номеров, как правило, открывая или закрывая концерт. Интересным выступлением может быть участие хора в музыкально-литературных композициях на определенную тему. Эта форма концерта связана с проведением совместных репетиций с другими исполнителями (чтецы, инструментальный ансамбль и др.) бывает особенно увлекательной, хотя и требует большой четкости организации, так как связана с общими масштабами постановки, режиссурой и т.п.

Готовясь к концерту, руководитель должен позаботиться о помещении, узнать о его акустических особенностях. Помещение должно быть проверено с точки зрения акустики и, если необходимо, приняты меры по её улучшению (убрать мягкие ткани, снять лишние портьеры на сцене, выдвинуть хор ближе к краю сцены, закрыть окна, если необходимо – подзвучить), в незнакомых помещениях следует «опеть» программу. Нужно помнить, что слишком низкая или слишком высокая температура воздуха, духота приводит хор к быстрой утомляемости.  Выступление планируется заранее. Очень плохо, когда коллектив выходит на концертную площадку неподготовленным, наспех. Выступление в этом случае может пройти неудачно, и тогда участники испытывают чувство неловкости, неудовлетворенности. Чтобы этого не случилось, перед выступлением хор необходимо настроить, распеть, повторить с ним отдельные наиболее трудные места, собрать внимание певцов, включить их в нужное психологическое состояние. Выступление в концерте требует огромного напряжения душевных и физических сил, поэтому проводить предконцертную репетицию следует таким образом, чтобы не утомить голоса певцов, а только привести их в рабочее состояние: настроить позиционно, физически освободить, дать почувствовать опору на дыхание. Нельзя вызывать хор на концерт слишком рано; желательно, чтобы время между распевкой и выступлением было минимальным, так как мнимый отдых перед выходом на сцену только расслабляет участников, снижает их внимательность, исполнительский накал, которые были достигнуты в ходе распевания. Исключительно ответственным моментом является составление программы выступления. Художественный вкус руководителя должен быть безупречным и проявляться в знании стилистических особенностей хоровой музыки, умении выстроить программу тематически, логически, тонально. В народном хоре, если песня начинается с сольного запева, можно попробовать натренировать певца-запевалу находить самостоятельно тон-настройку по последнему звуку предыдущего номера. Когда настройка осуществляется незаметно для слушателей, исполнение воспринимается как более естественный, свободно текущий процесс творчества. Хормейстер обязан тщательно продумать систему задавания тона при исполнении произведения а cappella: либо это будет настройка по камертону, либо – под инструмент. Составляя программу концерта, дирижёр должен учитывать степень вокальной нагрузки, так как это отражается на строе хора. Если программа составлена из произведений без сопровождения, то имеет значение и тональность. Не последнее место в составлении программы занимает вопрос слушательского восприятия. Например, начало программы лучше построить так, чтобы оно вводило слушателя в мир музыкальных образов, а конец ее был бы кульминационной точкой концерта. В середине же программы можно дать «отдохнуть» слушателю, успокоиться. Нельзя держать слух и эмоции в постоянном напряжении, иначе восприятие музыки снижается. В удачной программе всегда присутствуют принципы контрастности музыкальных номеров (быстрые сменяются медленными, лирические – шуточными или драматическими и т.д.), логической последовательности, стилистического сочетания (например, могут очень хорошо прозвучать одна за другой песни для женского хора, если даже обе лирического плана, но фактурно различаются: первая, скажем, в подголосочном складе, а вторая – чуть подвижнее, в гармоническом или имитационном изложении). Желательно, чтобы в концерте был «гвоздь» программы. Исполнять его лучше во второй части выступления, когда волнение у певцов уляжется, пройдет скованность, либо в самом конце программы. Если же этот номер исполнить в начале программы, остальные номера могут потеряться на его фоне, впечатление от первого заметно повлияет на качество остальных номеров.

Хоровой коллектив, который не ведет концертную деятельность, постепенно начинает сдавать свои позиции. Концертные выступления вносят в жизнь хора новые эмоции, впечатления, являются важным творческим опытом для певцов. Но нельзя и чрезмерно увлекаться большим количеством концертов, так как это может уменьшить интерес к ним и снизить у хористов чувство ответственности. Опытные хормейстеры, работающие с самодеятельными коллективами, рекомендуют проводить в год 12 – 14 выступлений.

 



2019-12-29 267 Обсуждений (0)
Организация концертной деятельности в коллективе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация концертной деятельности в коллективе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)