История педагогики и философия образования как отрасль интегрированного научного знания.
3.
Философия образования: статус, проблемы, перспективы.
4.
Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в Античном мире.
2
2
5.
Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях мира.
6.
Воспитание и школа в античном мире. Зарождение первых научно-педагогических и философских идей.
7.
Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского Средневековья.
14,5
2
12,5
8.
Философско-педагогическая мысль в эпоху становления европейской цивилизации.
12,5
12,5
9.
Школа и педагогическая мысль в Киевской Руси и русском государстве с VI века до конца XVII века.
12,5
12,5
10.
Школа и педагогика в Новое время (до начала XX в.)
14,5
2
12,5
11.
Становление педагогики как науки в странах Западной Европы в XVII-XIХ веках.
12,5
12,5
12.
Просвещение в России в первой половине XVIII века. Реформы Петра I Великого
12,5
12,5
13.
Школа и философско-педагогическая мысль в России и за рубежом в середине XIX – начале XX века.
12,5
12,5
14.
Школа и педагогика в Новейшее время (с конца первой мировой войны до начала XXI века).
14,5
2
12,5
15.
Зарубежная школа и педагогика в Новейшее время. Частные школы в России в конце XIX – начале ХХ века.
12,5
12,5
16.
Советская школа и современная педагогика
14,5
2
12,5
Итого часов по курсу «История педагогики и образования»
144 ч.
10 ч.
125 ч.
Итоговая форма отчетности – экзамен
Таблица 4
Содержание дисциплины, структурированное по разделам
№
Тема
План
Методическое обеспечение
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть
Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)
З.1, З.2, З.3, У.1, У.2, В.1, В.2
Способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8)
З.4, З.5, У.3, У.4, В.3
Планы лекционного курса (24 ч./10 ч.)
1.
Генезис и основные этапы становления педагогики.
(2 ч.)
1.Предмет истории педагогики. Историко-педагогические знания. Теоретическая и практическая зоны предметного исследования истории педагогики.
2. Генезис и основные этапы становления и развития педагогики. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях.
3. История педагогики и философия образования как учебный предмет. Междисциплинарные связи.
4. Место истории педагогики в истории мировой цивилизации.
Методическое обеспечение:
основная литература: 1-30дополнительная литература: 1-66
2.
Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в Античном мире. (2 ч.)
1. Воспитание в первобытном обществе.
2. Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока.
3. Воспитание и школа в античном мире.
4. Зарождение философской мысли и место в ней вопросам человека и его воспитания.
Методическое обеспечение:
основная литература: 1-30дополнительная литература: 1-66
3.
Воспитание и школа в античном мире. Зарождение первых научно-педагогических и философских идей. (2 ч.)
1. Воспитание в гомеровскую эпоху (IX – VIII в. до н.э.). Условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих полисах: воспитание в Афинах (семья, мусические и грамматические школы, гимнасии, эфебии); воспитание в Спарте.
2. Доминирующая роль военно-физического воспитания. Воспитание и обучение в Древнем Риме.
3. Развитие и усложнение ремесленного обучения.
Методическое обеспечение:
основная литература: 1-30дополнительная литература: 1-66
4.
Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского Средневековья. (2 ч.)
1. Влияние традиций античной культуры на развитие образования.
2. Развитие христианских воззрений на человека и его воспитание.
3. Состояние школьного дела. Церковные и светские школы.
Методическое обеспечение:
основная литература: 1-30дополнительная литература: 1-66
5.
Школа и педагогика в Новое время (до начала XX в.) (2 ч.)
1. Становление педагогики как науки в странах Западной Европы.
2. Школа и педагогическая мысль в России.
Методическое обеспечение:
основная литература: 1-30дополнительная литература: 1-66
6.
Становление педагогики как науки в странах Западной Европы в XVII-XIХ веках. (2 ч.)
1. Становление педагогики как науки в странах Западной Европы в XVII веке.
2. Становление педагогики как науки в странах Западной Европы в XIХ веке.
Методическое обеспечение:
основная литература: 1-30дополнительная литература: 1-66
7.
Школа и педагогика в Новейшее время (с конца первой мировой войны до начала XXI века). (2 ч.)
1. Развитие школы и педагогики в России до конца Великой Отечественной войны (1918-1945 гг.).
2. Школа и педагогика за рубежом после второй мировой войны.
3. Школа и педагогика в России после Великой Отечественной войны.
Методическое обеспечение:
основная литература: 1-30дополнительная литература: 1-66
11.
Зарубежная и советская школа и педагогика в Новейшее время. (2 ч.)
1. Зарубежная школа и педагогика в Новейшее время.
2. Частные школы в России в конце XIX – начале ХХ века.
3. Причины дегуманизации современного образования.
4. Пути формирования в России современной философии образования и воспитания.
5. Дискуссии в научной литературе последних 10 лет.
6. Действующие альтернативные модели образования, основанные на новой философии образования.
Методическое обеспечение:
основная литература: 1-30дополнительная литература: 1-66