Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОРИЯ ГОРОДА ДОЛГОПРУДНЫЙ.



2019-12-29 384 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ ГОРОДА ДОЛГОПРУДНЫЙ. 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФЕРАТ

На тему Этнолингвистический очерк города

Долгопрудный

 

 

                    Выполнил студент Андрияшина Анастасия Андреевна

                                    очной формы обучения 2 курса направления

                                               подготовки 44.03.05. Педагогическое

                                           образование , профиль: Русский язык и

                                                литература (квалификация-бакалавр)

 

Преподаватель:

Кандидат филологических наук, доцент

кафедры истории русского языка и общего

языкознания

Войтенко Анна Викторовна

 

Мытищи 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

 

1. Введение ...............................................................................................3

2. Общие сведения....................................................................................4

3. История города Долгопрудный...........................................................5

4. Этимология названия города Долгопрудный..................................12

5. Гидронимы.........................................................................................12

6. Заключение.........................................................................................18

7. Список использованной литературы................................................19

 

ВВЕДЕНИЕ.

Этнолингвистика - направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка. В более широком понимании этнолингвистика рассматривается как комплексная дисциплина, изучающая с помощью лингвистических методов «план содержания» культуры, народной психологии и мифологии независимо от способов их формального представления (слово, предмет, обряд и т. п.). Начало исследования подобной проблематики в России было положено трудами Ф. И. Буслаева, А. Н. Афанасьева, А. А. Потебни и других.

Данная работа посвящена этнолингвистическому исследовани. города Долгопрудный Московской области. Как самостоятельный город он имеет сравнительно недолгую историю, но истоки формирования восходят к 12 веку.

Актуальность данной работы обусловлена потребностью во всестроннем изучении истории, состава этнических групп, некогда населявших территорию города Долгопрудный и их культуры, а также в необходимости подробного исследования этимологии гидронимов и топонимов данной местности.

Целью написания реферата является этнолингвистическая характеристика города Долгопрудный. В рамках достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

 1. Детально изучить историю города.

 2. Рассмотреть происхождение названия изучаемой территории.

 3. Описать этимологию топонимов и гидронимов данной местности.

 

 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

На юге и востоке город практически сливается с северными окраинами Москвы (районы Северный, Дмитровский и Западное Дегунино), с запада ограничен каналом имени Москвы (на противоположном берегу канала — город Химки), а с севера — рекой Клязьмой и Клязьминским водохранилищем.

  В состав города были в разное время включены:

- посёлок Хлебниково,

- село Павельцево,

- рабочий посёлок Шереметьевский, находящиеся на севере за каналом имени Москвы.

Население — 112 007 чел. (2019).

В Долгопрудном находится Московский физико-технический институт, предприятия машиностроительной (ПАО «Долгопрудненское научно-производственное предприятие», судоремонтный завод) и химической (завод тонкого органического синтеза) отраслей, а также перерабатывающие и строительные предприятия (Московский камнеобрабатывающий комбинат (МКК), кирпичный завод и др.), фабрика театральных принадлежностей, Долгопрудненское пассажирское автотранспортное предприятие «Мострансавто».

На железной дороге Москва — Савёлово в городской черте расположены платформы Новодачная, Долгопрудная, Водники, Хлебниково, Шереметьевская.

 В непосредственной близости от города расположен международный аэропорт «Шереметьево».

В городе действуют театр «Город», Детская школа театральных искусств «Семь Я», Киноцентр «Галакс», историко-художественный музей, кабельное телевидение.

С 1950-х годов в городе работает литературное объединение (ЛИТО, первый руководитель — поэт Борис Васильевич Попов), получившее в 1990-х название «Клязьма». С 1993 года по инициативе Управления культуры городской администрации ежегодно издаётся литературно-художественный альманах «Долгие Пруды», в котором представлены произведения членов литературного объединения «Клязьма» и жителей города, прошедшие редакционный отбор.

 

 

ИСТОРИЯ ГОРОДА ДОЛГОПРУДНЫЙ.

 Место, где сейчас расположен современный Долгопрудный, известно с 12 века, о чем свидетельствует один из двух невысоких курганов XII в., сохранившийся на западном берегу речки Мерянки, в непосредственной близи к которой и был в 1931 году образован поселок - будущий город Долгопрудный. До определенного времени здесь были расположены лишь единичные поселки и хутора, и только в 14 веке появились господские дома с небольшими поселениями.

Со второй половины XVI в. известно с. Гнилуши (значится в источниках как Стербеево на р. Гнилуше). В 1617 г. впервые упоминается д. Котово (Курлыково на р. Клязьме). С начала XVII в. известна по документам д. Виноградово, ею владел Гаврила Григорьевич Пушкин, далекий предок великого русского поэта. Историки предполагают, что знаменитая каменная церковь в Виноградове была построена в 1696 году. В дальнейшем Виноградово не раз переходило из одних именитых рук в другие, пока не оказалось в результате у жены суворовского полковника Е.И. Бенкендорф.

В 60-70-х гг. XVIII в. в поместье строится знаменитая усадьба Виноградово с дополняющим ее архитектурным ансамблем. В 1772-1777 гг. рядом с домом вырастает новая Владимирская церковь. И усадьба становится местом отдохновения многих знаменитостей того времени: Анненковых, Веневитиновых, Вяземских, Голицыных, Карамзиных, Луниных, Татищевых, Херасковых и других. Имение не раз впоследствии фигурировало в исторических очерках - и войны 1812 года, и позднейших событий. А после Октябрьской революции Виноградово было национализировано и превращено в совхоз «Долгие пруды».

 Дальнейшее развитие города связано в основном с промышленностью, научной деятельностью и, конечно же, дирижаблестроением. В 1931 г. на территории будущего города началось строительство первой в истории СССР опытной дирижаблестроительной верфи, газового завода и других зданий, необходимых для эксплуатации дирижаблей (будущий научно-исследовательский комбинат «Дирижаблестрой»).

Вплоть до 1935 года посёлок при предприятии не имел не только собственного наименования, но и официального статуса населённого пункта. В декабре 1934 года после убийства Кирова рабочими высказывалось предложение присвоить их «городку» имя погибшего деятеля, однако принято оно не было. В конце декабря 1934 года состоялись первые выборы в поселковый совет, а 1 июля 1935 года «городок» был официально отнесён к категории рабочих посёлков и получил наименование Дирижаблестрой. Вероятно, из соображений секретности 19 октября 1937 года посёлок переименовали в Долгопрудный.

C 1932 по 1937 годы через эти места велось строительство канала Москва-Волга им. Сталина. Под него были созданы Управления Москва-Волгострой и Дмитлага ОГПУ (с 1934 года — НКВД). Управление стройкой находилось в Борисоглебском монастыре города Дмитрова. В качестве рабочей силы использовались заключённые-каналоармейцы, размещённые в лагерях по всей длине канала… Невдалеке от трассы канала возник гранитный завод, в задачи которого входило производство облицовочного материала для шлюзов, набережных и других сооружений. А близ железнодорожной станции Хлебниково были основаны Хлебниковские судоремонтные мастерские (ныне — Хлебниковский машиноремонтный судостроительный завод)

17 апреля 1937 года была заполнена водой вся трасса канала Москва-Волга. 15 июля открылась первая постоянная навигация по каналу. Канал стал западной границей Дирижаблестроя-Долгопрудного. Участок канала, проходящий через Долгопрудный, носит название Глубокая выемка.

В рамках масштабного гидропроекта к северу от Дирижаблестроя было создано Клязьминское водохранилище, на берегу которого был построен рабочий посёлок водников (в дальнейшем вошедший в черту Долгопрудного), давший название остановке Водники (в 1951 году платформа Савёловского направления МЖД «19 км» была переименована в Водники).

 В 1940 году в Долгопрудном начала работу Центральная аэрологическая обсерватория.

 25 ноября 1946 года вышло постановление Совмина СССР о создании в Долгопрудном физико-технического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который с 17 марта 1951 года преобразован в Московский физико-технический институт.

 В 1953 году Долгопрудный стал центром Красно-Полянского района, а в 1957 году получил статус города районного подчинения. После этого здесь активизировалось жилищное и культурно-бытовое строительство. В 1963 году Долгопрудный был отнесён к категории городов областного подчинения, в городскую черту были включены деревни Гнилуши, Котово, Щапово и Лихачёво.

В 1959 году в черту Долгопрудного вошёл посёлок Водники, вместе с Хлебниковской ремонтно-эксплуатационной базой. 

 С 1963 года Хлебниковская ремонтно-эксплуатационная база переименована в Хлебниковский судоремонтный завод (с 1975 года — Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод).

В 1988 году бывшее село Виноградово, что на Долгих прудах (изначально давших название городу), было исключено из состава Долгопрудного и включено в состав района «Северный» СВАО города Москвы.

В 2003 году в состав города Долгопрудный были включены рабочий посёлок Шереметьевский и село Павельцево.

 С 2006 года ОАО «Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод» в Водниках работает под новым брендом «Московский яхтенный порт».

13 июля 2016 года состоялось торжественное открытие городского парка «Новые Водники» на берегу Клязьминского водохранилища.

С 2016 года значительно улучшилась транспортная доступность Долгопрудного. Исторически из города можно было выехать или через двухполосное Лихачёвское шоссе, или через железнодорожные переезды у платформ Новодачная и Водники. 4 января 2016 года закончилась реконструкция Лихачевского шоссе, в рамках которой количество полос увеличилось до трёх в каждую сторону. В конце того же года открыто движение по эстакаде у платформы Новодачная, а в 2017 году — у платформы Водники).

 

                             Село Старбеево-Гнилуши

Со второй половины XVI в. известно с. Гнилуши. В письменных источниках оно значится под 1573 г. как Стербеево на р. Гнилуше (у пруда) с деревянной церковью. В 1667 году в Старбеево было 11 крестьянских и семь дворов деловых, бывших дворовых людей. Последние обслуживали не только двор вотчинника, но и его земельные угодья. Мужское население вотчины составляло 72 человека. Почти все крестьянские хозяйства отрабатывали барщину на полях хозяина.

 В селе с 1573г. строили деревянные клетские храмы. Существующая деревянная церковь Святого великомученика Георгия Победоносца построена в 1774 г. согласно прошению князя Долгорукова. Храм срублен топором без применения пилы и гвоздей. В 1961 году церковь была закрыта и разорена. В 1988 году здесь впервые в городе возобновились богослужения. В 1974 году старейший в городе храм взят под охрану государства как памятник деревянного зодчества.

                 (Храм Георгия Победоносца в Старбеево)

Село Спасское- Котово

В 1617 г. впервые упоминается о местечке Котово на реке Клязьме. Тогда оно называлось Курлыково (по другим источникам Курылково или Курилково). В 1684 г. при князе И.Б. Репнине здесь построили кирпичную Спасскую церковь и деревня стала селом с двойным названием Спасское-Котово. В ней насчитывалось в то время 20 крестьянских дворов. В документе зафиксировано состояние их: четыре лучших, шесть средних и десять бобыльских, т. е. бедных.

Со второй половины XVIII века скромная усадебная церковь в селе Спасском - Котове постепенно превращается в родовую усыпальницу князей Юсуповых – богатых царских вельмож.

Во второй половине ХIХ века при селе Спас-Котове стала работать шерстопрядильная и сукноткацкая фабрика. Ее владельцем стал московский 2-й гильдии купец Карл Самойлович Мюле. На фабрике работало свыше 140 рабочих, большинство из которых были приезжими из Можайского, Рузского и Дмитровского уездов Московской губернии.

(Храм Спаса Нерукотворного в селе Котове (Долгопрудный)

Хлебниково

Документальные упоминания о Хлебниково относятся к ХV веку, когда оно принадлежало Я.К. Козадавлю. В 1702 году Петром I велено было через Хлебниково от Москвы до Олонца проложить почтовую дорогу и поставить здесь 1-ый Ям для смены лошадей в почтовых тройках.

В начале XIX века Хлебниково значилось крупной владельческой деревней, расположенной в 24 верстах от Бутырской заставы на Дмитровском тракте. В 84-х ее дворах проживало 736 человек. При деревне работала почтовая станция.

 Перед Октябрьской революцией в Хлебниково работала шерстопрядильная фабрика с 87 работниками, существовал напилочный завод А. Г. Прейса с 48 рабочими, имелись трехклассное земское училище и больница при кирпичном заводе Гаша.

В начале ХХ столетия была проложена Московско-Савеловская железная дорога и Хлебниково превратилось в центр живописной дачной местности – любимое место отдыха москвичей.

Поселок Шереметьевский

 Земли, на которых в данный момент расположен микрорайон Шереметьевский города Долгопрудного, входили в состав имения и были охотничьими и лесными угодьями семьи Шереметевых.

 Имение «Шереметьево» возникло на землях, приобретённых в середине XVIII в. графом П.Б. Шереметевым. В начале ХХ века здесь был открыт остановочный пункт Савёловской железной дороги. В середине 1930-х гг., при строительстве канала им. Москвы появился поселок Шереметьевский - осташковские, хлебниковские, котовские дома, попадавшие в зону затопления, разбирались и перевозились в просеки Шереметьевского леса.

 В январе 1937 года началась электрификация поселка. Были построены изба-читальня с звуковой киноустановкой и библиотекой, амбулатория с родильным отделением на 12 коек, детская консультация, аптека, детские ясли.

 За годы сталинских пятилеток Шереметьево выросло в рабочий поселок, насчитывающий 375 домов с 5500 жителями. Но официальный статус рабочего посёлка Шереметьевский получил лишь в 1973 г. В 2003 году поселок вошел в черту города Долгопрудный.

 



2019-12-29 384 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ ГОРОДА ДОЛГОПРУДНЫЙ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОРИЯ ГОРОДА ДОЛГОПРУДНЫЙ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)