Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Текст опросника Леонгарда - Шмишека



2019-12-29 172 Обсуждений (0)
Текст опросника Леонгарда - Шмишека 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Baше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2. Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли Вы можете заплакать?

4. Возникают ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения, и прибегаете ли Вы к проверке — правильно ли все сделано?

5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

7. Бываете ли Вы обычно во время веселья в центре внимания?

8. Бывают ли у Вас дни, когда Вы без особых причин ворчливы и раздражительны, и все считают, что Вас лучше не трогать?

9. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10. Вы человек серьезный?

11. Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для Вас?

12. Предприимчивы ли Вы?

13. Быстро ли Вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли Вы?

15. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли Ваше честолюбие, чтобы в работе (учебе) Вы были одним из первых?

17. Боялись ли Вы в детские годы грозы и собак?

18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?

20. Очень ли зависит Ваше настроение от внешних обстоя­тельств и событий?

21. Любят ли Вас Ваши знакомые?

22. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавлено?

24. Случалось ли Вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

25. Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?

26. Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к Вам допускается несправедливость?

27. Хвастаетесь ли Вы иногда?

28. Смогли бы Вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?

29. Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неров­но, стараетесь ли Вы это поправить?

30. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?

31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых при­чин?

32. Случалось ли Вам быть одним из лучших в Вашей про­фессиональной деятельности?

33. Легко ли Вы впадаете в гнев?

34. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?

35. Бывает ли у Вас состояние, когда Вы переполнены счастьем?

36. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых пред­ставлениях?

37. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли Вам работа, когда только Вы один отвечаете за нее?

41. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

42. Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?

43. Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно вы­полнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли Вы в детстве из дома?

47. Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?

48. Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-ни­будь конфликта, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

50. Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувст­во юмора?

51. Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обиде­ли? Предпринимаете ли Вы первым шаги к примирению?

52. Очень ли Вы любите животных?

53. Случалось ли Вам, уходя из дома, возвращаться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?

54. Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли, что с Вами или с Вашими родственниками должно что-либо случиться?

55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли Вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?

58. Очень ли Вы любите веселиться?

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в от­чаяние?

61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62. Упорствуете ли Вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при не­удачах людей, которые Вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у Вас на глазах выступят слезы?

65. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о прошлом или о проблемах будущего дня?

66. Свойственно ли было Вам в школьные года подсказывать или давать списывать товарищам?

67. Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище?

68. Вы не раздумывая вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?

69. Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь в Вашем доме должна находиться на своем месте?

70. Случается ли Вам, ложась спать в отличном настроении, следующим утром встать в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли у Вас бывают головокружения?

73. Часто ли Вы смеетесь?

74. Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадываетется о Вашем действительном к нему отношении?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедли­вость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, за­крыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли две­ри?

79. Пугливы ли Вы?

80. Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настрое­ние?

81. Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?

82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?

84. Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоскливому?

85. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?

86. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

87. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?

89. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?

92. Бывают ли у Вас такие навязчивые мысли иногда, когда Вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд (или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома)?

93. Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго?

95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные, импульсивные поступки?

96. В беседах Вы больше молчите, чем говорите?

97. Могли бы Вы, изображая кого-нибудь, увлечься и на время забыть, какой Вы на самом деле?

Ключ

Суммарное количество совпавших с номерами ответов, за которые присваивается по 1 баллу, умножается на коэффициент типа акцентуации.

Тип акцентуации Коэффициент Да Нет
Гипертимность 3 1,12,25,36,50,61,75,85 -
Эмоциональность 3 3, 14,52,64,77,87 28,39
Тревожность 3 17,30,42,54,79,91 5,67
Демонстративность 2 7,21,24,32,45,49,71,4,81,94,97 56
Дистимичность 3 10,23,48,83,96 34,58,73
Застревание 2 2, 16,26,38,41,62,76, 86,90 13,51,66
Педантичность 2 4,15,19,29,43,53,65, 69, 78, 89, 92 40
Циклотимность 3 6,20,31,44,55,70,80,93
Возбудимость 3 8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95
Экзальтированность 6 11,35,60,84
Ложь 1 9,47,59,68,88 18,27,37,63

Приложение №5

Социометрия

Одним из основных, наиболее эффективных инструментов соци­ально-психологического исследования структуры малых групп обыч­но выступает социометрия. Кроме того, она выступает также и мето­дом изучения личности как элемента группы.

Термин «социометрия», означающий измерение взаимоотношений в группе, предложен Дж. Л. Морено в 1934 г. Основоположник социо­метрии, известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность меж­личностных отношений в группе составляет, по его мнению, ту пер­вичную социально-психологическую структуру, характеристики ко­торой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека [103].

По процедуре социометрия представляет собой вызванный иссле­дователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совме­стной деятельности в заданных контролируемых условиях [69]. Со­циометрия основана на выборе партнера и попытке на этой основе представить иерархию группы [135]. Она фиксирует факт предпочте­ния или установку, выраженную индивидом в отношении взаимодей­ствия с другими индивидами в определенных ситуациях [110]. Преоб­ладающим содержанием этой установки является потребность субъекта в общении с объектом выбора.

Рассмотрим, в чем заключается социометрический метод в диагностике отношений малых контактных групп. Исходя из задач диагнос­тики и объектов измерения, психолог выбирает возможные критерии для опроса членов группы,

Различают сильные (общие) и слабые (специфические) критерии выбора. Чем важнее для человека деятельность, для которой произво­дится выбор партнера, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в социометрии вопросы формулируются так, чтобы выявить стремление индивида к общению с другими членами группы в различных видах деятельности: труде, досуге, учении. Поэтому они относятся к эмоциональной сторо­не их межличностных отношений. Иначе говоря, вопросы должны ка­саться не взаимоотношений членов группы, а желания участвовать в определенной совместной деятельности. Это имеет немаловажное зна­чение, так как испытуемые при прямых вопросах относительно взаимо­отношений в группе могут давать не всегда честные ответы из-за не­желания раскрыть свое отношение к другим членам группы. Желание же участвовать в совместной деятельности определяется эмоциональ­ным отношением участника группового взаимодействия. Когда воп­росы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специ­альную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы отвечает на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпоч­тительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. При непараметрической форме предлагается ответить на вопросы без ограничения числа выборов, при параметрической — с ограничением числа выборов.

Порядок составления социометрической карточки.

1. Вначале готовятся списки членов группы, которые будут диагно­стироваться. Каждый член группы должен иметь свой порядко­вый номер в списке — шифр.

2. Затем составляется карточка с учетом размера изучаемой груп­пы. Под заголовком «Социометрическая карточкам дается крат­кая инструкция к заполнению. Здесь указывается, что, отвечая на вопросы, необходимо в графу «Выбор» проставлять номера тех членов группы по списку, которые наиболее полно соответ­ствуют вашему отношению к ним по предложенным критериям выбора.

При опросе без ограничений выбора в социометрической карточке должна быть выделена графа, размеры которой позволяли бы давать достаточно полные ответы.

При опросе с ограничением выбора справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов пред­полагается разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь таблицей «Величины ограничения социометрических выборов» (см. табл. 8).

Таблица 8. Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп Социометрическое ограничение d Вероятность случайного выбора Р(А)
5-7 1 0,20-0.14
8-11 2 0,25-0,18
12-16 3 0,25-0,19
17-21 4 0,23-0.19
22-26 5 0.22-0,19
27-31 6 0,22-0,19
32-36 7 0,21-0,19

 

В тех случаях, когда психологу желательно установить сравнитель­ную ценность сделанных предпочтений, в социометрическую карточ­ку можно вводить своеобразную шкалу. Для этого в графе выборов указывают порядок выбора или предпочтения соответствующей циф­рой — выбор в 1-ю очередь, во 2-ю, в 3-ю и т. д.

Непараметрическая социометрия, без ограничения числа выборов эффективна лишь при малой численности группы (10-12 человек). При этом себя испытуемый не оценивает. Достоинство данной формы в том, что возможно выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы и вместе с тем сделать срез многообразия межличност­ных связей в группе. Недостаток — большая вероятность получения случайного выбора, одинакового подхода ко всем участникам группо­вого взаимодействия, что заведомо является ложным показателем.

Вторая форма — с ограничением выбора — позволяет существенно снизить вероятность случайного ответа. Испытуемый выбирает строго фиксированное число из всех членов группы. Введение социометрического ограничения значительно повышает надежность социометриче­ских данных и облегчает их статистическую обработку. Испытуемый более внимательно относится к своим ответам, выбирая только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым критериям. Лимит выбора значительно снижает вероятность случай­ных ответов и позволяет стандартизировать условия выбора в груп­пах различной численности в одной выборке. А это, в свою очередь, дает возможность сопоставительного анализа материала по различ­ным группам.

Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Она позволяет выявить только наиболее субъективно значимые связи и не дает ин­формации об эмоциональной экспансивности (несдержанности в про­явлении своих чувств) членов группы.

Выбор критериев социометрии диктуется задачами, которые перед собой ставит психолог. Они должны быть представлены с учетом сле­дующих требований:

• вопросы сформулированы как можно конкретнее, на основе ре­альной ситуации;

• не должно быть слишком большого количества критериев;

• предлагаемые выборы должны быть логически связаны между собой;

• вопросы должны вызывать активный интерес у большинства ис­пытуемых;

• необходимо подбирать такие вопросы, смысл которых был бы понятен всем членам изучаемой группы;

• при формулировании вопросов целесообразно учитывать соци­ально-демографические, профессиональные, психологические, возрастные и другие признаки;

• вопросы должны быть связаны с деятельностью, которой зани­маются участники группы.

Приведем примеры сильных критериев, используемых в работе со школьниками.

«С кем из школьных товарищей ты бы хотел играть в команде?» «Кого из членов вашего класса ты бы хотел иметь соседом по парте?» «Кого бы ты пригласил на день рождения?»

Вопрос типа «С кем ты дружишь в классе?» является слабым критерием. Так как он не связан с совместной деятельностью и звучит неконкретно.

Тем не менее, каким бы сильным ни был критерий выбора, никогда нельзя быть уверенным в том. что удалось выявить действительно не­посредственное отношение выбирающего к выбираемому. Для этого необходимы дополнительные сведения, получаемые, например, в ходе беседы.

Различают также двойные и одинарные критерии выбора. Двойной критерий предполагает возможность взаимного выбора (например, выбор товарища по парте, для совместной работы или игры). Одинарный критерий применяется в случаях, если стоит вопрос о выборе не­формального лидера. Желательно, чтобы формулировка такого кри­терия звучала в положительной и отрицательной формах, так как наряду с применением положительных критериев, предполагающих объединение для какой-то деятельности, при изучении взаимоотношений применяются и отрицательные критерии. Например: «Кого из членов вашей группы вы бы выбрали в качестве лидера при выполне­нии ответственной работы?» Второй вопрос звучит прямо противопо­ложно: ^Кого бы вы в последнюю очередь выбрали в качестве лидера при выполнении ответственной работы?» Отрицательные критерии помогают более четко выявить негативное отношение к некоторым членам группы, с тем чтобы попытаться это отношение изменить.

Существуют два взаимодополняющих друг друга способа обработки результатов — графический и количественный.

Социограмма представляет собой графическое изображение струк­туры межличностных отношений в группе. Она является своеобраз­ной картой группы, на которой наглядно, с помощью определенных графических символов обозначаются позитивные и негативные выбо­ры, сделанные каждым членом группы.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы — кар­ты социометричсских выборов.

Различают несколько типов социограмм.

Социограммы произвольного вида показывают комбинацию связей с наиболее удобным расположением членов группы по результатам вы­боров.

Социограммы локограммного вида (от слова «локус») заранее распо­лагают на плоскости членов группы так, чтобы это расположение моде­лировало их действительное местоположение в том помещении, где про­исходит основная деятельность группы, например в классе.

Мишеневые социограммы имеют вид щита, состоящего из трех или четырех концентрически расположенных окружностей, вписанных друг в друга. Чем выше положительный статус, тем ближе к центру круга рас­полагается член группы, и наоборот.

Социограмма позволяет выявить структурные элементы межлич­ностных отношений внутри группы — лидера, психологические ядра группы (подгруппы) и типы их коммуникативных связей, изолиро­ванных и исключенных (отвергнутых) индивидов.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наибо­лее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группи­ровки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Группировки выполняют роль эмоционально-психологических ядер систем общения. Их наличие или отсутствие характери­зует «психологический климат» группы. В хорошо организованных, сплоченных группах лидеры группировок положительно взаимосвя­заны. Наиболее часто встречаются группировки из двух-трех членов, реже из четырех и более.

Основные недостатки социограммы заключаются в произвольности построения схемы отношений и «трудночитаемости» (если в группе больше 15 членов). Количественный анализ результатов начинается с занесения их в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей. Каждому индивиду в ней соответствует одна строка, когда он выступает в роли выбирающего, и один столбец, когда он выступает в роли выбираемого.

На основе матрицы рассчитываются социометрические индексы. Те из них, что предназначены для характеристики отдельных членов группы, называются индивидуальными. Индексы, характеризующие группу как целостное образование, носят название групповых.

Основной индивидуальный показатель — индекс социометрического статуса. Он зависит от количества полученных индивидом вы­боров.

Социометрический статус это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространствен­ную позицию (локус) в ней. Элементы социометрической структуры группы — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым другим, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через раз­личные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъек­тивную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о по­ложительном и отрицательном статусе. Статус также измеряет потен­циальную способность человека к лидерству.

Воспользовавшись данными социоматрицы, можно высчитать социометрический статус индивида, отнеся его к тому или иному разряду («звезды», «принятого», «предпочитаемого», «пренебрегаемого», «изо­лированного», «отвергаемого»), и oценить его характер (положитель­ный или отрицательный).

Неверно было бы считать социометрический статус личности гло­бальным показателем ее положения в группе. Например, неправомерно отождествлять понятие «лидер» и понятие «наиболее предпочита­емый член группы» («звезда»). На самoм деле лидерствo — феномен подструктуры общения, а уровень социометрического статуса харак­теризует положение в подструктуре взаимоотношений. Конечно, эти две характеристики могут совместиться в личности, но для этого не­обходима дополнительная диагностика.

Помимо социометрического статуса можно оценить каждого инди­вида (при неограниченном числе выборов) в отношении его психологи­ческой экспансивности. Индекс психологической экспансивности вы­ражает желание индивида сoтрудничать с oстальными членами группы и также может иметь положительный или отрицательных характер.

Характеристика группы как целостной системы выражается рядом групповых индексов, среди которых наибольшее значение имеет ин­декс групповой сплоченности. Он отражает степень взаимосвязаннос­ти индивидов, тесноту их эмоциональных связей и потому характери­зует внутреннюю социально-психологическую атмосферу группы, от которой зависят ее потенциальные возможности. В ряде исследова­ний было обнаружено, что индекс групповой сплоченности прямо коррелирует с эффективностью совместной деятельности.

Другие групповые индексы характеризуют степень прочности эмоциональных связей между членами группы, ее общую психологиче­скую активность, способность объединять индивидов в единое целое.

При применении социометрического метода должны учитываться возрастные социально-психологические закономерности, которые весьма своеобразно могут взаимодействовать с особенностями, дей­ствительно характеризующими данную группу.

Например, в некоторых психолого-педагогических исследованиях были получены данные о том, что в результате положительного разви­тия межличностных отношений в школьном классе может быть за­фиксирована неполная статусная структура (нет наиболее предпочи­таемых «звезда или «изолированных»). Отсюда делался вывод о том, что подобная статусная структура может служить показателем опре­деленного уровня и состояния межличностных отношений. Но при сопоставлении статусных структур групп на различных возрастных этапах обнаружилось, что неполная статусная структура характерна для групп детей среднего дошкольного возраста, где она свидетель­ствует о недифференцированности отношений вследствие недоста­точного опыта взаимных оценок. Неполная статусная структура была обнаружена и во вспомогательных школах [70].

Таким образом, необходимо учитывать, что одна и та же социометрическая картина в зависимости от возраста испытуемых и особенно­стей коллектива может иметь различные психологические причины и должна интерпретироваться с учетом этого*

Чем определяется то или иное положение индивида в группе?

Избирательность межличностных установок, которая обнаружива­ется в социометрическом выборе, обусловлена реальными факторами, по своей природе являющимися социально-психологическими стан­дартами, эталонами и стереотипами. Возникнув в результате межлич­ностного общения в процессе совместной деятельности и взаимного познания, они объективизируют, кристаллизуют в себе собственный опыт личности и усвоенные «нравственно-этические и антрополого-психологические требования к людям» [22, с. 15 ]. Их роль в процессе общения рассматривается двояко. Эти психологические образования выступают не только в качестве «алгоритмических предписаний» (нормативов общения), но и выполняют регулирующую функцию в формировании взаимоотношений [69]. В акте социометрического вы­бора в свернутом виде происходит сличение конкретных объектов с эталонными образцами, результатом которого является выбор или от­каз. С возрастом критерии, управляющие выбором, могут видоизме­няться. Они зависят, с одной стороны, от возраста и личного опыта человека, с другой стороны, от групповых норм и традиций, и в пер­вую очередь от ценностно-ориентационных установок, диктуемых широкой социальной средой.

Итак, статус личности в группе зависит от того, настолько полно в ней представлен соответствующим образом структурированный эта­лонный набор качеств, являющийся критерием для оценки членов данной группы.

Каковы возможности и ограничения социометрического метода, а также степень надежности?

Прежде всего, он не пригоден для решения практических задач типа '«подбор», так как эффективен лишь в группах, где все члены знают друг друга. Социометрия используется для изучения неофициаль­ного структурного аспекта малой социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Следует помнить об ограничен­ных возможностях социометрии, которая позволяет сделать момен­тальный снимок динамики групповых взаимоотношений, но не может привести к проникновению в сущность групповых процессов, потому что сами по себе социометрические показатели еще ни о чем не гово­рят. Остаются в тени мотивация, причины тех или иных отношений индивидов. Нельзя точно предсказать эволюцию групповых взаимо­отношений.

Вместе с тем очевидное достоинство социометрии заключается в том, что это один из немногих способов, посредством которого можно уви­деть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в группе.

Социометрическое исследование, проведенное по любому крите­рию, дает информацию о подструктуре эмоциональных взаимоотно­шений в группе; все показатели и индексы относятся, строго говоря, именно к этой стороне внутригрупповой активности, а не к процессу общения. В этом состоит существенное ограничение социометрической методики.

Как уже было сказано выше, желание некоторых практикующих психологов проверять результаты социометрии методом наблюдения за группой либо методом «выбора в действии» зачастую приносит ра­зочарование, ибо данные социометрических выборов отнюдь не все­гда совпадают с наблюдаемыми взаимодействиями этих же лиц или с выборами их в действии. Это расхождение, однако, не дает оснований сомневаться в достоверности социометрических данных, оно лишь подчеркивает психологическую специфичность социометрической структуры группы, скрытой под внешним слоем взаимодействий. По­этому в таких случаях более адекватными методами проверки явля­ются интервью с испытуемыми по поводу мотивации их выборов либо повторные социометрические замеры для выявления устойчивости выборов. Вопросы интервьюеров должны касаться прежде всего сле­дующего;

• умения субъекта воспринимать и оценивать основные параметры своих собственных взаимоотношений с другими членами группы;

• самооценки и уровня притязаний в области межличностных от-' ношении;

• способности воспринимать и оценивать основные параметры взаимоотношений других членов группы между собой;

• умения субъекта правильно оценивать статус и отношения дру­гих членов группы.

Относительно надежности социометрии высказывается мнение, что вряд ли имеет смысл производить оценку устойчивости данных, полученных в одномоментном социометрическом срезе на группах менее 25 человек; целесообразнее дать качественную оценку надежно­сти результатов измерений с помощью дополнительной информации об изучаемой группе, например методом интервью. Таким образом можно констатировать следующее:

1) практическая ценность социометрического метода состоит в воз­можности проникнуть в невидимые на официальном уровне, но реально существующие групповые структуры межличностных взаимоотношений;

2) ограниченность же данного метода заключается в субъективном подходе к природе получаемой информации о взаимоотношени­ях людей, в невозможности дать оценку надежности данных на малых выборках без привлечения Других методов исследования;

3) ценность социометрии повышается при ее комплексировании с другими методами исследования личности и группы. Я. Л. Коломинский одним из первых в нашей стране стал применять социометрический метод и внес весомый вклад в адаптацию и раз­витие этой методики, предложил целый ряд ее модификаций, расширил возраст применения, включив дошкольников и школь­ников.

 


[1] Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев. 1981,-С.16.

[2] И.И. Рудской Общая и военная психология часть 2 .Граница 2004,- С.45.

[3] Там же,- С.45.

[4] Там же,- С.50.

[5] Михайлова В. П. Учебное пособие по межлич­ностным отношениям. Российская Государственная библиотека 1999,-С.24-36.

 

[6]  Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев. 1981,-С.28.

 

[7] О.Ю. Ермолаев Математическая статистика для психологов. Москва 2004.- С.313.



2019-12-29 172 Обсуждений (0)
Текст опросника Леонгарда - Шмишека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Текст опросника Леонгарда - Шмишека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)