Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Маркетинговый анализ деятельности предприятия



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Маркетинговый анализ деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




В связи с тем, что основную часть прибыли предприятие получило от реализации продукции, проанализируем ее динамику, для определения факторов, повлиявших на ее изменения в таблице 2.9 и на рисунке 2.3.

Из таблицы 2.9 видно, что в динамике за исследуемый период удельный вес себестоимости в составе выручки снизился на 1,0%. Увеличение доли прибыли от продаж на 1,0% в составе выручки, произошло за счет снижения уровня коммерческих расходов на 0,7% и управленческих на 0,3%.


Таблица 2.9

Расчет удельного веса затрат в выручке по месту возникновения в динамике за 2007-2009гг.

 

Показатель

2007г

(базовый)

2008г

2009г

Отклонение (+,-)

2008г

2009г

сумма,

тыс. руб.

уд. вес, % сумма тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % суммы, тыс. руб. уд. вес, % суммы тыс. руб. уд. вес, %
Выручка от продаж

1582781

100 2 520 121 100

3 968 384

100

937 340

2385603
Себестоимость продаж

1 099 925

69,5 1 875 287 74,4

2 719 233

68,5

775 362

4,9 1619308 -1,0
Валовая прибыль 482 856 30,5 644 834 25,6 1249151 31,5

161 978

-4,9 766 295 +1,0
Коммерческие расходы

52 281

3,3 76 838 3,1

105 094

2,6

24 557

-0,2 52 813 -0,7
Управленческие расходы

124 781

7,9 163 822 6,5

298 279

7,6

39 041

-1,4 173 498 -0,3
Прибыль от продаж 305 794 19,3 404 174 16,0 845 778 21,3

98 380

-3,3 539 984 2,0

Рис. 2.3. Удельный вес видов затрат в выручке по месту возникновения в динамике

Таблица 2.10

Структура затрат предприятия по экономическим элементам в динамике

Элементы затрат

 

 

Значение, тыс. руб.

Уд. вес, %

Изменение за период

2007г 2008г 2009г 2007г 2008г 2009г тыс. руб. прирост, %
Материальные затраты 768 534 1 408 895 2 141 624 56,49 66,58 68,58 1 373 090 178,66
Затраты на оплату труда 223 590 349 836 471 943 16,43 16,53 15,11 248 353 111,08
Отчисления на социальные нужды 57 132 90 081 117 983 4,2 4,26 3,78 60 851 106,51
Амортизация основных средств 11 537 15 712 20 963 0,85 0,74 0,67 9 426 81,7
Прочие затраты 299 787 251 423 370 093 22,03 11,88 11,85 70 306 23,45
Итого по элементам затрат 1 360 580 2 115 947 3 122 606 100,0 100,0 100,0 1 762 026 129,51

Рис. 2.4. Структура затрат предприятия при производстве продукции по экономическим элементам в динамике

Согласно расчетам таблицы 2.11, затраты предприятия на конец исследуемого периода увеличились на 1 762 026 тыс. руб., или на 129,51 %. Увеличение произошло по всем элементам. Наиболее высокий темп наблюдается по материальным затратам, прирост составил 178,66% при общем приросте себестоимости 129,51%. Этот показатель и является проблемным местом в структуре себестоимости. Итак, в результате проведенного анализа можно сделать вывод, что по месту возникновения затрат произошло снижение себестоимости за счет понижения уровня коммерческих расходов на 0,7% и управленческих на 0,3%. Это является положительным моментом.

Таблица 2.11

Анализ влияния материальных затрат на единицу товарной продукции

Показатель 2007г
Материальные затраты 2007г 768 534
Материальные затраты 2009г в текущих ценах 2 141 624
Материальные затраты 2009г пересчитанные по ценам 2007г. 1 619 498

За счет роста цен на ресурсы материальные затраты на анализируемом предприятии возросли на 522 126 тыс. руб.(2 141 624 – 1 619 498), за счет повышения ресурсоемкости – на 850 964 тыс. руб. (1 619 498 – 768 534). Следовательно, при всем изменении на сумму 1 373 090 тыс. руб. (2 141 624 – 768 534):

- доля внешних факторов в росте материальных затрат данного предприятия составляет 38,03% (522 126/1 373 090 х 100);

- внутренних – 61,97 % (850 964/1 373 090 х 100).

Таблица 2.12

Оценка влияния внутренних факторов на рост материальных затрат в ценах 2007 года

 

Показатель

Годы

Отклонение

Темп динамики, %

2007г

2009г
Материальные затраты, тыс. руб.

768 534

1 619 498

850 964

210,73

Объем реализации продукции, ед.

550 724

1 044 821

494 097

189,72

Удельные материальные расходы на единицу, тыс. руб.

1,395

1,55

0,155

111,11

Влияние на изменение материальных затрат, факторов:

а) удельных материальных затрат

688 991

 

б) объем реализации продукции

161 973

 

 

Согласно расчетам таблицы 2.12, основным фактором роста материальных затрат является повышение материальных затрат на единицу продукции, прирост которых составил 111,11%. Отсюда превышение роста материальных затрат над ростом объема производства на 21, 01% (210,73 – 189,72).

Из таблицы 2.13 видно, что в связи с увеличением выручки от реализации на 250,72 % , доля полной себестоимости в структуре выручки снизилась на 1,99%. Снижение удельного веса себестоимости в составе выручки произошло в результате снижения доли условно-постоянных затрат на 0,36% и доли переменных затрат на 1,63%.

Темп динамики роста переменных затрат в абсолютном выражении превышает темпы динамики роста полной себестоимости на 0,59% (245,12 -244,53).

Здесь необходимо проанализировать причины такого опережения, так как переменные затраты в данной цепи являются слабым звеном в цепочке затрат предприятия.

Таблица 2.13

Оценка влияния переменных и постоянных затрат на уровень выручки в динамике

 

Показатель

2007г

2009г

Отклонение

 (+,-)

Темп динамики, %

сумма,

тыс. руб.

уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % суммы, тыс. руб. уд. веса, % суммы тыс. руб. уд. веса, %
Выручка от продаж

1 582 781

100,0 3 968 384 100

2385603

250,72
Полная себестоимость всего, в т.ч.:

1 276 987

80,68 3 122 606 78,69

1845619

-1,99 244,53 97,5
-условно-постоянные затраты 124 781 7,88 298 279 7,52

173498

-0,36 239,04 95,4
- переменные затраты

1 152 206

72,8 2 824 327 71,17

1672121

-1,63 245,12 97,8

Проведем факторный анализ прибыли от реализации в таблице 2.18, базирующейся на методике маржинального дохода, воспользовавшись исходными данными таблицы 2.14.


Таблица 2.14

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации

 

Показатель

Годы

Отклонение, (+,-)

Темп динамики, %

2006г

2008г
Выручка от продаж, тыс. руб.

1 582 781

3 968 384

2 385 603

150,72

Объем реализации продукции, ед.

550 724

1 044 821

494 097

89,72

Цена реализации, тыс. руб.

2,874

3,798

0,924

32,15

Себестоимость продаж, тыс. руб.

1 276 987

3 122 606

1 845 619

144,53

Переменные издержки, тыс. руб. 1 152 206 2 824 327

1 672 121

145,12

Удельные переменные расходы на единицу, тыс. руб. 2,092 2,703

0,611

29,21

Постоянные издержки, тыс. руб. 124 781 298 279

173 498

139,04

Прибыль от продаж, тыс. руб. 305 794 845 778

539 984

175,58

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли произведем способом цепной подстановки:

П2006= 550 724 (2,874-2,092)-124 781 = 305 794 тыс. руб.

Пусл1= 1 044 821 (2,874-2,092)-124 781 = 692 269 тыс. руб.

П усл2= 1 044 821 (3,798-2,092)-124 781 = 1 657 684 тыс. руб.

Пусл3= 1 044 821 (3,798-2,703)-124 781 = 1 019 298 тыс. руб.

П2008= 1 044 821 (3,798-2,703)-298 279 = 845 778 тыс. руб.

Согласно данных таблицы 12, общее изменение прибыли от продаж (∆Побщ) составляет 539 984 тыс. руб., в том числе за счет изменения:

- объема реализованной продукции DПN = 692 269 – 305 794 = +385 475 тыс. руб.;

- цены реализации DПц = 1 657 684 – 692 269 = +965 415 тыс. руб.;

- удельных переменных затрат ∆Ппер = 1 019 298 – 1 657 684 = –638 386 тыс. руб.;

- суммы постоянных затрат ∆Ппост = 845 778 – 1 019 298 = – 173 520 тыс. руб.

(∆Побщ) = 385 475 + 965 415 – 638 386 – 173 520 = 538 984 тыс. руб.

Результаты расчетов сведем в таблицу 2.15.

Таблица 2.15

Результаты влияния факторов на изменение прибыли от продаж, тыс. руб.

Фактор Сумма, тыс. руб.  
За счет роста объема реализации продукции 385 475
За счет увеличения цены реализации продукции 965 415
За счет прироста себестоимости реализованной продукции -811 906
в том числе: - за счет прироста удельных переменных издержек –638 386
- за счет прироста постоянных затрат – 173 520
Итого 538 984

Полученные результаты позволяют определить влияние переменных и постоянных затрат на формирование прибыли. Так, за счет прироста удельных переменных издержек предприятие получило прибыли меньше на 638 386 тыс. руб., и за счет прироста постоянных затрат, прибыль уменьшилась на 173 520 тыс. руб.

Таблица 2.16

Структура переменных затрат в динамике

 

Показатель

2007г

2009г

Отклонение

 (+,-)

Темп прироста, %

сумма,

тыс. руб.

уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % суммы, тыс. руб. уд. веса, % суммы тыс. руб. уд. веса, %
Переменные расходы, всего

1 152 206

100,0 2 824 327 100,0

1 672 121

145,12
В.т.ч.

 

     

 

     
- Прямые расходы

920 128

79,86 2 169 919 76,83

1 249 791

-3,03 135,83 -3,79
- Условно-переменные расходы

179 797

15,6 549 314 19,4

369 517

3,8 205,52 24,36
- коммерческие расходы

52 281

4,54 105 094 3,72

52 813

-0,82 101,02 -18,06

Из таблицы видно, что за исследуемый период основной прирост переменных затрат связан с увеличением условно-переменных расходов. При общем приросте переменных расходов на 145,12%, прирост условно-переменных расходов составляет 205,52%. Доля условно-переменных расходов в структуре переменных затрат увеличилась на 3,8%. Но основная доля в переменных затратах, принадлежит прямым расходам, которая на конец периода составила 76,83%. Поэтому рассмотрим динамику прямых и условно-переменных расходов подробнее в таблице 2.17.

Согласно расчетным данным таблицы 2.17, основной расходной статьей в структуре прямых расходов по объему, является статья «сырье и материалы». Ее доля в структуре прямых расходов на начало периода составила 85,52% и на конец периода 86,37%. Темп прироста за период составил 138,16%. Превышение прироста показателя «сырья и материалов» над общим приростом прямых расходов составляет 1,017 (138,16/135,83) единицы.

Также за исследуемый период в структуре прямых затрат выросла доля «топлива и «топлива и энергии» на 0,85%. Превышение прироста показателя «топливо и энергия» над общим приростом прямых расходов составляет 1,045 (141,95/135,83) единицы. Эти два показателя и являются «узким» местом в структуре прямых расходов.


Таблица 2.17

Структура прямых и условно-переменных расходов в динамике

 

Показатель

2007г

2009г

Отклонение

 (+,-)

Темп прироста, %

сумма,

тыс. руб.

уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % суммы, тыс. руб. уд. веса, % суммы тыс. руб. уд. веса, %
Прямые расходы

920 128

100,0 2 169 919 100,0

1 249 791

135,83
Сырье и материалы

786 919

85,52 1 874 161 86,37

1 087 242

0,85 138,16 0,99
Топливо и энергия

49 864

5,42 120 647 5,56

70 783

0,14 141,95 2,58
Зарплата основных рабочих

65 617

7,13 138 501 6,38

72 884

-0,75 111,07 -10,5
Отчисления на социальное страхование

17 728

1,93 36 610 1,69

18 882

-0,24 106,51 -12,4
- Условно-переменные расходы

179 797

100,0 549 314 100,0

369 517

205,52
Вспомогательные материалы

11 650

6,48 40 542 7,38

28 892

0,9 248,0 13,9
Инструмент и приспособления

25 806

14,35 74 843 13,62

49 037

-0,73 190,02 -5,09
Услуги вспомогательного производства

38 640

21,49 100 464 18,29

61 824

-3,2 160,0 -14,9
Услуги сторонних организаций

2 364

1,33 14 255 2,6

11 891

1,27 503,0 95,5
Охрана труда

2 615

1,45 4 570 0,83

1 955

-0,62 74,76 -4,28
Брак в производстве

1 277

0,71 8 074 1,47

6 797

0,76 532,26 107
Прочие

10 069

5,60 59 916 10,9

49 847

5,3 495,05 94,6

 

Далее, рассмотрим структуру условно-постоянных расходов в динамике за 2007-2009 гг. в таблице 2.18.

Таблица 2.18

Структура условно-постоянных расходов в динамике

 

Показатель

2007г

2009г

Отклонение

 (+,-)

Темп прироста, %

сумма,

тыс. руб.

уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % суммы, тыс. руб. уд. веса, % суммы тыс. руб. уд. веса, %
Вспомогательные материалы

2 682

2,15 7 820 2,62

5 138

0,47 191,57 21,9
Энергоресурсы

2 488

1,99 4 206 1,41

1 718

1,38 69,05 69,4
Зарплата

52 491

42,07 148 025 49,63

95 534

7,56 182,0 18,0
Отчисления на социальное страхование

12 832

10,27 35 801 12,0

22 969

1,73 178,99 16,8
Амортизация

3 089

2,48 5 506 1,85

2 417

-0,63 78,25 -25,4
Услуги вспомогательного производства

14 011

11,23 20 014 6,71

6 003

-4,52 42,84 -40,2
Услуги сторонних организаций

16 111

12,91 27 050 9,07

10 939

-3,84 67,9 -29,7
Услуги связи

1 102

0,88 4 687 1,57

3 582

0,69 325,32 78,4
Командировочные расходы

5 435

4,36 21 311 7,14

15 876

2,78 292,1 63,8
Обязательные платежи

2 653

2,13 6 556 2,2

3 903

0,07 147,1 3,29
Прочие

11 887

9,53 17 303 5,8

5 416

-3,73 45,56 -39,1
Итого: Условно-постоянные расходы

124 781

100,0 298 279 100,0

173 498

139,04

Рис.2.5. Графическое построение порога рентабельности за 2008г.

Таблица 2.19

Расчет запаса финансовой прочности предприятия

Показатель 2007г 2008г 2009г Темп роста, %
Выручка от реализации (В) 1 582 781 2 520 121 3 968 384 250,72
Себестоимость (С), в т.ч.: 1 276 987 2 115 947 3 122 606 244,53
Переменные издержки(Ипер.) 1 152 206 1 952 125 2 824 327 245,12
Постоянные издержки (Ипост.) 124 781 163 822 298 279 239,04
Прибыль (п = в-с) 305 794 404 174 845 778 275,58
Валовая маржа (ВМ = В - Ипер = П + Ипост) 430 275 567 996 1 144 057 265,89
Коэффициент валовой маржи (Квм = ВМ/В) 0,2718 0,2254 0,2883 106,07
Порог рентабельности (ПР = Ипос/Квм) 459 091 726 806 1 034 613 225,36
Запас финансовой прочности, ден. ед. (ЗФП = В-ПР) 1 123 690 1 793 315 2 933 771 261,08
Запас финансовой прочности, % (ЗФП% = ЗФП/В х 100%) 70,99 71,16 73,93 104,14
Сила воздействия операционного рычага (СВОР = ВМ/ П) 1,407 1,405 1,353 96,16

Как показывает расчет, в 2007 году нужно было реализовать продукции на сумму 459 091 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактически выручка составила 1 582 781 тыс. руб., что выше пороговой на 1 123 690 тыс. руб., или на 70,993%. Это и есть запас финансовой устойчивости или зона безубыточности предприятия.

В 2009 году запас финансовой устойчивости увеличился на 4,14%, так как снизилась доля постоянных затрат в себестоимости реализованной продукции. И предприятие является более устойчивым к изменению рыночной конъюнктуры с точки зрения получаемой прибыли.

Согласно проведенным расчетам, можно сделать вывод, что при возрастании выручки от реализации за 2009 год на 150,72%, сила воздействия операционного рычага убывает на 3,84%, так как имело место снижение доли постоянных издержек в структуре себестоимости. Положительная маржинальная прибыль свидетельствует о потенциальной возможности прибыльной продажи продукции.

К проведению экспертного опроса на ООО «ГРАНД» были привлечены шесть наиболее квалифицированных специалистов предприятия

- директор;

- зам. директора по производству;

- главный механик;

- главный энергетик;

- главный геолог;

- главный бухгалтер.

Каждому эксперту был предоставлен список всех экспертов и варианты ответов на вопрос: “Какая из предложенных стратегий роста фирма наиболее предпочтительна для ООО «ГРАНД» в настоящее время?”.

Оценка компетентности проводилась по 6-ти балльной шкале, причем чем выше компетентность, тем выше оценка. Значимость вариантов оценивалась по 10-ти балльной системе (чем больше значимость, тем выше оценивается стратегия).

Экспертам необходимо оценить следующие варианты стратегии роста фирмы:

1) стратегия глубокого проникновения (В1);

2) стратегия разработки товара (В2);

3) стратегия расширения рынка (В3);

4) стратегия диверсификации (В4).

Первым этапом экспертизы необходимо оценить компетентность экспертов. Это можно реализовать путем их взаимной оценки. Данные взаимооценки приводятся в таблице 2.20.

По данным таблицы мы видим, что наиболее компетентным является третий эксперт, далее - первый, второй, пятый, четвертый и шестой.

Далее производим оценку значимости вариантов для каждого вида планирования.

1) Проводим оценку значимости факторов по десятибалльной системе. Результаты приводятся в таблице 2.21.


Таблица 2.20

Взаимная групповая оценка компетентности экспертов

Эксперты Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 5 5 6 5 4 3
Э2 6 5 6 4 5 5
Э3 6 4 5 4 4 3
Э4 6 5 6 3 5 4
Э5 6 5 6 4 5 3
Э6 5 5 6 4 4 3
Средняя оценка 5,6 4,8 5,8 4 4,5 3,5
Место 2 3 1 5 4 6

 

Таблица 2.21

Матрица значимости стратегий (вариантов) в десятибалльной системе

Эксперты

Варианты стратегии

Сумма баллов

В1 В2 В3 В4
Э1 5 8 10 6 29
Э2 6 8 9 5 28
Э3 5 8 10 6 29
Э4 5 7 10 6 28
Э5 5 7 10 6 28
Э6 7 8 10 6 31

2) Переводим оценки, выданные в баллах, в ранги, при этом ранг 1 присваивается варианту, получившему наибольший балл. Результаты расчётов приводятся в таблице 2.3.

3) Проведем проверку согласованности показаний двух экспертов с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.


Таблица 2.22

Перевод оценок вариантов из десятибалльной системы в систему, выраженную в рангах

Эксперты

Варианты стратегии

Сумма рангов

В1 В2 В3 В4
Э1 4 2 1 3 10
Э2 3 2 1 4 10
Э3 4 2 1 3 10
Э4 4 2 1 3 10
Э5 4 2 1 3 10
Э6 3 2 1 4 10

Полученные значения коэффициентов ранговой корреляции заносят в таблицу. Вычисленные коэффициенты корреляции Спирмена согласованности оценок всех экспертов представлены в таблице 2.23.

Таблица 2.23

Матрица коэффициентов ранговой корреляции Спирмена

Эксперты Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 1 0,8 1 1 1 0,8
Э2 0,8 1 0,8 0,8 0,8 1
Э3 1 0,8 1 1 1 0,8
Э4 1 0,8 1 1 1 0,8
Э5 1 0,8 1 1 1 0,8
Э6 0,8 1 0,8 0,8 0,8 1

Как видно из таблицы 2.5 , учёт компетентности экспертов обусловил некоторое перераспределение «весов» отдельных вариантов.

По результатам экспертизы можно сделать следующее заключение:

доминирующим вариантом стратегии роста фирмы является вариант В3 –стратегия расширения рынка, далее идут В2, В1 и В4.


Таблица 2.24

Относительные оценки значимости вариантов, составленные на основе показаний экспертов

Эксперты

Вес эксперта

Варианты стратегий

Сумма баллов

В1 В2 В3 В4
Э1 5,6 5 8 10 6 29
Э2 4,8 6 8 9 5 28
Э3 5,8 5 8 10 6 29
Э4 4 5 7 10 6 28
Э5 4,5 5 7 10 6 28
Э6 3,5 7 8 10 6 31
А1   0,19 0,263 0,339 0,167  
А2   0,187 0,265 0,341 0,202  
Место варианта в ранжированном ряду   4 2 1 3  

 



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Маркетинговый анализ деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Маркетинговый анализ деятельности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)