Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отечественный и зарубежный опыт оценки миграционных процессов



2019-12-29 341 Обсуждений (0)
Отечественный и зарубежный опыт оценки миграционных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как было указано выше, миграция может иметь неоднозначные, а подчас непрогнозируемые экономические и социальные последствия для страны в целом и для каждого её региона в частности. Они способны дифференцированно проявляться в различных сферах - региональной, структурно-отраслевой, социально-демографической, этнокультурной и во многом другом. Для того, чтобы не допустить или, по крайней мере, смягчить проявление негативных последствий воздействия миграции и стимулировать её позитивное влияние на развитие территории, необходимо управлять миграционными процессами. Грамотное регулирование внешней и внутренней миграции должно быть научно-обосновано. Для этого необходимо оценить характер миграционных процессов.

Такая оценка осуществляется на основе системы показателей, которая в целом неоднократно описывалась в работах и отечественных и зарубежных специалистов.

При оценке внешней миграции существуют определенные трудности, которые, в первую очередь, обусловлены разнородностью источников данных и несогласованностью систем учета коренного и иностранного населения разных стран. Так, в Ирландии, Португалии и многих других странах в отличие от Дании, Германии, Бельгии, Швеции, Японии отсутствуют специальные регистры населения, позволяющие вести довольно строгий учет как естественного, так и миграционного движения населения.

При этом в разных странах имеют место и различные подходы к учету миграции, по отношению к иностранному населению и иностранной рабочей силе, которой занимаются разные государственные структуры. Например, в Италии и Португалии вопросами учета иностранного населения занимаются министерства иностранных дел, дающие разрешения на пребывание иностранным гражданам, в Бельгии – это и Национальный институт по статистике, и Министерство труда и занятости, Министерство юстиции Центральный комиссариат по беженцам и апатридам.

В США одним из наиболее мощных государственных органов является Служба иммиграции и натурализации. Она включает разветвленную сеть региональных организаций, сухопутные пограничные войска, систему общественных организаций, финансируемых из государственного бюджета и действующих под контролем государства. Комитет, занимающийся проблемами миграции, имеется и в Конгрессе США. Иммиграционное законодательство страны довольно часто корректируется, а на развитие Службы иммиграции и натурализации ежегодно увеличиваются государственные дотации. Иммиграционная служба США находится в процессе реорганизации, в процессе которой будут выделены два самостоятельных блока: Бюро соблюдения иммиграционной политики (БСИП) и Бюро иммиграционных служб (БИС).

БСИП – это своего рода силовое подразделение, в задачи которого будет входить контроль за пограничным режимом, разведывательные функции, координация деятельности с другими силовыми ведомствами по вопросам пресечения незаконной миграции.

БИС будет заниматься рассмотрением ходатайств об иммиграции, предоставлении убежища, натурализации, выдачей и пролонгацией грин-карт, выдачей разрешений на въезд, предоставлением вида на жительство и другими вопросами помощи легальным мигрантам.

В Швеции вопросами иммиграции и натурализации занимается Департамент по делам иммиграции (SIV). Он принимает решения о предоставлении разрешений на жительство, решения по ходатайствам о предоставлении гражданства. Департамент по делам иностранцев рассматривает апелляции по отказам SIV во въезде, решениям о депортации. Вопросами учета иностранного населения в Швеции занимается Центральное статистическое управление страны.

Кроме того, в Швеции действует Совет по выработке политики помощи беженцам - неправительственный орган, а так же Комитет по выработке политики в отношении иммигрантов и беженцев.

В разных странах существуют так же разные подходы к тому, какие источники информации считать основными. Так, в Австралии, Японии, Новой Зеландии и Великобритании и ещё некоторых странах роль основного источника данных выполняет пограничная статистика. В большинстве других стран информация по внешней миграции поступает из административных источников. Ценным источником информации являются регистры населения. В Германии, Венгрии, Японии и Швейцарии разработаны специальные регистры для иностранцев, которые представляют данные, как по притоку, так и по оттоку мигрантов.

В России основными источниками данных о миграции являются переписи населения, текущий учет, ведомственная статистика. Перепись населения – это, процесс сбора демографических и социальных данных, характеризующих каждого жителя страны или отдельного региона по состоянию на определенный момент времени. Она дает, как бы, моментальный снимок населения. В число получаемых в результате проведения переписи сведений о населении, о каждом человеке (пол, дата рождения, гражданство, национальность, уровень образования и тому подобное) входят сведения и о миграции. Текущий учет позволяет оценить истинное число миграционных перемещений, а так же своевременно получать информацию об изменении в характеристике миграционной ситуации в стране и её отдельных территориях, изучать направления миграционных потоков, их структуру.

Систематическому учету, при этом, подлежит только миграция на постоянное место жительство. Различные ведомства и службы (дипломатические представительства стран, иммиграционные службы, органы пограничного контроля) в процессе своей деятельности формируют информацию по отдельным категориям мигрантов, что позволяет изучить данные категории подробнее.

При углубленном изучении миграции следует применять данные всех источников, добиваясь их сопоставимости и идентичности. Только в этом случае оценка миграционных потоков будет более полно отражать реальное положение дел. Обобщив имеющийся опыт, можно выделить систему показателей, содержащих наиболее общую оценку миграционных процессов (см. таблицу 1.1).

 Для анализа непосредственно миграционного процесса и его результатов применяется широкий спектр абсолютных (выраженных суммой или количеством) и относительных (выраженных по отношению к другому показателю, в том числе к этому же, но базисному) показателей.

Базой для оценки являются абсолютные показатели. Исходные первичные показатели - числа прибывших и выбывших являются, которые берутся из статистической отчетности (статистические) или из сводных материалов специальных обследований (при использовании социологических методов исследований). Вследствие более высокой точности регистрации прибытий более предпочтительны сведения о числе прибывших.

Сальдо миграции можно получить не только как разность между численностью прибывших и выбывших (как это показано в таблице), но и путем сопоставления данных об общем и естественном приросте населения, впрочем, этот показатель часто называют миграционным приростом. Данные сальдо миграции и миграционного прироста могут различаться вследствие более высокой точности данных естественного движения населения, нежели миграционного. В данной работе понятия «сальдо миграции» и «миграционный прирост» употребляются как синонимы.

 

Таблица 1.1 - Показатели, используемые при оценке миграционных процессов

Показатели

Порядок расчета

абсолютные

1 численность прибывших I
2 численность выбывших E
3 сальдо миграции (чистая миграция, нетто-миграция)
4 миграционный оборот (валовая миграция, брутто-миграция)  
5 объём миграций произведение численностей прибывших и выбывших

относитель-ные (ре-зультати-ности)

1 коэффициент результативности миграции
2 показатель эффективности передвижений населения

Относи-тельные (интенсив-ности)

1 коэффициент прибытий , - среднегодовая численность населения территории
2 коэффициент выбытий
3 коэффициент миграционного оборота
4 коэффициент механического прироста

относитель-ные (струк-турные)

1 распределение мигрантов по полу и возрасту  
2 показатели, характеризующие образовательный уровень мигрантов доля лиц с определенным уровнем образования
3 показатели, характеризующие профессионально-квалификационный состав доля лиц определённых профессий
4 распределение мигрантов по местам выхода  

 

Сальдо миграции и (или) миграционный прирост традиционно считают базовыми для характеристики протекающих миграционных процессов. Поэтому, несмотря на то, что сальдо миграции - это ее результат, описание миграционной ситуации обычно начинают именно с него.

Показатель объема миграций из-за трудности его интерпретации не получил широкого распространения и в основном применяется при моделировании миграционных процессов.

Однако познавательная ценность абсолютных показателей при изучении миграционных процессов сравнительно невелика, поскольку миграции по своей природе тесно связаны с общей численностью населения, из которого выходят или в которое входят мигранты. Для получения более полной картины используются относительные показатели. В таблице представлены их основные группы. Следует охарактеризовать некоторые из них.

Значения показателя эффективности миграционного процесса могут находиться в пределах от нуля до единицы. Он служит для измерения сложившегося распределения населения, являющегося следствием неодинаковой величины объема миграций в различных районах.

Коэффициенты результативности миграции, а так же коэффициенты ее интенсивности могут рассчитываться и как общетерриториальные, то есть в целом для данной территории, и как межтерриториальный, описывающий размеры и результаты миграционного обмена, совершающегося между районом выхода населения и районом вселения. В первом случае они оценивают общие результаты миграционных процессов на территории, во втором - рассматриваются как итоговая характеристика взаимного обмена населением между соответствующими территориями.

Следующая группа показателей - структурные. Их анализ предполагает обязательное сопоставление расчетных данных по потоку мигрантов с соответствующими данными по населению мест вселения. Как правило, чем территориально ближе обменивающиеся населением регионы, тем более схожи их структурные показатели, и наоборот. Так, выполненные расчеты показали, что наиболее интенсивный миграционный обмен связывает, например, Актюбинскую область Казахстана с Вологодской областью России (в обоих регионах развита черная металлургия). Сравнение структурных показателей переселенцев в разные места и их сопоставление с местным населением - эффективный метод анализа для выдвижения гипотез о причинно-следственном механизме миграций и в конечном счете – для разработки путей воздействия на приживаемость мигрантов в новых местах [27, с. 45].

Для того чтобы оценить характер любого процесса или явления, в том числе и миграцию, необходимо проследить его состояние в статике и динамике. Статические показатели миграции населения применяются для сравнения одного региона с другим (другими) или одной страны с другой (другими) на одну и ту же дату. Эти показатели позволяют увидеть картину, существующую на определенный момент, исследовать процесс в пространстве. Их применение для анализа правомерно, когда анализируются огромные массивы данных и для упрощения расчетных процедур анализ проводится по единому временному срезу. Статические показатели могут успешно применяться в случаях, когда анализируемые характеристики проявляют относительную устойчивость и стабильность.

Для того чтобы определить, как протекал процесс во времени, используют динамические показатели. Расчет этих показателей важен в изучении миграции населения, так как она представляет собой непрерывно протекающий процесс. Использование темповых показателей призвано выявлять изменение характера миграционных процессов. Например, чем выше показатели прибытий и выбытий по отношению к предыдущему году, тем выше уровень территориальной подвижности населения.

Следует заметить, что рассмотренные выше абсолютные и относительные показатели дают представление о миграции в статике, а темпы прироста и темпы роста этих показателей показывают динамику миграционных процессов.

Следует подчеркнуть, что квалифицированный и научно обоснованный анализ возможен лишь при комплексном использовании обеих групп показателей (статических и динамических). Это позволяет проследить модификацию существующих тенденций во времени в контексте с выявлением новых аспектов миграционных проблем и формирующих их факторов. Выбор показателей зависит от исследуемого вида миграции и поставленных целей.

Для оценки внешней миграции на определенной территории целесообразно использовать следующую систему показателей (см. таблицу 1.2). Данная система показателей позволит оценить масштабы миграции на данной территории, определить, какая доля миграционных потоков относится к такому её виду, как внешняя миграция, оценить состав и структуру миграционных потоков в обмене с иностранными государствами, характер её воздействия на территорию и его изменение во времени. В связи с этим можно утверждать, что данная система показателей является необходимой и достаточной для такой оценки.

На основе проведенной оценки влияния миграции на развитие территории вырабатываются основные направления миграционной политики, которая включает в себя меры по государственному регулированию переселения населения. Суть государственного регулирования миграций на уровне отдельной страны заключается в установлении строгого контроля над миграционными перемещениями с целью предотвратить те из них, которые являются нежелательными с точки зрения интересов страны. Подобные ограничения в меньшей мере распространяются на эмиграцию, чем на иммиграцию, против которой почти повсеместно принимаются запретительные меры.

Страны, отличающиеся большим разнообразием условий проживания, большими территориями, разрабатывают и проводят, помимо внешней, внутреннюю миграционную политику. Она призвана обеспечить оптимальное с точки зрения социально-экономического развития страны снижение региональной асимметрии в размещении населения.

 

Таблица 1.2 - Система показателей для оценки внешней миграции на определенной территории

  Показатели Порядок расчета Назначение
1 Абсолютные величины годового объема миграционных потоков, сальдо миграции и миграционный оборот I – прибывшие; E – выбывшие;  – сальдо миграции;  – миграционный оборот Оценка общей величины миграции
2 Абсолютные величины распределения прибывших и выбывших, сальдо внешней миграции по странам Ii – прибывшие из i-той страны; Ei – выбывшие в i-тую страну;  – сальдо миграции с i-той страной Оценка масштабов внешней миграции
3 Состав мигрантов (участвующих во внешней миграции) по возрасту, полу, национальности, образованию и другим характеристикам доля лиц определенного возраста (пола, националь-ности и т.д.) в общей численности мигрантов Оценка половозрастного, национального, образовательного состава мигрантов
4 Численность и доля граждан других государств в составе населения территории, доля иностранцев среди занятого населения Рм – численность иностранных граждан; ; , где  – численность населения территории зн – численность занятого населения; Оценка влияния внешней миграции на местное население, на рынок труда
5 Приведенные показатели в динамике ,  где – значение k-того показателя в j-тый год, – базисное значение k-того показателя. Оценка изменения роли внешней миграции в развитии данной территории

 

На разных исторических этапах, в зависимости от ситуации, в миграционной политике национальных государств преобладала эмиграционная или иммиграционная её составляющая, которая и определяла её сущность. В современных условиях главной составляющей для большинства развитых стран становиться иммиграционная политика.

В настоящее время иммиграционная политика и законодательство зарубежных стран касаются в основном трех категорий иностранцев:

1) иностранная рабочая сила;

2) лица, ищущие убежище (по Конвенции ООН);

3) воссоединение семей.

Современное законодательство в отношении иммигрантов можно условно разделить на три блока:

1) законодательство и процедуры, касающиеся въезда и получения вида на жительство;

2) законодательство и процедуры, касающиеся пребывания иностранцев в стране;

3) законодательство и процедуры, касающиеся интеграции и натурализации иммигрантов.

На мировом уровне миграционная политика вырабатывается и проявляется через деятельность международных организаций, в первую очередь ООН и МОТ. Главная роль принадлежит Всемирным конференциям ООН по народонаселению, имеющим правительственный статус. Принимаемые на них документы носят только рекомендательный характер.

Интересен опыт отдельных зарубежных стран в области управления внешней миграцией населения, в которых сложилась четкая система административных, организационно-правовых и экономических рычагов.

Современная миграционная политика США обеспечивает строгую «селекцию» въезжающих в страну иностранцев. Она нацелена на отбор преимущественно высококвалифицированных работников. Закон Харта-Селлера, принятый в 1965 году, ввел систему преференций, по которым предпочтение отдается иммигрантам, имеющим родственные связи с гражданами США, затем – ученым и специалистам, а так же работникам для некоторых отраслей экономики, а так же беженцам.

При этом в США устанавливается ежегодная квота на прием иммигрантов. Для беженцев предусмотрены специальные программы по расселению внутри страны. Беженцам и лицам, ищущим убежище (через год после получения убежища), предоставляется статус постоянного резидента, дающий право на постоянное жительство.

Очень серьезной проблемой для США является нелегальная иммиграция. Наряду с созданием мощной системы иммиграционного контроля, время от времени в стране проводятся процедуры по легализации части иностранцев, находящихся на территории США без разрешения властей.

Из опыта европейских государств в области управления внешней миграцией населения заслуживает внимание опыт Швеции. Она проводит последовательную политику интеграции иностранцев, которая может служить образцом при реализации миграционной политики в Европе.

В 1967 году в стране были введены новые иммиграционные правила, согласно которым все иностранные граждане (кроме граждан скандинавских государств), обязаны получить разрешение на жительство и работу до въезда в страну. Швеция придерживается строгих ограничений в отношении въезжающих трудовых мигрантов. Массовый прием лиц по гуманитарным соображениям происходит согласно квоте, ежегодно устанавливаемой правительством.

Государство приняло ряд шагов для облегчения процесса адаптации иммигрантов, находящихся в стране на законных основаниях. В этом отношении страна проводит политику, ориентированную на реализацию следующих принципов:

1) равенство между иммигрантами и шведами;

2) свобода выбора культурного развития иммигрантов;

3) сотрудничество и солидарность между коренным населением Швеции и некоторыми этническими группами.

Что касается решения проблем трудовой миграции, то во всех развитых странах имеются государственные органы, работа которых посвящена этому вопросу. Несмотря на своеобразие институциональной структуры, занятой вопросами трудовой миграции в различных странах, в целом везде функционирует одна и та же схема.

Большое внимание уделяется координации действий специальной миграционной службы, органа по труду и таких заинтересованных ведомств, как министерство внутренних дел, общественного порядка, безопасности, иностранных дел, здравоохранения, образования и тому подобное.

Трудоустройство за рубежом основано на контрактной системе, которая четко формулирует требования к «качеству» иностранной рабочей силы. Как уже упоминалось, в США по действующему иммиграционному законодательству поощряется иммиграция лиц, имеющих высокую профессиональную квалификацию. При трудоустройстве за рубежом для подавляющего большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или средне-специальном образовании. Однако, страны – импортеры рабочей силы признают не все дипломы об образовании. В ряде случаев предусмотрена процедура подтверждения образовательного сертификата в принимающей стране.

Во многих странах для трудящихся мигрантов устанавливается ограниченный срок пребывания и работы в принимающем государстве, по истечении которого они должны покинуть его территорию, если разрешение не было продлено. Конкретные сроки, на которые выдаются разрешения в отдельных странах, различны. Как правило, разрешение действует не более года.

Кроме того, во многих странах действует система приоритетов, строящаяся по признаку национально-географической принадлежности трудящихся мигрантов. Например, по ирландскому законодательству лица, родившиеся в Великобритании, имеют те же права, что и граждане Ирландии, им не требуется получать разрешение на трудоустройство в стране. В Германии принято постановление, обязывающее принимать на работу в первую очередь граждан государств, входящих в ЕС.

Опыт России в регулировании миграционных процессов, показывает, что решение проблем переселения возможно лишь при организующей роли государства. Именно государство способно регулировать направления и объемы миграционных потоков и минимизировать элементы стихийности в этих процессах.

Практика государственного регулирования в России имела глубокие исторические корни и разработанную применительно к конкретным историческим и социально-экономическим условиям страны теоретическую базу. Однако методы регулирования миграции населения, которые использовались в условиях плановой социалистической экономики, административно-командной системы управления, после распада СССР, в условиях перехода к рыночным отношениям оказались малоэффективными.

Стихийное развитие миграционных процессов настоятельно потребовало выработки миграционной политики, адекватной сложившейся ситуации, механизмов её реализации. В настоящее время миграционная политика в России не решает большинство проблем, связанных с миграцией. Механизм отбора мигрантов не отлажен, недостаточно контролируются иммиграционные процессы, и отслеживается нелегальная иммиграция, нет четкой системы регулирования количественных и качественных параметров оттока населения за рубеж, тем самым не уделяется должного внимания сохранению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала страны. Причины этого кроются в том, что мониторингу и изучению миграционных процессов на территории страны уделяется незаслуженно мало внимания.

Таким образом, необходимостью регулирования последствий воздействия миграции на развитие территории вызвана потребность в её оценке, которая осуществляется с помощью определенной системы показателей. Выбор используемых при оценке показателей зависит от изучаемого вида миграции и поставленных целей. Базой для анализа являются абсолютные показатели, в то время как относительные более информативны, так как характеризуют миграцию относительно тех или иных характеристик населения и территории. Для выявления существующих тенденций и закономерностей важно посмотреть так же динамику этих показателей. Расчет производится на основе данных переписей населения, текущей и ведомственной статистики. Сопоставление результатов оценки миграционных процессов с показателями развития территории позволит определить характер влияния миграции на экономическое положение и социальную обстановку, выявить проблемы и трудности и выработать комплекс мер по их устранению.

Оптимистических прогнозов вообще нет. В качестве оптимистических можно представлять те прогнозы, которые называются средними. Так вот, после переписи, Госкомстат немножко поднял планку перспективной численности населения. Он дает прогноз по среднему варианту, по тому, который предполагает миграционный прирост примерно по полмиллиона в год, — чего мы не имели с 80-х годов или с 1995 года, — в этом случае наше население к 2026 году составит 137 миллионов человек. Вот такой порядок сокращения. Раньше, до переписи, Госкомстат давал эту цифру на 2016 год. То есть он на десять лет пролонгировал спад населения.

 Но, на самом деле, это не играет существенной роли. Совершенно однозначный прогноз касается трудоспособного населения. Оно уже все в наличии, родилось — те люди, которые будут в перспективе вступать в трудоспособный возраст. Так вот, после 2006 года, с 2007 года у нас начинается убыль трудоспособных контингентов. Если рождаемость начала падать 20 лет назад, то теперь, когда детки доросли, будет наблюдаться спад в трудоспособном населении. Выходить на пенсию будут люди, которые родились тогда, когда рождаемость была высокой, их много. А вступает в трудоспособный возраст малочисленная молодежь. Поэтому контингент работающих в целом сокращается. В ходе первого этапа, примерно до 2009 года, сокращение будет малозаметным — на 100 тысяч в год. Но затем начинается обвал, сокращение по миллиону в год. Очень тяжелым будет пятилетие с 2015 по 2020 год, когда сокращение будет составлять 1,5 миллиона человек в год. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что самым дефицитным ресурсом страны в ближайшей перспективе будет труд. Не нефть, не газ, не деньги — труд, особенно квалифицированный. [41].




2019-12-29 341 Обсуждений (0)
Отечественный и зарубежный опыт оценки миграционных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отечественный и зарубежный опыт оценки миграционных процессов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)