Понятие коллектива в педагогике
12 Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Отметим общее развивающее влияние группы вообще на ребенка. Во-первых, благодаря взаимному обмену информацией группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка. Во-вторых, группа — это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность. В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни. В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники — с другим «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с другими. Наконец, группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в группе спектр социальных полей широк, в группе интенсивно формируется индивидуальность ребенка.[5] Бесспорно, многоплановое развитие неминуемо и максимально в той группе, которая может быть охарактеризована как коллектив. Чтобы доказать это, произведем сопоставление самого низшего уровня группы — группы случайно собранных людей, аморфной, часто именуемой диффузной. Оформим такое сопоставление.
Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия. В любой другой малой группе (ассоциации, кооперации, корпорации) человек не находит такой степени защищенности и свободы проявления своего «Я», как это предоставляет ему коллектив. Лишь обыденное, житейское представление о коллективе предполагает давление на личность и нивелировку личностных особенностей человека, но житейско-обыденный образ коллектива больше напоминает «стадо», «тусовку», «стаю», т. е. диффузную группу. Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.[6] В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом. В диффузной же группе личность подавлена, несвободна, боязлива и поэтому в деятельности не достигает максимального для нее успеха. Советская педагогика в свое время основательно разработала методику организации детского коллектива. Такие педагоги, как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, а позже В.М. Коротов, И.П. Иванов, осветили путь движения группы к коллективу. Вот его основные вехи: ¾ утверждение социально ценностных норм жизни группы; ¾ коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы; ¾ демократические основы руководства жизнедеятельностью группы, базирующиеся на возложении полномочий и смене лидеров группы в разноплановой деятельности; ¾ перспектива завтрашней радости: близкая, средняя, далекая — придающая энергетическое движение группе; ¾ традиции группы, фиксирующие коллективные продвижения и оформляющие автономность и отличность коллектива; ¾ участие группы в общественной жизни, реальная включенность в социальное пространство в качестве автономной единицы с ее оформленным представительством; ¾ расширение и углубление межличностных отношений в группе, содействие высокому статусу в группе каждого ребенка. Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению. Заключение Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы: 1. Понятие коллектива в психологии: коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. 2. Понятие коллектива в педагогике: коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью. 3. Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака. 4. Группы могут быть малые и большие, реальные и условные, формальные и неформальные, развитые и низкоразвитые. 5. Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень, их развития. 6. Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам. 7. Коллективистское самоопределение обнаруживается в том, что член коллектива избирательно относится к любым влияниям, принимая одни и отвергая другие, в зависимости от опосредствующих факторов — убеждений, принципов, идеалов, целей совместной деятельности. 8. Выделяется пять крайних позиций, характеризующих соответственно наиболее выраженные уровни группового развития: коллектив, просоциальная ассоциация, асоциальная ассоциация, диффузная группа и корпорация. 9. В коллективе личность свободна, защищена, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом. 10. Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению. Список используемой литературы 1. Донцов А.И. Психология коллектива — М.: Изд-во МГУ, 1984. 2. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч., т. 3. 3. Общая психология: Учеб. для вузов. 3-е изд. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. 4. Педагогика: учеб. для вузов / Под ред. Пидкасистого П.И. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 5. Психологическая теория коллектива / Под ред. Петровского А.В. — М.: Педагогика, 1979.
[1] Общая психология: Учеб. для вузов. 3-е изд. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. [2] Донцов А.И. Психология коллектива — М.: Изд-во МГУ, 1984. [3] Психологическая теория коллектива / Под ред. Петровского А.В. — М.: Педагогика, 1979. [4] Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч., т. 3, с. 75. [5] Педагогика: учеб. для вузов / Под ред. Пидкасистого П.И. — М.: Педагогическое общество России, 2002. [6] Педагогика: учеб. для вузов / Под ред. Пидкасистого П.И. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
12
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |