Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административно-правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации



2019-12-29 553 Обсуждений (0)
Административно-правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Административно-правовое регулирование оборота оружия, взрывчатых веществ является частью государственного регулирования, представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств с целью достижения правомерного поведения участников общественных отношений по поводу оборота оружия и взрывчатых веществ. Административно-правовое регулирование оборота указанных предметов и веществ позволяет достигнуть упорядоченного поведения, надлежащей организации и деятельности субъектов и объектов управления, формирования устойчивого правопорядка в обществе, побуждает субъектов права осуществлять свои права и выполнять обязанности в тех пределах, которые установлены административно–правовыми режимами.

Предметом административно–правового регулирования оборота оружия являются складывающиеся при этом отношения. Они характеризуются постоянным участием в них в качестве одной стороны органа исполнительной власти, осуществляющего управленческие, регулятивные, контрольные и охранительные функции с помощью властных полномочий. [1]

Правовое регулирование оборота оружия направлено на установление предусмотренного законодательством и иными нормативными правовыми актами порядка оборота боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, а также взрывчатых веществ в целях осуществления государственного контроля за их оборотом и воспрепятствования их незаконного распространения и использования в противоправных целях. Указанное регулирование обеспечивает создание специальных условий, позволяющих достичь поставленной законодателем цели, об ограничении оборота гражданского оружия. Режимные требования к обороту оружия и взрывчатых веществ должны разрабатываться с учетом конкретного вида этих предметов и веществ, стадий (этапов) их оборота, видов и правовых статусов субъектов соответствующих отношений.

Целью административно–правового регулирования оборота оружия и взрывчатых веществ является установление посредством издания соответствующих нормативных правовых актов такого порядка оборота боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, взрывчатых веществ, при котором должны обеспечиваться необходимый и достаточный государственный контроль, исключаться (сводиться к минимуму) незаконное распространение и использование. [2]

Специфику регулирования отношений, возникающих по поводу оборота оружия, определяет то, что оружие, являясь предметом, изначально обладающим полезными свойствами, отличается от остальных объектов материальной культуры тем, что предназначено, прежде всего, для поражения живой силы и, при определенных условиях, может представлять угрозу личной, общественной, а в отдельных случаях и государственной безопасности и другим охраняемым интересам социума.

Исходя из этого государство, выражая публичный интерес, вынуждено: запретить произвольные действия с использованием оружия; установить систему норм, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении деятельности и действий в отношении оружия; установить особый порядок приобретения правоспособности в сфере оборота оружия; образовать систему органов исполнительной власти, призванных обеспечивать контроль за соблюдением порядка обращения с оружием. Другими словами, государство, используя систему административно–правовых средств, оказывает управляющее воздействие на тот участок общественных отношений, объектом которого является оружие.

Базовым нормативным актом, упорядочивающим отношения в исследуемой области, является Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 N 150–ФЗ, анализ которого позволяет выделить в нем ряд признаков, характерных для правовых режимов: очерченный круг регулируемых общественных отношений, выделенных по однородному объекту правоотношений – оружию; целевую направленность – защита жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрана природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия; обеспечение, определен комплекс правовых средств, предназначенных для достижения заданных целей.

Как показывают исследования Д.Н. Бахраха, правовой режим материального объекта (вещи) определяется, преимущественно, закрепленной в законе возможностью (или невозможностью) принадлежности этой вещи тем или иным субъектам, порядком ее приобретения и использования, допустимыми способами и пределами распоряжения ею, особенностями поведения людей и их коллективов по поводу данной вещи, т.е., нормами, составляющими институт права собственности[3].

Административно–правой режим оборота оружия, устанавливаемый для решения, закрепленных в Федеральном законе «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ целей предполагает определенные ограничения прав и свобод субъектов, – права частной собственности, свободы предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности и др., которые могут устанавливаться не произвольно, а исключительно в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и согласовано с нормами гражданского законодательства.

Принимая во внимание, установленный Конституцией России общедозволительный характер регулирования указанных прав, следует рассматривать в качестве “режима исключений”, что обусловливает необходимость четкого определения круга предметов, подпадающих под юридическое понятие «оружия», а также действий, составляющих понятие “оборот оружия” и закрепление их в законодательстве в виде исчерпывающего перечня.

Так же отмечается, что закрепленное в статье 1 ФЗ РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ понятие «оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия – производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации»[4] не раскрывает правовой сущности этого ключевого понятия, а лишь содержит перечисление действий, совершаемых с оружием.

Наибольший интерес представляет дефиниция И.В. Делягина, определившего оборот оружия как «совокупность юридически значимых действий, совершаемых субъектами общественных отношений по поводу оружия, урегулированных административным правом, и в данных исторических условиях требующих такого правового воздействия в целях обеспечения безопасности» [5]. Указанное определение, можно взять за основу с некоторыми уточнениями, связанными с тем, что, во–первых, право представляет собой явление социальное, и, следовательно, необходимость правового воздействия обусловлена, прежде всего, не историческими, а социальными условиями, а во–вторых, обеспечение безопасности – лишь одна из, закрепленных в Законе «Об оружии» целей.

В ст. 1 ФЗ РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ оружие определяется и классифицируется по признаку механизма поражения цели на: огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое, сигнальное.Вместе с тем системный анализ Закона показывает, что здесь определены не все виды устройств, подпадающих под правовой режим оружия. Так, ст. 3 Закона к числу гражданского оружия самообороны относит электрошоковые устройства и искровые разрядники, механизм поражения которыми принципиально отличается от перечисленных видов, и основан на поражающих свойствах электрического тока. Учитывая сказанное, мы полагаем необходимо дополнить перечень видов оружия, определенных в статье 1 ФЗ РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ еще одним видом – электрическим оружием, которое следует определить как «устройства, конструктивно предназначенные для поражения живой цели путем непосредственного воздействия энергией электрического разряда» [6].

Исследования научных источников показывает, что с момента своего появления и практически до недавнего времени оружие задумывалось и совершенствовалось как средство, предназначенное для нанесения летальных повреждений. Однако в последние десятилетия во многих странах осуществляются исследования и производство устройств, позволяющих вести боевые действия, решать служебные задачи и оборонятся, не нанося необратимых потерь живой силе, которые получили название – «нелетальное оружие». Его поражающее действие основано на следующих изменениях состояния организма: болевой синдром; запредельное раздражение органов чувств; судорожный синдром; явления кратковременного шока с расстройством вегетативной функции. В США уже в 1993 г. на государственном уровне была утверждена Концепция оружия нелетального действия, в 1998 году была создана Европейская рабочая группа по данному оружию, в состав которой в 2002 году приняты представители нашей страны[7].

В последнее время термин «нелетальное оружие», все более уверенно входит в обиход и в России. Вместе с тем в отечественном законодательстве данное понятие не закреплено, хотя оборот некоторых видов оружия поражающие действие которых основано на указанных факторах, регулируется Законом «Об оружии», в том числе: газового, электрошоковых устройств, огнестрельного бесствольного оружия.

Еще одним видом нелетального оружия, не предусмотренным действующим законодательством, но фактически допущенным в оборот, является травматическое оружие: пистолетыИж–79–9Т («Макарыч»), «Эскорт», револьвер «Викинг» и др. Это оружие хотя и сертифицированы в качестве газового, но предназначено для стрельбы травматическими патронами.

Говоря об оружии нелетального действия нельзя не обратить внимание на существующее юридическое противоречие. Согласно ФЗ РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ все рассмотренные виды оружия, относятся к категории гражданского. Вместе с тем, ряд предметов и устройств, конструктивно предназначенных для нелетального поражения живой цели, действие которых основано на сходных принципах, не попадает под правовой режим оружия: на вооружении правоохранительных органов находятся электрошоковые устройства, устройства, снаряженные слезоточивым газом, а также резиновые палки, разрешенные к использованию и в частной детективной и охранной деятельности. Данные приспособления законодатель относит к юридически неопределенной категории «специальные средства».

Согласно закону об оружии РФ, право на приобретение травматического оружия самообороны имеют граждане России, достигшие 18 лет, не имеющие судимостей и прошедшие медицинское освидетельствование. Для приобретения травматического оружия самообороны необходимо предварительно получить специальный документ – лицензию на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны. Выдачей этих лицензий ведают местные отделы по лицензионно–разрешительной работе (ОЛРР) МВД, причем обращаться для получения лицензии на оружие нужно по месту регистрации (прописки). После получения лицензии гражданин имеет право приобретать оружие самообороны в специализированных оружейных магазинах. После приобретения оружия оно в течение 10 дней должно быть поставлено на учет в подразделении ОЛРР МВД, выдавшем лицензию[8].

В настоящее время в России возникли объективные предпосылки, и все более уверенно признается необходимость разработки и других видов нелетального оружия для использования в мероприятиях по пресечению террористических актов, массовых беспорядков, задержанию правонарушителей, освобождению заложников, охране объектов. Это требует формирования соответствующего правового режима, включая легализации в статье 1 Закона «Об оружии» понятия «нелетальное оружие» и детальной регламентации его оборота.

Согласно ст. 2 Закона «Об оружии» подразделяет оружие «в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам» на: 1) гражданское, 2) служебное, 3) боевое ручное стрелковое и холодное, тем самым вместе с положениями ст. 1 Закона «Об оружии», по сути, очерчивает круг предметов, попадающих под правовой режим оружия. Подобная классификация обладает рядом недостатков. Так, значительное число предметов, являющихся оружием фактически, но не относящихся к указанным трем группам (боевое оружие иностранного производства, не принятое на вооружение, оружие, снятое с вооружения, старинное и др.) находится за рамками правового регулирования. Кроме этого подобная классификация нарушает один из основных принципов систематизации – единство классификационных признаков, поскольку базируется одновременно на трех критериях: 1) цели использования; 2) субъекте использования; 3) основных параметрах (характеристиках) оружия. Вследствие этого одна и та же модель оружия, в зависимости от цели его использования, либо субъекта использования, может быть отнесена к различным видам, что порождает терминологическую путаницу и приводит к затруднениям при применении Закона «Об оружии».[9]

Одним из возможных путей устранения имеющихся противоречий является систематизация оружия в законе на основе единого критерия, что предполагает разграничение таких признаков, как назначение оружия и субъекта его использования. При этом в основу классификации оружия целесообразнее, было бы положить назначение оружия, как наиболее стабильный признак, так как именно назначением оружия и определяются его конструктивные особенности, параметры и характеристики. С этой позиции предлагается в Законе распределить оружие по шести группам: 1) боевое, 2) полицейское (милицейское), 3) служебное, 4) оружие самообороны, 5) спортивное, 6) охотничье.

При этом полагаю, что Закон «Об оружии» должен вводить ограничительный режим на более широкий круг разновидностей боевого оружия. Это касается оружия, которое по терминологии ООН относится к категории «легкого вооружения» (тяжелые пулеметы, минометы, гранаты, гранатометы, зенитные пулеметы и противотанковые ружья, и переносные ракетные комплексы и т.д. – это средства, предназначенные для группового обслуживания несколькими лицами, составляющими расчет). Незаконное распространение таких вооружений по данным ООН, создают все возрастающую угрозу безопасности, поскольку часто это оружие оказывается в распоряжении организованных преступных группировок. Принятие более жестких мер законодательного характера на национальном уровне и более тесное международное сотрудничество будут способствовать установлению контроля за его распространением[10].

Министерство внутренних дел РФ предлагает ограничить доступ к травматическому оружию наркоманам, людям, страдающим алкогольной зависимостью, а также тем, кто неоднократно привлекался к уголовной ответственности.

Конструкторы позаботились о том, чтобы лишить владельцев соблазна заменить резиновую пулю металлической. Для этого в стволе установлены специальные выступы.

Преступники, как правило, стреляют в упор в пах, шею и лицо, хотя по инструкции полагается производить выстрелы лишь в грудь, руку или колено, причем с расстояния не менее двух метров. Последним громким преступлением стало убийство подполковником милиции Анатолием Мауриным водителя снегоуборочной машины, который скончался от потери крови после ранения из травматического пистолета[11].

За последние пять лет совершено полторы тысячи преступлений с применением травматического оружия. В то же время, например, охотничье оружие использовалось лишь десятки раз. За этот же период от травматики погибли более 60 человек.

В этой связи предлагается сделать обязательным специальный контрольный отстрел гильзы газового оружия и помещение ее в федеральную пулегильзотеку.

Также намерены ужесточить административную и уголовную ответственность за неправомерное применение и ненадлежащее хранение травматического оружия. Оборот травматического оружия предложат приравнять к обороту огнестрельного. Также, возможно, будут введены ограничения и на ношение оружия самообороны. И самое главное, в законодательстве появится четкая понятийная формулировка, что же такое травматическое оружие. Сейчас это понятие в законе отсутствует[12].

Исследуя вопросы классификации оружия, необходимо выделение в самостоятельную группу полицейского (милицейского) оружия. В настоящее время Закон «Об оружии» в рамках одной группы – «боевое оружие» объединяет оружие, предназначенное как для ведения боевых действий, так и решения оперативно–служебных задач, под которыми по смыслу закона понимаются, прежде всего, задачи охраны обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. До недавнего времени правоохранительные органы, включая МВД РФ, были вооружены преимущественно армейскими образцами боевого оружия. При этом практика показала, что использование такого оружия, имеющего высокую начальную скорость пули, для решения задач обеспечения правопорядка неэффективно, и может представлять серьезную опасность, поскольку применяется оно в основном в населенных пунктах, на коротких расстояниях, в ограниченном пространстве. Вместе с тем статья 15 Закона РФ «О милиции» запрещает «принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска». Исследования показывают, что специальное оружие уже достаточно давно состоит на вооружении правоохранительных органов большинства стран. В настоящее время в РФ также ставится вопрос о перевооружении правоохранительных органов образцами «полицейского оружия», в том числе нелетального травматического. Эти обстоятельства обусловливают необходимость выделения в Законе самостоятельной группы полицейского (милицейского) оружия, нормативного определения его параметров и характеристик, а также порядка оборота. К этой категории следует отнести также и те предметы и устройства, которые в настоящее время подпадают под категорию «специальные средства» [13].

К числу недостатков Закона «Об оружии» относится и то, что за пределами его регулирования осталось оружие, имеющее культурную ценность. При этом фактически оборот такого оружия в настоящее время имеет место не только в музейных, но и в частных коллекциях, осуществляется без необходимого контроля, что нередко приводит к его порчи, хищению, незаконному вывозу за пределы страны. С учетом мнения специалистов, к оружию, имеющему культурную ценность, следует отнести и законодательно определить оружие, представляющее историческую, художественную и (или) научную ценность: антикварное; историческое; авторское художественное. На такое оружие должен распространяться специальный режим, сочетающий в себе наряду с правовым режимом оборота оружия режим охраны культурных ценностей[14].

В силу того, что под понятие «оружие» подпадают устройства и предметы, обладающие неодинаковыми свойствами и степенью опасности, правовое регулирование их оборота требует дифференцированного подхода, поэтому о едином понятии «административно–правовой режим оборота оружия» можно говорить с известной степенью условности. Структуру этого режима составляют комплексы самых различных правовых средств, порядков регулирования (подчас являющихся частью других режимов). Анализ законодательства позволяет выделить в структуре исследуемого режима пять основных типов (порядков) правового регулирования: дозволительный; регламентационный; разрешительный; запретительный, поощрительный. При этом преобладающими и наиболее эффективными являются режимы, основанные на разрешительном типе регулирования, в числе которых выделяются: лицензирование, режим разрешений, регистрация, стандартизация; сертификация.

Сущность режима лицензирования, состоит в особом порядке возникновения, реализации, изменения, прекращения специальной правоспособности субъектов, а также контроля за осуществлением лицензируемого вида деятельности: первоначального – при выдаче разрешения, и последующего – за соблюдением лицензионных условий.

С принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» режим лицензирования оборота оружия в значительной степени трансформировался. Так, если до вступления его в силу порядок лицензирования устанавливался исключительно законодательством об оружии, то после – произошло разделение режимов: лицензирование приобретения оружия осуществляется в порядке, установленном Законом «Об оружии»; лицензирование иных видов деятельности – в порядке определенном Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно этому Закону лицензионные требования и условия должны устанавливаться исключительно Правительством РФ путем утверждения положений о лицензировании; компетенция лицензирующих органов ограничивается рамками правоприменения и контроля. Однако в настоящее время утверждено лишь Положение о лицензировании производства оружия; лицензирование экспонирования, коллекционирования и торговле оружием осуществляется на основании инструкции, утверждено Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» (далее – Приказ МВД России № 288) т.е. лицензирующего органа, что противоречит закону[15].

Необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на существование в структуре исследуемого режима, режима разрешений, легального определения понятия «разрешение» нет. При этом разрешение, как и лицензия, является компонентой разрешительного порядка регулирования: субъект в установленных Законом «Об оружии», случаях обязан получить дозволение от государства на совершение определенных действий. Однако разрешения предоставляются на основе уже имеющихся правомочий, приобретенных в рамках лицензирования и, по сути, являются средствами контроля за осуществлением действий, находящихся за границами регулирования лицензионных режимов. Эти действия и виды разрешений определены в Законе «Об оружии». Вместе с тем Правилами оборота гражданского и служебного оружия вводится еще два вида разрешений, а Приказом МВД РФ № 288 перечень непредусмотренных Законом разрешений еще более расширяется, т.е. подзаконными актами на субъектов фактически налагаются дополнительные, не предусмотренные законом обременения, затрагивающие их права и свободы. В связи с этим обосновывается необходимость закрепления в Законе: легального определения понятия «разрешение», четкого исчерпывающего перечня видов необходимых разрешений, условий и порядка их получения[16].

С лицензированием и режимом разрешений жестко увязан регистрационный режим, однако отличающийся от них методом административного воздействия, поскольку при регистрации не принимается акт разрешительного характера. Суть регистрации – в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете. Она состоит из процедуры внесения соответствующих сведений в реестр, иной установленный законодательством документ и выдачи документа свидетельствующего о регистрации. Регистрационные режимы устанавливаются как Законом «Об оружии», так и Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом отмечается, что порядок регистрации оружия, регламентированный инструкцией, утв. Приказ МВД РФ от 12.04.1999 № 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814" входит в противоречие с принятыми позже нормами законодательства о лицензировании.

Стандартизацию и сертификацию оружия, следует отнести к административно–правовым режимам технико-юридического порядка. Общие нормы этих режимов содержатся в положениях Закона «Об оружии», который устанавливает обязательные требования по стандартизации и сертификации в отношении гражданского и служебного оружия. Однако, вступивший в 2003 году в силу Федеральный закон «О техническом регулировании» принципиально изменил подход к формированию исследуемых режимов. Так, обязательные требования к продукции в настоящее время должны устанавливаться только техническими регламентами; обязательное подтверждение соответствия может осуществляться в двух формах: принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации, и только тогда, когда это предусмотрено техническим регламентом. В соответствии с Законом технические регламенты должны заменить ГОСТы до 1 июля 2010 г. Специфика оружия как объекта, представляющего опасность для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды даже при нормальных условиях его оборота обусловливает необходимость разработки и принятия как общих, так и специальных технических регламентов. Там формулируются предложения по разработке технических регламентов. По мере принятия технических регламентов необходимо вносить изменения в Закон «Об оружии» [17].

Административно–правовые режимы также классифицируются и рассматриваются по видам действий составляющих понятие «оборот оружия». Исследования, проведенные c этой точки зрения, позволили выявить недостатки регулирования, связанные с отсутствием в Законе дефиниций действий, входящих в понятие «оборот», а также серьезные правовые противоречия, которые связанные, в том числе, и со вступлением в силу Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Так, в частности, за рамками лицензионных требований и условий остались правила хранения оружия при его производстве; с Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» вошло в противоречие положение ст. 18 Закона «Об оружии», согласно которому торговля оружием может осуществляться на основании лицензии на производство оружия, поскольку торговля является самостоятельным лицензируемым видом деятельности[18]. Кроме того, Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяет свое действие лишь на деятельность физических лиц – индивидуальных предпринимателей, а значит, по его смыслу гражданин, не обладающий таким статусом, не может получить лицензию на коллекционирование или экспонирование оружия, что противоречит Закону «Об оружии» и гражданскому законодательству[19].

Правила регулирования, входящие в структуру административно–правового режима оборота оружия классифицируются и по другим основаниям. Так по видам оружия выделяются режимы оборота боевого, служебного и гражданского оружия, которые в свою очередь подразделяются на режимы оборота конкретной модели. В зависимости от реализации основных функций права разграничиваются регулятивный и охранительный режимы. По критериям цели – режимы, направленные на: защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечения общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. По территории действия: действующие на всей территории Российской Федерации, или на части территории страны. По характеру норм, составляющих основу режима: общие и специальные. По степени жесткости: жестко регламентирующие поведение субъектов и льготные. По времени действия постоянные и временные (например, режим оборота оружия при чрезвычайном положении).

На основе анализа вышесказанного, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, ученые Д. Н. Бахрах, А.Б. Агапов и др., достаточно давно занимаются проблемами административно–правового регулирования оборота оружия, единой точки зрения относительно сущности данного явления в административно–правой науке и практической деятельности не сложилось. Ряд ученых вкладывает в это понятие достаточно узкий смысл, рассматривая его преимущественно в контексте мер, направленных на преодоление ситуаций чрезвычайного и неординарного характера.

§ 2 Понятие и содержание административной ответственности за нарушение правил оборота оружия

 

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты содержания административной ответственности сводятся к следующему:

«а) административная ответственность устанавливается законами (например КоАП РФ), либоих нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно–правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права;

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение;

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица.

Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Этот момент представляет ее особенности;

а) за административные правонарушения предусмотрены административные наказания;

б) административные наказания применяются широким кругомуполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями);

в) административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

г) применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение срока такого наказания;

д) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях» [20].

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами административные взыскания.

Трудно определить ответственность занарушение правил оборота оружия без уяснения правил оборота гражданского и служебного оружия.

Согласно правил «оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»: Производство оружия и патронов осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензии на производство (исследование, разработку, испытание, изготовление, а также художественную отделку и ремонт оружия, изготовление патронов и их составных частей).

Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:

1) гражданское;

2) служебное;

3) боевое ручное стрелковое и холодное.

Необходимо пояснить, что обязательной сертификации подлежат все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые на территорию Российской Федерации и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия.

Организация проведения работ по сертификации гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

Сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Технические требования и методы испытаний гражданского и служебного оружия и патронов к нему устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона.

Юридические лица обязаны осуществлять контроль за производством оружия и патронов, обеспечивать безопасность связанных с производством работ, надлежащее качество выпускаемой продукции, ее учет и сохранность.

Выдача, переоформление и продление срока действия лицензий на производство оружия или патронов осуществляются Федеральным агентством по промышленности по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации на основании заявления руководителя юридического лица, представляемого в Федеральное агентство по промышленности по форме, установленной Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, после уплаты единовременных сборов[21].

Торговлю оружием и патронами на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие оружие и патроны на основании лицензий, а также юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием, выданные органами внутренних дел по месту их государственной регистрации (далее именуются – поставщики (продавцы)).

Поставщики (продавцы) могут осуществлять предпродажную подготовку и регулировку оружия.

Поставщикам (продавцам) запрещается продавать на территории Российской Федерации:

«а) оружие юридическим и физическим лицам, не имеющим лицензий на приобретение конкретного вида и типа оружия;

б) оружие и патроны, не прошедшие сертификации в порядке, установленном федеральным законодательством, оружие без номера и клейма, а также патроны без маркировки и знака соответствия государственным стандартам на первичной упаковке;

в) патроны юридическим и физическим лицам, не имеющим лицензий на приобретение конкретного вида и типа оружия или разрешений на хранение или хранение и ношение соответствующего оружия;

г) патроны физическим лицам, имеющим разрешения на хранение и ношение оружия, полученного во временное пользование;

д) огнестрельное оружие с нарезным стволом, не прошедшее контрольный отстрел с представлением в федеральную пулегильзотеку отстрелянных пуль и гильз в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации;

е) приспособления для бесшумной стрельбы и прицелы (прицельные комплексы) ночного видения к оружию, за исключением прицелов для охоты;

ж) оружие и патроны, производимые только для экспорта в соответствии с техническими условиями, отвечающими требованиям стран–импортеров, либо запрещенные к обороту на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «Об оружии»;

з) оружие и патроны в помещениях, где продаются иные виды товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию;

и) конструктивно сходные с оружием изделия, не имеющие сертификата соответствия;

к) оружие, не исключенное в установленном порядке из состава Музейного фонда Российской Федерации» [22].

Органы внутренних дел в соответствии с федеральным законодательством имеют право осматривать места хранения и торговли оружием и патронами, требовать от юридических и физических лиц предоставления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимых для осуществления контроля.

При выявлении нарушений правил хранения или торговли оружием и патронами органы внутренних дел могут давать поставщикам (продавцам) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и запрещать в пределах своей компетенции деятельность соответствующих объектов.

Юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами,



2019-12-29 553 Обсуждений (0)
Административно-правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административно-правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (553)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)