Зарубежный опыт развития спортивных организаций
Обобщение зарубежного опыта свидетельствует, что спортивные организации являются основной организационной формой в физическом воспитании и спорте в большинстве развитых стран мира. В зарубежных странах наряду с популярными клубами профессионального футбола, хоккея и клубами по другим игровым видам спортa функционирует множество различных типов спортивных клубов оздоровительной направленности. Так, например, в Германии действует 85,5 тысяч спортивно-оздоровительных центров, в которых 5,9 млн участников занимаются более чем 100 различными видами торта. В США насчитывается более 15 000 клубов, в Финляндии - около 6000 и т.д. Анализируя зарубежную литературу по спорту, физическому воспитанию и спортивной рекреации, следует иметь в виду, что зарубежные авторы не используют привычный для нас термин ''физическая культуpa". В подавляющем большинстве зарубежных стран употребляются иные термины: "фитнес" - физическая подготовленность; "физикл эдъюкэйшн" - физическое воспитание; "физикл рекриэйшн" - физическое оздоровление. Слово "спорт", произошедшее от французского слова "dc sporte" (развлечение, увеселение, забава), используется для обозначения различных видов спортивной деятельности, связанных с результатами, сравнением результатов в соревнованиях. В США различают следующие виды спортивной деятельности: - непринужденный спорт, или, как его называют в Европе, "спорт для всех"; - организованный спорт, который включает школьный и студенческий спорт, спорт в разных клубах, ассоциациях, спорт высших достижений, включая олимпийский (последний спортивные руководители еще продолжают называть его "любительским спортом "); - профессиональный спорт. За рубежом редко употребляется и словосочетание "массовый спорт". Обычно для обозначения этого вида спортивной деятельности используются термины "спорт для всех" или "рекреационный спорт". Всеми перечисленными видами деятельности в зарубежных странах занимаются разные люди и различные организации. Но всех их объединяет одна общая основа - основным организационным звеном менеджмента всех перечисленных видов деятельности является клуб - спортивный, оздоровительный или спортивно-оздоровительный. В зарубежном спорте реализация программ развития показывает, что и в странах с рыночной экономикой функционируют различные типы клубов спортивно-оздоровительной направленности. Так, известный американский специалист спортивно-оздоровительной индустрии М. Уолф выделяет следующие виды клубов: - коммерческие оздоровительные центры и атлетические клубы; - частные спортивно-оздоровительные клубы; - оздоровительные центры/клубы в гостиницах, больших зданиях, в парках; - клубы, принадлежащие различным ассоциациям; - спортивно-оздоровительные клубы/центры корпораций, фирм, компаний; - центры/клубы сердечно-сосудистой реабилитации; - спортивно-медицинские центры/клубы; - любительские и профессиональные клубы по видам спорта. Многие клубы входят в различные ассоциации - такие, как Корпорация клубов Америки, Корпорация здоровья и тенниса, Ассоциация клубов высшего разряда, а также и в другие многочисленные общественные ассоциации. Обобщение зарубежного опыта показывает, что в зависимости от контингента занимающихся различают следующие типы клубов: для детей; школьные (оздоровительные, по видам спорта и по интересам); студенческие (оздоровительные и по видам спорта); на предприятиях и фирмах (оздоровительные и по видам спорта); но месту жительства, в парках (оздоровительные и по видам спорта); при больших поликлиниках и на курортах (лечебно-оздоровительные); спортивные клубы по видам спорта; для женщин; для семей и т.п. В зависимости от выбранного для занятий вида спорта или предпочитаемых тренировочных программ выделяют клубы аэробики, бега, боулинга, бодибилдинга, гольфа, тенниса, плавания и т.д. В последние годы за рубежом все большую популярность приобретают многоцелевые клубы. Например, в США почти каждый четвертый клуб является многоцелевым. Эти клубы предназначены для удовлетворения самого широкого спектра спортивно-оздоровительных интересов клиентов и предоставления услуг. Такие клубы имеют, как правило, различные спортсооружения: спортивные залы, тренажерные залы, залы для детей, плавательный бассейн, дорожки для бега и т.д. С экономической точки зрения зарубежные специалисты различают общественные и частные спортивные организации. Общественные спортивные клубы финансируются из национального, провинциальных или муниципальных бюджетов. Частные клубы финансируются частным капиталом и их деятельность полностью зависит от владельца клуба. Различают также коммерческие и некоммерческие спортивные клубы. В этом случае критерий классификации клубов - возможность извлечения прибыли. Общественные спортивные клубы - это, как правило, некоммерческие (нон-профит) организации, частные клубы - типичные коммерческие организации. Общественные и частные физкультурно-спортивные организации различаются между собой по многим параметрам: целевой направленностью, экономическим механизмом, эффективностью работы. Каждая спортивная организация в соответствии со своей функционально-целевой направленностью выбирает и учебно-тренировочные программы. Анализируя программы зарубежных спортивных организаций, следует отметить, что они сориентированы на мотивы населения в занятиях различными видами спорта и физической подготовкой. Для этого за рубежом по заказу спортивных клубов систематически проводятся социологические опросы населения. За последнее время характер и направленность спортивно-оздоровительных клубов несколько изменились. Если раньше превалировал чисто оздоровительный, восстановительный или соревновательный аспект, то теперь программы стали намного сложнее и серьезнее, большое внимание уделяется женщинам и детям: женщины приходят заниматься физическими упражнениями, а дети играют, танцуют и т.п. Особую популярность получают спортивные организации, где работают персональные инструкторы: с женщинами, имеющими избыточный вес, с пожилыми, не имеющими опыта занятия физическими упражнениями, с лицами, желающими серьезно заняться шейпингом и бодибилдингом. За персональную опеку члены готовы платить по 25 долл. в час. Обобщение зарубежных спортивных организаций показывает, что спортивные клубы разных стран обладают некоторой спецификой. В связи с этим нами выделены: американская модель спортивно-оздоровительного клуба; германская модель спортивно-оздоровительного клуба и, наконец, скандинавская модель спортивного клуба. По мнению немецкого специалиста Г.Г. Кеммерера, оптимальная структура организации спортивных клубов в Германии характеризуется следующими параметрами: - целесообразен 1 клуб на 1 тыс. жителей (в среднем); - каждая спортивная организация должна предусматривать программы для всех возрастных групп обоих полов; - для каждого клуба обязательны программы соревновательных и несоревновательных видов спорта; - членство в клубах - платное (взносы вносятся из расчета оплаты в среднем одного часа работы квалифицированного специалиста); - в каждом из обществ культивируются 10 и более основных национальных видов спорта; - все другие виды, не соответствующие климатическим или географическим условиям, должны быть предусмотрены в соседнем клубе в радиусе одного часа езды. Клубы не только ежегодно организуют около 10 млн. спортивных мероприятий, но и проводят 8,2 тыс. различных курсов. Одна из составных частей деятельности спортивных организаций - подготовка кадров для работы в качестве спортивных руководителей на добровольной основе. В стране насчитывается 1,4 млн. мужчин и женщин, добровольно работающих председателями, членами президиумов, судьями, казначеями и т.д. Их труд ежегодно оценивается более чем в 3,6 млрд. западногерманских марок, или 2 млрд. долларов. Ежегодно они проводят на спортивных площадках или за рабочим столом 185 млн. часов. Какое правительство, компания или другая система в состоянии позволить себе содержать их? Безусловно, есть и штатные специалисты-профессионалы, работающие в большом спорте, но их число (10 тыс.) слишком мало в сравнении с 1,7 млн. энтузиастов. Экономическая значимость системы спортивных клубов просто замечательна: 3,6 млрд марок государство экономит за счет неоплачиваемого труда. Дополнительные 3,5 млрд марок составляют ежегодный финансовый бюджет клубов. Денежных средств клубов на образование, спортивную форму, транспорт, питание и литературу расходуется 20 млрд. марок. Миллионами участников создан настоящий рынок спорта, в котором члены являются лучшими потребителями по сравнению со спортсменами высокого класса, период выступления которых в большом спорте значительно короче. Немецкие специалисты считают, что спортивная организация как форма организации спортивно-оздоровительной работы с населением наиболее эффективен по следующим причинам: - ориентирована на интересы населения, предоставляет возможность широкого выбора видов спорта; - ориентирована на соревновательную деятельность: хорошо стимулирует для участия в соревнованиях регионального и местного уровней; - ориентирована на здоровый образ жизни: представляет более удобную форму для участия людей в соревновательной деятельности по сравнению с индивидуальными занятиями спортом или коммерческими спортивными программами; - ориентирована на добровольную работу в области спорта: отмечается высокий процент людей, работающих здесь в качестве руководителей на добровольной основе; - экономически выгодна: стоимость занятий немного ниже в связи с добровольной работой руководителей. В Германии многие спортивно-оздоровительные клубы в своей деятельности исходят из следующих принципов: - не существует нежелающих заниматься спортом, существует плохая организация; - начинающим следует предлагать занятия спортом в самой упрощенной форме, чтобы уже первые шаги в спорте принесли успех; - должен быть кто-то (инструктор, друг, родственник и т.д.), кто пригласит и проводит начинающего; - путь в спорт - это почти всегда путь двоих. Помимо чисто философских и организационных установок немецкие общественные клубы придерживаются и следующих практических принципов. 1. Доступность спортивных организаций: услуги предоставляются по доступным ценам. 2. Помимо предложений заняться определенным видом спорта клуб предполагает и наличие компании товарищей. Во время занятий, праздников члены клуба сближаются друг с другом и знакомства, завязанные во время занятий спортом, часто переходят в совместное времяпрепровождение, клуб становится " вторым домом ". 3. Инструкторы по физической подготовке и спорту уделяют внимание каждому занимающемуся. Спортивные залы оснащены современными тренажерами. 4. Молодые люди могут самостоятельно организовать свое свободное время и участвовать в разработке программ. 5. Спорт в коллективе - самый лучший спорт. Источники финансирования зарубежных спортивно-оздоровительных клубов. С начала 80-х годов в развитых западных странах стала преобладать новая философия досуга, так называемая гедонистическая концепция. Она предусматривала замену постановки перед занимающимися в спортивных клубах и центрах конкретных задач на возможность неформального, свободного человеческого общения, ухода от повседневных жизненных проблем и в конечном счете улучшения и сохранения здоровья. Такая философия, по мнению западных специалистов досуга, более соответствует современным, обновившимся жизненным представлениям населения нашего времени. Это привело к существенным модификациям в сфере спортивно-оздоровительных услуг. В ведущих зарубежных странах стало все больше и больше появляться прекрасных спортивно-оздоровительных клубов и центров. Современные зарубежные спортивно-оздоровительные организации и центры - это великолепные комплексы не только спортивно-оздоровительных, но и развлекательных, образовательных, торговых и деловых услуг. Спортивно-оздоровительные организации и центры нового типа - это, как правило, частные, коммерческие организации, которые соседствуют с традиционными мелкими и средними клубами. Забота об удовлетворении многообразных запросов клиентов и высококачественное обслуживание их - главное условие коммерческого успеха и выживания клуба. Как показывает зарубежная практика, спортивно-оздоровительные клубы и центры нового типа взимают плату с клиентов на 9-10% больше и получают доход на 12-15% больше, чем средний клуб, и соответственно быстрее расширяют свой бизнес. Анализ данных зарубежных исследований показывает, что около 70% коммерческих спортивно-оздоровительных клубов относятся к малому бизнесу, так как численность работающих в них составляй менее 100 чел., а размер годового дохода - до 3,5 млн долл. Бывают и более мощные клубы. Более одного процента клубов имеют доход более 3,5 млн долл. в год. Однако доход примерно 70% всех имеющихся в США спортивно-оздоровительных клубов составляет менее 1 млн долл. В начале раздела отмечалось, что в зарубежных странах действует различные виды клубов - общественные и частные, коммерческие и некоммерческие. В разных видах клубов различны и источники финансирования. Для общественных спортивно-оздоровительных организаций и некоммерческих организаций основным источником финансирования являются дотации государственных органов разного уровня, и прежде всею местных государственных властей. Размеры этих дотаций и процент в общей смете различны в разных клубах и странах. Далее идут членские взносы, предоставление дополнительных платных услуг, поступления от спонсоров, лицензионной деятельности, общественных фондов и т.д. Основными источниками финансирования частных и коммерческих спортивно-оздоровительных организаций в зарубежных странах являются: - членские и вступительные взносы, составляющие до 70% всех поступлений; - поступления от оплаты за тренировочные программы и консультации; -доход от оплаты дополнительных и сопутствующих услуг, достигающий в некоторых клубах 30%; - доходы за счет новых членов клуба (большинство зарубежных клубов работают на 70-80% своих потенциальных возможностей и поэтому планируют рост числа членов клуба и соответствующий финансовый доход); - доход от лицензионной деятельности и другой коммерческой деятельности; - поступления от спонсоров и благотворительных фондов. Следует подчеркнуть, что специалисты зарубежных клубов применяют очень гибкие системы оплаты членских взносов. Наряду с дифференцированной системой членских взносов применяется еще и система скидок. Так при месячной оплате членских взносов предоставляется 6% -ная скидка для тех членов клуба, которые платят за целый год вперед. Экономический анализ деятельности клубов. Зарубежные специалисты уделяют экономическому анализу деятельности спортивно-оздоровительных клубов очень большое внимание. В этом можно убедиться, ознакомившись с рекомендациями американских специалистов по финансовому менеджменту, предназначенными руководителям спортивно-оздоровительных клубов. 1. Необходим личный контроль над всеми статьями расходной части сметы. 2. Результативными являются сравнение доходов своего клуба со средними показателями в отрасли и отказ от деятельности, требующей расходов, не укладывающихся в диапазон общепринятой нормы. 3. Необходим подробный анализ наиболее крупных статей расходов. 4. Для осуществления контроля за расходами эффективно использование компьютера, проведение его в течение всего года и сравнение финансовых доходов с прогнозами. 5. Договора с поставщиками сопутствующих услуг лучше всего осуществлять на конкурсной основе. 6. В целях сокращения расходов лучше всего покупать оборудование совместно с другими клубами или организациями. 7. Необходимо собирать информацию о вероятности повышения цен на коммунальные и почтовые услуги и заранее планировать ответные действия. 8. Персонал должен быть в курсе финансовой политики клуба в области расходов. Критерии оценки эффективности работы клубов. Среднестатистический спортивно-оздоровительный клуб в США насчитывает от 1500 до 2000 членов. Клубы открыты, как правило, по 17 часов в день. Наиболее популярные часы работы с 16.00 до 20.30 ч. В США владельцы коммерческих спортивно-оздоровительных организаций в качестве критерия оценки эффективности работы клуба используют соотношение общей годовой прибыли с общей площадью комплекса. Для клубов (центров) без теннисных кортов применяются следующие показатели: 30 долл. на квадратный фут расценивается как "удовлетворительно", 35 долл. на квадратный фут - "хорошо", 40 долл. на квадратный фут - "отлично". В зарубежных клубах принята практика к концу года подводить итоги его деятельности. При этом обязательно учитывается количество новых членов спортивной организации, а также тех, кто по каким-то причинам покинул клуб. Немногие зарубежные клубы работают на полную мощность, поэтому практически все они планируют увеличение своих членов в течение года. Принимая во внимание, что большинство клубов работают на 70-80% своих потенциальных возможностей, рост числа членов клуба в год на 6-8% считается удовлетворительным, на 8-10% - хорошим и на 10-12% - отличным. Налогообложение спортивных организаций. Во многих зарубежных странах существует льготное налогообложение спортивно-оздоровительных клубов, стимулирующее предпринимателей заниматься этим видом малого бизнеса. Например, в ФРГ с 1990 г. вступил в силу закон об оказании помощи спортивным клубам. В соответствии с законом о налогообложении корпораций, прибыль которых не превышает 7500 марок, налог не взимается. Под эту статью подходят и спортивные клубы. Клубы получили также право возмещать убытки, понесенные ими в одном виде деятельности, за счет доходов в другом виде. Важно только следить, чтобы при финансовых операциях деятельность клуба в целом не оказалась убыточной. В противном случае он лишается льгот при выплате налогов. Поэтому торговля спортивными товарами и инвентарем, осуществляемая спортивным клубом, может принести ему большую пользу. Если учесть, что цены на товары, продаваемые в клубах, ниже, чем в специализированных магазинах, то станет ясно, что этот закон дает клубам значительные преимущества. Но законодательные власти Германии этим не ограничились. Они предусмотрели возможность снижения налогов и при взимании их с оборота капитала клуба. Так, если в предыдущем году оборот капитала клуба не превысил 60 000 марок, то такому клубу предоставлено право ни удерживать 1% от оборота капитала, подлежащего налогообложению, в счет выплаты налога авансом. В этой ситуации детальное определение доходов и расходов производится с согласия клуба. Во Франции применяется система разнообразных льгот по налогообложению спортивных организаций. Ставка такого налога для них с 1993 г. зафиксирована на уровне 33,3% вместо плавающей ставки от 34 до 42% для других видов организаций. Имущественные доходы спортивных клубов и спортсооружений также облагаются налогами по пониженной ставке от 10 до 24%. При этом учитываются источники происхождения доходов. В соответствии с французским Налоговым кодексом облагаются налогом на прибыль те организаций, которые обычно занимаются проведением спортивных соревнований, поскольку здесь речь идет о проведении платных мероприятий, относящихся к коммерческой деятельности. Налоги, связанные с проведением спортивных мероприятий, приравнены к налогам со зрелищных мероприятий и дополнительным сборам па стоимость билетов. Сбор со спортивных зрелищ - это сбор, пропорциональный входной плате, взимаемый организаторами спортивных мероприятий. Однако спортивные организации освобождаются от налога на прибыль, если проводимые ими соревнования представляют определенный интерес для местных коммун и регионов. Это относится к тем спортивным организациям, уставы которых не предусматривают занятий коммерческой деятельностью. Завершить анализ зарубежного опыта спортивного клубного движения представляется целесообразным футурологическим эссе о будущем немецких спортивно-оздоровительных клубов. По мнению немецких специалистов, сейчас спортивные клубы должны быть открыты для молодых и старых, сильных, слабых и инвалидов, иностранных граждан и переселенцев. Это относится и к сельскому клубу, насчитывающему примерно сотню членов, и к городскому клубу, число членов которого нередко превышает тысячу, где имеется дюжина всяких секций и где есть штатные сотрудники и большое число общественников. Хотя повсюду речь идет о менеджменте, тем не менее оба вида спортклубов существуют за счет добровольных помощников. Люди занимаются спортом все чаще, разнообразнее и дольше. Общество становится более спортивным, однако при этом теряется первоначальное значение спорта. Если говорить о молодежи, то она хочет сделать свой спортивный образ жизни как можно более свободным, поэтому ищет скорее дорогие, хотя и не лучшие формы занятий спортом в коммерческих студиях, но не в солидарных обществах, каковыми являются спортивные клубы, которые хотя и предоставляют проверенные виды услуг, но окружающая обстановка и время занятий не всегда соответствуют потребностям молодежи. Именно эти слабые места в организации работы клубов должны быть устранены. Будущее имеют только те клубы, которые действительно ориентируются на него. Немецкие специалисты отмечают, что менеджеры на пути в будущее должны быть в полном согласии со следующими принципами: - формирующееся спортивное движение должно стать более автономным и свободным, учитывая возросшее значение спорта в жизни общества, активно отстаивать его интересы, определять приоритеты своей деятельности и иметь возможность выдержать усиливающееся давление со стороны государства; - динамику изменений уже нельзя больше дифференцировать в виде спорта высших достижений, массового спорта и реабилитационною спорта или известной с давних пор модели пирамиды. Спортивный клуб остается фундаментом. Без него не обойтись, даже если вершина структуры спорта будет иметь свою собственную форму; - организационное единство спорта может быть обеспечено перед лицом активности и профессиональной и коммерческой сферах только лишь в новых формах и при новом ранжировании задач. Спорт - это значительно большее, чем стоящие в центре внимания события со спортивными рекордами, победами и медалями, сохраняющими еще свою привлекательность. Спорт представляется как приносящая радость личная активность миллионов людей при огромном количестве добровольных общественных помощников. Общественная работа в сфере спорта должна рассматриваться как одно из самых эффективных движений, направленных против недовольства со стороны государства.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |