Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эмоциональный компонент психической готовности



2019-12-29 238 Обсуждений (0)
Эмоциональный компонент психической готовности 0.00 из 5.00 0 оценок




Е. А. Калинин и А. В. Алексеев выделяют эмоциональный компонент психической готовности как отдельный и очень важный компонент психической готовности.

Авторы ведут речь о понятии «уровень эмоционального возбуждения», под которым понимают определенную силу волнения, в очень высоком уровне эмоционального возбуждения.

Сила волнения является ни чем иным, как уровнем эмоционального возбуждения или психическим напряжением. Изменения психического напряжения перед стартом прямо связаны с навыком двигательной деятельности и рядом физиологических показателей. Так, качество двигательных навыков улучшается с возрастанием эмоционального напряжения. Но как только напряжение поднимается выше линии оптимума, переходя в напряженность, возможности спортсмена координировать тонкие детали в технике, своевременно и хорошо расслаблять неработающие мышцы, существенно ухудшаются.

Очень важно отметить следующее: спортивная деятельность будет успешной, если она протекает на оптимальном для данного вида деятельности уровне эмоционального возбуждения.

Существует по крайней мере, два метода измерения эмоционального возбуждения: подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС) и регистрация электрокожного сопротивления (ЭКС).

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения может проявляться весьма различно: от высочайшего, на грани непереносимого напряжения, до просто хорошего настроения, которое тоже является выражением определенной степени возбуждения нервно-психической сферы.

Для дальнейшего рассмотрения вопроса необходимо изучить понятие эмоции.

 

Эмоции и их виды

 

Эмоция - (от лат. emovere — возбуждать, волновать). Эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства.

Трудно найти область жизнедеятельности человека, где эмоциональные процессы не играют самой существенной роли. Спорт и искусство, автоматизированное производство и космос, досуг и общение, все мгновения нашей жизни пронизаны эмоциональными явлениями, как силовыми линиями. Однако, несмотря на то громадное значение, какое эмоции имеют в нашей жизни, прогресс в их изучении в сравнении с достижениями в области познавательных процессов весьма незначителен.

В чем же видит специфику эмоций традиционная, эмпирическая психология? Если за познавательными процессами признаются функции отражения объективного мира, то за эмоциональными - отражение субъективного с мира. В монографии Вилюнаса это представление формулируется следующим образом: “… вне субъекта не существует решительно ничего, что представляло бы объективный "коррелят" любви, страха или любого другого эмоционального переживания, т. е. что находилось бы с ними в том же отношении, какое обнаруживают, например, звуковые волны и слуховые ощущения...”[9].

В лаборатории В.Вундта в Лейпциге использовались два метода: импрессивнный, основанный на самонаблюдении переживания приятного и неприятного, и экспрессивный, состоящий в регистрации эмоциональных реакций организма /изменения пульса и дыхания/. Используя первый из этих методов, Вундт указал, что по мере увеличения интенсивности едва заметного исходно приятного ощущения растет его положительная эмоциональная окраска. Достигнув определенной интенсивности, эта положительная окраска начинает уменьшаться и, перейдя через нулевую точку, становится отрицательной.

В соответствии с диалектико - материалистическим подходом к пониманию эмоциональных явлений мы должны рассматривать их прежде всего динамически, т. е. как эмоциональные процессы. По мнению большинства психологов, наиболее общим свойством эмоционального процесса является переключение. Многочисленные факты указывают на то, что эмоциональная окраска результата значимой деятельности может переключаться с причины этого результата на второстепенные условия. Так, вечер, проведенный с приятным человеком, весь приобретает положительную валентность, в результате чего все присутствующие, включая, прежде всего хозяев, также приобретают соответствующую эмоциональную валентность. Такой тип переключения получил название эмоциональной генерализация или иррадиация. Возможен и обратный, более редкий, тип переключения - локализация, при которой серия неудач при единственной успешной попытке может сужать исходно более общую положительную валентность предмета взаимодействия. К локализации может приводить и аффект. Другим, пожалуй, еще более известным и изученным свойством эмоциональных явлений считается их коммуникативность, благодаря которой люди могут понять друг друга без слов, опираясь только на систему экспрессивных средств: мимика, пантомимика, жесты, паралингвистика. Эмоциональная экспрессия, безусловно, занимает ведущее положение в системе невербальных средств общения. В традиционном изучении эмоций фигурируют три компонента:

· психический /переживание/;

· поведенческий /экспрессивное выражение/;

· физический /сдвиги в организме, которые нельзя вызвать произвольно, но можно объективно изучать/.

Отсутствие аппаратурных методик и безусловное жизненное значение поставило в традиционной психологии во главу угла изучение эмоциональной экспрессии. Особое внимание было уделено мимике лица, при вербальной коммуникации выделялась также интонация голоса. С помощью классических методов узнавания и выражения эмоций была показана высокая информативность положения губ и бровей в идентификации эмоционального состояния. Так, опущенные уголки губ и брови идентифицируются как печаль, грусть, а приподнятые уголки губ и брови - как радость. Чуть менее информативными считаются выражения глаз и носа.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Нам становится трудно промолчать, остаться бездействующим. В этом случае человек готов «горы свернуть». И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность — тогда говорят об астенических эмоциях. Мы говорим, что «чувства расслабляют человека», «все валится из рук». Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытывающего чувство страха человека возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха могут "подгибаться колени". Именно поэтому говорят о двух видах страха: "мобилизующем" и «дезорганизующем" [11].

К.Е. Изард выделил следующие основные, или, как он назвал их, «фундаментальные», эмоции, определяющие все остальные [18].

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была небольшой или, во всяком случае, неопределенной.

Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха располагает, лишь вероятным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза.

Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

 

Теории эмоций

 

Психологи в течение длительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В XVIII—XIX вв. ученые не имели единой точки зрения. Однако самой распространенной была теория, что органические проявления есть следствие психических явлений. Наиболее строгую формулировку этой теории дал немецкий психолог И.Д.Гербарт, считавший, что важнейшим психологическим фактором является представление, образ. Наши чувства как бы проявляют связь, которая устанавливается между нашими представлениями. Между представлениями складываются отношения противоборства и конфликта. Причем каждое из представлений стремится «победить» все остальные. При этом возникающие чувства рассматриваются Гербартом как реакция на противоречия, имеющиеся между представлениями. Так, образ умершего хорошо знакомого человека, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь это эмоциональное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает соответствующие физиологические реакции: слезы, бледность и другие органические изменения, присущие проявлению скорби.

Этой же линии придерживался и другой известный немецкий психолог В.Вундт. По его мнению, эмоции — это, прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, обратным влиянием — представлений на чувства. Органические и физиологические процессы — это лишь следствие эмоций [31].

Современная история эмоций начинается с появления в 1884г. статьи известного американского психолога У. Джеймса «Что такое эмоция?». У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций связано с изменениями, происходящими как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере, не подчиняющейся сознанию (в сердечной, сосудистой, секретной деятельности). То, что мы ощущаем при этих изменениях, и есть эмоциональные переживания. Тезис У.Джемса состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией [9].

В ранних книгах по экспрессии, написанных в основном с художественной точки зрения, рассматривались только внешне наблюдаемые проявления эмоций. По мере развития физиологии мы все отчетливее видим, сколь многочисленны и тонки должны быть эти проявления. Исследования Моссо с плетизмографом показали, что не только сердце, но и вся система кровообращения образует нечто вроде резонатора, в котором получает отражение всякое, даже самое незначительное, изменение в нашем душевном состоянии. Едва ли какое-либо ощущение возникает без волны попеременного сужения и расширения артерий рук. Кровеносные сосуды живота и периферийных частей тела действуют реципрокно. То, что пульс и частота дыхания играют ведущую роль во всех эмоциях, известно слишком хорошо, чтобы приводить доказательства. Столь же примечательна непрерывная работа произвольных мышц в наших эмоциональных состояниях. Даже если в этих мышцах не происходит внешних изменений, соответственно с каждым настроением меняется их внутреннее напряжение, ощущаемое в виде изменений тонуса. В состоянии депрессии обычно преобладают мышцы-сгибатели, в состоянии восторга или воинственного возбуждения — мышцы-разгибатели. Огромное множество различных сочетаний и комбинаций, в которые способны соединиться эти органические сдвиги, делают в принципе возможным, что каждому, даже слабо выраженному, оттенку эмоции соответствует свой уникальный, если его рассматривать в целом, комплекс изменений в теле.

Полностью лишенная телесного выражения эмоция — ничто. Чем тщательнее мы изучаем свои состояния, тем сильнее убеждаемся в том, что, каковы бы ни были наши настроения, привязанности и страсти, все они создаются и вызываются теми телесными изменениями, которые мы обычно называем их выражением или следствием. И нам все больше кажется, что если бы наше тело перестало быть чувствительным, мы оказались бы лишены всех эмоциональных переживаний, и грубых, и нежных, и влачили бы существование, способное лишь на познание и интеллектуальную деятельность.

Если Джеймс связывал эмоции с широким кругом различных физиологических изменений, то Ланге — только с изменениями сосудистой системы (просвет сосудов). Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали считать их причиной. Отсюда становится понятным упрощенный подход к регуляции эмоций. Считалось, что нежелательные отрицательные эмоции, например, горе, можно подавить, если специально совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций.

Однако теория Джеймса— Ланге не объясняла всего многообразия эмоциональных проявлений и поэтому вызвала ряд возражений. Так, например, американский физиолог У.Кеннон обратил внимание на тот факт, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, тем не менее очень схожи. Человек бледнеет и при страхе, и при печали, а краснеет и в радости, и в гневе. Поэтому одних внешних изменений недостаточно, чтобы удовлетворительно объяснить многообразие человеческих эмоций.

Телесные изменения при эмоциях, по Кеннону, имеют важное биологическое значение. Их главная задача — предварительная настройка всего организма к ситуации, когда от него потребуется повышенная трата энергии.

В связи с этим большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию. Такой подход можно обнаружить уже у Ч.Дарвина, считавшего, что большая часть эмоциональных реакций объясняется двумя типами явлений: либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага, а страх дает дополнительные ресурсы при бегстве), либо просто тем, что они являются не исчезнувшими еще движениями, оставшимися от предыдущей стадии эволюции (рудиментами). Ч.Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ эволюционируют так же как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвел Э.Клапаред, писавший: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха».

Отдельно стоит группа теорий, объясняющих природу эмоций через интеллектуальные или, как их еще называют, когнитивные факторы. Среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса, предложенную американским исследователем Л. Фестингером. Исходное положение: диссонанс есть отрицательное состояние, возникающее в ситуации, когда человек имеет разные, противоречащие друг другу сведения, мнения, знания об одном и том же объекте. Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, внутреннее неудобство, от которого человек стремится избавиться. Для этого у каждого человека есть только два выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новую информацию, которая устранила бы противоречие и согласовалась с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

К подобному типу подходов может быть отнесена и информационная концепция эмоций психофизиолога П.В.Симонова [35]. Согласно его теории, эмоциональные состояния определяются имеющимся у человека желанием или, как говорит П.В.Симонов, силой актуальной потребности, с одной стороны, и оценкой, которую он придает вероятности ее удовлетворения, - с другой; Эту оценку вероятности человек производит на основе, врожденного и ранее приобретенного им опыта. Причем эмоция возникает тогда, когда имеется рассогласование между тем, что необходимо знать для удовлетворения желания, и тем, что на самом деле известно. То есть мы постоянно вольно или невольно сопоставляем необходимую нам информацию (о средствах, времени, ресурсах), которая потребуется для удовлетворения желания, с информацией, имеющейся у нас в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. На этой основе была разработана формула эмоций:

 

Э = - П ( Ин -Ис),

 

где: Э — эмоция (ее сила и качество);

П — потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком;

Ин — информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;

Ис — информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент (то, что известно).

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий какое-либо желание, обладает полной возможностью для его реализации (Ин = Ис). Если вероятность удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства (Ис > Ин). Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности (Ис < Ин). При этом максимум положительных или отрицательных эмоций при постоянной силе потребности человек испытывает, когда Ин = 0 или Ис = 0.

Таким образом, внутри нас как бы находится манометр, показания которого зависят от того, какая информация имеется о том, что требуется для удовлетворения потребности, и о том, чем мы располагаем, и в зависимости от их соотношения мы испытываем различные эмоции.

Как и любое психическое явление, наши чувства связаны с физиологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма.

Однако то, что казалось причиной, на самом деле лишь следствие. Указанные системы человеческого организма подчиняются деятельности симпатической нервной системы, возбуждение которой ведет к выделению надпочечниками гормона адреналина. Именно адреналин вызывает изменение в работе органов и систем организма и приводит их в состояние готовности к экстренной трате энергии. Это проявляется в том, что происходит отток крови от внутренних органов, усиленное кровоснабжение скелетной мускулатуры, задержка работы органов пищеварения. В кровь выбрасывается большое количество сахара — одного из главнейших источников мышечной энергии.

Но указанные процессы не объясняют всего многообразия эмоций, реакции симпатической нервной системы носят стереотипный характер и бывают одинаковы при различных эмоциях. Более того, аналогичные реакции наблюдаются и в некоторых состояниях, не связанных прямо с эмоциями (при мышечной работе, при холоде и т.д.). Исследования показали, что в случае отключения (перерезке) всей симпатической системы внешние признаки эмоций сохраняются. В то же время в опытах С.Шехтера при введении испытуемым адреналина оказалось, что, если они знали об этом, то эмоциональной реакции не было, а если не знали, реакция зависела от искусственно созданной ситуации и могла быть как гневом, так и радостью. По мнению Шехтера, совершенно очевидно, что для возникновения эмоций необходима физиологическая активация, но только восприятие ситуации определяет направленность эмоции. Поэтому деятельность симпатической нервной системы нужно рассматривать лишь как следствие процессов, происходящих в головном мозге.

Ведущую роль в протекании чувств выполняет кора больших полушарий головного мозга. И.П.Павлов показал, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения, то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры. При этом центры как бы лишаются своего "руководства", оказываются предоставлены "сами себе", вследствие чего исчезает обычная сдержанность. Однако возможна и обратная реакция. В случае распространения широкого торможения наблюдаются угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечнососудистой деятельности и дыхания и т.д.

Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийся основой чувств, распространяется на нижележащие подкорковые центры. Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Так, эмоциональный настрой, эмоциональные переживания и соответствующие им органически изменения возникают в одном и том же центре — таламусе. Ф.Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.

Следует также отметить роль ретикулярной формации как структуры, активизирующей эмоциональную жизнь человека. Получая из различных органов чувств нервные стимулы, ретикулярная формация посылает их после переработки в большие полушария головного мозга. Выступая аккумулятором энергии, ретикулярная формация способна понижать и повышать активность мозга, усиливать, ослаблять или затормаживать ответь: на раздражители.

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями. Благодаря речи мы осознаем свои чувства. С помощью речи мы можем вызвать те или иные чувства и у других людей. Так, прочитанный рассказ вызывает у нас соответствующее эмоциональное состояние. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой высших человеческих чувств — интеллектуальных, моральных, эстетических. Неразрывная связь второй сигнальной системы с первой обеспечивает сознательную регуляцию чувств и общественный характер их внешних проявлений.

психологический подготовка спортсмен соревнование



2019-12-29 238 Обсуждений (0)
Эмоциональный компонент психической готовности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эмоциональный компонент психической готовности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)