Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коррекционная работа с командой



2019-12-29 151 Обсуждений (0)
Коррекционная работа с командой 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Второй этап. Для того чтобы успешно выступить на соревнованиях спортсмен должен научиться в нужный момент выводить все свои резервы и возможности на самый высокий уровень самомобилизации и удерживать такое предельно мобилизированное состояние столько времени, сколько этого потребует ход соревновательной борьбы.

Мобилизированное состояние организма отличается от обычного тем, что в момент мобилизации происходит весьма существенная перестройка в психофизической деятельности, для которой характерен намного более высокий (по сравнению с нормой) уровень интенсивности в функционировании всех органов и систем, участвующих в процессе мобилизации.

Именно симпатической нервной системе принадлежит основная роль в мобилизации сил организма в процессе любой интенсивной работы, выходящей за рамки привычных повседневных нагрузок. В частности, такой работы, которую выполняют спортсмены во время напряженных тренировок, а тем более в дни и часы соревнований.

Говоря о важной роли симпатической нервной системы, следует однако всегда помнить, что, хотя система обладает большой автономностью и ее функции в обычных условиях почти не поддаются нашим волевым усилиям, ее деятельность в известкой степени все же зависит от состояния нашего сознания, от состояния нашего мышления. Поэтому процесс мобилизации может происходить как автоматически, на базе бессознательно протекающих механизмов, но может быть и вполне осознаваемой процедурой.

Какие же силы, какие ключи к самим себе позволяют сознательно руководить симпатической нервной системой, а следовательно, и процедурой мобилизации? Сила здесь одна. Она та же, что и при использовании возможностей психической саморегуляции. Называется эта сила — слово[2].

Используя слово, возможно не только оформить (назвать) те ощущения, те сигналы, которые приходят из всех отделов организма в большие полушария головного мозга, в аппарат мышления и сознания, но и провести соответствующую процедуру, так сказать, в обратном направлении — с помощью слова (а точнее, с помощью мысленных образов, связанных со словом) воздействовать в нужном направлении на самые различные функции организма.

Следовательно, то слово, которые для данного человека значимо можно воздействовать на течение вегетативных нервных процессов. Поэтому спортсмены должны иметь в своем боевом арсенале подобные, высоко значимые для них слова и использовать их как средство мобилизирующего воздействия на свои организм, на свое психофизическое состояние.

Таким образом, овладение возможностями психической саморегуляции является верным способом, позволяющим сознательно и целенаправленно регулировать деятельность вегетативной нервной системы.

Выбор ключевого слова, с помощью которого (а точнее, с помощью мысленных образов, связанных с этим словом) мы воздействовали в нужном направлении на функции организма, не вызвал затруднений, оно появилось как бы само собой. Слово “Отряд” было значимо во-первых потому, что находясь в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) ”Сосновый бор”, а там, как и во всех лагерях существовало деление детей на отряды, команда была отрядом №1, отрядом, который побеждал во всех общелагерных мероприятиях. И второй момент: в школе, где учатся и тренируются ребята, официально появился баскетбольный клуб (БК) и называется он тоже “Отряд”. И это название не случайно. Оно было выбрано главным тренером БК “Отряд” после прочтения романа Артура Конан Дойля “Белый отряд”. Ребята по очереди прочли эту книгу, она очень понравилась - слово подошло!

Знакомство с ребятами произошло летом 2004 года в ДОЛ “Сосновый бор”. Помимо тренировок у команды было очень много свободного времени, и поэтому возникала задача продуманно, целесообразно заполнить это свободное время спортсменов культурно-массовыми мероприятиями для создания у них хорошего настроения, раскрепощения и сплоченности. Шутки, смех, песни должны были противостоять озабоченности, напряженности, раздражительности. Для поддержания хорошего настроения и преодоления барьера стеснения команда выучила и пела песни. Это проверенное веками армейское средство поднятия тонуса, а нередко и боевого духа заслуживает в спорте большого внимания. Также спортсмены участвовали в инсценировках, танцевали, ходили в небольшие походы. Для подъема воодушевления, боевого духа использовались индивидуально-групповые речитативы, эффект которых базируется на коллективном самовнушении.

Позже[2] эти культурно-массовые мероприятия использовались для создания у спортсменов отношения к предстоящему соревнованию как к празднику, где они смогут показать свою готовность, силу воли и спортивное мужество.

Для проведения коррекционной работы со спортсменами был разработан психотренинг, включающий следующие направления:

· Психотехнические игры;

· Культурно – массовые мероприятия;

· Слово – “Ключ”.

Психотренинг проводился с 7 апреля по 3 мая 2005 года.

Специалисты в области спорта считают нестабильность результатов спортсмена прямым следствием его эмоционального состояния на соревнованиях. Многие тренеры видят одну из задач подготовки к соревнованиям в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, изолировать спортсмена от стрессовых влияний. Называют это "повышением психологической надежности спортсмена". Возможно, что позитивный смысл психологической подготовки спортсмена как раз и состоит в пробуждении сил и способностей, которые могут вести его в непредсказуемой стрессовой ситуации соревнования. Решению именно этой задачи послужат психотехнические игры и упражнения [37].

В чем-то почти каждая из психотехнических игр — миниатюрная модель соревнования. Невозможно подготовиться, нельзя заранее научиться. Нет единственно правильного решения — всегда нужно искать свое собственное, и каждый раз — заново. Участие в этих играх дает спортсмену бесценный опыт раскрепощения и спонтанности, приобщает его к искусству "отвечать без подготовки", позволяет пережить радость творческого усилия, восторг неожиданных поворотов, счастье быть постоянно застигнутым врасплох.

Творческое содержание психотехнических игр сочетается с коллективной формой их проведения, и в руках опытного тренера или психолога эти игры могут стать действенным средством сплочения спортивной команды. Упражнения построены так, что для их успешного выполнения требуется скоординированная работа всего коллектива.

Психотехнические игры проводились в форме регулярных занятий, что позволило систематически и последовательно обучать спортсменов некоторым психотехникам. При этом спортивная, тренировочная работа осталась на первом месте. Регулярные занятия проводились 3 раза в неделю по 1-1,5 часа (всего 10 занятий). Каждая игра повторялась на протяжении нескольких занятий, т. к. только частое повторение (при относительно редких занятиях) может дать хороший результат. Занятия проводились как в классе, так и в тренировочном зале, перед тренировками.

Для проведения занятий использовалась стратегия тематического ведения групп. Такая стратегия позволила организовать обмен мнениями между ребятами. Ведущая, предлагая тему, начинала ее обсуждение, направляя его таким образом, что спортсмены заинтересовывались и начинали выполнять упражнения. Участие и сознательное отношение спортсменов становилось естественным продолжением их собственных попыток решить задачу, сформулированную ими же самими.

Опишем программу занятий, предложенную спортсменам.

Занятие 1. (Вводное занятие.) Обсуждение темы “Эмоциональный компонент психической готовности. Мобилизация и саморегуляция.”

Занятие 2.

1. Обсуждение темы “Внимание”.

2. Упражнение “Пальцы”. Объяснение, выполнение и обсуждение.

3. Упражнение “Хромая обезьяна”. Объяснение, выполнение и обсуждение.

4. Воспроизведение песни “WWW.Cосновый бор. ru” из конкурсно-юмористической концертной программы, проводимой в ДОЛ “Сосновый бор”.

5. Произнесение слова-ключ “Мы – ОТРЯД!”

Занятие 3.

1. Анализ предыдущего занятия.

2. Повторение упражнения “Хромая обезьяна” (Объект надумания – “Комната, в которой проходит сеанс”).

3. Обсуждение темы “Воображение”.

4. Упражнение “Синестезии”. Объяснение, выполнение и обсуждение.

5. Воспроизведение сценки “На лавочке” из конкурсно-юмористической концертной программы, проводимой в ДОЛ “Сосновый бор”.

6. Произнесение слова-ключ “Мы – ОТРЯД!”

Занятие 4.

1. Анализ предыдущего занятия.

2. Повторение упражнения “Синестезии” (Объект – вкусовое ощущение).

3. Упражнение “Групповая картина”. Объяснение, выполнение и обсуждение.

4. Воспроизведение пантомимы “По секрету всему свету” из конкурсно-юмористической концертной программы, проводимой в ДОЛ “Сосновый бор”.

5. Произнесение слова-ключ “Мы – ОТРЯД!”

Занятие 5.

1. Анализ предыдущего занятия.

2. Повторение упражнения “Хромая обезьяна” (Объект надумывания – “Тренер”).

3. Повторение упражнения “Синестезии” (Объект - животные).

4. Подведение итогов.

5. Произнесение слова-ключ “Мы – ОТРЯД!”

Занятие 6. ( место проведения - спорт.зал)

1. Обсуждение темы “Психологический контакт. Эмоциональный контакт. Сплоченность и сыгранность”.

2. Упражнение “Робот”. Объяснение, выполнение и обсуждение.

3. Упражнение “Стыковка”. Объяснение, выполнение и обсуждение.

4. Упражнение “Зеркало”. Объяснение, выполнение и обсуждение.

5. Воспроизведение танца “Люблю баскетбол!” из конкурсно-юмористической концертной программы, проводимой в ДОЛ “Сосновый бор”.

6. Произнесение слова-ключ “Мы – ОТРЯД!”

Занятие 7.

1. Анализ предыдущего занятия.

2. Повторение упражнения “Хромая обезьяна” (Объект надумывания – “Известный спортсмен-Майкл Джордан”).

3. Повторение упражнения “Робот”.

4. Упражнение “Анабиоз”. Объяснение, выполнение и обсуждение.

5. Повторение упражнения “Зеркало”.

6. Воспроизведение инсценировки “Марафонский забег” из конкурсно-юмористической концертной программы, проводимой в ДОЛ “Сосновый бор”.

7. Произнесение слова-ключ “Мы – ОТРЯД!”

Занятие 8.

1. Обсуждение темы “Наблюдательность. Язык жестов и поз”.

2. Упражнение “Разведчик”. Объяснение, выполнение и обсуждение.

3. Упражнение “Стоп”. Объяснение, выполнение и обсуждение.

4. Повторение упражнения “Зеркало” (состав пар определяется ведущей).

5. Произнесение слова-ключ “Мы – ОТРЯД!”

Занятие 9.

1. Анализ предыдущего занятия.

2. Упражнение “На страже”. Объяснение, выполнение и обсуждение.

3. Повторение упражнения “Зеркало” (состав пар определяется ведущей).

4. Воспроизведение любого номера из конкурсно-юмористической концертной программы, проводимой в ДОЛ “Сосновый бор” (по желанию участников).

5. Произнесение слова-ключ “Мы – ОТРЯД!”

Занятие 10.

1. Повторение упражнения “ Хромая обезьяна ”(Объект надумывания – “Предстоящее соревнование”).

2. Повторение упражнения “Групповая картина” (Летние сборы в лагере)

3. Повторение упражнения “Зеркало”.

4. Повторение упражнения “На страже”.

5. Подведение итогов всей проделанной работы.

6. Просмотр фотографий из лагеря, видео записей удачных игр, чаепитие.

7. Произнесение слова-ключ “Мы – ОТРЯД!”

Цель занятий: наилучшим образом подготовиться к соревнованиям, используя предлагаемые на занятиях средства.

В курсе использовались следующие темы:

1. “Внимание”.

2. “Воображение”.

3. “Психологический контакт. Эмоциональный контакт. Сплоченность и сыгранность”.

4. “Наблюдательность. Язык жестов и поз”.

Анализ проведения занятий

Каждое занятие ведущая оформляла в виде дневника наблюдений. Приведем пример первого и последнего занятий.[3]

Рассматривая тему «Внимание», ведущая остановилась на следующих проблемах:

- недостаток внимания, который выражается в забывчивости и неорганизованности на тренировках и соревнованиях;

- неспособность спортсмена сосредоточиться на данном ему задании, на игре в целом.

Ведущая рассказала о том, что внимание спортсмена воспитывается и нуждается в систематической тренировке (по аналогии с тренировкой мышц).

Спортсмены познакомились с понятиями произвольного и непроизвольного внимания: «В тех случаях, когда предмет насильно захватывает внимание человека, не считаясь при этом с его планами и намерениями, психологи говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание — это как бы антивнимание, внимание невнимательного и постоянно отвлекающегося человека. Каждый из нас способен удерживать внимание на чем-то одном, если этого требует поставленная задача. Внимание, ставшее послушным слугой своего хозяина, — это произвольное внимание.

Невнимательный человек лишен не внимания, а контроля над вниманием. Эти психотехнические упражнения направлены в основном на развитие произвольности, способности управлять вниманием».

Упражнение "Пальцы".

Участники группы следует удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Им предлагается переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными.

Ведущая: «По команде "Начали!" медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде "Стоп!" прекратить упражнение. Длительность — 5-15 минут».

Упражнение "Пальцы" позволило проследить работу внимания "в чистом виде" благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих детей задание оказалось трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Были участники, которые быстро засыпали во время упражнения, это свидетельствует о том, что в будущем такой прием можно будет использовать для самоуспокоения. Некоторые участники во время обсуждения рассказывали, что они испытывали необычные ощущения: увеличение пальцев или ощущение, что пальцы чужие. Некоторым казалось, что они изменили направление движения пальцев. Вероятно, эти спортсмены способны к самовнушению. Кто-то чувствовал сильное раздражение или беспокойство. Нескольким участникам становилось очень смешно, и они не могли нормально работать. Мы позволяли им смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. Виктор Б. заметил, что при выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое: ”Я должен сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой-то момент вдруг понял, что я думаю о чем-то постороннем. ”Алексей Я.: “Я в какой-то момент заметил, что забыл об инструкции, перестал следить за пальцами, взгляд мой прилип к колыханию листвы за окном”.

Упражнения позволяют участникам на практике ознакомиться с основными характеристиками своего собственного внимания. Во время обсуждений становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения или переключения внимания.

После выполнения упражнения ребята еще раз обсудили, что для человека, пришедшего в спорт, привычка отвлекаться превращается в серьезное препятствие. Прежде чем приступить к отработке навыков борьбы с отвлечениями внимания, необходимо развить у спортсменов способность к их наблюдению. Сначала нужно замечать отвлечения, а потом избавляться от них.

Следующее упражнение, специально посвященное "психологии невнимательности", позволяет спортсмену проникнуть во внутреннюю механику отклонений внимания.

Упражнение "Хромая обезьяна".

Участники располагаются удобно в достаточно тихой комнате. Ведущая, овладевая их вниманием, говорит приблизительно следующее: "Сейчас я попрошу вас выполнить одно психотехническое упражнение. Задание, которое я вам дам, необходимо будет выполнять от моей команды "Начали!" до команды "Стоп!". Если вы по какой-либо причине нарушите мою инструкцию, подайте сигнал — хлопните в ладоши. (Ведущая хлопает в ладоши.) Итак, если вы отвлеклись, обязательно хлопните и продолжайте работать. Все понятно? Закройте глаза... Внимание, даю задание: не думать о хромой обезьяне. Начали! (Проходит 30 секунд и начинаются аплодисменты). Стоп!"

Упражнение "Хромая обезьяна" вызвало большой интерес. Многим показалось удивительным то, что невозможно по заказу не думать о том, о чем не вспоминал несколько лет.

Упражнение проходило весело и вызывало смех и эмоциональную разрядку. Поэтому в дальнейшем оно использовалось для снятия напряжения. Первый хлопок обычно вызывает серию ответных отвлечений, и это простейшее взаимодействие иногда дает чувство общности и помогает легче перенести удар по самолюбию, который может нанести первый промах.

Через пару минут игру повторили снова. Первый хлопок возник через 35 секунд, а остановка игры – уже через две минуты. Ребята, которые первыми «вышли» из игры, были удивлены, как удалось некоторым продержаться почти 2 минуты. Большинство участников пришло к выводу о том, что не думать о чем-то невозможно, а лучше сосредоточиться на чем-то другом. Павел В. представил, что он ведет автомобиль по улице с интенсивным движением; Алексей Я. прокручивал в уме популярную песню с мобильного телефона, Кирилл Г. начал считать, вычитая из тысячи по семи.

Каждый участник попытался отыскать свой собственный прием, после чего ребята сыграли еще раз, а во время следующего обсуждения произошел обмен техниками. Но у некоторых ребят во время первого занятия ничего не получилось.

Упражнение проводилось систематически, поэтому на других занятиях приходилось заменять хромую обезьяну другим объектом надумывания: комнатой, в которой проходит сеанс, предстоящими соревнованиями, чемпионом по баскетболу или самим участником игры.

После проведенной игры «Хромая обезьяна» ведущая переключила внимание ребят на воспоминания о летних сборах. Ребята с удовольствием вспомнили это время, а в завершение исполнили полюбившуюся всем песню “Cосновый бор точка ru”.

Музыка песни “WWW” группы Ленинград. Слова были переделаны совместными усилиями. После сочинения 3 куплета у ребят появилось огромное желание быстрее показать песню всем, выступить на вечернем концерте.

Как в лагерь попал, я не помню,

Наверное, был я слепой.

Мой адрес не дом и не улица,

Мой адрес сегодня такой!

Припев: WWW Миндерла!

Сосновый бор точка ру!

А если кто спросит в деревне

Откуда ты парень такой,

То я отвечаю: “спокойно!”

Мой адрес сегодня такой!

Припев:

Фанаты мы все баскетбола

На месте не любим сидеть!

Но чтоб отстоять честь отряда

Должны мы фигню эту петь!

Припев.

После исполнения песни все были на эмоциональном подъеме, тогда ведущая напомнила о ключевом слове «Мы – отряд». Спортсмены, быстро встав в круг, положили руки друг другу на плечи. Капитан команды скомандовал «Мы!», а остальные подхватили: «Отряд!»

Приведем пример ещё одного занятия (№10).

Завершающее занятие включило в себя упражнения, взятые из каждой темы, обсужденной на предыдущих занятиях.

Занятие началось с повторения темы “Внимание”. Ведущая проверяет остаточные знания, задавая следующие наводящие вопросы для дискуссии: “Чем внимательный человек отличается от невнимательного? Почему некоторые спортсмены не могут сосредоточиться на игре, допуская при этом много ошибок (потеря мяча, промахи из-под кольца, например) от чего это зависит и можно ли с этим бороться? Может ли спортсмен научиться контролировать внимание?”.

Ребятам предлагается повторное проведение упражнения “Хромая обезьяна”. Ведущая напоминает правила выполнения упражнения, внося некоторые изменения (заменяя “хромую обезьяну” другим объектом надумывания – “Предстоящее соревнование”): ”Закройте глаза... Внимание, даю задание: не думать о предстоящем соревновании. Начали! Стоп!”.

По словам спортсменов, предложенное задание оказалось достаточно сложным, т.к. проблема предстоящего соревнования являлась актуальной на тот момент. Но все же это обстоятельство незначительно повлияло на результат. Первый хлопок возник через 140 секунд, а завершение игры через 4 минуты. На начальном этапе знакомства с этим упражнением первый предупреждающий сигнал возникал через 30 секунд, а длительность игры не выходила за 2 минуты. Этот факт свидетельствует о том, что спортсмены научились лучше контролировать свое внимание, развили способность управлять им.

Повторяя следующую тему - тему “Воображение” - ведущая начала с проведения упражнения “групповая картина”.

Все ребята садятся в круг. Одному из участников ведущая передает чистый лист бумаги и начинает зачитывать инструкцию: “Ваша задача попытаться вообразить себе нарисованную на листке картину на тему “Предстоящее соревнование” (на предыдущих занятиях выбор темы был за участниками). Первый участник начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются "увидеть" на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже "написанное" новыми деталями. Лист передается дальше”.

Помимо своей непосредственной направленности на развитие зрительного и пространственного воображения эта игра являлась моделью сотрудничества нескольких человек при решении общей задачи. Это упражнение оказалось особенно полезно для нашей команды, т.к. в игровых видах спорта коллективность является существенной чертой самой спортивной борьбы, и успех во многом зависит от согласованности действий игроков на поле.

В большинстве случаев каждый участник коллективного рисования демонстрировал тот же стиль поведения, что и на игровом поле, так же реагировал на неудачи, на свои и чужие ошибки. Ведущая, наблюдая за командой, выделяла участников, которые начинали следить за порядком проведения упражнения, поправлять нарушающих правила и одергивать отвлекающихся на ненужные споры. Это лидеры команды, они деятельны и инициативны.

Многократное умственное «проигрывание» будущей соревновательной ситуации повышает точность ее анализа в реальной обстановке, снижая при этом уровень эмоционального фона. В соотношениях «рациональное-эмоциональное» при оценке будущей ситуации акценты смещаются в сторону рационального. Повторения конкретной обстановки будущих соревнований и действий в ней, как любое стереотипное действие, приводят к уменьшению нервно-психических затрат. Соревновательная ситуация как бы переживается заранее, а то, что пережито, становится эмоционально менее остро.

В конце психотренинга участники продемонстрировали хорошее понимание друг друга и достигли не только пространственной согласованности в деталях, но и общего настроения. Различные фрагменты общей картины создавались как бы в едином эмоциональном ключе.

К последнему дню проведения упражнений у участников коллективного рисования практически не возникали разногласия. Группа стала более сыгранной и начала справляться со многими общими сложностями. Эффект углубления взаимопонимания прослеживался довольно отчетливо. Позже он проявился не только в рамках психотехнических занятий, но и на игровом поле.

Совместно решая конкретную задачу, участники психотехнической игры постоянно стремились к взаимопониманию и согласованию действий. Нащупав принципы объединения усилий, они начинали что-то создавать, придумывать. Живое и полноценное участие в коллективном творчестве всегда было связано с радостными переживаниями. Оно сблизило и раскрепостило, дало психологический комфорт и свободу в общении. Захваченные игрой, члены психотехнической группы полнее раскрывали себя и больше узнавали друг о друге. Более глубоким стало взаимное доверие. Более живым — взаимный интерес.

На повторение темы “Психологический контакт. Эмоциональный контакт. Сплоченность и сыгранность” участникам предлагалось повторить упражнение “Зеркало”.

В ходе многочисленных игр участники довольно быстро научались чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" и копировать его движения становилось все легче, и все чаще возникали ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники пробовали свои силы и в более сложной игре: задача была та же, но роли "отражения" и "оригинала", ведомого и лидера, не определялись.

Наблюдая за ходом выполнения упражнения, удалось выявить "естественного" лидера в каждой паре. Потом, группируя лидеров пар, был выявлен лидер команды. Ребятами была замечена следующая закономерность: когда пара, гибко подстраиваясь друг под друга, двигается в унисон, невозможно определить, кто играет роль “оригинала”, а кто – “зеркала”. Это упражнение стало очень хорошим средством развития психологического контакта между игроками.

Упражнение “на страже” было выбрано для закрепления темы “Наблюдательность. Язык жестов и поз”.

У каждого хорошо сыгранного коллектива есть свой язык — язык жестов, кивков, гримас, междометий. Этот язык предельно лаконичен (ведь игровое общение протекает в условиях острого дефицита времени) и мало понятен для чужих ушей (информация должна быть скрыта от противника). Чем сыграннее команда, тем более свернутым становится ее общение в игре и тем лучше игроки понимают друг друга. Обычно язык игрового общения формируется в командах стихийно, а следовательно, долго, на ощупь и не всегда наилучшим образом и кратчайшим путем. Это упражнение помогло ускорить процесс формирования языка игрового общения.

Во время игр часто возникали комические ситуации, благодаря которым в команде складывалась атмосфера эмоционального раскрепощения и беззаботности.

Стремление участников прийти к общему решению и интенсивное творческое взаимодействие между ними способствовало сплочению группы. Игры помогли участникам значительно расширить групповой репертуар способов взаимопонимания.

После проведенных игр ведущая как всегда переключила внимание ребят на повседневную жизнь. Ребятам предложен просмотр видеозаписей удачных игр, сыгранных ими, их концертных вступлений в лагере и фотографий с летних сборов. В знак удачного окончания тренинга ведущая подарила ребятам торт. После общения за чаепитием все были на эмоциональном подъеме, тогда ведущая напомнила о ключевом слове «Мы – отряд». Спортсмены, быстро встав в круг, положили руки друг другу на плечи. Капитан команды скомандовал «Мы!», а остальные подхватили: «Отряд!».

Выводы: Непринужденная, доброжелательная атмосфера, наблюдаемая в группе, была закономерным результатом и вместе с тем первостепенным условием успешной работы. На определенных этапах группового развития у участников часто возникало особенное праздничное ощущение и даже некоторая одержимость духом игры и изобретательства. Но рабочий настрой группы сохранялся, признаком которого можно считать выдвижение участниками реальных, жизненно значимых проблем.

Кроме того, участие в играх позволило обогатить общую психологическую культуру членов группы, позволило им развить их некоторые ценные качества и способности. Система упражнений была нацелена на осознание скрытых психических феноменов и на укрощение "непроизвольных" проявлений человеческой психики. Все это необходимо спортсмену для того, чтобы лучше ориентироваться в своих собственных возможностях и лучше управлять ими. Более чутко улавливать те незримые изгибы и повороты внутренних течений своего "я", от которых зависит уровень спортивной формы. Не теряться в экстремальных ситуациях и полнее впитывать бесценный опыт крупных соревнований.

Психотехнические игры стимулировали творческий поиск скрытых в спортсменах резервов и освоения новых способов "проживания" соревнований и тренировок.

Сегодня методы саморегуляции применяются в целях более гибкого и полного использования резервов здорового организма. Они позволяют управлять процессом восстановления и мобилизации сил. Именно с внедрением в спортивную практику приемов саморегуляции связывают современные тренеры свои надежды на решение таких проблем, как повышение психологической надежности спортсмена, подведение его к состоянию наивысшей результативности в момент ответственного старта, реабилитации после неудачного выступления. Регуляция эмоциональных состояний — одно из перспективнейших направлений психологической подготовки в спорте. Многие спортсмены экстракласса придают психологическому настрою во время соревнований решающее значение.

 

Повторная диагностика

 

Третий этап. Выявление состояний на соревнованиях после проведения коррекционной работы. Замеры проводились с 5 – 15 мая 2005года.[4]

После проведения психотренинга были сделаны замеры на двух соревнованиях (Таблица 6).

 

Таблица 6. Соревнования, в которых участвовала наша команда в период с 5-15 мая 2005 г.

 

Название соревнования

Сроки

Проведения

 

Количество

игр

Количество игр

Проигр. Выйгр.
1 “Оранжевый мяч” 5-8 мая 4игры 1 3
2 ФБ 9-15 мая 7игр 2 5

Итого:

  11игр 3 8

 

Для составления сводной таблицы 7 по каждому спортсмену выбирали преобладающий тип баланса нервных процессов, т. е. выбирали тип, который встречался у спортсмена более чем в 80% случаев.

Получены следующие результаты (Таблица 7).

 

Таблица 7. Сводная таблица баланса нервных процессов по играм. Условные обозначения: преобладание возбуждения - ПВ, преобладание торможения – ПТ.

 

Фамилия и Имя

Типологические особенности по “внешнему” балансу

до игры в большом перерыве после игры
1 Кирилл Г. ПВ ПВ ПВ
2 Павел В. ПВ ПВ ПВ
3 Алексей Я. ПВ ПВ ПВ
4 Сергей Б. ПВ ПВ ПВ
5 Виктор В. ПВ ПВ ПВ
6 Ярослав Б. ПВ ПВ ПВ
7 Александр Г. ПВ ПВ ПВ
8 Алексей Ч. ПВ ПТ ПВ
9 Максим Г. ПТ ПТ ПВ
10 Алексей К. ПВ ПТ ПВ
11 Степан К. ПВ ПВ ПВ
12 Ярослав Ш. ПВ ПВ ПВ

Итого

ПВ – 11 ПТ - 1 ПВ – 9 ПТ - 3 ПВ - 12

Преобладание у большинства членов команды перед началом и в середине игры процесса возбуждения приводило к победе. И даже когда спортсмены проигрывали, наблюдалась активная борьба. После проведения коррекционной работы спортсмены обучились приемам саморегуляции, поняли, что процесс мобилизации может быть вполне осознаваемой процедурой.


Заключение

 

Выполненная работа направлена на исследование эмоционального компонента психической готовности спортсмена к соревнованиям. Психологические исследования в области психологии спорта многообразны и охватывают многие теоретические и практические проблемы спорта. Проблема формирования эмоционального компонента психической готовности спортсмена к соревнованиям, проблема достижения максимальной надежности осуществления его деятельности является одной из наиболее актуальных на данный момент. Основная проблема, препятствующая протеканию эффективной спортивной деятельности, - эмоциональная нестабильность соревнующихся, бороться с которой можно с помощью психотренинга. Проверке этого положения была посвящена теоретическая и экспериментальная части нашей работы.

Доказано, что необходим комплексный подход к подготовке спортсменов к соревнованиям. Недостаток профессионалов для этой работы со спортсменами ощутим. Многие тренеры, занимаясь воспитанием спортсменов, больше акцентируют свое внимание на развитии функциональной и технической подготовки (физическом компоненте психической готовности), а также на осмысливании тактики и реализации программы деятельности (рефлексивном компоненте психической готовности), а об эмоциях, которые могут дезорганизовать деятельность спортсмена на ответственном соревновании, они забывают или вовсе не знают. Эмоциональный компонент психической готовности тоже нуждается в тренировке. Правильно найденный уровень эмоционального возбуждения является, по мнению многих психологов, стержнем, определяющим очень многое в соревновательном состоянии спортсмена [2, 30, 33].

По полученным нами экспериментальным данным, центральным фактором, обеспечивающим в большой степени надежность спортсмена в отношении эффективного выступления в соревновании, является специальная подготовленность к предстоящей деятельности и вытекающая из нее субъективная уверенность спортсмена в своих силах. Речь идет о состоянии мобилизационной готовности спортсмена к соревнованию, о его способности в нужный момент и с требуемой энергией подготовиться к реализации своих потенциальных сил и умений [3].

Необходимо проводить курсы повышения квалификации спортивных тренеров для их большей образованности и для поднятия уровня спортивных достижений.

Можно отметить оригинальность метода, использованного для диагностики состояний спортсменов перед соревнованиями, это кинематометрическая методика типологических особенностей проявления свойств нервной системы Е.П. Ильина (изучение баланса нервных процессов) [21].

Дальнейшим перспективным направлением может послужить сравнение умений входить в ОБС опытных спортсменов, например, баскетболистов студенческой команды и спортсменов подросткового возраста.

На основе анализа научно-методической литературы и проведенного исследования в дипломной работе были сделаны следующие выводы:

1. Изучен эмоциональный компонент психической готовности в контексте оптимальной боевой готовности спортсмена к соревнованиям.

2. Поставлена конкурсная юмористическая концертная программа “Мы – отряд!” – как ключ регулирования уровня эмоционального состояния.

3. Исследован уровень эмоционального возбуждения и эмоциональной устойчивости учащихся детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) по игровым видам спорта (учебно-тренировочная группа 4 года обучения, баскетбол).

4. Проведен психотехнический тренинг, направленный на развитие параметров эмоционального возбуждения и эмоциональной устойчивости.

5. Проверена в экспериментальных исследованиях эффективность влияния психотехнических средств на эмоциональный компонент психической готовности.

Таким образом, результаты исследования подтверждают поставленную в исследовании гипотезу о том, что психотренинг, состоящий из психотехнических игр и конкурсно–юмористической концертной программы, может выступать как фактор формирования эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям.

 


Список используемой литературы

 

1. Айзенк Г.Ю. Поверьте в свои способности. - М., 1972.

2. Алексеев А.В. Познай себя, или Ключ к резервам психики. - Ростов-на-Дону: ”Феникс”.2004.

3. Алексеев А.В. С



2019-12-29 151 Обсуждений (0)
Коррекционная работа с командой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коррекционная работа с командой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)