Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике



2019-12-29 395 Обсуждений (0)
Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике 0.00 из 5.00 0 оценок




Специфика построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста

 

 

Калуга 2010 г.


Содержание

 

Введение

Глава I. Особенности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста

1.1 Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста

1.2 Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике

Глава II. Основные стороны подготовки игры в баскетбол

2.1 Основные стороны спортивной тренировки

2.2 Многолетний процесс построения спортивной тренировки

2.3 Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня специальной тренированности в предсоревновательный период

Глава III. Исследование эффективности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу у детей среднего школьного возраста

3.1 Организация и методы исследования

3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

 

Календарь спортивных соревнований влияет на построение годичного цикла, структуру, продолжительность периодов и другое. Официальные соревнования указывают, в какое время спортсмен должен находиться в состоянии наилучшей готовности. С учетом этих сроков и должна планироваться тренировочная работа. С другой стороны, спортивный календарь не может составляться без учета основных закономерностей построения спортивной тренировки. Только в этом случае он будет содействовать оптимальному построению тренировки, а следовательно, и наибольшему росту спортивных результатов.

В зависимости от масштабов времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают: а) микроструктуру структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного); б) мезоструктуру структуру этапов тренировок, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца); в) макроструктуру структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних [23, с. 18].

Мы заостряем наше внимание на предсоревновательном периоде (мезоцикле) тренировочного процесса, так как, он видится нам наиболее ответственным этапом, после которого спортсмены выступают непосредственно в соревнованиях.

Актуальность исследования. В настоящее время подготовка юных баскетболистов не отличается особой оригинальностью, что влияет на односторонность подготовки в целом. Мы видим необходимым внести некоторые изменения в содержание подготовки именно в предсоревновательный период.

Объект исследования – учебно–тренировочный процесс детей среднего школьного возраста специализирующихся в баскетболе.

Предмет исследования – особенности подготовки юных баскетболистов в предсоревновательном периоде.

Цель исследования – поиск методики направленной на повышение специальной подготовки детей среднего школьного возраста специализирующихся в баскетболе в предсоревновательном периоде.

Задачи исследования:

1. изучить научной и научно-методической литературы по теме исследования;

2. оценить уровень специальной тренированности юных баскетболистов в эксперименте;

3. разработать и апробировать специальную методику в предсоревновательного периода для юных баскетболистов;

4. выявить эффективность предложенного методического подхода и разработка практических рекомендаций.

Гипотеза исследования – если применить разработанную методику в предсоревновательном периоде, то это позволит улучшить показатели специальной подготовки детей среднего школьного возраста специализирующихся в баскетболе.

Работа состоит из введения, двух теоретических глав, практического исследования, заключения, списка литературы и приложений.

 


Глава I. Особенности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста

 

1.1 Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста

 

Процесс полового созревания сопряжен с глубокими морфофункциональными перестройками в организме, протекающими постепенно и поэтапно. Выделяют пять стадий полового созревания: три из них приходятся на подростковый возраст, четвертая и пятая относятся к периоду ранней юности. Каждая из этих стадий характеризуется, с одной стороны, спецификой функционирования желез внутренней секреции и связанными с этим морфофункциональными преобразованиями всех систем организма, и с другой стороны, - изменениями в психическом и социальном плане.

1-я стадия - (10 лет у девочек, 11-12 лет у мальчиков) - предпубертатный период, характеризуется отсутствием вторичных половых признаков. Темпы роста в это время сравнительно низкие, увеличение длины тела происходит в основном за счет роста туловища, корково-подкорковые отношения характеризуются как относительно зрелые [31, с. 272].

2-я стадия (10-12 лет у девочек, 12-13 лет у мальчиков) - связана с усилением гипофизарной активности и секрецией соматотропина и фоллитропина. Эти гормоны оказывают влияние на скорость роста и появление начальных признаков полового созревания. Так, темпы роста туловища в длину замедляются и ускоряется рост конечностей. Отставание роста туловища имеет глубокий биологический смысл: в это время замедляется рост сердечной мышцы, вследствие этого функциональные возможности сердца временно отстают от потребностей растущего организма, тормозится прирост легочной массы, что сказывается на кислородном снабжении работающих мышц, временные ограничения объема кровотока затрагивают не только мышцы, но и головной мозг, поэтому у подростков в это время отмечаются быстрая утомляемость снижение общей активности, контроля поведения, продуктивности учебной деятельности и работоспособности, раздражительность и изменение поведенческих стереотипов.

3-я стадия - 13-15 лет у мальчиков, 12-14 лет у девочек - сопряжена с изменением ростовых процессов: замедляется скорость роста конечностей и увеличивается рост туловища. Именно на этот период приходятся наиболее высокие показатели скорости роста массы и длины тела. Данный период полового созревания называют пубертатным скачком роста. Увеличение темпов роста связано с секреторной активностью соматотропина (гормона роста), выделяемого гипофизом. Для таких активных морфологических преобразований необходимо большое количество энергетического и пластического материала, поэтому увеличивается использование резервов жирового депо - подросток худеет, заметно уменьшается толщина подкожного жирового слоя. Процессы роста туловища сопряжены с ростом внутренних органов - сердца, легких, печени, увеличивается грудная и брюшная полости. Как следствие этого, происходит увеличение объема кровотока, жизненной емкости легких, максимального потребления кислорода мышцами и тому подобное. Увеличение скорости кровотока приводит к заметному повышению температуры кожи, особенно конечностей, что является довольно характерным признаком наступившей 3-й стадии полового созревания. Однако при этом процессы терморегуляции снова, как и в младшем школьном возрасте, выходят на менее экономичный режим. У подростков это проявляется в учащении простудных заболеваний. Глубокие перестройки в функционировании сердечнососудистой системы повышают риск появления вегетососудистых дистоний и подростковой гипертонии [31, с. 273].

Социальная зрелость появляется у подростка на психологическом уровне в виде ощущения собственной взрослости. Это новообразование в психике является структурным центром самосознания, и именно с него начинается второе рождение личности [14, с. 378].

Появившееся чувство взрослости в данном возрасте выражается в изменении отношения не только к себе, но и к окружающим людям, ценностям, способам поведения, то есть связано с началом формирования мировоззрения. Этот процесс сопряжен с изменением социальной активности подростка, которая заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых. Возникающие при этом конфликты являются следствием неправильного отношения и поведения взрослого окружения и нежелания считаться с развитием личности подростка. Поэтому школьнику в это время значительно легче и проще общаться со сверстниками, отношения с которыми складываются на основе коллегиальности, равноправия и на нормах «взрослой» морали равенства. Группа сверстников, удовлетворяющая потребность подростка в принятии себя, становится для него авторитетной, он стремится принять нормы и ценностные ориентации данной группы.

В данный возрастной период подростки наиболее восприимчивы к обидам, неуважительному отношению к ним со стороны взрослых, эмоции их подвижны, изменчивы и часто противоречивы. Процесс перехода из мира детства в мир взрослых требует от подростка огромного психического и физиологического напряжения. Отрочество сенситивно для развития средств отношений (вербальные и невербальные коммуникативные навыки), эмпатии, воображения. В 13 лет мечта все больше занимает место игры, она способствует «возвышению потребностей», создавая идеальные образы будущего. В этот период «свертывается» детская форма воображения и начинает складываться новая. Представления, фантазии, продукты собственного воображения нередко становятся для подростка настолько реальными, что он иногда пытается их воплотить в жизнь в конкретной деятельности или рассказах о них [14, с. 379].

Одним из центральных моментов развития в этот период является резкое возрастание познавательной активности и любознательности, сенситивности для возникновения познавательных интересов, которые в этот период характеризуются некоторой двойственностью. С одной стороны, наблюдается снижение интереса к учебным предметам, а с другой, - возрастает интерес к окружающему миру, человеку во всех его проявлениях, социальным проблемам и так далее. Происходит как бы «взрыв» любознательности. Именно в этот период формируются зрелые формы учебной мотивации, которая раскрывает смысл учения как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию.

Выделение значения приобретения учением личностного смысла и рассмотрение этого нового отношения к знаниям как ядра чувства взрослости имеет принципиально важное значение для формирования и коррекции учебной мотивации. В гимназиях, лицеях, специализированных школах и других учебных заведениях с углубленным дифференцированным обучением снижение учебной мотивации наблюдается только у тех учеников, которые по ряду причин не открыли для себя личностного смысла в учении (профиль учебного заведения не совпадает с интересами и так далее.). В обычных классах снижение учебной мотивации происходит, если школьники не видят смысла в получении знаний, это не включено в их представление о взрослости [2, с. 11].

Интеллектуальное развитие подростков происходит в разном темпе. Отдельные учащиеся, ранее отстававшие в учебе, могут превзойти тех, чье интеллектуальное развитие началось раньше. Существенное значение в таком интеллектуальном «рывке» играет мотивация, формирование готовности к самоопределению. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, позволяющих заниматься интересным делом, самостоятельным творческим трудом. Происходит формирование системы личностных ценностей. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, развиваются профессиональные интересы и склонности, то есть начинается процесс профессионального самоопределения. Однако это характерно не для всех школьников. В этом возрасте еще не все подростки задумываются о выборе будущей профессии. Это проявление одного из множества характерных для этого возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении учебных задач и в иных ситуациях, побуждает взрослых обсуждать с ними достаточно серьезные проблемы, но с другой стороны, при обсуждении вопросов, которые касаются будущей профессии, этики поведения и так далее, может обнаружиться инфантильность этих почти взрослых людей, нуждающихся в помощи и поддержке

Своеобразной особенностью подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес (часто случайный) вдруг становится страстью, чем-то чрезмерным, появляется «мода» на интересы. В этом возрасте обычно появляется увлечение музыкальными ансамблями, что связано с потребностью в эмоциональном насыщении. Исходя из анализа того, что увлекает подростка и что оставляет его безучастным, можно судить о развитии его личности. Причины устойчивого отсутствия интересов кроются в особенностях семейного и школьного воспитания, социальных условиях. Нередко интересы гаснут, когда подросток испытывает трудности, неуспех в новой деятельности или ярко выраженную тенденцию к «отказу от усилий». Л.С. Выгодский считает, что ключом ко всей проблеме психического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте [2, с. 12].

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль «подражания» в развитии личности, оно становится управляемым и начинает обслуживать потребности личного самосовершенствования ребенка. Так в 6-7 классе многие мальчики, подражая мужественным, смелым, сильным героям фильмов или старшим ребятам, взрослым мужчинам, начинают заниматься воспитанием необходимых качеств через занятия спортом. Вначале это происходит ради развития волевых качеств, силы, а затем продолжают заниматься для достижения высоких результатов, что способствует развитию мотивации достижения успеха. Полезные волевые качества, закрепившиеся в ходе этих занятий, затем могут перейти на профессиональную деятельность, определяя вместе с мотивацией достижения успеха ее практические результаты. У девочек выработка качеств, аналогичных волевым, идет иначе. Они особенно стараются преуспеть в учебе, много занимаются теми предметами, где что-то не получается. Они занимаются искусством, домоводством, женскими видами спорта, то есть у них вырабатывается настойчивость и работоспособность в тех видах деятельности, преимущественно которыми им придется заниматься в будущем [2, с. 13].

Одним из центральных моментов развития в этом возрасте становится «чувство взрослости» и вытекающее из него стремление делать что-то полезное, социально значимое, потребность в утверждении личного достоинства и требование к взрослым уважать и считаться с этим. Этим объясняется увлеченность подростков просоциальной и общественно полезной деятельностью.

Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи достаточно интеллектуально развитым человеком, обладающим определенными способностями, умениями, так как отрочество - это период бурного развития познавательных процессов, становления избирательности восприятия, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, развиваются гипотетико-дедуктивные процессы. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии - способности делать предметом своей мысли саму мысль - даст средство, с помощью которого ребенок может размышлять о себе. Центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности. Постепенно вырабатываются некоторые критерии оценки самого себя, происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку[2, с. 14].

Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике

 

Фонд различных двигательных навыков в организме состоит, из врождённых движений и из двигательных актов, складывающихся в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни. Человек рождается с весьма ограниченным по числу фондом двигательных навыков. Наряду с этим по наследству передаётся чрезвычайно важное свойство – пластичность нервной системы, обеспечивающей высокую степень тренируемости [1, с. 3].

Существуют возрастные периоды, когда тренируемость новым двигательным движениям наиболее эффективна. Например, в спортивной гимнастике сложнейшие двигательные действия осваивают только в раннем возрасте. Поэтому в сложно-координационные виды спорта лучше идти именно в этом возрасте. Этому способствует ряд причин: сенситивный период, мало двигательных навыков, которые могут тормозить развитие новых и самое главное дети не осознают опасность, например, при выполнении переворотов на перекладине, делают то, что от них требуют. В более взрослом возрасте, такие технические действия выполнить очень сложно, так как осознается опасность (страх выступает неким тормозом).

В регуляции произвольных движений ведущая роль принадлежит коре полушарий большого мозга и мозжечку. Ведущим физиологическим механизмом управления движениями является срочная их корректировка на основе постоянного обмена информацией между исполнительными и пусковыми аппаратами нервной системы – принцип сенсорной коррекции.

В сенсорных коррекциях выделяют внутренние (от интерорецепторов, вестибулорецепторов и проприорецепторов) и внешние (зрительные, слуховые и тактильные) обратные связи.

Текущий контроль за точностью выполняемых движений ограничен скоростью их выполнения (0.1 – 1.2 с.). Этому помогают сенсорные системы [3, с. 14].

Новые двигательные действия формируются на основе временных связей, возникающих условно-рефлекторным путём.

Существует некоторая гетерохронность в вегетативном и моторном компонентах двигательного навыка. В навыках с относительно простыми движениями, раньше формируются двигательный компонент, а при изучении сложных движений – раньше вегетативный. Необходимо учитывать преемственность старых и новых навыков. Так навык стояния, у ребёнка, формируется на базе навыка сидения, навык ходьбы на базе навыка стояния и так далее.

В циклических видах спорта формируется так называемый динамический стереотип. Человек, однажды научившись плавать, ездить на велосипеде будет уметь это и через 20 лет перерыва. В ациклических видах спорта динамический стереотип не проявляется в чистом виде, а лишь фрагментарно.

Существуют первичные автоматизмы – врожденные рефлексы и вторичные автоматизмы - двигательные навыки.

При обучении сложным двигательным действиям через 24 часа – процент успешных попыток повышается, но спустя 48 часов – понижается. Следовательно, ежедневно. Чем проще по своей структуре навык, тем он прочнее [7, с. 16].

Анохин выделил 4 основных фактора. Это мотивация, память, обстановочную информацию и пусковую информацию.

Мотивация побуждает к выполнению какой-либо деятельности, а память имеем связь с предшествующим опытом, который оказывает сильное влияние на оценку любых событий и ситуаций. Информация об обстановке, поступающая из окружающей и внутренней среды, также имеет большое значение. И пусковая информация: пусковые раздражители, требующие ответных актов, весьма сложны, они представляют собой не единичный сигнал, а ситуацию определённого характера. Например, в спортивных играх, единоборствах начало и характер ответных реакций определяется не каким-то отдельным сигналом, а всей создавшейся ситуацией. Интеграция таких факторов как память, мотивация, обстановочная и пусковая информация является основой для программирования сложных движений [1, с. 4].

При медленном выполнении двигательных актов обратные связи (сенсорные коррекции) способствуют корригированию данного движения. При очень быстрых, кратковременных движениях обратные связи могут корригировать длительный акт только при его повторениях.

Нервные процессы, связанные с памятью, включают несколько компонентов, каждый из которых имеет самостоятельное значение: 1) восприятие информации, 2) переработка и синтез этой информации, 3) хранение результатов переработанной информации, 4) извлечение из памяти нужной информации, 5) программирование ответных реакций. В некоторых случаях у спортсменов извлечение из памяти нужной информации временно затрудняется (при сбивающих факторах и отрицательных эмоциях, нарушающих нормальную деятельность нервной системы). Вследствие этого ухудшается выполнение физических упражнений.

При несовершенной технике, наблюдается иррадация, что приводит к вовлечению в двигательный акт многих ненужных мышц. На это тратиться дополнительная энергия. С улучшением техники выполнения двигательного акта в результате процессов концентрации в нервной системе вовлекаются лишь нужные мышцы, затрачивается меньше энергии.

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до навыка зависит от:

1.Двигательной одарённости (врождённые способности) и двигательного опыта обучающегося

2.Возраста обучающегося (дети осваивают легче, сем взрослые)

3.Координационной сложности двигательного действия

4.Профессионального мастерства учителя

5.Уровня мотивации, сознательности и активности обучающегося [2, с. 16].

Формирование двигательного навыка согласуется с рядом физиологических законов.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка.

- в начале обучение происходит значительно быстро, а затем качественный прирост качества заметно замедляется (лёгкие двигательные действия).

- в начале качественный прирост незначителен, затем он резко возрастает (сложные двигательные действия).

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.

- внутренняя причина – приспособление вегетативных функций (необходимо время)

- внешняя причина – неправильная методика (неоходима коррекция)

3. Закон угасания навыка.

Полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

5. Закон переноса двигательного навыка.

- положительный перенос – ранее сформированные навыки способствуют, облегчают процесс становления нового навыка.

- отрицательный перенос – наоборот [7, с. 22].

Стабилизация двигательного навыка:

1. Стандартизация внешних условий

2. Введение помехоустойчивости.

Сбивающие факторы:

Экзогенные (внешние) - жёсткая манера ведения боя, прессинг, ситуационная неожиданность, климатические условия, ответственность соревнований, судейство

Эндогенные (внутренние) - нарастающее утомление, гипоксия, нарушение гомеостаза, психическое перевозбуждение, болевые ощущения, страх, неуверенность, травма.

3. Адаптация двигательного навыка к около и предельным проявлением физических качеств.

4. Моделирование соревновательных игр [15, с. 10].

В процессе спортивно-техничнской подготовки необходимо добиться от спортсмена результативности техники. А результативность техники обуславливается её эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

1.Эффективность техники определяется её соответствием, решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.

2.Стабильность техники связана с её помехоустойчивостью, независимо от условий, функционального состояния спортсмена.

3.Вариативность техники определяется способностью спортсмена к коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной практики.

4.Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приёмов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозотратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена.

В спортивных играх важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.

5.Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы [2, с. 16].

 


Глава II. Основные стороны подготовки игры в баскетбол

 

2.1 Основные стороны спортивной тренировки

Классификация техники игры – это распределение всех её приёмов по разделам и группам на основе определённых признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся назначения приёма в спортивной борьбе (для атаки или обороны корзины), содержание действия (с мячом или без меча), а так же особенности его кинематической и динамической структуры.

Технику баскетболиста подразделяют на два раздела: технику нападения и технику защиты. В каждом из разделов выделяют две группы: в технике нападения – технику передвижения и технику владения мячом, а в технике защиты – технику передвижения и технику отбора мяча и противодействия.

Внутри каждой из групп имеются приёмы и способы их выполнения. Почти каждый способ выполнения приёма имеет несколько разновидностей, которые раскрывают отдельные детали структуры движений.

Техника нападения включает в себя такие разделы, как техника передвижения и техника владения мячом.

Основа техники баскетбола – передвижение. Передвижения баскетболиста по площадке являются частью целостной системы действия, направленной на решение атакующих задач и формируемой в ходе реализации конкретных игровых положений.

Для передвижения по площадке игрок использует ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты. С помощью этих приёмов он может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его соперника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения приёмов[23,с. 440].

Техника владением мячом включает в себя следующие приёмы техники: ловлю, передачу, ведение и броски мяча в кольцо.

Ловля – приём, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения и бросков. Выбор определённого способа ловли мяча и его разновидности зависят от положения по отношению к летящему мячу, динамики передвижения игрока, высоты и скорости полёта мяча [24, с. 166].

Передача мяча – приём, с помощью которого игрок направляет мяч партнёру для продолжения атаки. Существует много различных способов передачи мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнёра, характера и способов противодействия соперников.

Ведение мяча – приём, дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении. Ведение позволяет уйти от опекающего защитника, выйти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную атаку [16, с. 113].

Бросок мяча в корзину – один из самых важнейших приёмов баскетбола. Бросок как бы венчает усилие баскетболистов, ведущих нападение. Точность броска мяча по корзине тотчас же сказывается не только на счёте матча, но и на организации игры, на психическом состоянии команды.

Техника защиты включает в себя технику передвижения, технику овладения мячом и противодействия [24, с. 117].

Техника овладением мячом и противодействия включает в себя следующие приёмы техники: выбивание и вырывание мяча, накрывание, перехват, взятие отскока.

Выбивание - один из наиболее часто используемых приёмов при игре в защите, позволяющий с большой эффективностью овладеть мячом. Выбивание мяча в игре выполняют из рук соперника или при ведении мяча.

Перехват мяча в игре осуществляется при его передаче или при его ведении. Успешность перехвата во многом зависит от интуиции и быстроты реакции защитника, а также от его умения правильно занимать позицию при опеке соперника.

Накрывание мяча при броске – одно из наиболее эффективных противодействий броску. Защитник своевременно выполняет высокий прыжок, вытянув максимально вверх руку, накладывает согнутую вперед кисть на мяч в момент его выпуска нападающим. Отбивание мяча при броске - также эффективное противодействие броску. Контакт кисти защитника с мячом осуществляется в момент, когда мяч уже ушел с кончиков пальцев нападающего, но не достиг высшей точки своей траектории.

Взятие отскока - неотъемлемый элемент игры в баскетбол. Овладение мячом в борьбе за отскок значительно повышает шансы команды на благоприятный исход игрового противоборства с соперником. [27, с. 131].

Тактика игры - это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенностей конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства.

По направленности деятельности выделяют 2 раздела: тактику нападения и защиты. По особенностям организации каждый раздел подразделяют на группы действий: индивидуальные, групповые и командные.

Индивидуальные действия - это самостоятельные действия игрока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера.

Групповые действия - это взаимодействия двух или трех игроков в рамках выполнения командной задачи.

Командные действия подразумевают взаимодействия всех игроков команды, направленные на решение задач ведения игры.

Каждая из выделенных групп объединяет несколько видов, способов и их вариантов, которые определяются формами ведения игры, содержанием конкретных игровых действий и особенностями выполнения. В соответствии с принятой классификацией тактики баскетбола среди индивидуальных действий нападения выделяют действия игрока с мячом и без мяча. Действия игрока без мяча могут быть направлены на освобождение от опеки защитника и выход на удобную позицию для получения мяча либо для овладения отскоком мяча при неудачном броске партнера. Тактические действия игрока с мячом осуществляются при розыгрыше мяча с целью создания хороших условий для результативного броска и при атаке корзины. В качестве индивидуальных тактических действий здесь служат технические приемы игрока, владеющего мячом: разновидности ловли, передач, ведения и бросков [27, с. 132].

Групповые действия в нападении базируются на согласованных взаимодействиях двух или трех игроков и составляют основу командной игры в атаке. Их успешность требует соответствующего начального взаиморасположения нападающих, взаимосвязанного маневрирования на определенном участке площадки, своевременности и согласованности действий игроков, их полного взаимопонимания. Выделяют несколько разновидностей взаимодействий двух игроков: « передай мяч и выходи», заслоны, «двойка», наведение и пересечение.В основе тактических взаимодействий трех игроков лежат индивидуальные действия без мяча и с мячом. Наибольшее распространение имеют: « треугольник», « тройка», «малая восьмерка», «скрестный выход», сдвоенный заслон», «наведение на двух игроков» [29, с. 6].

Командные действия - строятся на взаимодействии всех игроков, и отражением их служит определенные системы игры в нападении. Выделяют три основных вида организации командных действий: стремительное нападение, позиционное нападение и специальное нападение.

Сущность стремительного нападения состоит в быстром переходе команды от защитных действий к нападающим при овладении мячом с целью завершить атаку против неорганизованной или еще слабо организованной защите соперников. Успешная реализация данного вида построения игры в нападении возможна при использовании двух систем командных действий: быстрого прорыва и раннего нападения [26, с. 39].

Позиционное нападение – рассчитано на создание «слабого звена» в защитных порядках соперников благодаря розыгрышу наигранных комбинаций. Стремительное нападение можно условно разделить на три фазы. В начальной фазе игроки располагаются в зоне соперника в соответствии с реализуемой командой системой игры в нападении. Фаза развития атаки включает взаимодействия всех атакующих согласно разыгрываемой комбинации. Для завершающей фазы характерно выполнение технико-тактических действий с целью поражения корзины соперника. Существуют две системы позиционного нападения: через центрового и без центрового игрока.

Специальное нападение подразумевает использование стремительного и позиционного нападения с учетом особенностей построения игры в защите командой соперников, а также предполагает рациональное построение атакующих действий в особых ситуациях, складывающихся в ходе игрового противоборства. Выделяют несколько разновидностей специального нападения: нападение против зонной системы защиты, нападение против личного и зонного прессинга, нападение в особых ситуациях (при розыгрыше спорного броска, при вбрасывании мяча, при игре в концовках периодов) [29, с. 44].

Тактические действия в защите.

Успешная игра в защите во многом определяет итог спортивного соперничества баскетболистов. В современном баскетболе для достижения победы недостаточно только результативно атаковать. Важно также надежно обезопасить свою корзину, своевременно подавлять атакующую инициативу противников, разрушать их привычные взаимосвязи и тем самым диктовать свои условия ведения борьбы. Для результативной, тактически грамотной1 игры в защите необходимы, прежде всего, хорошее владение техникой защитных приемов и определенный уровень развития специфических физических и личностных качеств.

Индивидуальные действия в защите бывают двух видов: против нападающего без мяча и против нападающего, владеющего мячом.

Действия защитника против нападающего без мяча определяются решением двух основных задач:

1)не позволить сопернику выгодно открыться для получения мяча или для взятия отскока;

2)быть готовым оказать помощь партнеру на опасном участке обороны.

Действия защитника против нападающего, владеющего мячом, направлены на предотвращение результативных атакующих приемов, таких, как передача мяча, проход с дриблингом, бросок мяча.В ситуации, когда соперник владеет мячом, задача защитника усложняется, так как расширяется диапазон возможных действий нападающего и от него исходит непосредственная угроза взятия корзины. При выборе оптимального контрприема следует оценить возможности нападающего: его позицию по отношению к корзине и к границам площадки, технический потенциал, предшествующие действия, расположение других соперников и своих партнеров [26, с. 43].

Тактические групповые действия в защите построены на сочетании разновидностей тактических индивидуальных действий. Они базируются на взаимодействии двух или трех игроков и подчинены решению оборонительных задач команды.

Среди способов взаимодействия двух игроков при игре в защите выделяют подстраховку, переключение и проскальзывание, а также организацию группового отбора мяча и противодействие нападающим в численном меньшинстве.

Совместные действия трех защитников направлены, главным образом, на нейтрализацию соответствующих взаимодействий трех нападающих: «тройки», «малой восьмерки», « скрестного выхода», «сдвоенного заслона», « наведения на двух игроков», а также на организацию « треугольника отскока» при борьбе за мяч на своем щите и противодействия нападающим в численном меньшинстве.

Командные тактические действия - согласованные действия всех игроков команды в защите. Структурным компонентом командных действий являются рациональные индивидуальные и групповые действия, <



2019-12-29 395 Обсуждений (0)
Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)