Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение коммуникативно-личностных особенностей младших школьников, связанных с семейной ситуацией.



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Изучение коммуникативно-личностных особенностей младших школьников, связанных с семейной ситуацией. 0.00 из 5.00 0 оценок




С целью изучения влияния семейной ситуации на развитие коммуникативно-личностных особенностей детей нами была использована проективная методика «Несуществующее животное» и её вариант «Семья несуществующих животных».

Обратимся к полученным результатам. Рисунки младших школьников из неполных семей несколько отличаются от рисунков их сверстников из полных семей. Так, показатели по первой группе рисунков говорят о том, что эти дети в большей степени, чем испытуемые II подгруппы, склонны к агрессин. В основном она носит защитный характер. Причём, судя по показателям, эта агрессия во многих случаях (40%) направлена против взрослых, вышестоящих лиц.

Наряду с этим все 100% испытуемых I подгруппы демонстрируют наличие страхов и высокой тревожности. Завышенная самооценка некоторых из них носит защитный характер, т.к. на рисунках этих детей явно прослеживаются подавленность, недовольство собой, собственным положением (60%). Такие дети встречаются и во II подгруппе, но их процент гораздо меньше. Другой отличительной особенностью является то, что испытуемые I подгруппы в большей степени демонстрируют поиск, желание опоры (40% испытуемых), недовольство качеством признания со стороны окружающих (40%), некоторая замкнутость, нежелание раскрывать свой внутренний мир (45%). Также эти дети отличаются меньшей обоснованностью суждений, меньшей склонностью к анализу собственных действий, низкой энергичностью (50%). Вновь отметим, что дети с подобными тенденциями встречаются и во II подгруппе, но в меньшей степени.

В отличие от детей из неполных семей их сверстники из полных семей отличаются более адекватной самооценкой, меньшей степенью тревожности и агрессивности. Среди них больше испытуемых с внутренним локусом контроля, рациональностью при принятии решений, склонностью к рефлексии, размышлениям. Больший процент детей из этой подгруппы обладает устойчивой тенденцией к действенности, проявляет себя в разнообразных видах деятельности и при этом положительно относятся к собственным поступкам, демонстрируют претензии на продвижение.

Мы указали на отличительные характеристики в личностной сфере между испытуемыми обеих подгрупп. В то же время, анализ рисунков показывает наличие сходств между ними. Так, среди детей из обеих подгрупп встречаются школьники, демонстрирующие заинтересованность в информации о себе извне, в значимости мнения окружающих о себе. Почти одинаков процент демонстративных и эгоцентричных детей, конформных в суждениях и установках, уязвимых и чувствующих свою социальную незащищённость.

Таким образом, различия в аффективной, а шире - личностной, сфере между детьми из неполных и полных семей, в основном, касаются силы и остроты эмоциональных переживаний (страхи, высокая тревожность, явная агрессия) и волевого и интеллектуального аспектов принятия решений, на что указывает большая степень выраженности у испытуемых II подгруппы внутреннего локуса контроля, склонности к рефлексии, обдуманности при принятии решений.

Будут ли наблюдаться различия в эмоциональных переживаниях в семейных ситуациях между детьми данных подгрупп? Для получения ответа на этот вопрос мы предложили детям нарисовать «Семью несуществующих животных». По мнению Венгер А.Л., эта методика очень информативна, т.к. позволяет в некоторой степени снять социальные установки при работе с рисунком. Обратимся к полученным результатам.

Как и ранее, в рисунках обеих подгрупп нами были обнаружены как сходства, так и различия. Основные различия заключаются в том, что среди испытуемых I подгруппы больший процент детей, демонстрирующих высокую тревожность (78%), страхи (75%), неуверенность в себе, нерешительность (47%). Судя по рисункам, дети из дезинтегрированных семей в большей степени испытывают разобщённость, дистанцирование, эмоциональное неприятие в семейной ситуации. Они более склонны к конформизму, поверхностности, однотипности суждений. Они в меньшей степени активны и склонны к действиям.

Дети из полных семей отличаются более адекватной самооценкой, основательностью, обдуманностью, рациональностью в принятии решений, склонность к размышлениям и действиям. По мнению большинства из них, выраженному в рисунке, ребёнок в семье чувствует себя желанным. Между ним и родителями наличествует эмоциональный контакт.

Между тем, как и в первой, так и во второй подгруппах встречаются дети с заниженной самооценкой и поиском защиты в семейной ситуации. Большинство детей из подгрупп доминирующую роль в семье отводят отцу. Также большинство демонстрируют заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе, эгоцентризм и демонстративность.

Таким образом, анализ рисунков детей указал на существование некоторых различий в эмоциональных переживаниях, личностных качествах между детьми из неполных и полных семей. Для первых в большей степени характерно наличие страхов, высокой тревожности, агрессивности, в том числе и в семейной ситуации. Кроме того, они более поверхностны, легкомысленны в принятии решений, менее активны и в меньшей степени проявляют самоконтроль. В семейной ситуации чувствуют большее разобщение, дистанцирование, эмоциональное неприятие.

 

Для изучения особенностей эмоциональных переживаний детей в семейной ситуации нами также была использована методика «Дом-Дерево-Человек». Полученные индивидуальные данные представлены в приложении, среднегрупповые – в таблице 1 и на рис. 1.

 

Табл.1. Среднегрупповые результаты по методике «Дом-Дерево-Человек».

 

Недоверие к себе



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Изучение коммуникативно-личностных особенностей младших школьников, связанных с семейной ситуацией. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение коммуникативно-личностных особенностей младших школьников, связанных с семейной ситуацией.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)