Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СИСТЕМА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА



2019-12-29 329 Обсуждений (0)
СИСТЕМА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Современная отечественная военная психология предлагает командирам (начальникам) подразделений достаточно большой арсенал соответствующих методов изучения психологии коллектива. Их можно условно объединить в три относительно самостоятельные группы:

1. Всеобщий метод (диалектический), реализуемый для изучения всех явлений объективной и субъективной действительности, в том числе и внутриколлективных, но предоставляющий офицеру лишь ориентировочную информацию.

2. Общие методы включают в себя те из методов, которые позволяют получать уже более точную информацию о содержании изучаемого явления. В интересах изучения психологии коллектива большинство психологов к ним относят методы наблюдения, изучения документов, анализа результатов деятельности, независимых характеристик и эксперимента.

3. Специальные методы позволяют получать достаточно полную и точную информацию об изучаемых социально-психологических явлениях. В их числе наибольшее распространение в последние годы получил метод опроса, предполагающий изучение социально-психологических явлений воинского коллектива на основе анализа ответов опрашиваемых (респондентов) на определенный перечень вопросов. Этот метод реализуется в различных методиках. Среди наиболее распространенных в войсковой практике является социометрическая методика американского социального психолога и психиатра Якоба Морено.

Сущность социометрической методики и ее возможности

Как средство психологического изучения, социометрическая методика (социометрия) представляет собой совокупность приемов для количественной оценки и графического представления межличностных отношений в группах и коллективах на основе анализа выборов, сделанных военнослужащими для различных видов совместной деятельности.

Социометрическая метода опроса позволяет:

¨ выявить структуру межличностных отношений путем определения взаимных чувств, симпатий, неприязни, безразличия среди военнослужащих - членов данной группы;

¨ определить уровень авторитетности лидера, а также место (статус) каждого члена группы в структуре межличностных отношений;

¨ определить наличие и состав микрогрупп, взаимоотношения между ними;

¨ дать оценку групповой сплоченности.

В войсковой практике социометрическая методика применяется в двух вариантах: параметрическом и непараметрическом.

Сущность параметрической социометрии состоит в том, что испытуемым предлагается сделать строго определенное число выборов по заданному критерию. Например, назвать пять военнослужащих которые обладают наибольшей совместимостью и бесконфликтностью или могут составить самую надежную команду для выполнения специального задания.

Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что военнослужащие положительно относятся к проводимому опросу. В противном случае могут быть ответы «Выбираю всех» или «Отвергаю всех», которые существенно искажают получаемые результаты.

Достоинствами социометрии являются: возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть представлен наглядно; возможность регистрации отношений между всеми членами коллектива (группы). Одновременно к числу ее недостатков относится фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях военнослужащих; невозможность выявления истинных мотивов выборов; отражение в числе выборов не столько сплоченности, сколько дружеских связей.

Последовательность подготовки и проведения опроса

Считается, что методика оценки групповой сплоченности доступна каждому офицеру. Суть социометрической методики состоит в выборе каждым членом группы из ее состава партнера для совместных действий и общения в различных предполагаемых ситуациях. С этой целью формулируются вопросы - ответы (выборы), на которые позволяют выявить индивидуальное отношение военнослужащего к другим членам коллектива по определенному критерию (например, деловому, нравственному, коммуникативному, эмоциональному, ролевому). Вопросы позитивной и негативной направленности могут звучать примерно так:

- С кем из членов группы Вы хотели бы выполнять ответственные боевые задачи? Кто бы мог возглавить группу для выполнения ответственной задачи, поставленной командиром? (деловой критерий);

- У кого попросили бы совет? С поведением и взглядами, каких военнослужащих Вы бы не согласились? (нравственный критерий);

- С кем бы Вам хотелось поговорить, пообщаться в свободное от службы время? (коммуникативный);

- С кем бы Вы хотели вместе отдыхать (пойти в увольнение, на вечеринку и т.п.)? (эмоциональный критерий) и т.д.

Для регистрации ответов подготавливаются опросные листы, форма которых показана в таблице № 1, рассчитанной на 10 (по 2 каждого из критериев) задаваемых вопросов. Справа от алфавитного списка всех военнослужащих подразделения выделяются несколько колонок, в которых опрашиваемые проставят свой выбор.

Таблица №1. Образец карточки социометрического опроса

№ пп

 

Номер вопроса

Результирующий выбор

В/звание Фамилия и инициалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Ряд. Антонов А.А. + + - 0 + - + + + - +
2 Ряд. Борисов Б.Б.                    
3 Ряд. Володин В.В. + - - 0 - 0 + + - - -
4 Ряд. Гришин Г.Г. 0 + 0 0 0 - + + - - 0
5 Ряд. Демин Д.Д. + - + - + - + + - - 0

 

Опыт проведения социометрических опросов в войсковых условиях показывает, что наиболее значимыми критериями для непараметрической оценки групповой сплоченности является выбор респондентами тех военнослужащих, с которыми он мог бы успешно выполнять различные виды деятельности в пределах собственной компетенции.

В ходе опроса каждому военнослужащему предлагается мысленно проанализировать предлагаемые ситуации (вопросы) и определить (сделать выбор), кто из его сослуживцев наиболее подходит для совместной деятельности в предложенных условиях, кто не подходит, а кто подходит, но с определенными ограничениями. Вопрос может быть сформулирован следующим образом: «Вам приказано назначить военнослужащих для усиления охраны корабля, находящегося в морском порту страны, где обострился межэтнический конфликт. Учитывая опасность сложившейся ситуации, кого бы Вы предложили для усиления? Кого бы не предложили? Кого бы предложили лишь в том случае, когда других кандидатов не будет?»

Иногда, в связи с отсутствием времени или по другим причинам, в опрос включается менее 10 вопросов. Однако необходимо учитывать, что чем больше вопросов отражает каждый критерий, тем меньше вероятность ошибки в выборе и выше коэффициент надежности получаемых результатов.

Положительный выбор респондента фиксируется в опросном листе в колонке номера задаваемого вопроса знаком «+». Отрицательный выбор обозначается знаком «-», а нейтральный – «0». Вариант заполнения опросного листа матросом Борисовым Б.Б. представлен в таблице № 1. Оценку собственной готовности к предлагаемой деятельности военнослужащий не производит.

Обработка результатов социометрического опроса

После ответа военнослужащих на все вопросы офицер собирает опросные листы и производит обработку полученных результатов. Первоначально в каждом опросном листе он определяет итоговые выборы, сделанные каждым респондентом. Для этого подсчитывается количество положительных, нейтральных и отрицательных выборов, сделанное каждым опрашиваемым. В случае, когда какой-либо из выборов преобладает в опросном листе (6 и более), он является итоговым. В других случаях положительные и отрицательные выборы попарно взаимно погашаются и в каждом случае представляют собой один нейтральный выбор. Вариант определения итоговых выборов матроса Борисова Б.Б. показан в таблице № 1.

После обработки опросных листов итоговые выборы заносятся в социоматрицу, форма, которой показана в таблице № 2.


Таблица № 2. Образец социоматрицы

№ пп

кто выбирает

кого выбирают

Количество

Сделанных

Выборов



2019-12-29 329 Обсуждений (0)
СИСТЕМА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СИСТЕМА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)