Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА



2019-12-29 164 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Начиная рассмотрение основных положений психологии воинского коллектива (группы), необходимо исходить из того, что составляющие их люди являются социально-биологическими явлениями объективно существующего мира. Их социальная составляющая формируется в результате взаимодействия с другими людьми. Следовательно, понимание механизмов формирования и функционирования коллектива невозможно без уяснения места и роли личности в системе межличностных отношений группы (коллектива).

Личность и межличностные отношения

Люди, собравшиеся по каким-либо причинам вместе, сосредоточившись в едином пространстве, уже в силу одного этого обстоятельства не могут действовать независимо друг от друга. Они вынуждены в своих решениях и поступках принимать во внимание не только сам факт присутствия и активности других, но и использовать новые возможности, которые являются результатом возникшей социальной ситуации.

Как известно, человек - социальное существо. Его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с другими людьми. Считается, что взаимодействие представляет собой действия индивидов, направленные друг к другу. Оно может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – практических задач или для реализации личностных ценностей. Известный отечественный психолог П.Сорокин отмечал, что "если бы кто-нибудь предпринял анализ взаимного поведения членов какой-нибудь социальной группы, ...описывая только внешние формы актов поведения, то вся социальная жизнь ускользнула бы целиком из-под анализа".

Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. В этих условиях между ними возникает определенная социальная связь, как зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей и ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В связи с этим в социальной связи можно выделить ее субъекты, предмет и механизмы регулирования. Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если ее участники не согласны с принципами ее регулирования.

Социальную связь между субъектами какой-либо группы (воинского коллектива) можно рассматривать в двух видах: в виде социального контакта, когда связь между людьми поверхностная, мимолетная, а партнер по контакту легко может быть заменен другим человеком, или в виде взаимодействия - систематических, регулярных действий партнеров, направленных друг на друга и имеющих цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны другого человека. В последнем случае возникшие социальные отношения можно рассматривать, как устойчивую систему взаимодействия между военнослужащими, носящую само возобновляющийся характер.

Нельзя также отрицать, что возникающие в результате взаимодействия межличностные отношения могут принимать различные формы. Среди них, прежде всего, можно выделить простое присутствие; обмен информацией; совместную деятельность; равную обоюдную или асимметрическую активность и др.. Причем активность может быть разного типа: социальным влиянием, сотрудничеством, соперничеством, манипуляцией, конфликтом и т.д.

Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему межличностных взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединении – входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие их позитивные переживания и достижение определенных целей жизнедеятельности. Считается, что она обусловлена биологически-социальными причинами и способствует выживанию человека. Например, наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивающей групповое выживание; социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность; общение и совместная профессиональная деятельность с сослуживцем, разделяющим (понимающим) наши взгляды, оценки и жизненные устремления создают нам условия для более успешного решения служебных задач и формирования эмоционального комфорта. Следовательно, человек, в самом деле, общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общении с другими людьми.

Ведущим условием реализации человека в окружающей его общности людей (социуме) выступает общение. Оно является его объективной потребностью как социального, разумного существа – носителя сознания. Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов получил название «деятельность» и его можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Второй же тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, лишь обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют «общением». При этом в психологии выделяются несколько видов межличностного взаимодействия.

Виды межличностного взаимодействия

Ритуальное взаимодействие - один из наиболее распространенных видов, который строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в конкретной социальной группе. В этом случае оно выступает как специальный вид взаимодействия, созданный людьми для удовлетворения потребности в признании. В нем обнаруживаются ценности группы, а люди выражают ритуалом то, что составляет их социальные ценностные ориентации.

Операционное взаимодействие осуществляется наиболее часто – на службе, в ходе решения военно-профессиональных (вахтенных, боевых) задач, на учебных занятиях и т.д. Успешно проведя указанное взаимодействие, человек подтверждает свою компетентность и получает аналогичное подтверждение со стороны окружающих. Служебное взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных функций, осуществление функциональных обязанностей - вот те операции, которые заполняют значительную часть жизни военнослужащих.

Соревновательное взаимодействие - вид, при котором имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута. Все действия людей, в этом случае, соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт. При этом и сам человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого "игрока", но при этом ему присуще желание добиться лучших результатов. Поскольку военнослужащий принимает установку других людей и позволяет этой установке определять, что он совершит в следующий момент с учетом какой-то общей цели, постольку он становится органическим членом своей группы.

Уход - довольно обычный и естественный вид межличностного взаимодействия. Однако нельзя не отметить, что к нему чаще прибегают люди с проблемами в области реализации межличностных потребностей. В этом случае человек, находясь с другими людьми, например, в одном служебном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, как бы ведет разговор с другими собеседниками. Однако следует учитывать, что если человек не выбирает других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология - психоз.

Времяпрепровождение, как вид межличностного взаимодействия, обеспечивает хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания между взаимодействующими людьми. Это фиксированная форма трансакций (межличностного взаимодействия), призванная удовлетворять потребность военнослужащего в признании. При этом происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними на ближайшую перспективу.

Еще один вид межличностного взаимодействия реализуется в форме игры (манипуляции). Считается, что это искаженный способ взаимодействия, так как в этом случае все межличностные потребности преобразуются в одну - в потребность контроля над другими людьми. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации, игра предполагает преимущественно психологический силовой вариант. В свою очередь, игры отличаются от других видов наличием скрытых мотивов и желанием выигрыша. Американский психолог Э.Берн для выхода из такой формы взаимодействия предложил заменить двойные трансакции на открытые и прямые, поскольку справедливая игра невозможна при наличии скрытого подтекста.

Следует учитывать, что во всех перечисленных видах межличностного взаимодействия обязательным элементом выступает процесс восприятия одним человеком другого. В психологии это явление получило название перцепции.

Перцепция и ее закономерности

Поскольку человек в общении всегда представлен, прежде всего, своими личностными качествами, постольку он и воспринимается как личность. С точки зрения С.Л.Рубинштейна, в этом случае мы как бы "читаем" другого человека, расшифровывая значение его слов, действий и других внешних проявлений. Впечатления, которые возникают при этом, играют ведущую регулятивную роль в процессе последующего межличностного взаимодействия военнослужащих. При этом необходимо учитывать проявление ряда закономерностей - явлений идентификации, эмпатии, рефлексии и каузальной атрибуции.

Идентификация (уподобление) выступает одним из самых простых способов понимания другого человека. В этом случае собеседник ставит цель осмыслить цели и проблемы своего собеседника. Это не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия военнослужащие пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии, например, подчиненного строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия предполагает стремление эмоционально откликнуться на личностные и другие проблемы собеседника. Иными словами, это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Здесь имеется в виду нерациональное осмысление проблем другого человека, а как бы "резонирование" с его эмоциональным состоянием.

Процесс понимания людьми друг друга осложняется явлением рефлексии, под которым понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого военнослужащего, но и своеобразное чувствование того, как он понимает тебя, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное и всестороннее взаимоотражение.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Исследованное и введенное в научный оборот американским психологом Ф.Хайдером, оно представляет собой объяснение субъектом межличностного взаимодействия причин и характера поведения других людей. В этом случае оно может осуществляться либо через понимание внутренних причин (внутренних диспозиций человека), либо через внешние причины (влияние внешних условий).

Рассмотренные теоретические положения, раскрывающие основное содержание взаимодействия личности в социальной группе и формирующихся в результате межличностных взаимодействий, позволяют вести речь об изучаемом явлении как о социально-психологическом процессе. Следовательно, как во всяком другом процессе, здесь проявляются своеобразные закономерности, которые формируют их соответствующее содержание.

Таким образом, психологическая совместимость оказывает положительное воздействие на взаимоотношение воин и способствует скорейшему сплочению экипажей. Но в некоторых случаях психологическая совместимость, основание на землячестве, на прошлой дружбе и эмоциональных впечатлениях, усложняет совместную служебную деятельность. Достаточно сказать, что, например, хорошее настроение воина можно обнаружить не только в передовом подразделении, но и в том, где снижена командирская требовательность и бытует круговая порука, которую должностные лица не должны допускать.




2019-12-29 164 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)