Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизмы формирования социального настроения через средства массовой информации



2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Механизмы формирования социального настроения через средства массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Средства массовой информации, помимо выполнения информационной функции, выступают одним из факторов, влияющих на социальное настроение граждан. Одним из способов воздействия является эмоциональный фон, создаваемый телевидением. Мы предложили респондентам ответить на вопрос: «Какой настрой обычно возникает у вас после просмотра новостей?». Большинство респондентов ответили, что испытывают недовольство, раздражение, а четверть отметили, что испытывают страх и беспокойство. Спокойствие и уверенность ощущают только 17,9%. Мы выявили зависимость между настроем и просмотром новостей: что среди тех, кто смотрит новости время от времени, преобладает спокойствие, уверенность, душевный подъем, а среди тех, кто смотрит новости регулярно, в основном преобладает страх и неуверенность в завтрашнем дне.

Был проведен контент-анализ, в результате которого мы определили структуру новостей. В результате пилотажного исследования 2004 г. было выявлено, что наиболее популярными каналами являются так называемые «правительственные» каналы: Первый канал и телеканал «Россия», поэтому в качестве единиц анализа были выбраны новости на интернет-сайтах этих телеканалов. Были проанализированы архивы новостей, которые позволяют рассмотреть новости за любой период времени. Отличия сайтов состоят в том, что канал «Россия» представляет меньшее количество новостей, но они описаны более подробно, а также содержат фотографии, показанные в свое время в Вестях. На сайте Первого канала новости расположены на нескольких страницах, но описаны кратко, зато на каждую новость имеется ссылка, поэтому есть возможность рассмотреть их более подробно. Тем не менее, с содержательной точки зрения события, описанные в новостях, аналогичны, и новостные сюжеты разворачиваются с примерно одинаковой частотой.

Было рассмотрено четыре периода: период Бесланской трагедии, цунами в Юго-Восточной Азии, период празднования шестидесятилетия Великой победы и достаточно нейтральный период – без ключевых событий. Наиболее значимыми страхами являются страхи природных катаклизмов и опасности, грозящие от других людей, поэтому мы выбрали период Бесланской трагедии, и период событий во время Цунами в Юго-Восточной Азии. Также, нам было необходимо узнать структуру новостей во время праздников, и мы выбрали период празднования 60-летия Великой победы, а для сравнения мы взяли достаточно нейтральный период.

Мы анализировали новости в зависимости от их направленности: положительные новости, отрицательные новости, сбалансированные новости, нейтральные новости.

В результате анализа по четырем периодам наибольший процент набрали нейтральные новости, далее положительные, а отрицательные и сбалансированные новости имеют примерно одинаковую представленность. Ммы обнаружили закономерность, характерную для всех периодов: в выходные дни и в праздники резко повышается количество положительных новостей и уменьшается количество отрицательных.

Следует рассмотреть каждый период в отдельности, так как соотношение положительных, отрицательных, сбалансированных и нейтральных новостей существенно различается в зависимости от событий, происходивших тот или иной период времени.

 

Диаграмма 4

 

На диаграмме 4 явно видно, что в период Бесланской трагедии положительных новостей было очень мало, а отрицательных и сбалансированных новостей было большинство. К сбалансированным новостям мы относили, например, такие новости, как оказание помощи пострадавшим от теракта, соболезнование трагедии другими странами, митинги протеста против террора, новости, которые, тем не менее, в той или иной степени несут определенную психологическую нагрузку и воздействуют на социальное настроение граждан.


Диаграмма 5

 

На диаграмме 5 ясно видно, каким образом происходила динамика развития событий в новостях. Основной пик пришелся на четвертый – шестой день, а после этого количество упоминаний резко снижается. Причем надо сказать, что в первые дни в основном говорили о жертвах теракта, на сайтах «Вестей» приводились «красочные» фотографии жертв терактов, раненых детей и т.д., а в последующие дни основными темами выпусков были расследование теракта и необходимость борьбы с терроризмом. Также важной особенностью является то, что гораздо меньше об этом упоминали в выходные дни, хотя у жертв теракта нет ни выходных дней, ни праздников. В первые дни после теракта об этом говорили каждый день, и о других событиях почти не говорили, или вспоминали о других терактах. В последующие дни стало появляться большое количество новостей о достижениях науки и техники, о сенсациях и других событиях, причем о них начинают упоминать с такой частотой, что становится странно, почему об этом не говорили раньше. Таким образом, в определенный момент эта новость постепенно сходит на нет, потому что она становится менее актуальной. К тому же в определенный период люди настолько привыкают к отрицательным новостям, что перестают их воспринимать. Если раньше каждая авиакатастрофа воспринималась людьми как личная трагедия, то сейчас многие это просто не воспринимают, относясь к этому событию, как к чему-то обычному. Таким образом, у людей появляется «эмоциональная бесчувственность» которая может привести к антисоциальному поведению, жестокости и насилию.

Социолог О.Ф. Пиронкова дает следующую характеристику новостей на телевидении. По результатам исследований основное внимание уделяется предоставлению международной информации, зачастую транслируются целые подборки о катастрофах и бедствиях. В презентации событий за рубежом наблюдается тенденция к упрощению повседневных проблем и созданию стереотипов участников, что составляет другую характеристику телевизионных новостей. Третья характеристика в том, что делается упор на события, а не на процессы или контексты этих событий. При подаче новостей обнаруживается стремление смещать центр внимания скорее к стратегически значимым проблемам, чем к ежедневно значимым вопросам. Также автор статьи отмечает такие характеристики, как склонность к показу действий. «Чем более ярким является действие, тем у него больше шансов попасть на экраны телевизоров, … чем драматичнее сюжет, тем более он зрелищен».

Мы можем сопоставить исследование О.Ф. Пиронковой с результатами нашего исследования. Во время периода Бесланской трагедии, это ясно видно на Диаграмме 5, в новостях почти не освещались экономические и социальные вопросы, такие как проблемы безработицы, криминализации общества, низкий жизненный уровень значительной части населения и т.д. Таким образом, террористический акт был своего рода отвлечением от внутренних проблем страны.

Очень часто в новостях присутствовал феномен акцентирования внимания не только на проблеме терроризма, а на самом акте насилия, отсутствие анализа явления или события. Также в нашем исследовании мы обращали внимание на использование выражений, связанных с терактом: гибель, смерть, жертвы, убийство, зверски растерзанные, насильники, «нелюди», истязание, боль, страх, труп и т.д. Таким образом, происходит не просто сообщение информации, но добавляется яркое описание актов агрессии. В телевизионных новостях, кроме описания событий, также присутствуют «красочные» видеоматериалы, показывающие изуродованные трупы, раненых и измученных детей, а также крики и стенания плачущих матерей. Можно сделать вывод о том, что средства массовой информации используют явные приемы психологического воздействия, когда информация касается не только разума и сознания, но и проникает в подсознание, способствуя формированию определенных бессознательных реакций, таких как страх, ужас, отвращение, а также раздражения, недовольства и пессимизма.

 

Диаграмма 6

 

Чтобы выяснить эффективность влияния новостей на социальное настроение граждан, был задан вопрос: «Какие события вызывают у вас наиболее сильное беспокойство?» Набольший процент набрал ответ «террористические акты», что значительно опережает другие ответы. На вопрос, чем вызваны ваши беспокойства, 56,9% опрошенных ответили, что оно формируется на основе собственного восприятия событий и угроз, и только 34% определили влияние средств массовой информации. Тем не менее, маловероятно, что большинству жителей города Иваново приходилось сталкиваться с террористами и стать жертвами террористических актов. Учитывая длительность обращения к средствам массовой информации, можно сделать вывод, что они очень эффективно воздействуют на социальное настроение россиян, используя те или иные страхи.

 

Диаграмма 7

 

Другой период, который мы анализировали, был период цунами в Юго-Восточной Азии. В этот период положительных и отрицательных новостей было примерно одинаково. Преобладание положительных новостей можно объяснить, тем, что в этот период проходили такие праздники, как Новый год и Рождество, а также тем, что Цунами произошло не в самой России, а за ее пределами. Как показал анализ новостей, тема терактов раскручивалась гораздо более активно, чем тема цунами. Возможно, это можно объяснить тем, что террористический акт, произошедший в Беслане, затронул непосредственно жителей нашей страны, а цунами произошло в Юго-Восточной Азии. Другим объяснением может быть то, что террористы – это конкретные люди, которых можно обвинить в бедствиях страны и с которыми можно бороться. Цунами же является природной стихией, с которой сложно бороться, можно лишь предугадать и устранить ее последствия.

 

Диаграмма 8

 

Алгоритм развертывания информации о цунами в новостях выстраивается по другому принципу. В самом начале о цунами говорили наравне с другими событиями, причем акцент делался на то, что пострадавших жителей России не так уж и много. Потом в новостях стали говорить о жертвах цунами, о количестве пострадавших – эта тема стала активно раскручиваться. Сильный спад в новостях по этой теме, что особенно хорошо видно на графике, пришелся на Новый год и на Рождество, таким образом, в сами праздники об этой теме не упоминается. Тем не менее, несмотря на то, что правительство России установило праздничные каникулы для всех жителей страны с первого по десятое января, основной пик упоминания о трагедии пришелся как раз на эти праздничные дни.


Диаграмма 9

 

На диаграмме 9 видно, что кроме цунами в Юго-Восточной Азии, большое внимание уделяется другим новостям за рубежом, праздникам и новостям социальной жизни. Относительно высокий по сравнению с сентябрем процент новостей в области социальной жизни связан с введением реформ об отмене социальных льгот для пенсионеров. Особое внимание в новостях уделяется политическим событиям в стране и вопросам правопорядка, а также катастрофам, терактам и военным действиям. Таким образом, тема природных катаклизмов также используется средствами массовой информации для нагнетания страха и манипуляции сознанием, только в меньшей степени, чем теракты. Как показал наш опрос, 27,8% ивановцев боятся природных катаклизмов, несмотря на то, что мы живем в средней полосе России, где не бывает землетрясений, наводнений и цунами, и даже ураганы бывают очень редко.

 


Диаграмма 10

 

В период празднования Великой победы преобладает освещение положительных новостей, но даже в эти дни отрицательных новостей было 16,7%, а сбалансированных 19%. Много внимания в новостях уделялось истории России, гордости за нашу победу. Таким образом, средства массовой информации в определенной степени формируют позитивный патриотический настрой, связанный с гордостью за нашу страну. Следует отметить, что само празднование годовщины Великой победы неоднозначно. Это годовщина суровой кровопролитной войны, где погибло огромное количество людей, поэтому в новостях упоминалось о жертвах блокадного Ленинграда, упоминание о том, какой ценой досталась нам Победа в Великой отечественной войне. Тем не менее, даже в эти дни в 5,6% новостей было упоминание о терактах, задержаниях и судах над террористами. Упоминание об этих событиях можно объяснить тем, что Победа в Великой Отечественной Войне и суд над преступниками – явления одного ряда, которые вызывают гордость и чувство справедливого возмездия. В 8% новостей упоминалось о всевозможных акциях протеста и 4,8% – о катастрофах. Таким образом, в праздничные дни преобладают положительные новости, которые обращают внимания на успехи и победы нашей страны, но, тем не менее, даже в этот период уделяется внимание негативной информации.

 

Диаграмма 11

 

Для того, чтобы выяснить, какие события отмечаются в новостях, если ничего экстраординарного не происходит, мы взяли относительно спокойный период – март 2005 года. В нейтральный период времени положительных новостей больше, чем отрицательных, но меньше, чем нейтральных. Таким образом, даже в нейтральный период времени телевидение «не балует» население положительными новостями. Как мы видим на диаграмме 10, огромное количество новостей посвящено событиям за рубежом – их больше 20%. Относительно много в марте говорилось об успехах и достижениях страны в спорте, в науке и культуре. К текущим событиям мы отнесли все новости, связанные с жизнью одного человека, например здоровье актера Николая Караченцова, а также мелкие незначительные события и происшествия. И также мы видим упоминания о терактах, природных катаклизмах, катастрофах. Достаточно высок показатель упоминаний о преступности, еще больше о военных действиях. Можно сделать вывод о том, что телевидение большое внимание уделяет зарубежным новостям, а также новостям, посвященным проблемам безопасности.

Анализ структуры новостей в различные периоды позволяет составить перечень событий, вызывающих беспокойство у населения г. Иваново. После терактов беспокойство вызывает снижение жизненного уровня и обнищание населения, криминализация общества, полное беззаконие, распространение СПИДа и других смертельных заболеваний, химическое и радиационное заражение воды и воздуха и природные катаклизмы. Меньшее беспокойство вызывает ядерная война, гражданские и межэтнические войны, а также конец света.

На основе данных опроса, мы проследили следующую закономерность: мужчины больше, чем женщины, боятся гражданских и межэтнических войн, распространения СПИДа и других болезней, химического и радиационного заражения воды и воздуха, природных катаклизмов и ядерной войны. Женщины больше боятся террористических актов, криминализации общества, полного беззакония и снижения жизненного уровня. Таким образом, мужчины больше обращают внимание на то, что угрожает всему человечеству или большой группе людей, тогда как женщины больше опасаются того, что непосредственно связано с угрозой их собственной жизни и собственного благополучия. Также прослеживается закономерность, что представители младшей группы более, чем других, обеспокоены террористическими актами, распространением СПИДа и других заболеваний, конца света, химического и радиационного заражения воды и воздуха, а также ядерной войны. Особенно сильно от других групп отличаются страхи молодежи о конце света и ядерной войне, которые мы можем связать с просмотром фильмов, т.к. именно молодежь в этом возрасте предпочитает смотреть фантастику, ужасы и приключенческие фильмы, сюжеты которых зачастую касаются конца света, заражения смертельными заболеваниями и опасности ядерной войны. Молодежь 18–24 лет больше других боится террористических актов, природных катаклизмов, распространения СПИДа и других смертельных заболеваний и. Таким образом, страх терроризма и распространения СПИДа наиболее беспокоит молодежную группу, так как молодежь более впечатлительная и опасность заразиться смертельными заболеваниями для этой группы более актуальна. Старшее поколение более других опасается полного беззакония и снижения жизненного уровня, что, вероятно, связано с тем, что эта группа наименее защищенная и полностью находится в зависимости от государства. Анализ беспокойств показывает, что наиболее сильные страхи преобладают в молодежной среде и у пенсионеров, тогда как у респондентов среднего возраста страхи выражены не так явно.

Было определено, что 50,9% тех, кто смотрит детективы, опасаются несоблюдения правовых норм. Также отмечена закономерность, что больше других боятся снижения жизненного уровня те, кто смотрит мелодрамы, видимо, это связано с тем, что в мелодрамах зачастую показан образ жизни, не соответствующий уровню жизни большинства населения. Среди тех, кто боится террористических актов и криминализации общества, большинство предпочитают смотреть комедии, что связано с желанием отвлечься от жизненных проблем и собственных беспокойств. Таким образом, средства массовой информации влияют на страхи населения, формируют пессимистическое социальное настроение.

Подводя итог можно сделать вывод, что социальное настроение жителей г. Иваново является пессимистическим, и наиболее преобладающими видами социального настроения является страх, раздражение и разочарование. Более оптимистическим социальным настроением обладает молодежь 15–17 лет, а также люди, обладающие высоким уровнем материального достатка. Большинство же населения обладает пессимистическим социальным настроением, особенно пожилые люди.

Средства массовой информации выполняют не только явные функции, но и латентные функции влияния на социальное настроение граждан. Социальное настроение формируется посредством средств массовой информации через определенные механизмы, среди которых можно выделить: тематику статей, передач, фильмов, эмоциональный настрой информации, воздействие аудиовизуального оформления, влияние комментариев. Телевидение оказывает наибольшее влияние, и наше исследование показало, что это влияние в основном негативное: оно формирует пессимистические социальные настроения, способствует распространению страха, неуверенности в завтрашнем дне и раздражения.

 


Заключение

 

Социальное настроение является важным феноменом, изучение которого необходимо для понимания процессов, происходящих в обществе. Социальное настроение проявляется как отношением ко всему, что происходит в обществе. Оно способно выступать в качестве ускорителя, катализатора, или в качестве сдерживающего рычага социальной деятельности индивидов и социальных групп. Оно, в свою очередь, зависит от очень многих обстоятельств, охватывающих всю совокупность политических, экономических, социальных и духовных условий, а также ценностей, убеждений и жизненной стратегии индивида.

В ходе исследования мы выяснили, что социальное настроение групп различается в зависимости от пола, возраста, материального положения, социального статуса, образования, настроения в семье и социальном окружении. Наиболее значимым фактором, влияющим на социальное настроение, является возраст. Чем старше человек, тем более пессимистическое его социальное настроение. Не менее значимым фактором является уровень материального благополучия. Чем ниже уровень дохода, тем больше проявляется настроения недовольства, страха и неуверенности в завтрашнем дне. Пол является значимым признаком, который влияет на социальное настроение жителей г. Иваново: у мужчин социальное настроение более позитивное, чем у женщин. Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что люди с активной жизненной позицией, больше уверены в завтрашнем дне, в то же время социально пассивным людям в большей степени присуще пессимистическое социальное настроение.

Социальное настроение имеет сложную структуру: оно состоит из социального самочувствия, оценки себя в обществе и оценки различных сторон в жизни общества, социальных ожидания и социальной позиции, которая связана с жизненными стратегиями индивида.

Социальное настроение различается по субъекту, по предметной направленности, по глубине. В зависимости от отношения к жизни и процессам, происходящим в обществе, выделяют оптимистическое, пессимистическое и нейтральное социальное настроение.

Анализ социального настроения жителей г. Иваново показал, что преобладающим социальным настроением ивановцев является социальный пессимизм, проявляющийся в отсутствии доверия к властям, отсутствии уверенности в завтрашнем дне. Настроения тревоги, пессимизма, раздражения развиваются нередко под влиянием разочарования в экономических реформах и демократических преобразований, ощущения неэффективности мероприятий в области социальной сферы.

Изучение роли средств массовой информации в формировании социальное настроение жителей города Иваново, позволяют сделать следующие выводы. Влияние средств массовой информации отражается на всех компонентах социального настроения, особенно на оценке событий, происходящих в обществе, социальных ожиданиях и мировоззрении человека, включающем ценностные ориентации и жизненные стратегии.

Средства массовой информации используют определенные механизмы, формирующие социальное настроение: воздействие на эмоциональную составляющую социального настроения с помощью содержания новостей, названия фильмов и телепередач, интерпретации и оценки событий ведущим или автором, использования звуковых и видеоматериалов.

Одним из эффективных методов формирования социального настроения значительной части населения выступает акцентирование внимания на тех или иных бедствиях для отвлечения внимания от внутренних проблем страны и поиска внешних врагов.

Проведенное социологическое исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций. Министерству образования следует обратить внимание на подготовку специалистов по журналистике, внедрять в систему образования понятие журналистской ответственности. Руководителям телеканалов желательно снизить количество фильмов и телепередач, содержащих сцены насилия, или давать их в более позднее время. Также целесообразно сбалансировать отрицательные новости позитивными и больше уделять внимания внутренней жизни страны. Федеральным и региональным органам управления желательно наладить систематическую работу со средствами массовой информации, включающую разъяснение проводимых реформ и социальных преобразований.

 

 


Список литературы

 

1. Березовская Е.С. Актуальные вопросы исследования телевидения как социального института Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. В 3 т. Т 2. М., 2003.

2. Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы Социологические исследования. 2001. №6.

3. Бориснев С.В. Социология коммуникации. М., 2003.

4. Васильева А.С. Ответственность за собственное мнение Политические исследования. 1994. №6.

5. Васищева А. СМИ и проблема формирования имиджа региона Южнороссийское обозрение. 2003. №19.

6. Воронин Г.Л. Социальное самочувствие россиян Социологические исследования. 2001. №6.

7. Голенкова З.Т. Основные тенденции трансформации социальных неравенств Россия: трансформирующееся общества Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996. Глава VI.

8. Демин А.Н., Попова И.П. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации Социологические исследования. 2000. №5.

9. Де-Роберти Е.В. Неопозитивная школа и новые течения в современной социологии Социология в России XIX – нач. XX вв. Тексты Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996.

10. Заславская Т.И. Социокультурный аспект трансформации российского общества Социологические исследования. 2001. №8.

11. Золотарев В.П. Историческая концепция Н.И. Кареева: содержание и эволюция. Л., 1998.

12. Зубарева Л.В. Социальное самочувствие студентов Молодая наука в классическом университете: тезисы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. Иваново, 2002.

13. История социологии Под ред. В.А. Ядова М., 2001.

14. Ковалева Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие Социологические исследования. 2001. №7.

15. Козырева П.М., Герасимова С.Б., Киселева И.П., Низамова А.Э. Динамика социального самочувствия россиян Россия: трансформирующееся общество index.html. 2004. 12 апреля.

16. Кули Ч.Х. Общественная организация. Изучение углубленного разума Тексты по истории социологии XIX–XX вв. Хрестоматия. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996.

17. Магай И.П. Методологические проблемы журналистского мастерства. М., 1979.

18. Матвеева С.Я., Шляпентох В.Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск. 2000.

19. Матвеева С.Я., Шляпентох В.Э. Субъекты катастрофического сознания Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века: Под ред. В.Э. Шляпентоха и др. М., 1999.

20. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. СПб., 2005.

21. Орлова Л.А. О социальном самочувствии учителей Московской области Социологические исследования. 1998. №8.

 

 



2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Механизмы формирования социального настроения через средства массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизмы формирования социального настроения через средства массовой информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)