Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава І. Общая характеристика физического качества сила



2019-12-29 645 Обсуждений (0)
Глава І. Общая характеристика физического качества сила 0.00 из 5.00 0 оценок




УРОВЕНЬ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬННЫХ ШКОЛ

      Работу выполнил Кузнецов Александр Иванович, студент 6 курса заочной формы обучения факультета физической культуры Специальность 050720.65                  Физическая культура
    Работа защищена с отметкой    «___________________»   Председатель государственной экзаменационной комиссии ___________________/И.С.Сесорова/   «_____»____________________2010   Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры спортивных дисциплин Хромцов Николай Евгенивич     «Допущен к защите» Заведующий кафедрой ТОФВ ___________________/ И.И.Голицына/ «____»_____________________2010

                                                                         

                                

Шуя – 2010

 

                                      Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………….3

 

Глава І. Общая характеристика физического качества сила………………..6

1.1 Общая характеристика физических качеств…………………………………...6

1.2 Основы методики развития силовых качеств………………………………...10

Общая характеристика силы.

1.3 Факторы, от которых зависят силовые возможности спортсмена………….16

1.4 Возрастная динамика естественного развития силы………………………...22

1.5 Средства развития силы………………………………………………………..23

1.6 Методика развития максимальной силы……………………………………...30

1.7 Методика развития скоростной силы…………………………………………41

1.8 Методика развития взрывной силы…………………………………………...44

Глава ІІ. Методы и организация исследования………………………………54

2.1 Задачи и методы исследования………………………………………………..54

2.2 Организация исследования…………………………………………………….57

 

Глава ІІІ. Обсуждение полученных результатов……………………………..58

Вывод……………………………………………………………………………….74

Список использованной литературы…………………………………………..77

 

Введение

 Актуальность. Проблема физической подготовки школьников и учащейся молодежи представляет в насто­ящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и эко­номических условий жизни общества. Однако разработка основополагающих методических реко­мендаций по широкому использованию различных методов базовой физической подготовки, начи­ная с первого класса, сдерживается дефицитом научных исследований. В этой связи изучение воз­растной динамики мышечной силы школьников в процессе всего периода обучения представляет, по мнению С.В. Новаковского, Л.С. Дворкина, С. В. Степанова (2002) , как научный, так и практический интерес. Это позволяет выявить педагоги­ческие и физиологические закономерности в развитии силовых возможностей и на этой основе бо­лее объективно планировать силовые нагрузки с учетом возраста на уроках физического вос­питания. Основной предпосылкой разработки методики базовой силовой подготовки школьников послужили сведения о специфичности силы мышц, являющиеся важнейшим фактором всестороннего физического развития человека в онтогенезе [1, 2, 4, 5, 7, 8,10, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 19].

 Сила - основополагающее физическое качество человека. Ее можно развивать с использованием различных средств. Но, как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно она поддается тренировке, когда применяются отягощения, причем отягощения дозированные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного атлета [8, 9, 11, 16, 17,]. Вместе с тем нет единого мнения относительно использования отягощений для тренировки силы, особенно в детском и подростковом возрасте. Ряд авторов считают нецелесообразным использовать любые отягощения в этих возрастных периодах [9,11,20]. Есть мнения, что дозированные отягощения могут быть использованы в физическом воспитании школьников и учащейся молодежи [9,18, 20 и др.].

 Однако проблема, по мнению многих авторов, состоит не только в том, можно или нельзя давать тому или иному юному атлету те или иные отягощения. Если будет получен ответ на вопрос: "Как надо тренировать спортсмена, применяя те или иные отягощения без ущерба для здоровья?", то занятия с тяжестями могут использовать практически все здоровые люди без ограничений. Ведь тяжесть - это и 500 г, и 5 кг, и 100 кг [15, 16, 18]. Любой двигательный акт человека сопряжен с проявлением различных физических качеств. Чтобы атлету поднять отягощение даже среднего веса, ему необходимо в полной мере показать свои способности в ловкости, координации, гибкости и др. Следовательно, развивать силу невозможно без попутного развития практически всех физических качеств человека [2,5,12, 14].

 На этой основе стало возможным углубить и расширить методологию силовой подготовки учащихся 1-10-х классов, а также конкретизировать систему многолетней тренировки детей и подростков в силовых видах спорта. Все это в полной мере соответствует концепции развития отечественной науки в области физической культуры и спорта, направленной на поиск эффективных средств и методов физического воспитания подрастающего поколения с учетом социально-экономических условий жизни общества на современном этапе [5, 13].

 В программе по физическому воспитанию учащихся1-11-х классов 1993 года в содержании уроков физкультуры предусмотрено выполнение двух частей: базовой и дифференцированной (вариативной) [8]. Согласно данной программе освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо для каждого ученика с 1-го по 11-й класс. Базовый компонент, иначе называемый ядром, по мнению В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана, Г.Б. Мейксона, составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры.

 Вместе с тем в этом базовом компоненте программы по физическому воспитанию учащихся силовой подготовке уделяется исключительно мало внимания и она не является основополагающей. В этом мы видим недостаток данной программы. Создание системы массовой силовой подготовки школьников, по нашему мнению, поможет совершенствовать современную школьную программу.

Объект исследования – учебный процесс учащихся 5-11 класс в общеобразовательных школах г.Шуи.

 Предмет исследования –  показатели силовой  подготовки школьников.

 Цель исследования – Выявить уровень силовой подготовленности.

 Гипотеза исследования – Предполагалось, что уровень силовых способностей учащихся общеобразовательных школ г.Шуи находится в соответствии с нормативными показателями.

 Задачи исследования:

- провести анализ научно-методической литературы по проблематике исследования;

- выявить уровень силовых показателей учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ г.Шуи;

- провести сравнительный анализ соответствия уровня силовой подготовленности исследуемых школьников нормативным требованиям.

Практическая значимость заключается в возможности использование данных материалов в работе методистов и тренерами ДЮСШ.

 

Глава І. Общая характеристика физического качества сила

 

1.1 Общая характеристика физических качеств.

 

 Проявление физических качеств в двигательной деятельности человека. В повседневной жизни, на производстве и практически во всех видах спорта важной предпосылкой эффективной деятельности являются физические возможности человека. Так, из трех важнейших проблем, кото­рые связаны с подготовкой человека к космическим полетам: перенесение больших перегрузок организма, способность к работе в условиях невесомо­сти, защита от радиации — две первые решаются в значительной мере с по­мощью специальной физической подготовки (Коробков, 1983). Физическая подготовка — это методически грамотно организованный процесс двига­тельной деятельности человека для оптимального развития его физических качеств. Термин "качество" отображает двигательные возможности челове­ка и предполагает наличие в качествах задатков, которыми люди наделены от природы, к их проявлению в двигательной деятельности. Исходя из это­го, можно дать следующее определение физических качеств.

 Физические качества - это развитые в процессе воспитания и целенаправлен­ной подготовки двигательные задатки человека, которые определяют возмож­ность и успешность выполнения им определенной двигательной деятельности.

 Например, для преодоления большого внешнего сопротивления нужна, прежде всего, соответствующая мышечная сила; для преодоления коротко­го расстояния за возможно меньший отрезок времени — быстрота; для про­должительного и эффективного выполнения какой-то физической работы — выносливость; для выполнения движений с большой амплитудой необходи­ма гибкость; для рациональной перестройки двигательной деятельности в соответствии с изменением условий окружающей среды, в которых она про­ходит, необходима ловкость, а для сохранения рационального положения тела нужна координация. Особенно большое значение физические качества имеют в соревновательной деятельности.

 Многочисленные данные спортивно-педагогических и медико-биоло­гических наук позволяют сегодня разрабатывать эффективную методику развития физических качеств с учетом половых и возрастных особенностей людей. Знание психологических, физиологических и биохимических пред­посылок дифференцированного и комплексного проявления физических

Рис.1Схема переноса физических качеств

 

качеств — важная составная часть профессиональной подготовки специали­ста по физической культуре, что дает возможность методически грамотно определять педагогические задачи, обоснованно подбирать физические упражнения, рационально регулировать нагрузку и отдых в процессе занятий. "Перенос" физических качеств. В теории физического воспитания и спорта, медико-биологической литературе и спортивно-педагогической практике сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость рассматрива­ются, преимущественно, как отдельные двигательные качества. И это в зна­чительной мере оправданно как с точки зрения изучения физических ка­честв человека, так и с точки зрения целенаправленного их развития в занятиях физическими упражнениями. Вместе с тем есть достаточно осно­ваний утверждать, что между физическими качествами существует сложная диалектическая взаимосвязь, которая изменяется в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности человека.

 В спортивной литературе явление взаимосвязи между физическими ка­чествами принято называть "переносом".

 Различают три вида переноса (рис. 1).

 Первыйсостоит в положительном или отрицательном взаимодействии отдельных физических качеств между собою. Так, на начальных этапах тре­нировки возрастание максимальной силы положительно влияет на проявле­ние скорости в циклических движениях.

 При развитии гибкости увеличивается не только подвижность в суста­вах, но и сила мышц, которые поддаются растягиванию (Алтер, 2001; и др.). Развитие общей выносливости (в определенных границах) ведет к повыше­нию специальной выносливости, которая, в свою очередь, оказывает содей­ствие увеличению силы мышц. В то же время у спринтеров высокой квалификации может наблюдаться даже обратная связь, то есть прирост си­лы (вследствие тренировки с отягощениями) может отрицательно сказаться на скорости бега. Еще ярче обратная связь проявляется между максималь­ной силой и общей выносливостью.

 Второйвид переноса состоит в том, что определенное физическое ка­чество, которое развито с помощью одних упражнений, переносится (поло­жительно сказывается) на выполнение других физических упражнений, производственных и бытовых действий. Например, сила, которая развита с помощью упражнений с отягощением, может способствовать улучшению результатов в толкании ядра или в работе грузчика; выносливость, которая развита в беге, будет оказывать содействие улучшению результатов в лыж­ных гонках и т.п. (Зациорский, 1970; и др.).

 Третийвид переноса — перекрестный. Morgan с соавторами (1971) уста­новили, что выносливость тренированной ноги почти на 45 % переносится на нетренированную. При продолжительной тренировке одной (правой или левой) стороны тела наблюдается увеличение силы мышц симметричной не­тренированной стороны. Но с возрастанием тренированности и увеличени­ем продолжительности занятий эффект переноса снижается.

 В онтогенезе человека наиболее тесная положительная взаимосвязь между физическими качествами приходится на детский и подростковый воз­раст. По достижении половой зрелости она уменьшается, а с полным биоло­гическим развитием может приобретать отрицательный характер. Характер взаимосвязи между физическими качествами зависит также от уровня физи­ческой подготовленности. Чем ниже уровень развития физических качеств, тем теснее положительная взаимосвязь между ними, и наоборот, чем выше уровень развития физических качеств, тем слабее положительные взаимосвя­зи и более возможно возникновение отрицательного переноса.

 Но широко известный факт, что подавляющее большинство выдаю­щихся спортсменов имеют высокие спортивные результаты не только в из­бранном виде спорта, но и в многих других, свидетельствует о том, что вы­сокая физическая подготовленность, которая достигнута в процессе специализированной тренировки, имеет довольно широкий положитель­ный перенос. Она в значительной мере оказывает содействие достижению хороших результатов в процессе производства, в быту и других видах дви­гательной деятельности. Вместе с тем совершенно очевидно, что прямой зависимости между общим уровнем развития физических качеств и резуль­тативностью в специфических видах двигательной деятельности не сущест­вует. Именно этим обосновывается система специальной физической под­готовки в спорте и профессионально-прикладном физическом воспитании.

 Характеристика понятия "методика". Относительно развития двигатель­ных качеств, понятие "методика" означает рациональное применение соот­ветствующих физических упражнений и адекватных методов их выполнения с целью эффективного решения конкретной педагогической задачи в от­дельном занятии и системе смежных занятий. Методика развития соответ­ствующего физического качества должна предусматривать по возможности точные указания относительно выполнения в определенной последователь­ности системы основных операций, которые способствуют положительному решению поставленной задачи.

 Принципиальная схема построения алгоритма методики развития фи­зических качеств должна включать ряд операций:

 1. Постановка педагогической задачи. На основе анализа состояния физической подготовленности конкретного человека, или группы людей следует определить, какое именно физическое качество и до какого уровня необходимо развивать.

 2. Отбор наиболее эффективных физических упражнений для решения поставленной педагогической задачи в работе с конкретным контингентом людей.

 3. Отбор адекватных методов упражнения.

 4. Определение места упражнений в отдельном занятии и в системе смежных занятий в соответствии с закономерностями переноса физических качеств.

 5.Определение продолжительности периода развития определенного физического качества, необходимого количества тренировочных занятий.

 6. Определение общей величины тренировочных нагрузок и их дина­мики в соответствии с закономерностями адаптации к тренировочным воздействиям.

 

1.2 Основы методики развития силовых качеств.

     Общая характеристика силы.

 

 Любые двигательные действия человека — это результат согласованной деятельности центральной нерв­ной системы (ЦНС) и переферических отделов двигательного аппарата, в частности скелетно-мышечной системы. В ЦНС продуцируются импульсы возбуждения, которые через мотонейроны и аксоны поступают в мышеч­ные волокна. Вследствие этого мышцы напрягаются с определенной си­лой, которая и позволяет перемещать в пространстве отдельные звенья те­ла или тело в целом. От величины и направления приложения силы изменяются скорость и характер движения. Таким образом, без проявле­ния мышечной силы человек не может выполнять никаких двигательных действий. Сила является интегральным физическим качеством, от которо­го в той или иной мере зависит проявление всех других физических ка­честв (быстрота, выносливость и т.п.). Что же понимается под термином "сила"?

 В механике понятие "сила" выражает меру взаимодействия тел, причи­ну их движения, механическую характеристику движения (на тело массой т действует сила F ).

 В физиологии под силой мышц понимают то максимальное напряже­ние, которое они способны развить. Внешнее проявление напряжения мышц (силы) измеряют в ньютонах.

 В теории физического воспитания понятие "сила" выражает одну из качественных характеристик произвольных движений человека, которые направлены на решение конкретной двигательной задачи. Исходя из этого можно дать следующее определение понятию "сила".

 Сила - это способность преодолевать определенное сопротивление или про­тиводействовать ему за счет деятельности мышц

 В качестве сопротивления могут выступать силы земного тяготения, ко­торые равняются массе тела человека; реакция опоры при взаимодействии с ней; сопротивление окружающей среды; масса отягощений предметов, спортивных снарядов; силы инерции собственного тела или его звеньев и других тел; сопротивление партнера и т.п.

 Чем большее сопротивление способен преодолеть человек, тем он силь­нее.

 В зависимости от двигательной задачи и характера работы опорно-дви­гательного аппарата, сила, проявляемая мышцами, приобретает специфиче­ские особенности, которые становятся более выраженными с ростом физи­ческой подготовленности человека.

 Основными, качественно специфическими для разных двигательных действий видами проявления силы есть абсолютная, скоростная, взрывная сила и силовая выносливость.

 Силовую выносливость целесообразно отнести к одной из разновидно­стей выносливости. Но в специальной литературе это качество рассматри­вается как силовая способность. Поэтому мы придерживаемся этой класси­фикации.

 Это выделение силовых качеств человека является довольно условным. Несмотря на присущую им качественную специфичность, они, тем не ме­нее, определенным образом взаимосвязаны как в своем проявлении, так и в своем развитии. В чистом виде они проявляются чрезвычайно редко. Ча­ще они являются компонентами большинства двигательных действий чело­века.

 Абсолютная силачеловека — это его способность преодолевать наиболь­шее сопротивление или противодействовать ему произвольным мышечным напряжением.

 Наибольшие величины силы человек может развить в мышечных на­пряжениях, которые не сопровождаются внешним проявлением движения, или в медленных движениях, например в жиме штанги двумя руками в по­ложении лежа на спине. Проявление абсолютной силы является доминиру­ющим при необходимости преодолевать большое внешнее сопротивление. Так, в Исландии популярны соревнования по подниманию гранитных плит. В 1992 г. И.Перурена установил своеобразный рекорд проявления силы, подняв над головой камень массой 315 кг.

 Для сравнения силы людей, которые имеют разную массу тела, приме­няют показатель относительной силы.

 Относительная силаэто количество абсолютной силы человека, ко­торое приходится на один килограмм массы его тела.

 Относительная сила имеет решающее значение в двигательных дейст­виях, которые связаны с перемещением собственного тела в пространстве. Чем больше силы приходится на 1 кг массы собственного тела, тем легче перемещать его в пространстве или удерживать определенную позу. Напри­мер, упор руки в стороны на гимнастических кольцах ("крест") могут вы­полнить лишь те спортсмены, относительная сила соответствующих групп мышц которых близка к 1 кг на килограмм массы тела. Большое значение относительная сила имеет также в видах спорта, где спортсмены делятся по весовым категориям.

 Значение максимальной силы для эффективности выполнения того или иного физического упражнения тем меньше, чем меньшая величина пре­одолеваемого сопротивления и чем больше доминируют быстрота мышеч­ного сокращения или выносливость. Например, между уровнем максималь­ной и скоростной силы существует положительная взаимосвязь лишь тогда, когда скоростные движения связаны с необходимостью преодолевать значи­тельное (25—70 % максимальной силы) внешнее сопротивление (Платонов, 1997). В то же время преодоление незначительного сопротивления с высо­кой скоростью (например, движения в настольном теннисе) не требует вы­сокого уровня развития максимальной силы. Более того, в таких случаях может проявиться отрицательная взаимосвязь между максимальной и ско­ростной силой (Хартманн, Тюннеманн, 1988).

 Аналогичная ситуация взаимосвязи наблюдается и между максимальной силой и силовой выносливостью. При внешнем сопротивлении свыше 50 % максимальной силы она положительная, а при внешнем сопротивлении ме­нее 25 % максимальной силы может быть отрицательной (Платонов, 1997).

 Скоростная силачеловека — это его способность с возможно большей скоростью преодолевать умеренное сопротивление.

 На первый взгляд кажется, что скоростная сила есть как бы комплекс­ным проявлением быстроты и силы. В действительности это — специфиче­ское проявление силы в определенном диапазоне величины внешнего со­противления (Верхошанский, 1988; Платонов, Булатова, 1995 и др.). Так, скорость отягощенного движения при внешнем сопротивлении менее 15-20 % максимальной силы в соответствующем движении зависит исклю­чительно от скоростных возможностей. При внешнем сопротивлении свы­ше 70 % максимальной силы в конкретном упражнении скорость преодоле­ния этого сопротивления зависит преимущественно от уровня развития максимальной и взрывной силы. Отсюда скоростную силу следует связы­вать со способностью человека как можно быстрее преодолевать внешнее сопротивление в диапазоне от 15—20 до 70 % максимальной силы в кон­кретном двигательном действии. Она есть доминирующей в обеспечении эффективной двигательной деятельности на спринтерских дистанциях в циклических упражнениях и подобных к ним двигательных действиях. В ча­стности, от уровня развития скоростной силы мышц ног будет зависеть дли­на шагов в беге. В многочисленных исследованиях установлено, что при од­ной и той же скорости бега у квалифицированных спортсменов длина шагов больше, чем у менее квалифицированных, а у бегунов одной квалификации скорость бега возрастает в довольно тесной взаимосвязи с возрастанием длины шагов.

 Взрывная сила человека — это его способность проявить самое большое усилие за возможно более короткое время.

 Она имеет решающее значение в двигательных действиях, требующих большой мощности напряжения мышц. Это, в первую очередь, разнообраз­ные прыжки и метания. Большое значение имеет взрывная сила в нанесе­нии эффективного удара в боксе, выводе соперника из равновесия в борь­бе, выполнении укола с выпадом в фехтовании и т.п.

 В большинстве физических упражнений, где взрывная сила имеет веду­щее значение, проявлению взрывного сокращения мышц в основной фазе движения предшествует механическое их растягивание. Например, перед метанием копья или гранаты спортсмен делает энергичный замах. В данном случае рабочий эффект двигательного действия определяется способностью мышц к быстрому переключению от уступающего к преодолевающему ре­жиму работы с использованием упругого потенциала растягивания для по­вышения мощности их последующего сокращения. Это специфическое свойство мышц получило название "реактивность мышц" (Верхошанский, 1977; Komi, 1992; и др.).

 Силовая выносливостькак физическое качество человека — это его спо­собность как можно более эффективно, для конкретных условий производ­ственной, спортивной или другой двигательной деятельности, преодолевать умеренное внешнее сопротивление.

 При этом имеется в виду разнообразный характер функционирования мышц; поддержание необходимой позы, повторное выполнение взрывных усилий, циклическая работа определенной интенсивности и т.п.

 Наибольший перенос силовой выносливости наблюдается в упражне­ниях, подобных по характеру работы нервно-мышечного аппарата. Степень переноса зависит также от продолжительности упражнений и величины внешнего сопротивления. Чем продолжительнее упражнения и чем меньше величина внешнего сопротивления, тем более выраженный положительный перенос силовой выносливости с одного вида двигательной деятельности на другую и наоборот — чем меньшая продолжительность упражнений и боль­шая величина внешнего сопротивления при их выполнении, тем меньший перенос.

 В зависимости от режима работы мышц различают статическую и ди­намическую силу. Статическая сила проявляется тогда, когда мышцы на­прягаются, а перемещения тела, его звеньев или предметов, с которыми вза­имодействует человек, отсутствуют. Если же преодоление сопротивления сопровождается перемещением тела или отдельных его звеньев в простран­стве — речь идет о динамической силе.

 Режимы работы мышц. При выполнении двигательных действий мыш­цы человека выполняют четыре основные разновидности работы — удержи­вающую, преодолевающую, уступающую и комбинированную.

 Удерживающая работавыполняется вследствие напряжения мышц без изменения их длины (изометрический режим напряжения). Она характерна для поддержания статической позы тела, удержания какого-либо предмета, например штанги на прямых руках и т.п.

 Преодолевающая работавыполняется вследствие уменьшения длины мышц при их напряжении (концентрический режим напряжения). При вы­полнении двигательных действий преодолевающая работа мышц встречает­ся чаще всего. Она дает возможность перемещать собственное тело или ка­кой-либо груз в соответствующих движениях, а также преодолевать силы трения или эластичного сопротивления. При этом мышца сокращается и, уменьшая свою длину, сближает места прикрепления на костях. Вследствие этого изменяется величина напряжения нервно-мышечного аппарата (аук-сотонический режим напряжения).

 Уступающая работавыполняется вследствие увеличения длины напря­женной мышцы (плиометрический режим напряжения). Благодаря уступа­ющей работе мышц происходит амортизация в момент приземления в прыжках, беге и т.п. Следует заметить, что в уступающем режиме работы (принудительное растягивание) мышцы могут проявить на 50—100 % боль­шую силу, чем в преодолевающем и удерживающем режимах работы (Энока, 1998). Например, сила, которую проявит человек в момент приземления после соскока с большой высоты, будет значительно больше той, которую он сможет проявить при отталкивании.

 При выполнении разнообразных двигательных действий чаще всего мышцы выполняют комбинированную работу(Нагге, 1994), которая состоит из поочередного изменения преодолевающего и уступающего режимов ра­боты, как, например, в циклических физических упражнениях. В более сложных, по координации работы нервно-мышечного аппарата, упражне­ниях часто встречаются все три режима работы: уступающий, преодолеваю­щий, удерживающий.

 

 1.3 Факторы, от которых зависят силовые возможности спортсмена

 

 Сила, ка­кую способен проявить человек в произвольном движении, будет зависеть как от внешних факторов (величина сопротивления, длина рычагов, погодно-климатические условия, суточная и годовая периодика), так и от внут­ренних факторов (структура мышц, мышечная масса, внутримышечная ко­ординация, межмышечная координация, реактивность мышц, мощность энергоисточников).

 Рассмотрим внутренние факторы, на которые можно осуществлять тре­нировочные воздействия для развития силы.

 Структура мышц. По структуре и метаболическим качествам разли­чают два основных типа мышечных волокон: красные и белые. Волокна красного цвета сокращаются за счет энергии окислительных процессов. Они содержат в себе много миоглобина — мышечного белка, который бо­гат кислородом. Это предопределяет их способность к продолжительной и эффективной работе. Величины усилий, которые они могут проявить, и скорость их сокращения относительно небольшие, что дало основание назвать их "медленными", или медленносокращающимися (МС) волок­нами.

 Белые мышечные волокна, в отличие от красных, сокращаются пре­имущественно за счет анаэробных источников энергии. Сила и скорость их сокращения значительно выше, чем красных. В последнее время белые, или быстросокращающиеся (БС) волокна разделяют на два типа (БСа и БСб). Волокна типа БСа быстро и мощно сокращаются за счет окислительно-гликолитических источников энергии. Они объединяют в себе качества быст­рых и сильных, а также медленных и выносливых волокон, хотя каждое ка­чество несколько ниже по сравнению с возможностями "чисто" быстрых и "чисто" медленных мышечных волокон. Волокна типа БСб можно назвать классическими быстрыми и сильными мышечными волокнами. Они сокращаются почти исключительно за счет анаэробных источников энергии. Это дает им преимущество перед другими волокнами в быстроте и силе сокра­щения и проигрыш в выносливости. Именно поэтому в мышцах выдающих­ся тяжелоатлетов, спринтеров, прыгунов высокое относительное количест­во белых мышечных волокон типа БСб.

 Процентное соотношение разных типов мышечных волокон у конкрет­ного человека генетически детерминировано и не изменяется в процессе силовой тренировки. Вместе с тем вследствие продолжительной силовой подготовки увеличивается отношение площади белых к площади красных волокон, которое свидетельствует о рабочей гипертрофии белых мышечных волокон (Уилмор, Костилл, 2001).

 Мышечная масса. Развитие абсолютной силы протекает параллельно с увеличением мышечной массы. Это общебиологическая закономерность — организмы с большей массой имеют и большую силу. Неслучайно в борь­бе, тяжелой атлетике и других видах введены весовые категории. Сделано это для того, чтобы уравнять потенциальные возможности атлетов с разной массой тела. Положительная зависимость масса тела—абсолютная сила больше проявляется у хорошо тренированных людей. У менее тре­нированных людей она может совсем не проявляться.

 Зависимость силы от массы тела человека объясняется тем, что сила изолированной мышцы равня­ется квадрату ее поперечного сечения. В процессе специали­зированной силовой трениров­ки мышечную массу можно значительно увеличить. Так, у средне развитых физически  мужчин мышечная масса составляет около 40 % общей массы тела, у выдающихся  тяжелоатлетов — 50—55 %, а у выдающихся культуристовдо 60—70 %. Увеличивая мышечную массу путем специализированной тренировки мы будем положительно влиять на развитие абсолютной силы. Вместе с тем с увеличением мышечной массы относитель­ная сила не только не возраста­ет, а, как правило, уменьшает­ся. Падение относительной силы объясня­ется тем, что собственная мас­са тела человека пропорциональна объему тела, то есть кубу его линейных размеров. Сила же пропорциональна квадрату линей­ных размеров (поперечное сечение мышцы). Отсюда темпы прироста си­лы будут ниже, чем темпы прироста массы тела. В связи с этим развитие силовых возможностей только за счет увеличения мышечной массы будет малоперспективным относительно тех движений, где ведущее значение имеет относительная сила.

 Внутримышечная координация. Каждый двигательный нерв объединяет в себе много отдельных мотонейронов. Каждый мотонейрон, разветвляясь, иннервирует определенное количество мышечных волокон. Отдельный мотонейрон с его разветвлениями и мышечными волокнами, которые он иннервирует, называют двигательной единицей (ДЕ).

 Следует отметить, что ДЕ разных мышц существенно отличаются по структуре, силовым возможностям и особенностям активизации. Мышцы, которые обеспечивают выполнение движений с тонкой координацией в пространстве, времени и по величине усилий, состоят преимущественно из большого количества ДЕ (до 2-3 тыс.) и небольшого количества мышечных волокон в них (от 5—10 до 40-50). Мышцы же, которые осуществляют от­носительно грубую координацию движений, состоят из меньшего количест­ва ДЕ (500—1500), но каждая ДЕ состоит из большого количества мышеч­ных волокон (до 1,6—2,0 тыс.). Это и определяет большие расхождения в силовых возможностях разных ДЕ (Платонов, Булатова, 1995).

 Процесс мышечного сокращения характеризуется определенным по­рядком активизации ДЕ. Если преодолевается незначительное сопротивле­ние, то активизируются медленные ДЕ с низким порогом возбуждения (10—15 импульсов в секунду). В случае возрастания сопротивления из ЦНС все чаще поступают импульсы возбуждения (до 45—55 импульсов в секунду) и к работе привлекается все большее количество быстрых высокопороговых ДЕ. Таким образом, внутримышечная координация состоит в синхрониза­ции возбуждения двигательных единиц для привлечения по возможности большего их количества к преодолению сопротивления.

 Количество ДЕ, привлекаемых к работе при произвольном напряжении мышц, зависит от уровня тренированности. Так, у нетренированных людей при максимальных силовых напряжениях привлекается к работе около 30—50 % ДЕ, а у хорошо тренированных — до 80—90 %.

 При преодолении сопротивления, которое составляет 20—25 % макси­мальной силы в определенном двигательном действии, работа осуществля­ется за счет синхронизации сокращения МС волокон. При преодолении со­противления величиной 25—40 % максимально возможного к работе привлекаются БСа волокна. В конце концов, если сопротивление превыша­ет 40 % максимальной силы в определенном движении, к работе привлека­ются БСб волокна. Высочайшего уровня синхронизации активности им­пульсов мотонейронов можно достичь при преодолении субмаксимального (80-95 % максимального) и максимального сопротивления.

 Межмышечная координация. Ее сущность состоит: в синхронизации воз­буждения оптимального для определенного двигательного действия количе­ства мышц-синергистов; торможении активности мышц-антагонистов; рациональной последовательности вовлечения в работу мышц соответствую­щего кинематического звена; обеспечении фиксации в суставах, в которых не должно быть движения; выборе оптимальной амплитуды рабочей фазы и той ее части, где целесообразно акцентировать усилие; согласовании акцен­тов усилий в разных кинематических звеньях; использовании упругих свойств мышц (неметаболической энергии). Вследствие этого увеличивает­ся кумулятивный силовой момент. Усилие концентрируется во времени и рационально проявляется в процессе выполнения двигательного действия. Для совершенствования межмышечной координации наиболее эффективны упражнения с величиной отягощений 30—80 % максимальной силы в соот­ветствующем упражнении (Озолин, 1970 и др.).

 Участие в работе большого количества мелких двигательных единиц, при относительно невысоких проявлениях силы, позволяет обеспечивать эффективную регуляцию мышечной деятельности и выполнять движения на высоком уровне координации. При более высоких напряжениях (свыше 80 % максимального) к работе привлекаются большие двигательные едини­цы, что



2019-12-29 645 Обсуждений (0)
Глава І. Общая характеристика физического качества сила 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава І. Общая характеристика физического качества сила

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)