Описание модели экзамена по информатике в форме ЕГЭ
Федеральный институт педагогических измерений
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании информатики в средней школе»
Научный руководитель: Г.С. Ковалева, к. п. н., заместитель директора ФИПИ. Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии по информатике к.п.н. В.Р.Лещинером и к.п.н. П.А.Якушкиным на основе аналитического отчета «Результаты единого государственного экзамена 2006 года», размещенного на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании информатики в средней школе» Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится в течение последних 3-х лет. Его назначение - оценить общеобразовательную подготовку по информатике выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования.. В 2004 и 2005 годах ЕГЭ по информатике проходил только в форме абитуриентского экзамена, в рамках второй (июльской) волны на площадках вузов. В 2006 г. экзамен по информатике проводился как в июне (первая волна) в г. Санкт-Петербурге, так и в июле в 5 регионах Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Тамбовская, Тюменская, Челябинская области и республика Саха-Якутия). Всего в экзамене приняли участие 1971 человек (в 2005 г. – 2078 абитуриентов из 5 регионов). Большинство сдающих ЕГЭ по информатике – юноши: в 2006 году их было 1405 человек, что составило 71% от всех сдающих этот экзамен, (в 2005 году - 1299 человек, т.е. 63%). Два региона из тех, что выбрали информатику в 2005 г., в 2006 году не проводили экзамена – это Башкортостан и Кабардино-Балкария. Два региона проводили ЕГЭ по информатике впервые: Тамбовская область и Санкт-Петербург. При этом северная столица дала наибольшее количество участников, около 50% от числа всех участников из всех регионов. В Челябинской области третий год подряд в экзамене стабильно участвует более 600 абитуриентов. В Якутии в 2006 г. ЕГЭ по информатике сдавали 268 абитуриентов. В остальных регионах число сдававших было невысоким. Первая (июньская) волна экзамена по информатике проводилась только в г. Санкт-Петербурге. В экзамене приняли участие 661 человек из общего количества 38914 выпускников города, то есть 1,7%. Это характеризует ЕГЭ по информатике как профильный экзамен, который выбирают выпускники, ориентированные на получение высшего профессионального образования в сфере информационно-коммуникационных технологий. Этот вывод косвенно подтверждается тем фактом, что на экзамене «первой волны» в Санкт-Петербурге 637 тестируемых из 661 (96%) были учащимися общеобразовательных учреждений, из них 256 (40%) учились в общеобразовательных школах, а 60% - в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением отдельных предметов. Описание модели экзамена по информатике в форме ЕГЭ Содержание экзаменационной работы определялось на основе утвержденного Министерством образования Российской Федерации обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике (приказ Минобразования России от 30.06.99 №56). Экзаменационная работа состояла из трех частей. Часть 1 содержала 20 заданий из всех тематических блоков, кроме заданий по технологии телекоммуникаций и технологии программирования. Эти задания предполагали выбор одного ответа из четырех предложенных. По сравнению с работой 2005 г. количество заданий в этой части было уменьшено на 4 (17%) за счет сокращения заданий базового уровня. Часть 2 включала задания по темам: "Информация и её кодирование", "Основы логики", "Алгоритмизация и программирование", "Телекоммуникационные технологии" — всего 8 заданий с кратким ответом. Общее количество заданий части 2 не сократилось, но значительно увеличилась доля заданий повышенного уровня (с 50% до 75% от всего количества заданий в части 2 за счет сокращения доли заданий базового уровня. Задания части 3 направлены на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к обязательному уровню подготовки по информатике учащихся средних общеобразовательных учреждений. В этой части также проверялись умения на повышенном и высоком уровне сложности по теме "Технология программирования". Решения заданий третьей части работы записывались в развернутой форме и проверялись экспертами региональных предметных комиссий. За выполнение каждого задания давалось определенное количество баллов, в зависимости от полноты и качества выполнения, поэтому задания части 3 при общем количестве заданий 4 (12,5% общего количества заданий) давали при максимальном выполнении 12 первичных баллов, что составляет 30% общего количества первичных баллов. Эти задания были самыми сложными и самыми трудоемкими: рекомендованное время их выполнения в два раза превосходило время, отводимое на выполнение первых двух частей работы. В целом работа 2006 г. по структуре и трудности соответствовала работе 2005 г. Экзаменационная работа 2007 г. принципиально не изменится. Познакомиться с новыми документами, регламентирующими разработку ЕГЭ по информатике 2007 г., можно на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru, а также на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru.
Содержание экзамена включало основные темы курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: "Информация и её кодирование", "Алгоритмизация и программирование", "Основы логики", "Моделирование и компьютерный эксперимент", "Программные средства информационных и коммуникационных технологий", "Технология обработки графической и звуковой информации", "Технология обработки информации в электронных таблицах", "Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных", "Телекоммуникационные технологии" (распределение заданий по разделам курса информатики представлено в таблице 1). Экзамен проверял знания и умения выпускников на различных уровнях. К базовому уровню относятся задания на проверку знаний и умений инвариантной составляющей курса информатики, преподающегося в классах и учебных заведениях всех профилей (50% от общего числа заданий). Задания повышенного уровня были связаны с содержанием профильных курсов информатики, требующих более углубленного изучения предмета. Задания высокого уровня призваны выделить учащихся, хорошо овладевших содержанием учебного предмета, ориентированных на получение высшего профессионального образования в областях, связанных с информатикой и компьютерной техникой (распределение заданий по уровню сложности и разделам курса информатики представлено в средней части таблицы 1). Важным вопросом, учитываемым при разработке контрольных измерительных материалов для экзамена, является способ и уровень проверки знаний: какова доля заданий на простое воспроизведение материала, в какой ситуации проверяется умение применять полученные знания. В КИМ по информатике практически отсутствуют задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. В любом случае от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: или прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, или выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации. Таким образом, речь идет об уровне, на котором выполняется то или иное задание. На уровне воспроизведения знаний через несложные задания в одно-два действия проверяется фундаментальный теоретический материал: · единицы измерения информации; · принципы кодирования; · системы счисления; · понятие алгоритма, его свойств, способов записи; · основные алгоритмические конструкции; · основные элементы программирования; · основные элементы математической логики; · основные типы информационных моделей; · программное обеспечение; · основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях. Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации, введен во все три части экзаменационной работы и нацелен на проверку следующих умений: · подсчитывать информационный объём сообщения; · осуществлять перевод из одной системы счисления в другую; · осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; · использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; · формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе в виде блок-схем и на языках программирования; · создавать и преобразовывать логические выражения; · формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему; · оценивать результат работы известного программного обеспечения; · формулировать запросы к базам данных и поисковым системам. Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации, входящий во вторую и третью часть работы, проверяет следующие комплексные умения: · решать сложные логические высказывания; · анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием; · реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования. Распределение заданий по видам проверяемой деятельности представлено в последнем разделе таблицы 1. Таблица 1
Название раздела |
Вся работа |
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |