Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости



2019-12-29 171 Обсуждений (0)
Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В представленной выше периодизации старости акцент был сделан не столько на хронологическое развитие, сколько на социально-психологическую специфику каждого из выделенных периодов. Ниже основные этапы пожилого и старческого возрастов представлены по традиционно выделяемым в отечественной возрастной психологии критериям:

1. Пожилой, предпенсионный возраст, примерно с 55 лет до выхода на пенсию – это, прежде всего, ожидание, а в лучшем случае – подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

1. Социальная ситуация развития:

– Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность поскорее начать отдыхать, для кого-то – как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;

– Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы, а сам человек это чувствует, а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

– Отношения с родственниками, когда, с одной стороны человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков и в этом смысле он полезен и интересен, а с другой стороны, предчувствие своей скорой ненужности, когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою жалкую пенсию;

– Стремление воспитать, подготовить себе достойную замену на работе: в этом смысле можно согласиться с Е.А. Климовым, который считает, что высшим уровнем развития специалиста является стадия наставничества, когда работник в состоянии передать свой опыт другим профессионалам и как бы воплотить в них все лучшее, что есть у него самого [17 с. 423–425].

2. Ведущая деятельность:

– Стремление успеть сделать то, что еще не успел, особенно, в профессиональном плане, а также стремление оставить о себе добрую память на работе;

– Стремление наверстать упущенное в личностно-интимном плане, например, догулять то, что не догулял в молодости, еще до выхода на пенсию психологически многие не воспринимают себя в качестве стариков и старух, чем, и объясняется некоторое повышение сексуальной активности в этот период;

– Стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

– При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы разрываются между работой, где они хотят максимально реализовать себя и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны, это ведь тоже продолжение их рода.

– К концу предпенсионного периода, особенно, если вероятность ухода с данной работы очень высокая, наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь, именно здесь человек предпенсионного возраста в наибольшей степени нуждается в моральной и организационной поддержке и добром совете.

3. Личностные новообразования:

– Смена ценностных ориентаций, когда на первый план все больше выходят экзистенциальные вопросы, но при этом прагматическая ориентация остается еще достаточно выраженной, нередко у людей данного возраста происходит как бы внутренняя борьба между размышлениями о неизбежном, вечном. и стремлением материально подтвердить добрую память о себе;

– Поиск смыслов в новой, предстоящей жизнедеятельности пенсионера, которая раньше воспринималась как бы не всерьез, в большинстве случаев попытки найти такой смысл оказываются неудачными, более того, нахождение такого смысла может помешать мобилизовать свои силы в последние годы работы;

– Для человека предпенсионного возраста время как бы раздвигается: он неизбежно думает о ближайшем будущем, представляет себя в новой роли пенсионера, он стремиться не терять времени в настоящем максимально реализовать себя в качестве пока еще ценного работника, а также – все больше задумывается о своем прошлом, что он сделал в своей жизни и в профессиональной деятельности недостойного, что было не так.

2. Период выхода на пенсию – первые годы после выхода на пенсию – это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития:

– Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;

– В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще неопытным пенсионерам);

– Постепенно появляются друзья-пенсионеры или другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться, например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми деловыми контактами);

– Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, у которого и так много времени больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2. Ведущая деятельность:

– Прежде всего, это поиск себя в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности, в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п. – это самоопределение методом проб и ошибок; фактически у пенсионера времени много и он может себе позволить это правда, все это происходит на фоне ощущения того, что жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается;

– Для части пенсионеров счастливчиков первое время на пенсии – это продолжение работы по своей основной профессии особенно, когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе; в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости он стал зарабатывать еще больше, чем раньше со всеми вытекающими отсюда последствиями как для него самого, так и для его родственников;

– Все более усиливающееся стремление поучать или стыдить людей более молодого возраста, особенно подростков и юношей. В этом плане можно высказать предположение, что старики не только близки детям часто потому, что в силу сложившихся традиций вынуждены воспитывать своих внуков, но весьма близки и молодежи (подросткам и юношам. Такая близость может быть объяснена жаждой жизни пенсионеров во всех ее проявлениях, но именно у молодежи такие проявления наиболее яркие. Однако возможности стариков уже не те, что были ранее и они по-своему страдают от этого. В определенном смысле виновато в этом общество, которое больше рекламирует счастье молодых и очень мало воспевает особое счастье более старших возрастов. К сожалению, в современном обществе почти не развита особая эстетика старости. Старики как бы стыдятся этой жажды жизни, особенно в ходе демонстрации своего, скорее всего, показного пренебрежения к радостям жизни. Получается, что молодежь, еще не насытившаяся радостями жизни, реализует эти радости довольно демонстративно, а старики так же демонстративно убеждают себя и окружающих, что им эти радости уже, якобы, не интересны. Ф. Ларошфуко остроумно заметил: Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры.

– Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то пытается в этот период начинать писать мемуары, а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями. Здесь также вполне возможна помощь психолога. Правда, самоопределение здесь не столько ориентировано на перспективу, сколько на осознание смысла своей прошлой жизни. Это то, что условно можно было бы назвать ретроспективной профконсультацией [27]. При проведении таких консультаций, психолог должен работать очень осторожно. Например, если жизнь консультируемого, действительно, оказалась не очень удачной, то следует еще подумать, говорить ли ему об этом, ведь некоторых людей, особенно пенсионеров такая правда может привести к глубокому жизненному кризису, хотя кого-то осознание бессмысленности предыдущих лет жизни, быть может, по-настоящему мобилизует и они хотя бы последние годы жизни проживут достойно и выйдут на новый уровень личностного развития.

3. Личностные новообразования:

– Осознание себя в новом качестве, главным образом, в качестве бывшего специалиста;

– В результате осмысления своей жизни может появиться либо чувство целостности и гармоничности своей жизни, либо чувство незавершенности, не гармоничности жизни с соответствующими переживаниями;

– Все возрастающее чувство нереализованности своих лучших помыслов и забытости со стороны недавних коллег и друзей.

3. Период собственно старости, через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья, когда человек уже освоил новый для себя социальный статус характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

– Общение в основном с такими же старцами;

– Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто опекают его в благополучных семьях с высокой внутренней культурой, либо исподтишка упрекают его, что он слишком долго живет (в семьях с невысоким уровнем духовной культуры);

– Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности или в продолжающейся профессиональной деятельности;

– Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика люди постепенно теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными [8 с. 134]. В последующие периоды старости эта тенденция еще больше усиливается.

2. Ведущая деятельность:

– Досуговое увлечение. Нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их регидности: они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях. Главная проблема такого поиска – несоразмерность всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей настоящей работой.

– Если у пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионерами, то определенная общая деятельность может серьезно увлечь их и тогда они стараются отдавать себя этой новой деятельности без остатка, особенно, если такая деятельность представляется старикам общественно значимой. Например, в наше время многие старики в условиях провалившихся социально-экономических преобразований нашли для себя смысл в оппозиционной политической деятельности. Можно по-разному относится к их политическим пристрастиям, но важно признать, что эти люди обрели для себя новый смысл жизни, тем более, что в своих помыслах они ориентированы на достаточно благородные и светлые идеалы (духовное развитие страны, идеалы социальной справедливости и т.п.). Возникла ситуация, когда политическая активность таких пенсионеров вызывает недовольство и осуждение современной молодежи, примерно такое же недовольство, которое вызывала раньше сама молодежь у людей более старшего возраста.

– Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно принципу: пока я делаю хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения. Не всем это удается в полной мере и тогда старики руководствуются несколько иным принципом: я раньше много делал полезного, поэтому извольте меня уважать за прошлые заслуги. Для большинства стариков подтверждение чувства собственного достоинства – это просто болезненный пункт, и именно это объясняет навязчивое преувеличение заслуг своего поколения и своих личных заслуг. В этом контексте важнейшей заслугой психолога или специалиста-геронтолога становится подтверждение значимости как прошлых заслуг старого человека, так и его нынешних усилий в общественно-полезном труде;

– Для части стариков в этот период, когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин прощаться с жизнью ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, к частому хождению на кладбище, в разговорах с близкими о завещании и т.п. С одной стороны, такое поведение старика еще больше может усугубить его положение особенно в семьях с невысоким уровнем нравственной культуру, когда ожидание ухода лишнего рта, да еще занимающего отдельную комнату или квартиру становится смыслом существования некоторых семей. Но с другой стороны, ожидание смерти пронизывает многие народные обычаи, обряды и весь образ жизни старых людей, что у разных народов освящено многовековой культурой.

Например, Ф. Арьес показал в своей работе, что существует определенная связь между отношением человека к смерти и его самосознанием, его индивидуальностью, а также взаимосвязь такого ожидания с общекультурной традицией. При этом Ф. Арьес выделяет следующие варианты отношения к смерти:

1) прирученная смерть, ориентированная на неизбежную загробную жизнь;

2) смерть своя ориентированная на индивидуальное начало, реализуемое, главным образом, через завещание;

3) смерть далекая и близкая, когда на первый план выходит то, что при других вариантах обычно скрывалось, а теперь завораживает, вызывая болезненное любопытство, извращенную игру воображения: эротизм смерти, т.е. пышные похоронные ритуалы, катафалки, фигурки, олицетворяющие умершего и т.п.; по мнению Ф. Арьеса, именно такой вариант смерти стал вызывать особый страх смерти – страх быть похороненным заживо;

4) смерть твоя, когда страх умереть самому все больше сменяется страхом разлуки с другими, с теми, кого любим;

5) смерть перевернутая, когда общество начинает стыдиться смерти и от самой смерти человека требуется большего совершенства, чем от его жизни, например, когда все делают вид, что безнадежно больной каким-то чудом поправится и ему самому не дают возможность по-человечески попрощаться с близкими, когда отношения вокруг умирающего определяются соучастием в любящей лжи [5 с. 495–508]. В итоге получается, что каждый старик тоже по-своему самоопределяется в выборе варианта подготовки к смерти, хотя в немалой степени все это зависит от общего уровня культуры его ближайшего окружения и друзей.

3. Личностные новообразования:

– Либо это укрепляющееся чувство собственного достоинства, когда старый человек вопреки всем обстоятельствам находит для себя важный смысл своей жизни, либо это чувство отчаяния, когда такой смысл не находится и старый человек растрачивает свои силы по мелочам, буквально угасая на глазах. Причина быстрого старения многих людей не столько в биологическом и физиологическом износе организма и не в трудных условиях предшествующей жизни, сколько в чувстве своей невостребованности, ненужности, а может еще больше – в неспособности заставить себя уважать и с собой считаться с соответствующим переживанием такой своей неспсобности. Если обратиться к идее особой эстетики старости, то основой такой эстетики как раз и должно быть чувство собственного достоинства, востребованности опыта стариков для общества, а не просто квалифицированный уход за ними.

– Вновь появившийся интерес к жизни: известно, что многим старикам очень интересно сравнивать свое время и новое время, в котором они не столь активно участвуют. Как это ни покажется парадоксальным, но до недавнего времени, несмотря на все издержки нынешних реформ в России, для многих стариков жить стало намного интереснее, о чем они неоднократно заявляют. Этим объясняется некоторая терпимость стариков к явному невниманию к себе со стороны государства. Почти свернутые социальные программы были фактически компенсированы пестротой политической жизни, вдруг появившимися мыльными операми (где старики идентифицировали себя с удачливыми, почти сказочными героями) и т.п. Недаром в моменты обострения социально-политического противостояния и критики предвзятости средств массовой информации – СМИ, например, в периоды знаменитых походов на Останкино, власть (через подконтрольные ей СМИ) грозилась перестать показывать телесериалы, чтобы рассерженные бабушки вразумили непутевых революционеров.

4. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости:

1. Социальная ситуация:

– В основном общение только с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате, если старец находится на стационарном лечении;

– Также это соседи по палате в домах престарелых в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход. Во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях. Например, в такой благополучной стране как Франция 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома для престарелых, 29% – в первый месяц, 45% – в первые полгода. Государственные дома для престарелых отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифицированным медицинским обслуживанием. Многие старики просто спиваются [3 с. 340].

2. Ведущая деятельность:

– Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

– Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы цепляется за все лучшее, что было и чего не было в его жизни. В этом состоянии, когда трудно проявить свои силы и свою активность старики общаются с себе подобными или с врачами. Со стороны психологов, врачей, специалистов-геронтологов главная помощь – это человеческое участие, выражающееся в умении выслушивать рассказы человека о своей жизни, далеко не каждому суждено написать мемуары. И у многих из тех, кто напишет такие мемуары все-таки мало надежды, что кто-то их внимательно прочитает. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: Я жил не зря. А может, и покаяться в чем-то недостойном. Раньше такие исповеди неплохо умели выслушивать священники.

3. Личностные новообразования:

– Человек все больше и больше понимает ограниченность своей жизни, а также свою сопричастность к миру, к природе, к культуре, к обществу, к человечеству. Для многих все это выражается в сопричастности к Богу. Человек понимает бренность своей жизни и хочет все в большей степени чувствовать себя частью окружающего мира, космоса, природы, которые вечны. Таким образом, человек, понимая конечность своего существования, хочет хоть в чем-то приобщиться к бесконечному. Недаром, именно в старости многие выдающиеся ученые обращаются к Богу, как бы открывают для себя Бога.

5. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75–80 лет и старше) может характеризоваться:

1. Социальная ситуация:

– Близкие и родные люди, которые начинают гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель – символ будущей долгой жизни для других членов семьи;

– У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые, более того, иногда долгожители, уверовав в то, что годы им не страшны, начинают флиртовать с некоторыми старушками (и с дамами зрелого возраста) и иногда женятся на них;

– Поскольку долгожитель – явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

– Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае, это достаточно активная жизнь. Для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья.

– Воспитание детей и внуков для долгожителей не становится столь актуальным, как для стариков предпенсионного и пенсионного возраста, т. к. к этому времени его дети сами становятся пожилыми и старыми людьми и уже самостоятельно хотят воспитывать своих внуков.

3. Личностные новообразования:

– В каком-то смысле это люди сумевшие победить старость, поэтому для многих из них характерны чувство собственного достоинства, интерес к жизни, а также определенная внутренняя гармоничность и мудрость. Можно предположить, что важнейшим условием их долголетия как раз и является мудрость, уравновешенный, философский взгляд на все явления жизни;

– Некоторые авторы считают, что основу мудрости в старости составляет высокий уровень эпистемического познания и что аффективная и поведенческая характеристика мудрости определяются ее познавательным компонентом: высокий уровень эпистемического познания определяет эмоциональную адекватность и сдержанность в поведении [8 с. 134–135].


Варианты самоопределения в старческом возрасте

пожилой старость самоопределение личностный

Для того чтобы определить возможные варианты организации жизнедеятельности старого человека важно понять то, что в отличие от предшествующих возрастных периодов, он, действительно пребывает в ином временном измерении. С одной стороны, старик обращен в свое прошлое, но одновременно думает и о будущем. В этом смысле старики – это связующие элементы культуры, они как бы пытаются соединить в себе разные эпохи, разные традиции.

С другой стороны, старики, так же как и дети, живут реальной жизнью в своем времени и совершенно правы самые разные авторы, которые указывают, что старость – это не только пора увядания, но и специфический возраст, со своими плюсами и минусами. К сожалению, современная культура больше ориентирована на периоды детства, молодости и зрелости. Это проявляется и в модах, и в пропагандируемом образе жизни, и в ограничениях на многие виды профессиональной деятельности и т.п. А между тем, еще в древности многие мыслители (Платон, Аристотель, Конфуций и др.) считали, что для принятия важных решений и для управления государством старики, наделенные жизненным опытом и мудростью незаменимы. Для придания старости смысла важно создать в обществе особую атмосферу уважения к старикам, к их опыту, и к их страданиям в поиске своего счастья и в построении счастья окружающих людей. Как уже отмечалось, создание такой атмосферы уважения предполагает культивирование особой эстетики старости со своими страстями, переживаниями, смыслами и соответствующим внешним антуражем, который не воспроизводил бы внешний антураж молодежи и зрелых людей, а был бы по-своему неповторим, прекрасен и привлекателен. Культивирование такой эстетики – дело не только психологов и специалистов-геронтологов, но и представителей искусства, и государственных мужей, и всего общества.

Если попытаться обозначить типологию, варианты самоопределения в старческом возрасте, то возможны следующие варианты:

1. По отношению к своему прошлому:

1) Принятие, одобрение, своей прошлой жизни, гордость за свою прошлую жизнь;

2) Не принятие своей жизни, сожаление от того, что жизнь не удалась. Здесь возможны разные подварианты отношения к неудачной жизни:

– пассивный вариант – смирение с неудачей;

– активный вариант – стремление хоть в оставшиеся годы сделать что-то достойное.

3) Принятие своей жизни, но стремление прожить еще одну, новую жизнь.

2. По отношению к своей настоящей жизни – жизни в роли старика:

1) Принятие норм поведения, характерных для стариков в данном обществе;

2) Частичное принятие существующих норм поведения при одновременном построении своей жизни по-своему, вопреки или в дополнение к существующим нормам, например, вопреки существующим традициям и предрассудкам, жениться на молодой женщине или увлечься какой-либо новомодной музыкой, что характерно для молодежи и т.п.;

3) Существенный отход от существующих для стариков норм жизнедеятельности особенно, если позволяет здоровье, общий уровень культуры и сопричастность общественным проблемам.

3. По отношению к предполагаемому будущему:

1) Подготовка к смерти [5];

2) Планирование дальнейшей жизни, насыщенной реальными событиями – старик не желает думать о смерти;

3) Стремление успеть воплотить себя в других людях, через воспитательную и педагогическую работу, через создание произведений искусства, через научные труды или просто в рассказах о своей жизни.

4. По отношению к памяти о себе уже после смерти:

1) Вера в бессмертие души, где душа понимается как нечто бестелесное и идеальное – возможны разные варианты:

– на основании существующих религиозных представлений;

– на основании собственных мировоззренческих построений и представлений о бессмертии, предполагается определенное воображение и смелость, проявляющаяся как в самом факте своего собственного представления, так и в факте рассказа о своих представлениях другим людям; встречается такая смелая позиция достаточно редко;

2) Вера в бессмертие своих дел, своих помыслов и идей, близко к идеальному пониманию бессмертия, но без религиозного оттенка;

3) Бессмертие понимается исключительно как материальное воплощение себя в этом мире – возможны варианты:

– через произведения искусства и науки;

– участие в стройках века и ярких научно-производственных проектах и т.п.);

– через построенные собственными руками объекты (дома, дачи и т.п.);

– через приобретенные дорогие вещи, оставленные родным и близким;

– через завещание (чтобы помнили и благодарили);

– через пышные похороны и величественное надгробие;

– и через сомнительные дела, участие в громких скандалах, в преступной деятельности, в демонстративном беспутстве и т.п., главное – чтобы хоть немного вспоминали, чтобы не кануть в лету.

Все перечисленные варианты самоопределения сильно переплетены и взаимосвязаны. Старый человек обычно использует несколько параллельных вариантов, как бы подстраховывая свой выбор. Тем более, что часто такой выбор все-таки возможен, т.е. для большинства стариков хотя бы некоторые варианты реальны, а значит есть из чего выбирать. Но для лучшего понимания человека, находящегося в завершающем периоде жизни неплохо было бы иметь общее представление о пространствах его выбора, его самоопределения. Все это важно для понимания своей ситуации и самим старым человеком.

Нельзя однозначно сказать, какой из этих вариантов лучший или худший, т. к. многое зависит от конкретного человека. В том-то и суть самоопределения, что человек сам выбирает для себя вариант старости. Задача же психолога или специалиста-геронтолога заключается в том, чтобы очень тактично помочь самоопределяющемуся старцу выбрать для себя наиболее подходящий вариант. При этом следует помнить, что самоопределение – это вечный процесс, и то, что подходит для пожилого человека в предпенсионном возрасте для этого же человека уже после выхода на пенсию может показаться неподходящим. В идеале желательна постоянная работа со стариками, но это не всегда бывает возможно. Важно стремиться к этому. Работу по жизненному, личностному и трудовому самоопределению следует проводить в контексте широкой социально-психологической поддержки пожилых и старых людей, создавая для этого широкую сеть клубов и мест организации досуга, устраивая для стариков льготные поездки и экскурсии и т.п. и т.д., а также привлекая к этому родственников, близких и друзей старого человека.

Личностное самоопределение стариков как утверждение собственного достоинства.

В условиях нынешней России, в подавляющем большинстве случаев все это остается лишь пожеланием. В условиях явного невнимания к проблемам стариков, появляется возможность активизировать самих стариков для легальных форм борьбы за собственные права. В этом случае у стариков будет реализовано настоящее чувство собственного достоинства, ведь они сами начнут решать свои проблемы. В ситуации, когда власть обратится к проблемам пенсионеров, чувство собственного достоинства будет реализовано разве что у тех пенсионеров, которые в силу слабости и болезней, просто не могут сами себя обслужить.

Для полноценной жизни необходима жажда жизни, а не просто ожидание того, что кто-то добрый, хороший и честный решит все проблемы. В этой связи уместно вспомнить представление о смысле жизни известного слепо-глухо-немого ученого-инвалида А.В. Суворова, сумевшего преодолеть свой недуг и защитить докторскую диссертацию по психологии: только понимание, сочувствие, любовь могут придать не просто вкус к жизни, а неумолимую ее жажду жажда жизни – это и есть главный, если не единственный мотивационный механизм воли к жизни как самомобилизации [14 с. 180]. Но жажда жизни – это прежде всего активная жизненная позиция, в том числе и в борьбе за свои собственные права.

В немалой степени надежда на улучшение жизни зависит от самих стариков, а для самих стариков это не самый плохой вариант поиска смысла в своей жизнедеятельности. Не все из них готовы смириться со своим нынешним положением и еще готовы побороться за свое достоинство.

 




2019-12-29 171 Обсуждений (0)
Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)