Обзор рынка лизинговых услуг Сибири
Прежде чем говорить о лизинге как о возможном источнике финансирование необходимо выяснить, насколько этот инструмент развит в Сибирском регионе и доступен компаниям малого и среднего бизнеса. Исследования, проведённые специалистами Рейтингового агентства "Эксперт-РА" свидетельствую о том, что рынок лизинга Сибирского региона пока находится на начальном этапе своего развития, демонстрируя устойчивость и огромный потенциал. Основную часть среди участников рынка лизинговых услуг в регионе составляют местные лизинговые компании. Однако приход на рынок крупных региональных банков может задать более высокие темпы роста для рынка лизинговых услуг в Сибири. В течение последних лет на рынке лизинга в стране вообще, и в Сибирском Федеральном Округе в частности, наблюдаются стремительные темпы роста. Основными предпосылками этому являются довольно стабильный и уверенный рост российской экономики, положительный настрой инвесторов и значительные изменения в лизинговом законодательстве. По оценкам Рейтингового агентства "Эксперт-РА", общий объем лизингового рынка по стоимости профинансированных сделок в 2005 году превысил 3 млрд. долларов, хотя еще в 1999 году этот показатель был зафиксирован на уровне 350 млн. В соответствии с данными полученными аналитическим центром "Эксперт-Урал" рынок лизинга в Сибири в 2005 году вырос на 21%. По оценкам экспертов, его объем составил порядка 200 млн долларов, или около 7% от общероссийского рынка лизинга.[11]
Таблица 6. Крупнейшие лизинговых компаний Сибири по стоимости законченных сделок
По показателю стоимости законченных договоров лидирует иркутский "ТрансЛизингКом", завершивший сделки на сумму, превышающую 7 млн долларов. Второе место занимает новосибирская "Сибирская лизинговая компания" (5 млн долларов). Следом идет кемеровская "Сибирская лизинговая компания" (1 млн долларов). Лизинговый бизнес Сибири в настоящее время довольно устойчив. За всю историю деятельности компаний, убытки от дефолтов по лизинговым контрактам от общей стоимости лизингового портфеля в среднем составили 0,9%. Но и они были возмещены более чем на 70% за счет повторной передачи имущества в лизинг, а также продажи на вторичном рынке.[11] До 2003 года лизинговые компании на местном рынке не показывали себя активно. В основном присутствовали корпоративные лизинговые компании, которые обслуживали интересы своих учредителей, в основном различных финансово-промышленных групп. Сейчас наблюдается такая тенденция, когда лизинговые компании расширяют свой бизнес, выходя за рамки корпоративных условий.
Рисунок 4 Соотношение объема профинансированных средств и полученных лизинговых платежей
Характерной особенностью сибирского лизинга является его ориентированность на малый бизнес. Именно эта категория предпринимателей, как отмечают многие участники рынка, более всего нуждается в тех преимуществах, которые предоставляет лизинг: легальная оптимизация налогообложения, удобная схема выплат, следовательно, и эффективное управление оборотным капиталом, быстрое обновление основных фондов, а главное - доступность этого финансового инструмента. По результатам исследования, "Эксперт-Урал" 56% всех лизинговых договоров - это сделки стоимостью менее 50 тыс. долларов, и лишь 11% приходится на сделки дороже 800 тыс. долларов.
Рисунок 5 Структура лизинга СФО по сумме лизингового договора %
При этом срок, на который заключается договор лизинга, в среднем составляет от одного до трех лет. Долгосрочные сделки (более пяти лет) заключаются в незначительных объемах. С течением времени ситуация относительно сроков предоставления лизинговых услуг практически не меняется.
Рисунок 6 Структура лизинга СФО по срокам сделки, % В целом по России банки активно работают с лизинговыми компаниями, понимая, что лизинг дополняет те кредитные продукты, которые они предоставляют, и помогает привлечь новых клиентов. Но в Сибири этого не происходит: в первом полугодии 2003 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, доля самостоятельно привлеченных лизинговыми компаниями средств упала с 65% до 59%.
Рисунок 7 Структура источников финансирования лизинговых компаний СФО, %
Отсюда среди трудностей работы в регионе участники рынка отмечают ограниченность доступа к финансовым ресурсам. Следовательно, падает и доля профинансированных лизинговыми компаниями средств в общей сумме текущих и заключенных договоров (28% в первом полугодии 2003 года против 40% в аналогичном периоде 2002 года). В этом плане более уверенно чувствуют себя на региональном рынке столичные лизинговые компании. [11] В целом может показаться, что в этом нет ничего удивительного. Крупные банки основывают дочерние лизинговые компании или приобретают уже существующие на рынке. Естественно их желание получить собственный контроль над деятельностью компании, так как финансируя в больших объемах, они рассчитывают на более высокую степень надежности, чем при обычном кредитовании предприятий. Однако в первом полугодии 2003 года из 25 крупнейших банков Сибири лизингом не занимались или осуществляли лизинговые операции в незначительном объеме 76%. Собственными же лизинговыми компаниями обладали всего шесть банков. Лизинговый бизнес относится к разряду сложно структурированных кредитных продуктов, поэтому пока у региональных банков есть возможность осуществлять кредитование, минуя этот механизм, они не будут так активно предлагать лизинговые услуги. Однако по мере того, как клиенты становятся более расчетливыми, банки будут вынуждены войти в этот бизнес, что и произошло со всеми крупными московскими банками.
Таблица 7. Крупнейшие лизинговые компании Сибири по стоимости текущих и заключенных сделок
Банки стали более позитивно относиться к сотрудничеству с независимыми лизингодателями. Это обусловлено, прежде всего, тем, что с течением времени они начали приобретать репутацию надежных клиентов, подкрепляя гарантию выплаты банку кредита и процентов по нему дополнительными договорами уступки права требования. По этим договорам, в случае невыполнения лизинговой компанией своих обязательств перед банком, к последнему переходит право требования долга лизингополучателя в части оставшейся суммы его платежей. Если тенденция сохранится, то в течение следующей пары лет следует ожидать увеличения пока еще невысокого уровня конкуренции вследствие выхода на рынок банковских лизинговых компаний. Это будет дополнительным стимулятором развития лизингового рынка.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |