Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе



2019-12-29 386 Обсуждений (0)
Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Экспериментальная часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 9 города Елабуги в 9 " Б" классе с 15 сентября по 2 ноября. Класс насчитывает 30 человек ( см. приложение №1).

Перед нами стояла цель: выявить, как введение элементов проблемного обучения на уроках литературы влияет на развитие активности учащихся, повышение их интереса к предмету, отношение учащихся к различным типам заданий на уроке, и в итоге на качество их знаний.

Во время данной работы были использованы различные задания: вопросы и задания проблемного характера, тестовые работы, задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся. Все это достигалось посредством использования методов проблемного обучения: метода монологического изложения, рассуждающего метода обучения, диалогического, эвристического методов изложения.

На протяжении всей нашей работы происходило наблюдение за учащимися, было проведено 10 уроков литературы, из которых на 9-ти непосредственно применялись элементы проблемного обучения. Также было проведено два опроса в экспериментальном классе. Первый опрос проводился на начальном этапе нашей экспериментальной работы, а второй - по ее окончанию. Целью данных двух опросов было выявить, вопросы и задания какого характера являются наиболее интересными для учеников. На этот вопрос в опросах содержалось 4 варианта ответов, на которые ученики отвечали исходя из пятибалльной шкалы:

1. самостоятельные задания

2. творческие задания

3. вопросы проблемного характера

4. репродуктивные вопросы

Опросы проводились в письменной форме, варианты оставались неизменными, менялось лишь время их проведения.

Подсчет ответов проводился следующим образом: по каждому виду заданий и вопросов, мы суммировали оценки и разделили на количество учеников. Таким образом, выявили среднюю оценку каждого варианта ответа.

Результаты первого опроса наглядно продемонстрированы на рис. 1., где ось " Х"- вид задания, вопроса, ось " У" -средний балл.

 


1- самостоятельные задания

2- творческие задания

3- вопросы проблемного характера

4- репродуктивные вопросы

 

После проведения первого опроса, нами были проведены 10 уроков, общая цель которых - применение элементов проблемного обучения, также мы стремились к развитию логического мышления, творческих способностей, к формированию положительной мотивации у учащихся, к их осознанному отношению к знаниям, стремились заинтересовать учащихся в процессе обучения. Типы, темы, задачи всех проводимых уроков, а также методы и вопросы проблемного характера, можно наглядно посмотреть в таблице 1.

 

 

тема и тип урока задачи урока методы проблемного обучения вопросы проблемного характера
Ж.- Б. Мольер "Мещанин во дворянстве". урок объяснения нового материала 1.познакомить учеников с судьбой и творчеством Ж.- Б. Мольера; 2.повторить ранее изученный материал: жанры классицизма; 3.познакомить с особенностями драматургии Ж.- Б. Мольера; 4.прочитать и проанализировать афишу пьесы " Мещанин во дворянстве" и проанализировать ее. метод монологического изложения, диалогический метод обучения, эвристический метод изложения. Что является главной ценностью человека? С какой целью в своих произведениях Ж.- Б.Мольер допускает единство комического и трагического? Прав ли он был? Почему автор поместил в афишу действующих лиц список балета?
Проблема подражания в комедии " Мещанин во дворянстве". комбинированный урок  1.проверить в письменной форме прочтение пьесы; 2.выявить тему и идею произведения; 3.проанализировать поступки и поведение героев; 4.рассмотреть композицию пьесы " Мещанин во дворянстве"; 5.выявить признаки классицизма в комедии. диалогический метод обучения, рассуждающий метод. Есть ли общее и различное между г- ном Журденом и Дорантом? Какой бы путь выбрали вы? Осуждаете ли вы г- жу Журден, Люсиль и Клеонта за их интригу? Почему эпиграфом нашего урока являются слова: подражай достойным?
М.Ю. Ломоносов- реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт. урок объяснения нового материала 1.познакомить учащихся с судьбой и деятельностью М В. Ломоносова; 2.выявить суть реформирования русского языка и стихосложения; 3.раскрыть ценность трудов деятельности М.В.Ломоносова. метод монологического изложения, эвристический метод изложения. Какова причина реформирования русского языка и стихосложения, начатого Тредиаковским?
Прославление просвещения, науки в поэзии М.В.Ломоносова. Ода как ведущий жанр М.В.Ломоносова. комбинированный урок 1.проверить ранее изученный материал; 2.дать понятие жанра оды, ее характеристику; 3.выразительное чтение " Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года"; 4.проанализировать " Оду … 1747 года"; 5.выявить главную мысль этого произведения; 6. продолжить развитие логического мышления. рассуждающий метод обучения, метод монологического изложения, эвристический метод изложения, диалогический метод обучения. Почему именно ода стала ведущим жанром в творчестве М.В.Ломоносова? Почему в " Оде … 1747 года", посвященной Елизавете, так много внимания уделяется Петру Первому?
" Жизнь и творчество М.В.Ломоносова" конкурс знатоков. урок- конкурс 1.проверить и оценить знания учащихся по пройденной теме. метод программированных заданий. см. варианты заданий данного конкурса в приложении № 2
Г.Р.Державин – первый русский признанный поэт 18 века. урок объяснения нового материала 1.познакомить учащихся с судьбой и творчеством Г.Р.Державина; 2. чтение од " Фелица", " Властителям и судиям"; 3.проанализировать оду " Властителям и судиям"; 4.выявить особенности жанра оды в творчестве Г.Р.Державина. метод монологического изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод. Почему одни исследователи творчества Г.Р.Державина считают, что произведение " Властителям и судиям " - ода, а другие- стихотворение? Г.Р.Державин обожествляет земных богов или же напротив, сводит их с пьедестала?
Новаторский характер поэзии Г.Р.Державина. комбинированный урок 1.вспомнить ранее изученный материал; 2.познакомить учащихся с темами, к которым обращался поэт; 3.вдумчивое чтение стихотворения " Памятник"; 4.выявить особенности поэзии Г.Р.Державина; 5.подготовить учащихся к тесту по классицизму. метод монологического изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод. Почему именно Г.Р.Державина считают первым признанным русским поэтом 18 века? По какой причине Г.Р.Державин писал произведения на военно– патриотическую тему?
тест по теме " классицизм" урок проверки и оценки знаний 1.проверить и оценить знания по теме " классицизм".    ____
Д.И.Фонвизин и его время. Создание комедии " Недоросль". урок объяснения нового материала 1.проанализировать тестовые работы учащихся; 2.познакомить учащихся с судьбой и творчеством Д.И.Фонвизина; 3.вспомнить историческую обстановку России во 2 пол. 18 века; 4.повторить теорию: особенности драматических произведений, что такое сатира; 5.охарактеризовать комедию как драматический жанр; 6.познакомиться с действующими лицами комедии; 7.дать определение "говорящие фамилии и имена"; 8.выявить признаки классицизма в комедии; 9.выявить три основные темы произведения; 10.чтение 1 действия, явлений 1-3. метод монологического изложения, эвристический метод изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод. Почему некоторые исследователи называют "Недоросль" первой реалистической комедией русской литературы? Почему в афише у Простакова нет г- н, а его жену называют г-жой Простаковой? Кто является главным героем комедии? С какой целью автор вводит в комедию крестьян?
Мир Простаковых и Скотининых. урок углубленной работы над текстом 1.вспомнить материал прошлого урока; 2.проанализировать поведение и поступки героев; 3.чтение отрывков из произведения; 4.выявить, в чем заключается конфликт произведения; 5.сделать выводы по пройденному материалу. рассуждающий, диалогический методы обучения. Можем ли мы однозначно называть г-жу Простакову презрелой фурией? Почему Митрофанушка вырос таким, каким мы видим его в конце пьесы? Как вы можете связать это со словами Стародума: " вот злонравия достойные плоды"?

 

 

После проведения данных уроков мы снова провели опрос в классе, и результаты были уже немного другими, о чем свидетельствует рис.2

 

1- самостоятельные задания

2- творческие задания

3- вопросы проблемного характера

4- репродуктивные вопросы

 

Внимательно посмотрев на результаты опросов, и сравнив их, мы можем сделать вывод о том, что, интерес к вопросам проблемного характера и творческим заданиям вырос у учеников, при этом интерес к репродуктивным вопросам и самостоятельным заданиям спал. Все это говорит о том, что учеников заинтересовали вопросы и задания, предложенные им нами на уроках литературы. И эта заинтересованность повлияла на то, что ученики тщательнее готовились к урокам, к домашним заданиям, о чем свидетельствует повышение уровня успеваемости класса по данному учебному предмету в первой четверти.

Наглядно это можно увидеть в таблице 2 и приложении №1.

 


 

успеваемость

итоговая оценка за 8 класс

 Итоговая оценка за 1 четверть 9 класса

количество учащихся процентное соотношение количество учащихся процентное соотношение
 " 5" 10 33% 15 50%
 " 4"  15 50% 11 37%
 " 3" 5 17% 4 13%

 

Таким образом, цель нашей экспериментальной работы достигнута. Проведенные нами уроки литературы положительно повлияли на развитие интереса к предмету, на активность учащихся, а также на их предпочтения по отношению к типам учебных заданий. Заметно повысилось и качество их знаний.

 


Выводы

В настоящее время методисты и педагоги все больше внимания уделяют вопросу о месте и роли проблемного обучения в школе, о путях его реализации на уроках литературы, об эффективности применения данного вида обучения. Также остро стоит вопрос о том, что задание проблемного характера приобретает целый ряд специфических особенностей на уроках литературы, обусловленных природой искусства, так как данный учебный предмет отличен от других спецификой своего содержания. Только этот предмет в полной мере способствует формированию мировоззрения учащихся, их взгляда на мир.

Таким образом, проанализировав опыт учителей и свой личный педагогический опыт, мы можем говорить о том, что проблемное обучение имеет место быть на уроках литературы, так как оно не только способствует развитию логического мышления, творческих способностей учащихся, но и позволяет лучше, полнее понять главную мысль произведений, что отражается на развитии и качестве знаний учеников.

 


Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемному обучению позволил определить дидактические основы, психолого-педагогические предпосылки изучения проблемного обучения как эффективного вида обучения на уроках литературы в 9-м классе. Необходимость применения элементов проблемного обучения обусловлена исключительной важностью их в формировании у школьников логического мышления, положительной мотивации, познавательной потребности, в развитии творческих способностей. Проблемное обучение, используемое в качестве основного вида обучения, способствует развитию коммуникативных умений и навыков и умений и навыков логического мышления, поскольку в основе рассуждений, доказательств лежит умозаключение в форме предложения, построенного в соответствии с законами формальной логики.

Эффективность проблемного обучения зависит от педагогических условий и правильной реализации его на уроках литературы. Проведенное исследование позволило выявить следующие педагогические условия эффективного использования проблемного обучения:

- использование потенциальных возможностей учебного предмета " литература" для развития логического мышления учащихся;

- обеспечение связи теории и практики, обучения и развития учащихся путем реализации внутрипредметных и межпредметных связей на уроках литературы;

- использование вопросов и заданий проблемного характера на уроках литературы;

- включение учащихся в решение поставленной проблемы;

- позитивный настрой учащихся и учителя в процессе решения проблемы;

- сотрудничество учителя и учеников в процессе обучения.

Для реализации проблемного обучения используются такие методы, как монологическое изложение, рассуждающий метод, диалогический метод, эвристический метод изложения, исследовательский метод. Особое место отводится рассуждающему и эвристическому методам.

Нами была разработана и апробирована система уроков, где непосредственно реализовывалось проблемное обучение. С помощью данных уроков мы изучили возможности использования проблемного обучения на уроках литературы и можем сделать выводы о том, что данный вид обучения необходим и возможен на уроках литературы, что он способствует развитию умения аргументированно и логически выстраивать свои ответы, развитию творческой и самодостаточной личности. Именно на уроках литературы проблемное обучение реализовывается в полной мере и его возможности расширяются в связи со спецификой содержания учебного предмета, так как только литература через чтение и анализ художественных произведений способствует формированию нравственного воспитания учащихся, их мировоззрения, развитию умений и навыков коммуникативного общения, ведения правильно выстроенной дискуссии, отстаивать и доказывать свою точку зрения.

Таким образом, можно считать, что высказанное в гипотезе предположение подтвердилось. Действительно, система уроков, включающих вопросы и задания проблемного характера, позволила оживить и активизировать учебный процесс, повысить успеваемость учеников.

 


Список использованной литературы

1. Айзерман Л.С. Посев и жатва. Что происходит с уроками литературы / Л.С.Айзерман // Литература в школе.- 2002.- № 4 .- С. 24- 28.

2. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. Практическая методика: книга для учителя / Аркин И.И..- М.: Просвещение,2003.- 223 с.

3. Ахметова Д. Парадоксы дистанционного обучения / Д. Ахметова // Высшее образование в России.- 2007.- №3.- С. 57- 62.

4. Баксанский О.Е., Чистова М.В. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О.Е.Баксанский, М.В.Чистова // Наука и школа.- 2000.- №1.- С. 19-25.

5. Богданова О.Ю. и др. МПЛ: учебник для студентов пед. вузов / О.Ю.Богданова.- М.: Академия, 2004.- 400с.

6. Браже Т.Г. К изучению романа И.С.Тургенева " Отцы и дети" / Т.Г.Браже // Литература в школе.- 1967.- №4.- С. 16- 19

7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение /А.В.Брушлинский.- М.: Знание, 1983.-96 с.

8. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд.2-е, испр. и доп./ С.И.Брызгалова.- Калининград: Калинингр. ун- т, 1998.- 91 с.

9. Выготский Л.С. Собр.сочин.: в 6 т. / Л.С.Выготский.- М., 1982

10. Гайфуллин Г. и др. Вступая в 21 век: учебные компьютерные модели в проблемном обучении/ Г.Гайфуллин и др. // Наука и школа(т).- 2000.- № 5 .- С. 30- 32

11. Голубков В.В. Методика преподавания литературы: уч. Пособие для пед. вузов / В.В.Голубков.- М.: Учпедиз, 1952.- 464 с.

12. Изучение русской литературы в 9 кл. Метод. пособие.- М.: Просвещение, 1971.- 399 с .

13. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций / Т.А.Ильина.- М.: Просвещение,1984.

14. Какрамова К., Терещенко Н. Проблемное обучение: проблема образования или общества? / К. Карамова, Н. Терещенко // Наука и школа (т).- 2002.-№ 11.- С. 35- 37.

15. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь- справочник / Пер. с англ. К.С.Ткаченко / М.Кордуэл.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 448 с.

16. Кудряшев Н.И. К итогам дискуссии / Н.И.Кудряшев // Литература в школе.- 1972.- №2.- С. 27.

17. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях / И.Я.Лернер // Советская педагогика.- 1968.-№7.- С.18- 21.

18. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я.Лернер.- М.: Знание,1974.-64 с.

19. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание" / В.Г.Маранцман // Литература в школе.- 2005.- № 12.- С. 21- 23.

20. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа М.Булгакова " Мастер и Маргарита" / В.Г.Маранцман // Литература в школе.-2002.-№ 7.-С. 23- 27.

21. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей / В.Г.Маранцман, Т.В.Чирковская.- М.: Просвещение, 1930.- 135 с.

22. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин.- М.: Педагогика,1972.

23. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И.Махмутов.- М.: Педагогика,1975.-367 с.

24. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей / М.И.Махмутов.- М.: Просвещение,1977.-240 с.

25. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И.Махмутов.- Казань: Таткнигоиздат,1972.- 551 с.

26. Мочалов Н.М. Методы проблемного обучения и границы из применимости / Н.М.Мочалов.- Казань: Таткнигоиздат, 1979.-282 с.

27. Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. / В.Оконь.- М.: Просвещение, 1968.- 208 с.

28. Оконь В. Введение в общую дидактику / В.Оконь.- М.: Просвещение, 1990.

29. Поддубный А.В. Еще раз о проблемном обучении / А.В.Поддубный // Биология в школе.- 1997.- №5.- С. 31- 34.

30. Проблемное преподавание литературы в школе- сборник статей / Сост. Г.А. Кисилева.- Казань: Таткнигоиздат, 1971.- 152 с.

31. Проблемное преподавание литературы в школе: пособие для учителей / Т.Ф.Курдюмова, Ч.С.Збарский, В.П.Пошнина и др./ Под ред. Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Просвещение, 1985.- 192 с.

32. Рез З.Я. Методика преподавания литературы. Изд.2-ое, испр. и доп. / З.Я.Рез.- М.: Просвещение,1985.- 368 с.

33. Рыбникова М.А. Методика преподавания литературы / М.А.Рыбникова.- М., 1930.- 362 с.

34. Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К.Селевко // Школьные технологии.- 2006.- № 2.-С. 61- 65.

35. Цейтлин М.А. Опроблемном изучении романа Л.Н.Толстого " Война и мир" / М.А.Цейтлин // Литература в школе.- 1967.- №4 .-С. 16- 19.

36. www.psylist.net

37. www.pedsovet.org.ru

 


Приложение №1

Список учащихся 9 " Б" класса

фамилия, имя учеников итоговая оценка за 8 класс итоговая оценка за первую четверть 9-го класса
1. Ашрафзянов Ильназ 3 3
2. Беляева Надежда 5 5
3. Борисов Радион 3 3
4.Галиева Зульфия 4 4
5. Гарданова Рузиля 4 4
6. Гончар Александр 5 5
7. Губанова Алеся 4 5
8. Густилина Маргарита 4 4
9. Дингизбаева Алина 5 5
10. Егорова Анастасия 4 4
11. Егорова Регина 5 5
12. Исмагилов Тимур 4 5
13. Кадирова Альбина 4 4
14. Камышев Сергей 4 5
15. Киямова Венера 5 5
16. Корнилов Артем 4 5
17. Корнилова Анна 4 4
18. Максимов Максим 4 4
19. Набиуллин Феликс 5 5
20. Полуйко Ольга 5 5
21. Прокудина Яна 5 5
22. Сенин Никита 3 4
23. Скурыдина Анна 4 4
24. Терентьева Юлия 5 5
25. Фарихова Эллина 5 5
26. Харрасов Шамиль 3 3
27. Хлопков Елисей 4 5
28. Хохлова Алена 4 4
29. Штычков Максим 4 4
30. Ямаев Александр 3 3

 


Приложение №2

Задания для конкурса знатоков " Жизнь и творчество М.В.Ломоносова"

Задание 1. Найдите и исправьте ошибки в предложенном тексте

М.В.Ломоносов родился в 1712 году в семье крестьянина- помора в деревне Васильевская, на острове, расположенном в низовьях Северной Двины. Михайло был единственным сыном крестьянина- помора. Он рос здоровым и сильным мальчиком, сообразительным и любознательным. С 10 лет он, как все поморские мальчики, ходил с отцом на рыбалку. Учиться грамоте он начал поздно, лет в пятнадцать. Михаилу шёл 19- ый год, когда он понял, что если он действительно хочет учиться дальше, то надо уходить из отчего дома. Весной 1730 года Михайло Ломоносов ушел в Москву. Там он поступил учиться в Московскую Греко- славяно- латинскую академию. Весь курс академии, рассчитанный на 12 лет, Ломоносов закончил за 6 лет. В сентябре 1738 года Ломоносов для продолжения учебы был послан за границу. В ноябре 1736 года Ломоносова зачислили в Орлеанский университет, где он прослушал курс по физике, химии, философии и технологии. В июле 1739 года Михаил Витальевич был отправлен в Саксонию в город Фрейберг, где учили горному делу. В общей сложности за рубежом Ломоносов прослушал курсы по 16 научным дисциплинам. В 1742 году М.В.Ломоносов возвращается в Петербург и поступает на службу в Академию в качестве адъютанта.

В 1765 году похоронен в Санкт- Петербурге.

Задание 2.

1- расскажите, в чем состояла реформа стихосложения, осуществленная М.В.Ломоносовым.

2- расскажите о трех родах речений.

3- расскажите о трех стилях языка.

Задание 3.Вставьте пропущенные слова в отрывок из " Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года"

… юношей питают,

Отраду … подают,

В счастливой жизни украшают,

В … случай берегут,

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народа и в …,

В … шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Задание 4.Выберите правильный ответ

- у желны: а) 2 ноги; б) 4 ноги; в) 6 ног;

- что такое ланиты: а) ткань; б) цветы; в) щеки;

- вран- это: а) враг; б) врун; в) ворон;

- пестун- это: а) палец; б) наставник; в) пистолет;

- клубок носят: а) на голове; б) на шее; в) в кармане;

- что необходимо, чтобы стать толмачом: а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) хорошо знать языки?

- покажите десницу;

- простоволосый значит: а) без кудрей; б) без волос; в) без шапки;

- покажите длань.

Задание 5.

1- перечислите характерные черты жанра оды.

2- опишите строение оды.

3- перечислите виды од.

 

 



2019-12-29 386 Обсуждений (0)
Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)