Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе
Экспериментальная часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 9 города Елабуги в 9 " Б" классе с 15 сентября по 2 ноября. Класс насчитывает 30 человек ( см. приложение №1). Перед нами стояла цель: выявить, как введение элементов проблемного обучения на уроках литературы влияет на развитие активности учащихся, повышение их интереса к предмету, отношение учащихся к различным типам заданий на уроке, и в итоге на качество их знаний. Во время данной работы были использованы различные задания: вопросы и задания проблемного характера, тестовые работы, задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся. Все это достигалось посредством использования методов проблемного обучения: метода монологического изложения, рассуждающего метода обучения, диалогического, эвристического методов изложения. На протяжении всей нашей работы происходило наблюдение за учащимися, было проведено 10 уроков литературы, из которых на 9-ти непосредственно применялись элементы проблемного обучения. Также было проведено два опроса в экспериментальном классе. Первый опрос проводился на начальном этапе нашей экспериментальной работы, а второй - по ее окончанию. Целью данных двух опросов было выявить, вопросы и задания какого характера являются наиболее интересными для учеников. На этот вопрос в опросах содержалось 4 варианта ответов, на которые ученики отвечали исходя из пятибалльной шкалы: 1. самостоятельные задания 2. творческие задания 3. вопросы проблемного характера 4. репродуктивные вопросы Опросы проводились в письменной форме, варианты оставались неизменными, менялось лишь время их проведения. Подсчет ответов проводился следующим образом: по каждому виду заданий и вопросов, мы суммировали оценки и разделили на количество учеников. Таким образом, выявили среднюю оценку каждого варианта ответа. Результаты первого опроса наглядно продемонстрированы на рис. 1., где ось " Х"- вид задания, вопроса, ось " У" -средний балл.
1- самостоятельные задания 2- творческие задания 3- вопросы проблемного характера 4- репродуктивные вопросы
После проведения первого опроса, нами были проведены 10 уроков, общая цель которых - применение элементов проблемного обучения, также мы стремились к развитию логического мышления, творческих способностей, к формированию положительной мотивации у учащихся, к их осознанному отношению к знаниям, стремились заинтересовать учащихся в процессе обучения. Типы, темы, задачи всех проводимых уроков, а также методы и вопросы проблемного характера, можно наглядно посмотреть в таблице 1.
После проведения данных уроков мы снова провели опрос в классе, и результаты были уже немного другими, о чем свидетельствует рис.2
1- самостоятельные задания 2- творческие задания 3- вопросы проблемного характера 4- репродуктивные вопросы
Внимательно посмотрев на результаты опросов, и сравнив их, мы можем сделать вывод о том, что, интерес к вопросам проблемного характера и творческим заданиям вырос у учеников, при этом интерес к репродуктивным вопросам и самостоятельным заданиям спал. Все это говорит о том, что учеников заинтересовали вопросы и задания, предложенные им нами на уроках литературы. И эта заинтересованность повлияла на то, что ученики тщательнее готовились к урокам, к домашним заданиям, о чем свидетельствует повышение уровня успеваемости класса по данному учебному предмету в первой четверти. Наглядно это можно увидеть в таблице 2 и приложении №1.
Таким образом, цель нашей экспериментальной работы достигнута. Проведенные нами уроки литературы положительно повлияли на развитие интереса к предмету, на активность учащихся, а также на их предпочтения по отношению к типам учебных заданий. Заметно повысилось и качество их знаний.
Выводы В настоящее время методисты и педагоги все больше внимания уделяют вопросу о месте и роли проблемного обучения в школе, о путях его реализации на уроках литературы, об эффективности применения данного вида обучения. Также остро стоит вопрос о том, что задание проблемного характера приобретает целый ряд специфических особенностей на уроках литературы, обусловленных природой искусства, так как данный учебный предмет отличен от других спецификой своего содержания. Только этот предмет в полной мере способствует формированию мировоззрения учащихся, их взгляда на мир. Таким образом, проанализировав опыт учителей и свой личный педагогический опыт, мы можем говорить о том, что проблемное обучение имеет место быть на уроках литературы, так как оно не только способствует развитию логического мышления, творческих способностей учащихся, но и позволяет лучше, полнее понять главную мысль произведений, что отражается на развитии и качестве знаний учеников.
Заключение Анализ психолого-педагогической литературы по проблемному обучению позволил определить дидактические основы, психолого-педагогические предпосылки изучения проблемного обучения как эффективного вида обучения на уроках литературы в 9-м классе. Необходимость применения элементов проблемного обучения обусловлена исключительной важностью их в формировании у школьников логического мышления, положительной мотивации, познавательной потребности, в развитии творческих способностей. Проблемное обучение, используемое в качестве основного вида обучения, способствует развитию коммуникативных умений и навыков и умений и навыков логического мышления, поскольку в основе рассуждений, доказательств лежит умозаключение в форме предложения, построенного в соответствии с законами формальной логики. Эффективность проблемного обучения зависит от педагогических условий и правильной реализации его на уроках литературы. Проведенное исследование позволило выявить следующие педагогические условия эффективного использования проблемного обучения: - использование потенциальных возможностей учебного предмета " литература" для развития логического мышления учащихся; - обеспечение связи теории и практики, обучения и развития учащихся путем реализации внутрипредметных и межпредметных связей на уроках литературы; - использование вопросов и заданий проблемного характера на уроках литературы; - включение учащихся в решение поставленной проблемы; - позитивный настрой учащихся и учителя в процессе решения проблемы; - сотрудничество учителя и учеников в процессе обучения. Для реализации проблемного обучения используются такие методы, как монологическое изложение, рассуждающий метод, диалогический метод, эвристический метод изложения, исследовательский метод. Особое место отводится рассуждающему и эвристическому методам. Нами была разработана и апробирована система уроков, где непосредственно реализовывалось проблемное обучение. С помощью данных уроков мы изучили возможности использования проблемного обучения на уроках литературы и можем сделать выводы о том, что данный вид обучения необходим и возможен на уроках литературы, что он способствует развитию умения аргументированно и логически выстраивать свои ответы, развитию творческой и самодостаточной личности. Именно на уроках литературы проблемное обучение реализовывается в полной мере и его возможности расширяются в связи со спецификой содержания учебного предмета, так как только литература через чтение и анализ художественных произведений способствует формированию нравственного воспитания учащихся, их мировоззрения, развитию умений и навыков коммуникативного общения, ведения правильно выстроенной дискуссии, отстаивать и доказывать свою точку зрения. Таким образом, можно считать, что высказанное в гипотезе предположение подтвердилось. Действительно, система уроков, включающих вопросы и задания проблемного характера, позволила оживить и активизировать учебный процесс, повысить успеваемость учеников.
Список использованной литературы 1. Айзерман Л.С. Посев и жатва. Что происходит с уроками литературы / Л.С.Айзерман // Литература в школе.- 2002.- № 4 .- С. 24- 28. 2. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. Практическая методика: книга для учителя / Аркин И.И..- М.: Просвещение,2003.- 223 с. 3. Ахметова Д. Парадоксы дистанционного обучения / Д. Ахметова // Высшее образование в России.- 2007.- №3.- С. 57- 62. 4. Баксанский О.Е., Чистова М.В. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О.Е.Баксанский, М.В.Чистова // Наука и школа.- 2000.- №1.- С. 19-25. 5. Богданова О.Ю. и др. МПЛ: учебник для студентов пед. вузов / О.Ю.Богданова.- М.: Академия, 2004.- 400с. 6. Браже Т.Г. К изучению романа И.С.Тургенева " Отцы и дети" / Т.Г.Браже // Литература в школе.- 1967.- №4.- С. 16- 19 7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение /А.В.Брушлинский.- М.: Знание, 1983.-96 с. 8. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд.2-е, испр. и доп./ С.И.Брызгалова.- Калининград: Калинингр. ун- т, 1998.- 91 с. 9. Выготский Л.С. Собр.сочин.: в 6 т. / Л.С.Выготский.- М., 1982 10. Гайфуллин Г. и др. Вступая в 21 век: учебные компьютерные модели в проблемном обучении/ Г.Гайфуллин и др. // Наука и школа(т).- 2000.- № 5 .- С. 30- 32 11. Голубков В.В. Методика преподавания литературы: уч. Пособие для пед. вузов / В.В.Голубков.- М.: Учпедиз, 1952.- 464 с. 12. Изучение русской литературы в 9 кл. Метод. пособие.- М.: Просвещение, 1971.- 399 с . 13. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций / Т.А.Ильина.- М.: Просвещение,1984. 14. Какрамова К., Терещенко Н. Проблемное обучение: проблема образования или общества? / К. Карамова, Н. Терещенко // Наука и школа (т).- 2002.-№ 11.- С. 35- 37. 15. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь- справочник / Пер. с англ. К.С.Ткаченко / М.Кордуэл.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 448 с. 16. Кудряшев Н.И. К итогам дискуссии / Н.И.Кудряшев // Литература в школе.- 1972.- №2.- С. 27. 17. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях / И.Я.Лернер // Советская педагогика.- 1968.-№7.- С.18- 21. 18. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я.Лернер.- М.: Знание,1974.-64 с. 19. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание" / В.Г.Маранцман // Литература в школе.- 2005.- № 12.- С. 21- 23. 20. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа М.Булгакова " Мастер и Маргарита" / В.Г.Маранцман // Литература в школе.-2002.-№ 7.-С. 23- 27. 21. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей / В.Г.Маранцман, Т.В.Чирковская.- М.: Просвещение, 1930.- 135 с. 22. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин.- М.: Педагогика,1972. 23. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И.Махмутов.- М.: Педагогика,1975.-367 с. 24. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей / М.И.Махмутов.- М.: Просвещение,1977.-240 с. 25. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И.Махмутов.- Казань: Таткнигоиздат,1972.- 551 с. 26. Мочалов Н.М. Методы проблемного обучения и границы из применимости / Н.М.Мочалов.- Казань: Таткнигоиздат, 1979.-282 с. 27. Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. / В.Оконь.- М.: Просвещение, 1968.- 208 с. 28. Оконь В. Введение в общую дидактику / В.Оконь.- М.: Просвещение, 1990. 29. Поддубный А.В. Еще раз о проблемном обучении / А.В.Поддубный // Биология в школе.- 1997.- №5.- С. 31- 34. 30. Проблемное преподавание литературы в школе- сборник статей / Сост. Г.А. Кисилева.- Казань: Таткнигоиздат, 1971.- 152 с. 31. Проблемное преподавание литературы в школе: пособие для учителей / Т.Ф.Курдюмова, Ч.С.Збарский, В.П.Пошнина и др./ Под ред. Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Просвещение, 1985.- 192 с. 32. Рез З.Я. Методика преподавания литературы. Изд.2-ое, испр. и доп. / З.Я.Рез.- М.: Просвещение,1985.- 368 с. 33. Рыбникова М.А. Методика преподавания литературы / М.А.Рыбникова.- М., 1930.- 362 с. 34. Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К.Селевко // Школьные технологии.- 2006.- № 2.-С. 61- 65. 35. Цейтлин М.А. Опроблемном изучении романа Л.Н.Толстого " Война и мир" / М.А.Цейтлин // Литература в школе.- 1967.- №4 .-С. 16- 19. 36. www.psylist.net 37. www.pedsovet.org.ru
Приложение №1 Список учащихся 9 " Б" класса
Приложение №2 Задания для конкурса знатоков " Жизнь и творчество М.В.Ломоносова" Задание 1. Найдите и исправьте ошибки в предложенном тексте М.В.Ломоносов родился в 1712 году в семье крестьянина- помора в деревне Васильевская, на острове, расположенном в низовьях Северной Двины. Михайло был единственным сыном крестьянина- помора. Он рос здоровым и сильным мальчиком, сообразительным и любознательным. С 10 лет он, как все поморские мальчики, ходил с отцом на рыбалку. Учиться грамоте он начал поздно, лет в пятнадцать. Михаилу шёл 19- ый год, когда он понял, что если он действительно хочет учиться дальше, то надо уходить из отчего дома. Весной 1730 года Михайло Ломоносов ушел в Москву. Там он поступил учиться в Московскую Греко- славяно- латинскую академию. Весь курс академии, рассчитанный на 12 лет, Ломоносов закончил за 6 лет. В сентябре 1738 года Ломоносов для продолжения учебы был послан за границу. В ноябре 1736 года Ломоносова зачислили в Орлеанский университет, где он прослушал курс по физике, химии, философии и технологии. В июле 1739 года Михаил Витальевич был отправлен в Саксонию в город Фрейберг, где учили горному делу. В общей сложности за рубежом Ломоносов прослушал курсы по 16 научным дисциплинам. В 1742 году М.В.Ломоносов возвращается в Петербург и поступает на службу в Академию в качестве адъютанта. В 1765 году похоронен в Санкт- Петербурге. Задание 2. 1- расскажите, в чем состояла реформа стихосложения, осуществленная М.В.Ломоносовым. 2- расскажите о трех родах речений. 3- расскажите о трех стилях языка. Задание 3.Вставьте пропущенные слова в отрывок из " Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года" … юношей питают, Отраду … подают, В счастливой жизни украшают, В … случай берегут, В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народа и в …, В … шуму и наедине, В покое сладки и в труде. Задание 4.Выберите правильный ответ - у желны: а) 2 ноги; б) 4 ноги; в) 6 ног; - что такое ланиты: а) ткань; б) цветы; в) щеки; - вран- это: а) враг; б) врун; в) ворон; - пестун- это: а) палец; б) наставник; в) пистолет; - клубок носят: а) на голове; б) на шее; в) в кармане; - что необходимо, чтобы стать толмачом: а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) хорошо знать языки? - покажите десницу; - простоволосый значит: а) без кудрей; б) без волос; в) без шапки; - покажите длань. Задание 5. 1- перечислите характерные черты жанра оды. 2- опишите строение оды. 3- перечислите виды од.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |