Разработка занятий элективного курса
При изучении курса математики в школе, часто приходится встречаться с задачами, которые учителя физики называют физическими, учителя химии - химическими, а учителя экономики - экономическими. Это сюжетные (или текстовые) задачи. В зависимости от того, какие процессы описаны сюжетом, можно относить эти задачи к разным областям наук, однако общим для всех подобных задач является то, что при их решении не обойтись без использования математики. Приведем некоторые конспекты занятий элективного курса: «Сюжетные задачи». Занятие №6. Тема. ЗАДАЧИ НА ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Цели: Обучающие: формирование умений решения задач на движение нескольких объектов, задач на совместную работу, проверить усвоение методов и приемов решения задач на движение нескольких объектов, задач на совместную работу; Развивающие :формировать способность фиксирования собственных затруднений, развитие кругозора, мышления, внимания, культуры математической речи; привитие интереса к изучению математики; Воспитательные: воспитание ответственности, аккуратности и самостоятельности. Этапы урока: 1 Организационный момент. 2. Актуализация знаний 3. Введение нового материала. Занятие № 10 Тема. ЗАДАЧИ НА ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Цели: Образовательные: 1) Введение понятия «задачи на химические процессы». 2) Введение понятий “концентрация”, “процентное содержание”. 3) Формирование умений решеня задач на смеси и сплавы арифметическим и алгебраическим методами. Развивающие: через поиск решения задачи развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы, оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению, самостоятельность, гибкость, учить учащихся корректировать свою деятельность в ходе урока; формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы. Воспитательные: формирование элементов социально-личностной компетентности на основе умения проектировать и осуществлять алгоритмическую и эвристическую деятельность, проверять и оценивать результаты деятельности. Этапы урока: 1 Организационный момент. 2. Введение нового материала. 3. Первичное закрепление. 4. Домашнее задание и итоги урока.
1 этап О каких величинах говорится в задаче? Какие известны?
2 этап Что можно сразу найти , основываясь на этих данных? - массу третьего сплава.
3 этап Какие величины требуется найти? Добавляем столбцы
4 этап Сколько долей золота в первом сплаве? - масса золота составляет 8 долей Чтобы найти массу золота которая приходится на 8 долей надо знать сколько всего равных долей в сплаве. Добавим еще один столбец.
5 этап Выполним вычисления. Поиск решения закончен.
Занятие № 14 Тема. ЗАДАЧИ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ Цели: Образовательные: научить решать задач на проценты с экономическим содержанием с помощью формул “сложных процентов”, формирование умений решать задачи повышенной сложности. Развивающие: через решение задачи развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы, оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению, самостоятельность, гибкость, учить учащихся корректировать свою деятельность в ходе урока; формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы Воспитательные: формирование элементов социально-личностной компетентности на основе умения проектировать и осуществлять алгоритмическую и эвристическую деятельность, проверять и оценивать результаты деятельности. Этапы урока: 1 Организационный момент. 2. Введение нового материала. 3. Первичное закрепление. 4. Домашнее задание и итоги урока.
СИСТЕМА ЗАДАЧ ПО ТЕМАМ Задачи на химический процессы Задача 1. Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 150 г 70% -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 6 % раствор уксусной кислоты? Решение. Количество воды необходимое для доливания в сосуд обозначим через x.
Так как масса уксусной кислоты осталась прежней, составляем и решаем уравнение
0,06(150 + x) = 105, 9 + 0,06x = 105, 0,06x = 96, x = 1600. Ответ. 1,6 кг воды.
Задача 2. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20% раствора этой же кислоты. Найти концентрацию соляной кислоты в получившейся смеси. Решение. Обозначим: x – концентрация кислоты в смеси, y кг – масса каждого раствора.
По закону сохранения массы для отдельных компонентов масса соляной кислоты в смеси равна сумме масс этого вещества, входящих в первый и второй растворы
2xy=0,12y+0,2y. Из y≠0 следует: 2x=0,12+0,2=0,32 x=0,16. Выражаем в процентах: 16%. Ответ. 16%
Задача 3. Смешали 8кг 18% раствора некоторого вещества с 12 кг 8% раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора.
Решение. Пусть x – концентрация смеси из двух растворов.
По закону сохранения массы для отдельного вещества получаем уравнение
20x=1,44+0,96 20x=2,4 x=0,12 или в процентах:12%. Ответ. 12% Задача 4. Смешав 40% и 15% растворы кислоты, добавили 3 кг чистой воды и получили 20% раствор кислоты. Если бы вместо 3 кг воды добавили 3 кг 80% раствора той же кислоты, то получили бы 50%-ый раствор кислоты. Сколько килограммов 40% -го и 15% растворов кислоты было смешано?
Решение. Вводим обозначения: x кг было 40% раствора кислоты, y кг было 15% раствора. Для каждой смеси составляем уравнение. Для первой:
0,4x + 0,15y = 0,2(x + y +3).
Для второй:
0,4x + 0,15y + 2,4 = 0,5(x + y +3).
Остаётся решить следующую систему уравнений
Ответ. 3,4 кг и 1,6 кг. Задача 5. Имеется три сосуда. В первый сосуд налили 4 кг 70% сахарного сиропа, а во второй – 6 кг 40% сахарного сиропа. Если содержимое первого сосуда смешать с содержимым третьего сосуда, то получим в смеси 55% содержание сахара, а если содержимое второго сосуда смешать с третьим, то получим 35% содержание сахара. Найдите массу сахарного сиропа в третьем сосуде и концентрацию сахара в нём.
Решение. Обозначения: x кг - масса сахарного сиропа в третьем сосуде, y – концентрация сахара в нём.
По условию задачи составляем уравнения: для 1 смеси
0,55(4+x)=2,8+ xy,
для 2 смеси
0,35(6+x)=2,4+ xy.
Итак, получаем систему уравнений:
Масса сахарного сиропа в третьем сосуде равна 1,5 кг, а массовое процентное содержание равно 15%.
Ответ. 1,5 кг, 15%. Задача6. Из колбы, содержащей раствор соли, отлили в пробирку раствора. Затем из пробирки часть воды испарили, в результате чего процентное содержание соли в пробирке увеличилось в 3 раза. Каково было первоначальное процентное содержание соли в колбе, если известно, что после переливания в неё содержимого пробирки процент соли в колбе увеличился на 5%? Решение. Обозначения: m – масса раствора в колбе, x – первоначальное содержание соли в колбе. Необходимо найти 100%. - концентрация соли в колбе. 0,9m – осталось раствора в колбе после переливания 0,1m раствора в пробирку. 0,1x – соли в пробирке.
- концентрация соли в пробирке после испарения. - масса раствора в пробирке после выпаривания. Ответ. 70%.
Задачи для самостоятельного решения учащимися: 1. В сосуд налито 4 литра 70%-го раствора кислоты. Во второй такой же сосуд налито 3 литра 90%-го раствора кислоты. Сколько литров раствора нужно перелить из второго сосуда в первый, чтобы в нём получился 75%-ый раствор кислоты? 2. После смешивания растворов, содержащих 25% и 60% кислоты, получился раствор, содержащий 39% кислоты. Определить в какой пропорции были смешаны растворы. 3. Из молока, жирность которого 5%, делают творог жирностью 15,5%, при этом остается сыворотка жирностью 0,5%. Сколько творога получится из 1 т молока? 4. Добытая руда содержит 21% меди, обогащенная - 45%. Известно, что в процессе обогащения 60% добытой руды идёт в отходы. Определить процентное содержание меди в отходах. 5. Сколько килограммов воды нужно выпарить из 0,5 т целлюлозной массы, содержащей 85% воды, чтобы получить массу с содержанием 75% воды? 6. Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составляла 1,5%? 7. В ящик, содержащий чёрные и белые шары, среди которых было 25% белых, добавили 10 черных, после чего белых стало 20%. Сколько было сначала чёрных шаров? 8. Одна смесь содержит вещества A и B в отношении 4:5, а другая смесь содержит те же вещества, но в отношении 6:7. Сколько частей каждой смеси надо взять, чтобы получить третью смесь, содержащую те же вещества в отношении 5:6.? 9. В совхоз поступило 2 типа минеральных удобрений. В первом фосфора в 4 раза больше, чем азота, а во втором фосфора в 5 раз меньше, чем азота. В каком соотношении надо взять I и II типы удобрений, чтобы получить из них новый тип, в котором фосфора было бы в 3 раза меньше, чем азота? 10. К 12 кг сплава меди и олова добавили 8 кг другого сплава, содержащего те же металлы в обратной пропорции, получив в итоге сплав, содержащий 55% меди. Сколько процентов меди было в каждом из исходных сплавов? 11. Раствор соли массой 40 кг разлили в два сосуда так, что во 2-ом сосуде чистой соли оказалось на 2 кг больше, чем в 1-ом. Если бы во 2-ой сосуд добавили ещё 1 кг соли, то количество соли в нём стало бы вдвое больше, чем в 1-ом сосуде. Сколько раствора было в 1-ом сосуде? 12. Имеется два слитка золота с серебром. Процентное содержание золота в первом слитке 2,5 раза больше, чем процентное содержание золота во втором слитке. Если сплавить оба слитка вместе, то получится слиток, в котором будет 40% золота. Определить, во сколько раз первый слиток тяжелее второго, если известно, что при сплавке равных по весу частей первого и второго слитков получается слиток, в котором содержится 35% золота. 13. Имеется два раствора серной кислоты в воде: первый 40% и второй 60%. Эти растворы смешали, после чего добавили 5 кг чистой воды и получили 20%-ый раствор. Если бы вместо 5 кг чистой воды добавили 5 кг 80%-го раствора, то получили бы 70%-ый раствор. Сколько было 40%-го и 60%-го растворов? 14. Имеется два слитка сплавов золота и меди. В первом слитке отношение золота и меди равно 1:2, а во втором 2:3. Если сплавить первого слитка с второго, то в полученном слитке окажется столько золота, сколько меди было в первом слитке. А если первого слитка сплавить с половиной второго, то в получившемся слитке окажется меди на 1 кг больше, чем было золота во втором слитке. Сколько золота в каждом слитке? Задачи на физический процессы 1. От двух пристаней, расстояние между которыми 660 км, отправились одновременно навстречу друг другу два парохода. Скорость первого 15 км/ч. Найдите скорость второго, если через 8 ч после начала движения между пароходами осталось 396 км. 2. От двух пристаней, расстояние между которыми 660 км, отправились одновременно навстречу друг другу два парохода. Первый пароход, начавший движение с ускорением 30 км/ч, перешел на равномерный режим движения при скорости 15 км/ч. Определите, какую скорость набрал второй пароход, начавший движение с ускорением 36 км/ч, если известно, что через 8 ч после начала движения между пароходами осталось 396 км. 3. Одновременно из пункта A выходит пешеход, а из пункта В ему навстречу выезжает велосипедист. Они встречаются через 12 мин и продолжают движение. Велосипедист приезжает в пункт А на 18 мин раньше, чем пешеход приходит в пункт В. Сколько времени затратит на дорогу каждый из них? 4. Два теплохода, скорости которых в стоячей воде одинаковы, выходят навстречу друг другу из пунктов А и В. Дойдя до пунктов А и В соответственно, они поворачивают и идут обратно. Известно, что время до второй встречи в 3,5 раза больше, чем время до первой встречи. Во сколько раз скорость течения реки меньше скорости теплоходов в стоячей воде? 5. Из города A со скоростью 60 км/ч выехал первый автомобиль, а через час вслед за ним отправился второй автомобиль со скоростью 50 км/ч. Сколько километров будет между автомобилями через 10 ч после выхода первого? 6. Бассейн наполняется водой из труб за 3 ч 45 мин. Если бассейн заполнить наполовину, открыв только первую трубу, а оставшуюся часть заполнять, открыв только вторую трубу, то на это потребуется 8 ч. За какое время наполнит бассейн каждая из труб по отдельности? 7. Сосуд наполняется шлангом за 12 мин, а полный сосуд опорожняется при открытии крана за 20 мин. За какое время наполнится пустой сосуд, если одновременно открыть кран и вливать в сосуд воду через шланг? 8. Десять работников должны были выполнить работу за 8 дней. Когда они проработали 2 дня, то оказалось, что закончить работу необходимо уже через 3 дня. Сколько еще нужно взять работников, если известно, что 9. Два поезда отправились из пунктов А и В навстречу друг другу. Они встретятся на половине пути, если поезд из А выйдет на 2 ч раньше, чем поезд из В. Если же оба поезда выйдут одновременно, то через два часа расстояние между ними составит 0,25 расстояния между пунктами А и В. За сколько часов каждый поезд проходит весь путь? 10. Только что добытый каменный уголь содержит 2% воды, а после двухнедельного пребывания на воздухе он содержит 12% воды. На сколько увеличилась масса добытой тонны угля после того, как уголь две недели был на воздухе? 11. Студенческая бригада подрядилась выложить плиткой пол площадью 210 м2. Приобретая опыт, студенты в каждый последующий день, начиная со второго, выкладывали на 1,5 м2 больше, чем в предыдущий, и запасов плитки им хватило ровно на 9 дней работы. Планируя, что производительность труда будет увеличиваться таким образом, бригадир определил, что для завершения работы понадобится еще 6 дней. Сколько коробок с плитками ему надо заказать, если одной коробки хватает на 1,3 м2, а для замены некачественных плиток понадобится 2 коробки? Пароход прошел 4 км против течения реки, а затем прошел еще 33 км по течению, затратив на весь путь один час. Найдите собственную скорость парохода, если скорость течения реки равна 6,5 км/ч. 13. Из А в В одновременно выехали два автомобилиста. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути со скоростью, меньшей скорости первого на 15 км/ч, а вторую половину пути — со скоростью 90 км/ч, в результате чего прибыл в В одновременно с первым автомобилистом. Задачи с экономическим содержанием 1. Завод выпускал 12000 наручных часов в месяц. После повышения цен на отдельные детали завод стал выпускать 9000 часов в месяц. Как изменилась при этом производительность труда, если вместе с сокращением выпуска часов на заводе сократили 20% рабочих? 2. Цена входного билета на стадион была 1 руб 80 коп. На сколько нужно снизить входную плату, чтобы число зрителей увеличилось на 50%, а выручка выросла на 25%? 3. Некоторая фирма начинает выпускать кофемолки, которые предполагает реализовать по 10$ за штуку. При этом фирма должна уплатить 6$ за приобретенные детали для каждой кофемолки. Кроме этого, за аренду помещения и рекламу фирма должна уплачивать 10000$ ежегодно. Считая, что других статей расхода у фирмы не будет, определите, какое минимальное количество кофемолок должна реализовывать фирма ежегодно, чтобы не нести убытков. 4. При отправке посылок наложенным платежом отправитель перекладывает все расходы на получателя. Последний при получении посылки возвращает обозначенную на ней сумму наложенного платежа переводом. Обозначим сумму наложенного платежа через Н. В нее войдет стоимость пересылаемого (С), оплата почтовых расходов за пересылку (Я), оплата страхового сбора (10% от объявленной цены Ц) и оплата за пересылку перевода обратно (10% от Н). 5. Почта требует, чтобы объявленная ценность была не менее наложенного платежа. Сосчитайте, какими должны быть объявленная ценность и наложенный платеж (при известных С, П), чтобы общие расходы были минимальны. 6. Купец ежегодно расходует 100 фунтов стерлингов на содержание семьи и приумножает остальной капитал на одну треть. Через три года он стал вдвое богаче. Как велик стал его капитал? 7. Купец имел шестипроцентные облигации, с которых получал ежегодно по 1500 руб. процентных денег. Продав облигации по курсу 120 (то есть 120% от номинальной стоимости), часть вырученных денег купец употребил на покупку дома
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |