Теоретическое обоснование развития экспрессивной лексики старших дошкольников
Введение экспрессивный лексика дошкольный сказка Проблема словарной работы с детьми на этапе дошкольного детства исследовалась в разных направлениях многими учеными. В частности, обогащение словаря детей раннего (Ю.А. Аркин [8], Г.М. Лямина [15]), и дошкольного возраста (А.М. Богуш [4], Ю.С Ляховская [20], И.М. Непомнящая [24], и др.); особенности становления и развития словаря детей в течение дошкольного детства (А.П. Иваненко [11], М.Н., Конина [15], Н.И. Луцан [19], Ю.С. Ляховская [20] и др.) Стержневым моментом ряда исследований (А.Г. Арушанова [2], Н.В. Гавриш [10], А.И. Лаврентьева [5], Е.В. Савушкина [7], Ф.О. Сохин [9], Е.М. Струнина [8], О.С. Ушакова [37] и др.) выступило исследование особенностей усвоения семантики слов, уточнение и расширение значений уже известных в определенном контексте. Одной из задач развития речи детей дошкольного возраста является обогащение их словаря образной лексикой. Составляющей частью образной лексики является экспрессивная лексика. Вместе с тем результаты педагогических наблюдений удостоверили, что народная сказка не нашла надлежащего места в практике дошкольного образования и, в частности, в обогащении словаря старших дошкольников экспрессивной лексикой. В практике дошкольного образования можно проследить следующий процесс: при ознакомлении старших дошкольников с народными сказками нередко на первое место выдвигается содержательный аспект, при этом не обращается должного внимания на жанровые и языковые особенности. Противоречие, которые возникло между большим развивающим потенциалом народных сказок и ограниченным их использованием в дошкольном учреждении с целью развития экспрессивной лексики речи старших дошкольников обусловили выбор темы исследования: «Обогащение экспрессивной лексики старших дошкольников средствами народных сказок». В ходе экспериментальной работы в ДДУ были выявлены противоречия: - между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме развития образной речи и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДДУ; - между тем, что русская народная сказка является эффективным средством развития экспрессивной лексики и тем, что ее недостаточно используют с этой целью в ДДУ. В связи с этим возникает проблема: каковы возможности использования русской народной сказки как средства развития экспрессивной лексики детей. Целью исследования является разработка и апробация педагогических условий, системы работы по обогащению экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами народных сказок. Объектом исследования в нашей работе является процесс развития экспрессивной лексики детей дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами русских народных сказок. Гипотеза исследования – процесс обогащения словаря дошкольников экспрессивной лексикой будет эффективной, если обеспечить такие педагогические условия: понимание детьми содержания сказочных текстов; осознание детьми наличия экспрессивной лексики в текстах сказок и собственной речи; наличие положительных эмоциональных стимулов относительно поиска детьми соответствующих слов, фраз, предложений с экспрессивными средствами; целенаправленный отбор экспрессивной лексики по смыслу сказок; моделирование игровых ситуаций по смыслу сказок; взаимосвязь разных видов деятельности (учебно-речевой, игровой, театрально-игровой, художественно-речевой, изобразительной) относительно активизации употребление детьми экспрессивной лексики. Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: 1. Определить понятие экспрессивной лексики; 2. Выявить особенности развития экспрессивной лексики детей в дошкольном возрасте; 3. Изучить содержательный аспект работы по обогащению экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста; 4. Выявить особенности русской народной сказки как средства обогащения экспрессивной лексики старших дошкольников; 5. Определить критерии и показатели развития экспрессивной лексики старших дошкольников; 6. Определить и охарактеризовать уровни развития экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста; 7. Разработать и апробировать систему занятий по развитию экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки; 8. Определить влияние проведения системы занятий с использованием народных сказок на уровень развития экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста. Выбор методов исследования обусловлен предметом, целью и задачами работы: теоретический анализ философской, лингвистической, психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, анализ планов воспитательно-образовательной работы воспитателей; педагогический эксперимент: диагностика уровней развития экспрессивной лексики, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическое обоснование развития экспрессивной лексики старших дошкольников
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |