Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание содержания и методики проведения занятий по развитию экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Описание содержания и методики проведения занятий по развитию экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель формирующего эксперимента разработать и апробировать программу использования народных сказок в развитии экспрессивной лексики.

На формирующем этапе исследования была разработана лингводидактическая модель обогащения словарного запаса старших дошкольников экспрессивной лексикой, которая включала такие этапы: отборочно-аналитический, первично-ознакомительный, продуктивно-моделирующий и творческо-ипровизаторский.

Целью первого этапа выступил отбор и анализ сказок, которые соответствуют возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и способствуют обогащению их словаря экспрессивной лексикой, которая присутствует в сказках, а также составление словарей – минимумов по содержанию сказок. Сказки анализировались по двум критериям: педагогическому и лингвистическому.

Работа проводилась в несколько этапов:

- Первично-ознакомительный этап

- продуктивно-моделирующего этапа

- Творческо-ипровизаторский этап

- Игра-драматизация.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

Первично-ознакомительный этап был направлен на ознакомление детей с украинскими народными сказками, введение в словарь детей новой лексики. Содержательный аспект этого этапа предусматривал рассказывание народных сказок, проведение литературных викторин, показывание театров по содержанию сказок.

Целью продуктивно-моделирующего этапа вытсупила активизация экспрессивной лексики в разнообразных речевых ситуациях по содержанию украинских народных сказок. Содержательным аспектом данного этапа было приобщение дошкольников к учебно-речевой и художественно – речевой деятельности.

Творческо-ипровизаторский этап был направлен на самостоятельное использование детьми экспрессивной лексики в различных видах деятельности. Содержательный аспект этого этапа предусматривал дальнейшую активизацию в речи детей экспрессивной лексики в играх – драматизациях, инсценизациях, праздниках сказки и т.п.

На основе результатов проведённого констатирующего эксперимента мы определили задачи, педагогические условия и содержание формирующего этапа эксперимента по обогащению экспрессивной лексики старших дошкольников средствами народных сказок.

В процессе анализа ряда исследований, посвященных развитию речи детей дошкольного возраста, нам удалось выделить особенности использования экспрессивной лексики детей 5–6 лет, среди которых:

– наличие представлений у детей о средствах выразительности;

– понимание детьми смыслового богатства слова; смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

– понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

– способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

– использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

– владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

– умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

– использование в речи синонимов и антонимов.

Нами были определены педагогические условия работы с народной сказкой, которые обеспечили обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста экспрессивной лексикой. Среди них – следующие:

– понимание детьми содержания сказочных текстов;

– осознание детьми наличия экспрессивной лексики в текстах сказок и собственной речи;

– наличие положительных эмоциональных стимулов относительно поиска детьми соответствующих слов, фраз, предложений с экспрессивными средствами;

– целенаправленный отбор экспрессивной лексики по смыслу сказок;

– моделирование игровых ситуаций по смыслу сказок;

– взаимосвязь разных видов деятельности (учебно – речевой, игровой, театрально-игровой, художественно – речевой, изобразительной) относительно активизации употребление детьми экспрессивной лексики.

Система работы по формированию образной речи велась в двух направлениях:

1. Обучение на специально-организованных занятиях.

2. Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни.

Знакомство ребёнка со сказкой начиналось с выразительного чтения её взрослым. Исходя, из поставленных перед нами задач, мы использовали сочетание разных методов.

I. Целенаправленное наблюдение. В этом методе воспитатель совместно с детьми рассматривал, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Учили детей словесному рисованию по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

Мы стремились прожить сказку вместе с ребенком, задействовав все органы его чувств. Просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например, они «не видят» ни леса, через который пробирается Иван-царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае нам помогли иллюстрации, но они есть не в каждой книге, да и не каждый сказочный сюжет привлекает внимание художников. Поэтому с детьми после чтения сказки стали рисовать, восстанавливая в памяти различные ее эпизоды. И увидели, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование помогает понять нравственные коллизии, облегчает процесс пересказывания самой сказки, ее сюжет. Сопровождали мы рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании «шумят» (горох, пшено, гречка, манка, ломаная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка и др.). Создавали звуки мы и с помощью голоса.

II. При использовании метода сравнение детям были предложены игры на сравнение «Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого – самое неожиданное и в то же время точное?». Также ребятам предлагалось сравнить иллюстрации разных художников к одному и тому же тексту.

III. Метод узнавания и воспроизведения стилистических особенностей включал в себя узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное. Мы составляли из имеющейся в ДДУ коллекции костюмов наряд сказочного героя, в который дети наряжались с большим удовольствием.

IV. Эксперимент с художественным образом. При использовании данного метода традиционный пересказ прочитанного модифицировался в данном случае благодаря возможности как бы проигрывания разных ролей. Ребенок учитывал в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами книги.

V. Оценка и суждение. Вспомнив прослушанную сказку, дети аргументированно доказывали достоинства своего героя, выделяли любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных.

С детьми проводились тематические индивидуальные беседы о прочитанном («О каких событиях идет речь в сказке? Встречались ли подобные события в других сказках? Где происходит действие? Знакомо ли это место по другим сказкам?»), о литературных героях («На какого героя из ранее прослушанных сказок похож герой новой сказки? Чем те герои (герой) отличаются от только что узнанного и в чем их сходство?»); об авторе.

Воспитатель в доступной форме рассказывал о сказочниках.

После проведения в группе беседы с детьми, которая дала возможность воспитателю оценить, насколько понято содержание художественного произведения, мы продолжили обсуждение сказки, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводилась сразу же после чтения, пока детские впечатления были свежи и непосредственные.

В качестве персонажей для игр-бесед выбирались противоположные по своим нравственным качествам герои, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; три сына из сказки «Царевна лягушка» и т.д.

Куклы-персонажи, изготавливались самим воспитателем. Беседа начиналась с того, что куклы здоровались с ребятами и спрашивали, узнали ли их дети. Воспитатель имитировал интонации, характерные для того или иного персонажа. Затем куклы спрашивали у детей, кто им больше нравится и почему:

Постепенно куклы-персонажи затрагивали проблемы, являющиеся актуальными для всей группы или для отдельных ребят. Куклы голосом воспитателя высказывали свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью и характером по поводу тех или иных поступков детей: отрицательный персонаж при этом поощрял неблаговидные, несправедливые поступки, а положительный – добрые, справедливые дела и взаимоотношения.

Такая игра-беседа становилась особенно острой и интересной, если положительный персонаж (например, Золушка) выглядел непривлекательно, а отрицательный персонаж (например, мачехина дочка) имел нарядный костюм.

В конце такой беседы группа приходила к единому мнению о персонажах, а воспитатель выявлял тех, кто присоединился к мнению группы формально, скрыл истинное отношение к героям, в частности, свою симпатию к красивой кукле, несмотря на то, что она поступает несправедливо и жестоко. С этими ребятами проводилась индивидуальная работа.

Чтобы добиться большего положительного воздействия на сомневающегося ребенка, к игре-беседе подключали и других детей группы, к которым в дальнейшем «обращался» персонаж.

Следующий этап нашей работы педагога над книгой – это игра-драматизация. С.Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его «можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения». Именно эту особенность подлинного художественного произведения мы использовали в дальнейшей работе. Сюжетно-ролевым играм принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности дошкольника. Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности – это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.

Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.

До игры-драматизации в группе были проведены кукольные спектакли по сказкам «Зимовье зверей», «Хаврошечка» и др. и игры – беседы по сказкам. Поскольку для кукольного спектакля заранее отобраны определенные сцены, их можно повторить и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.

Игры разворачивались в специально созданном уголке сказок.

Работа проводилась на протяжении 9 месяцев с сентября 2009 г. по май 2009 г. Всего было проведено 18 занятия, которые проводились в первой половине дня 2 раза в месяц. Длительность занятия составляла 20 – 30 минут.

Вся работа проводилась на основе разработанного нами перспективного плана по ознакомлению детей с народной сказкой (таблица 2.8).

 

Таблица 2.8. Перспективный план работы с текстами русских народных сказок

  Название сказки Цель: Методы, приемы
Сентябрь Сестрица Аленушка и братец Иванушка     2. Гуси-лебеди Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. 1. Рассказывание сказки. 2. Отгадывание загадок. 3. Дидактические игры: «Какой, какая, какое?» «Кто сумеет похвалить» «От каждого по словечку» 4. Развивающая игра «А если бы…»
    Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать 5. Придумывание нового названия сказки. 6. Придумывание нового конца сказки.
Октябрь 1. Жихарка     2. Курочка, мышка и тетерев Систематизировать представление о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление Чтение сказки. Беседа. Дидактические игры: «Напишем письмо герою» «Закончи предложение» «Кто знает другое слово» Развивающие игры: «А если бы…» «Хорошо-плохо» Сочинение загадок. Пересказ эпизода сказки от имени героя. Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.
Ноябрь 1. Лисичка со скалочкой     2. Золотое веретено   Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагателные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания, подбирать названия качеств, действий. Активизировать словарь. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение. Упражнять в решении творческих задач. Чтение сказки. Пересказ с помощью иллюстрации. Придумывание нового названия сказки. Придумывание загадок. Дидактические игры: «Дополни предложение» «Какой, какая, какое» «Задай вопрос герою» Развивающие игры: «А если бы…» «Хорошо-плохо»
Декабрь 1. Каша из топора     2. Заяц-хваста Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать   Чтение сказки. Беседа. Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить» «Назови ласково» «Задумай слово» «От каждого по словечку» Развивающие игры: «А если бы…» «Хорошо-плохо»
    подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач. Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию. Придумывание нового названия сказке. Придумывание нового окончания сказки. 8. Изменение сюжета сказки.
Январь 1. Хаврошечка     2. Зимовье зверей   Формирование умений отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы. Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение строить связное высказы – вание. Упражнять в решении творческих задач. Чтение сказки. Беседа. Изображение героев гео- метрическими фигурами. Рассказывание сказки по схеме. Дидактическая игра «Скажи наоборот» Придумывание истории. Придумывание нового названия сказки. Придумывание другого конца сказки. Развивающие игры: «Хорошо-плохо» «А если бы…»
Февраль 1. У страха глаза велики   2. Морозко Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать. Активизировать и развивать мышление и память. Рассказ эпизода сказки по иллюстрации. Дидактическая игра «Разные слова». Самостоятельное состав – ление рассказа о любимом герое.
Март 1. Царевна-лягушка 2. Сивка-бурка Активизировать знания и представления. Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значение слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание. Дорисовывание кляксы на бумаге. Дидактические игры: «Бывает – не бывает» «Речевые ситуации» Придумывание сказочной истории про Кляксу.
Апрель 1. Мужик и медведь   2. Два мороза» Формировать умения заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в Дидактические игры: «Какой, какая, какое» «Закончи предложение» Придумывание сказочной истории про игрушку. 3. Рисование истории.
    предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику. Продолжать формирование умения самостоятельно составлять связное высказывание.  
Май 1. Лиса и журавль   2. Царевна – лягушка Формировать умения классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнооб – разные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Дидактические игры: «Какое что бывает?» «Что умеют делать звери?» Рассмотривание картинки. Придумывание сказочной истории по сюжетной картинке.

 

Нами были определены педагогические условия работы с народной сказкой, которые обеспечили обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста экспрессивной лексикой. Среди них – следующие:

– понимание детьми содержания сказочных текстов;

– осознание детьми наличия экспрессивной лексики в текстах сказок и собственной речи;

– наличие положительных эмоциональных стимулов относительно поиска детьми соответствующих слов, фраз, предложений с экспрессивными средствами;

– целенаправленный отбор экспрессивной лексики по смыслу сказок;

– моделирование игровых ситуаций по смыслу сказок;

– взаимосвязь разных видов деятельности (учебно – речевой, игровой, театрально-игровой, художественно – речевой, изобразительной) относительно активизации употребление детьми экспрессивной лексики.

Работа со сказкой включала в себя 3 основных направления работы.

1. Знакомство со сказкой.

2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи.

Это направления включали в себя следующие виды работы:

а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;

б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.

в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

Процесс формирования экспрессивной лексики не самое легкое занятие для дошколят. Он требует целенаправленной деятельности в течение продолжительного времени, концентрации внимания, напряжения мыслительных процессов, высокого самоконтроля. Зачастую, это довольно скучно и нудно. Чтобы повысить интерес детей к занятиям, в своей работе мы использовали инновационные методы, такие как метод моделирования сказок, проведение викторины. Некоторые конспекты занятий представлены в приложении 3.

В старшей группе используется пространственная модель построения сказки. Для построения пространственной модели дети должны хорошо знать сказку, чтобы четко выделить основные ее эпизоды. Основных элементов может быть не более 8–10, т. к. любая сказка подчиняется следующей логике: пропажа, потеря объекта, герой отправляется в путь, появление добрых помощников, герой проходит испытания, как правило, на границе двуцарствия и, наконец, находит объект. Пример тому: сказка «Царевна – лягушка», которую разделили на следующие эпизоды:

1. Задания царя сыновьям с тремя стрелами.

2. Задания царя невестам (1,2,3).

3. Иван – царевич идет искать Царевну – лягушку.

4. Встречи Ивана – царевича в пути.

5. Победа над злыми силами Кощея, Царевна – лягушка освобождена.

Подчинялась вышеуказанной логике, мы строили соответствующую модель к нужной сказке, детально проанализировав до занятия основные компоненты сказки: герой, место действия, волшебный предмет, их соотношения и др. В ходе занятия помогали детям найти, открыть основные эпизоды сказки, обозначить персонажей и построить соответствующую модель. Мы предлагали детям сочинять сказки и истории, опираясь не только на отдельные признаки предметов, но и на пространственные модели, являющимися наглядными схематическими планами, которые можно наполнить любым содержанием.

В своей работе по формированию экспрессивной лексики мы учили детей определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное).

Например, на занятии по сказке «Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывала сказку, а затем беседовала с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается? Кто запомнил разговор Хаврошечки с коровушкой и может повторить его? Какие слова вам особенно запомнились? Какими словами автор характеризует Хаврошечку и её поступки?».

Эти вопросы помогали детям глубже понять основное содержание сказки, определить характер её героев, выявить средства художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

Знакомство со сказкой «Морозко» мы начали с беседы. «Кто из вас любит зиму? Почему? Как вы зимой спасаетесь от мороза? А сейчас я вам прочитаю сказку «Морозко». Затем педагог завал детям следующие вопросы: «Что я вам прочитала сказку или рассказ? А как вы узнали, что это сказка? Кто вам понравился в сказке? Почему? Какой был Морозко? Почему его так назвали?».

Мы предлагали детям придумать определение к словам зима, снег.

Большое внимание уделяли оформлению книжного уголка. Всегда привлекали к этому детей. Советовались с ними: «Как вы думаете, на какую тему лучше оформить уголок?». Давали задание на дом: сделать подбор иллюстраций по заданной теме. Оформляли альбомы, готовили наборы открыток.

Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияла на обогащение экспрессивной лексикой речи детей. Обогатились представления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое. В своей речи дети стали больше использовать образных, красочных выражений. Улучшилось качество интонационной выразительности речи. Сократилось количество пауз и повторов.



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Описание содержания и методики проведения занятий по развитию экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание содержания и методики проведения занятий по развитию экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)