Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы управления персоналом в учреждениях здравоохранения как фактора повышения качества медицинских услуг



2019-12-29 252 Обсуждений (0)
Проблемы управления персоналом в учреждениях здравоохранения как фактора повышения качества медицинских услуг 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Человеческий ресурс - ресурс особый: несмотря на различные профессиональные и личностные характеристики, человек не будет приносить отдачу до тех пор, пока он не видит личной субъективной мотивации. В отличие от оборудования, капитала, людей невозможно просто купить. Человек не управляем с помощью прямого воздействия. Воздействия на данный объект должны быть опосредованы, и соответствовать внутренним желаниям и потребностям человека. Для того чтобы в сознании человека сформировалось желание работать, на предприятии должна быть правильно сконструирована система мотивации, в том числе мотивации материальной [16].

Проблема управления персоналом крупных организаций в достаточной степени известна практикам, но ее рассмотрение обычно сводится к рекомендациям общего характера, а серьезных научных обоснований сравнительно немного, но и они по большей части носят общий характер.

Менеджеры-практики же нуждаются в конкретных рекомендациях, которые помогли бы им, повышая управляемость коллективов, повышать эффективность деятельности организаций. Особые трудности могут возникать в управлении персоналом крупных медицинских учреждений, поскольку менеджеры таких предприятий находятся, по сути, в жестких тисках бюджетных ограничений и потребностей контингента сотрудников и/или населения, здоровье которых попадает под контроль этих учреждений. Схематически это можно представить так, как показано на Рисунке 1 Приложения 1. На основании положений Рисунка 1 можно составить следующее соотношение для потоков информации.

 

 

· где D - деятельность организации,

· ∂D/∂t - ее изменение во времени (используются частные производные, так как D может зависеть от многих переменных);

· R - требования потребителей (населения и/или сотрудников организации как потенциальных пациентов или заинтересованных в них лиц);

· В - бюджетные возможности и/или ограничения, фактически объем средств, имеющийся в распоряжении организации [12].

В выражении (1) сопоставлены величины, имеющие различную природу, поэтому оно представляет собой не уравнение, а функциональное соотношение. Чтобы перевести его в уравнение, его составляющие необходимо выразить относительно одной величины, зависящей в данном случае от времени t. Такой величиной может быть стоимость услуг и других действий, так что это соответствует принятому в финансовом анализе подходу, который принято назвать переводом в денежное выражение.

Требования потребителей легко можно перевести в денежное выражение с использованием стоимости L тех услуг медицинского назначения, в которых имеется потребность населения, вне правильности объемов и специализации этих услуг и размерного коэффициента пропорциональности k1 ,так что R = k1L

Деятельность организации также имеет финансовое измерение G, но его необходимо трактовать с учетом двух коэффициентов k2 и k3. Первый из них k2 как и k1является размерным коэффициентом пропорциональности. Второй k3 отражает эффективность использования средств в медицинском учреждении и, в свою очередь, состоит из четырех сомножителей. Первый сомножитель w1 представляет, по существу, прямую арифметическую эффективность использования возможностей организации, и его принято измерять в мерах заполнения койко-мест. Второй сомножитель h1 представляет собой реальный уровень эффективности современной медицинской науки. Третий s1 отмечает собой уровень овладения достижениями современной медицинской науки в данном лечебном учреждении. Четвертый m1 представляет собой уровень мотивации сотрудников рассматриваемого лечебного учреждения.

После подстановки можно получить следующее уравнение:

 

 

Иными словами, изменение во времени деятельности выглядит, как

 

 

По мнению авторов гибридной модели мотивации [12] для управления персоналом в стационарах можно использовать показатели и коэффициенты, входящие в уравнение (3).

· k1 и k2 являются константами и легко определяются из текущей документации медицинских учреждений.

· h1 также принимается константой, поскольку изменение его со временем, с точки зрения специалистов, происходит быстро, но с точки зрения социума его темпы настолько недостаточны, что порой кажутся даже отрицательными, так как отстают от появления и развития все новых и новых болезней и утяжеления течения известных.

· s1 также изменяется, но в течение контролируемого периода отчетности в год этим изменением также можно пренебречь, поскольку его величина совсем не соответствует потребностям социума.

· m1 можно считать одним из важных инструментов в руках менеджеров для управления деятельностью лечебного учреждения.

· В - растет со временем, поскольку финансирование медицины под влиянием требований социума постепенно увеличивается, однако часть этого повышения "съедает" инфляция, причем здесь имеют место три составляющих.

Первая - является общеэкономической для всей страны и связана с инфляционными и подобными им процессами.

Вторая - является следствием повышения сложности и наукоемкости лекарств, приборов, технологий и методов лечения, и ее рост носит более интенсивный характер.

Для одной из крупных клинических больниц г. Москвы зависимость бюджета расходов может быть выражена, как следует из Рисунка 2 Приложения 1, следующей формулой:

 

 

В эту зависимость необходимо добавить путем умножения влияние процессов инфляции с учетом данных источника, которые представлены на Рисунке 3 Приложения 1.

Стоимость услуг медицинского профиля L со временем сначала падает, а затем возрастает, как свидетельствуют данные Рисунка 4 Приложения 1, для того же лечебного учреждения. Зависимость на Рисунке 4 аппроксимируется выражением: b3 = 17 (t - 0,7)4 + 0,03t + 0,3 (5)

Дальнейшие расчеты, проведенные в исследованиях [12] показали необходимость предварительного накопления опыта лечебным учреждением, "становления школы", т.е. накопления необходимых традиций, навыков и умений, кадровых приобретений и установления соответствующих взаимоотношений с другими лечебными и научными учреждениями (Рисунок 5 Приложения 1).

Из Рисунка 5 видно, что зависимость пересекает ось абсцисс в районе точки с абсциссой 0,3, далее прирост идет практически линейно, и соответствующая линия регрессии характеризуется выражением 0,371t - 0,052. Тогда:

 

G =(0,371t -0,052)/k2w1h1s1m1 (6)


k2 и h1 - константы. w1 также является константой, но его значение легко измерить, и для упоминавшейся выше клинической больницы, выбранной авторами в качестве базы для сравнения, составляет 0,997. Очевидно, что возможности для его роста не очень велики, да и эффект это даст, по сравнению с влиянием других факторов, в достаточной степени незначительный.

Таким образом, авторы исследования [12] делают вывод:

"Для управления в руках менеджеров лечебного учреждения остаются два фактора, определяемые показателями s1 и m1"

Первый из них хотя и очень важен, но требует существенных затрат и в большей части лежит за пределами возможностей управления на данном иерархическом уровне. Таким образом, видно, что, по существу, единственным рычагом управления в руках менеджеров остается мотивация персонала. Хотя такой вывод может показаться очевидным, это, вероятно, можно отнести к любым другим организациям любой иной сферы деятельности, но там присутствуют и другие факторы усиления деятельности, как, например, реконструкция, изменение структуры, поиск новых рынков сбыта, технологические прорывы и многое другое, в силу специфики функционирования лечебным учреждениям недоступные.

Это подтверждает вывод о необходимости особого внимания к мотивации персонала лечебных учреждений.

Необходимо отметить, что здесь имеет место ряд важных отличительных особенностей, начиная со ставшей притчей во языцех низкой заработной платы, фактического размывания рамок "бесплатной медицины", общего снижения образовательного уровня общества и профессионального уровня выпускников медицинских вузов, что может иметь непоправимые и непредсказуемые последствия.

С одной стороны, работники медицинских учреждений, в особенности крупных стационаров, в чем-то сродни солдатам большой армии. При этом их заставляет работать не угроза судебного преследования, как солдат и офицеров, а угроза создания недостаточной заботы о человеческой жизни по халатности. Кроме того, для многих важным будет, скорее всего, требование совести. Фактически это не просто внеэкономическая мотивация, а это в определенной мере продолжение традиционного для нашей страны подхода, в соответствии с которым люди являются некими элементами определенной "системы", в данном случае системы здравоохранения, и должны выполнять свои обязанности, чтобы эта система работала, поскольку, кроме них, "больше некому".

При этом существуют и настоящие источники мотивации, среди которых не последнюю роль играет взаимодействие с людьми, несмотря на то, что это утомляет. Вероятно, частично это можно соотнести с социальной теорией Э. Мэйо, но другая часть отражает реализацию стремления людей к заботе о ком-либо, что в силу традиций и истории формирования человеческого сообщества и каждого индивида является неотъемлемой их особенностью, так что мотивация осуществляется в форме реализации этого стремления заботиться о людях.

Кроме того, нельзя не отметить, что мотивация работает по достижениям по модели Д. МакКлелланда и Дж. Аткинсона, поскольку это проявляется в том, что при удачных действиях результат выражается в том, что медицинский работник вылечил, добился победы над болезнью и природой человека [25].

Материальная мотивация, как уже указывалось, оставляет "желать лучшего", но и здесь наметился в последние годы определенный прогресс. Немаловажную роль играет и мотивация социальным положением в обществе. Вероятно, можно выделить особый вид мотивации именно для медицинских работников, а именно профпригодность. Возможно, его можно отнести и к другим сферам деятельности, но только медики имеют дело с самым сложным объектом, из имеющихся в распоряжении человечества, - с человеком.

Можно, вероятно, выделить и достаточно новый подход, выражающийся в мотивации тайной, которая, по существу, является неосознанной мотивацией. Медицинский работник волей обстоятельств ежедневно вынужден эту тайну разгадывать, и, в отличие от теории мотивации "логическими ловушками", новая теория говорит о том, что такое поведение у медиков закрепляется и становится стереотипным. И это закрепление, стереотипизация когнитивного поведения по отношению к пациентам, по существу, перешедшее на уровень подсознания, становится частью личности, переходит на уровень установок, а это означает наиболее сильную мотивацию из реально возможных.

Все эти механизмы действуют параллельно между собой и параллельно "побуждением системой", которое отмечено выше. Фактически в лечебных учреждениях реализуется гибридная модель мотивации, в которую на равных правах входят указанное "побуждение системой" и другие механизмы мотивации реализацией потребностей, такие как: социальная теория, рационально-экономическая теория, модель мотивации достижением, модель мотивации возможностью заботы и предложенная выше теория мотивации неосознанным поведением. Учесть это можно, использовав аналогию с параллельным включением сопротивлений, считая, что каждый из коэффициентов описывает неполноту применения соответствующего механизма мотивации. Тогда полноту применения описывает величина, обратная каждому из коэффициентов.

Схема такого анализа представлена на Рисунке 6 Приложения 1.

Проверка для одного из лечебных учреждений с его реальными показателями в конце отчетного интервала времени дала величину G, равную 0,282, т.е. финансовая составляющая эффективности деятельности крупного лечебного учреждения фактически на 28,2% зависит от правильно поставленной мотивации медицинского персонала.

Анализ возможностей изменения коэффициентов, входящих в формулу гибридной модели мотивации, позволяет менеджерам крупных лечебных и лечебно-профилактических учреждений выбирать доступные им и наиболее эффективные в их реальных ситуациях пути интенсификации деятельности медицинских организаций [12].


Выводы по главе

 

Анализ теоретического материала по проблеме исследования показал, что главным критерием повышения эффективности деятельности учреждения здравоохранения является качество оказываемых медицинских услуг.

Качество медицинской помощи в крупном лечебном учреждении зависит от множества различных факторов. Однако, основными видами деятельности по обеспечению качества медицинской услуги учреждения здравоохранения являются:

· контроль за инфекциями;

· анализ использования ресурсов;

· обзор несчастных случаев, травм, безопасности пациента и проблем наибольшего риска.

Проблема внутрибольничных инфекций (ВБИ) в последние годы приобрела исключительно большое значение для всех стран мира.

Успешный контроль за инфекциями - это результат проведения активной программы в масштабах всей организации с использованием эффективных мер предотвращения, выявления и контроля за инфекциями, возникшими в медицинском учреждении или внесенными извне.

Правильная организация стерилизационного обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях - важное мероприятие, направленное на предупреждение внутрибольничных инфекций, и, прежде всего, с парентеральным механизмом передачи: вирусные гепатиты, СПИД и др.

Важным направлением деятельности по организации управления качеством медицинской помощи является совершенствование санитарно- эпидемиологического контроля и профилактика внутрибольничных инфекций (ВБИ) в деятельности клинической больницы. В этой связи необходимо отметить важность деятельности Центрального стерилизационного отделения в структуре клинической больницы, как подразделения, отвечающего за профилактику внутрибольничных инфекций.

В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медперсоналу отводится основная, главенствующая роль - роль организатора, ответственного исполнителя, а также контролера.

Предстерилизационная обработка изделий медицинского назначения проводится в ЦСО и заключается в их дезинфекции и предстерилизационной очистке.

Во главе всей этой многогранной работы по профилактике ВБИ в ЛПУ стоит медицинская сестра - основной организатор, исполнитель и ответственный контролер, правильность деятельности которой зависит от полученных в процессе обучения знаний и практических навыков по решению данной проблемы. Сознательное отношение и тщательное выполнение медицинским персоналом требований противоэпидемического режима предотвратит профессиональную заболеваемость сотрудников, что позволит в значительной степени снизить риск заболевания ВБИ и сохранить здоровье пациентам.

В связи с вышеизложенным следует особо подчеркнуть:

1. Значимость роли сестры-организатора ЦСО клинической больницы;

2. Возрастающую роль сестры-организатора в совершенствовании организации деятельности ЦСО клинической больницы по предупреждению внутрибольничных инфекций, повышению качества медицинской услуги и повышению эффективности деятельности всего лечебного учреждения.

 




2019-12-29 252 Обсуждений (0)
Проблемы управления персоналом в учреждениях здравоохранения как фактора повышения качества медицинских услуг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы управления персоналом в учреждениях здравоохранения как фактора повышения качества медицинских услуг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)