Стадия внешнего контроля и коррекции знаний.
Контроль проводится в виде зачетной работы, состоящей из двух частей: тестовой, проверяющей базовые знания, и вопросов, требующих умений пользоваться знаниями, как в знакомых, так и в нестандартных ситуациях.
Приемы работы с текстом, используемые в описываемой системе.
Описание приемов 1. «Верные и неверные утверждения».
В начале урока каждый ученик получает карточку с такими утверждениями, она же есть и на доске. Например: карточка по теме:
Общая характеристика подцарства Высшие растения
Получив карточку, учащиеся заполняют графу «до чтения». Ставят букву в – верно или н – неверно, обсуждают в парах свои мнения. Затем учитель организует общее обсуждение. По каждому пункту выясняют, кто согласен с высказыванием и почему, кто – нет и почему. Объясняют 1-2 человека. Остальные дополняют. Учитель только дает высказаться. Если возникают вопросы, их пишут на доске. Возникает информационный запрос: а как было на самом деле. Так заканчивается стадия вызова. На стадии осмысления, чтобы ответить на возникшие вопросы, учащиеся читают новый текст. Затем на стадии рефлексии исправляются неверные ответы – заполняется графа «После чтения». Ответы обсуждаются в том же режиме, как и на стадии вызова.
2. Инсерт.
Используется на стадии осмысления. По ходу чтения текста на полях ставятся напротив каждого абзаца знаки: + - новое для меня, - не согласен, ۷ - уже знал, ? – возникли вопросы. Дальше каждый ребенок чертит таблицу:
Например, таблица, составленная по теме «Лишайники» (7 класс).
После этого учащиеся рассказывают в парах друг другу, что нового они узнали, что уже знали. Важно, чтобы рассказывали своими словами, используя новые термины. Затем работа в группе: по каждой колонке спрашивают 1-2 учащихся, остальные дополняют. При дефиците времени в первую очередь обсуждаются колонки «новое» и «вопросы». Ищем ответы на вопросы, каждый – на свои. При этом широко используются источники дополнительной информации. Оставшиеся вопросы чаще и бывают домашним заданием.
3. «Толстые» и «тонкие» вопросы.
В сущности, только ученики, у которых возникают вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Обычно эти вопросы оформляются в виде двух колонок. В первой колонке записывают вопросы «тонкие», требующие конкретных, однозначных ответов. При этом используются такие вопросительные слова: кто, что, когда, верно ли, мог ли и пр. Во второй колонке фиксируются более сложные – «толстые» вопросы, требующие не столько знания фактов, сколько рассуждений, гипотез и пр. Это могут быть вопросы, начинающиеся со слов: объясните, как вы считаете, что будет, если и пр. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов по теме «Общая характеристика растений».
4.Бортовой журнал. При использовании на стадии вызова он выглядит так
19 Если этот прием используется сразу на двух первых стадиях, то первая графа заполняется при целеполагании, а вторая графа имеет теперь название «Что я узнал». Она заполняется после ознакомления с новым материалом. Бортовой журнал по теме «Железы внутренней секреции»
Применение «Бортового журнала» также требует проговора информации в парах и обсуждения в классе (как и при приеме «верные и неверные утверждения»).
5.Кластеры.
Как показывает опыт, на уроках биологии лучше использовать кластеры упорядоченные - «модели Солнечной системы», они способствуют лучшей систематизации материала.
20 На стадии вызова кластеры позволяют структурировать известный материал и предположить, сведения какого рода надо изучить сегодня для выяснения полной характеристики каких-либо биологических систем. Например, тема «отдел Папоротниковидные», 7 класс. Дети уже знают план описания отделов растений, знакомы с папоротниками на практике. Задание: составьте кластер «Папоротниковидные», в котором запишите известные вам сведения карандашом (Схема 2). Это на стадии вызова. На стадии рефлексии – исправьте неверные положения в предварительных кластерах, запишите новые положения, установите причинно-следственные связи между «веточками» кластера, выделите поярче «веточки», повторяющие признаки ранее изученных Моховидных (Схема 3). Эта работа проводится как в парах, так и в группах. Затем группа проводит презентацию своего кластера. В результате изучения нового материала происходит расширение кластеров.
6.Синквейн.
Это текст творческого характера, позволяющий в сжатой форме высказать эмоциональное отношение ученика к теме. Он представляет собой небольшое поэтическое произведение из 5 строк.
20 Схема 2 Кластер «Папоротниковидные» (на стадии вызова)
22 Схема 3 Кластер «Папоротниковидные»(на стадии рефлексии)
Первая строка – существительное, название темы урока или объекта изучения одним словом. 21 Вторая строка - два прилагательных или причастий, которые описывают тему (объект). Третья строка – описание действия в рамках темы в трех словах-глаголах. Четвертая строка – предложение из 4 слов, показывающее отношение к теме. Это должна быть красивая емкая фраза. Пятая строка выражает суть темы одним словом, как правило, существительным. Например: Плаун Зеленый, пушистый. Расползается, укореняется, вымирает. Как редко его увидишь! Реликт. При введении этого приема каждый ребенок читает свой синквейн перед всеми. Синквейны популярны у детей гуманитарного склада, они позволяют проявить свои чувства и удовлетворить эстетические и творческие потребности.
7. Интрига.
Здесь можно использовать какой-либо текст, рисунок, предмет, опыт. Обсуждение интриги проводится вначале в парах, затем в классе. Мнения пар записываются на доске. К ним возвращаются на стадии рефлексии. Примеры «интриг» по теме «Лишайники». А) На доске – изображение сфинкса. Зачитывается текст: «Не найдется ли в каком-нибудь забытом уголке природы чудовищных, сложных существ, представляющих такие же сочетания, как эти мифические полулюди, полузвери. Натуралисту такой вопрос должен показаться чем-то невозможным, просто абсурдом. Поэтому понятно было изумление ботаников, когда обнаружили такое загадочное существо, подобное сфинксу, представляющее полное слияние совершенно разнородных и самостоятельных организмов, относящихся даже к разным царствам. И оказалось, что мы все его давно знаем…». О каком существе идет речь? Б) «Черный ящик». В ящике находятся: оленьи рога, пионерский галстук, склянка с крупной надписью «Чистый воздух». Как вы думаете, какая взаимосвязь между этими предметами? Чаще всего, дети не могут найти эту взаимосвязь. Поэтому к «черному ящику» возвращаемся на этапе рефлексии. В) Почему при переезде на новое место жительства важно обратить внимание на присутствие лишайников на стволах деревьев?
8. Телеграмма.
Тема «Отряды птиц». От имени посетителя птичьего зоопарка составляется телеграмма, в которой кратко, четко описываются отряды птиц, изученные на уроке. Работа проводится в группах или парах. Телеграммы посылаются в другие группы и там проверяются, затем представитель группы ее зачитывает с комментариями. Если ошибки сохранились, то лучше исправить их сообща в классе.
8.Зигзаг Этот прием используется при изучении большого по объему материала. При этом текст должен хорошо делиться на смысловые части. Сколько частей выделено, столько и должно быть групп (6 фрагментов – 6 групп). Эти первоначальные группы мы называем «родные». На стадии вызова используются один из уже известных приемов, например «Бортовой журнал», «Верные и неверные утверждения», «Вопросительные слова» и др. На стадии содержания ученики читают свой фрагмент текста на своей карточке, выделяют главное, новые непонятные слова. Каждый составляет какую-либо схему текста (кластер, рисунок, таблицу). Так они работают в родной группе. Затем ученики расходятся по другим, «экспертным», группам в соответствии цвета своего листочка с текстом. Каждая группа обсуждает свою часть текста, варианты схем, выбирает оптимальную и фиксирует ее на бумаге. Члены группы вносят соответствующие коррективы в свои записи. На стадии рефлексии ученики возвращаются в свои «родные» группы и пересказывают друг другу свои фрагменты по скорректированным схемам. После того, как закончился пересказ в «родных» группах, представители экспертных групп рассказывают у доски содержание своих фрагментов по общей схеме. Остальные слушают и записывают возникающие при прослушивании вопросы. После окончания своего рассказа эксперты отвечают на эти вопросы. Вопросы, на которые никто не смог ответить, записываются на доске. В конце урока возвращаются к заданиям стадии вызова. Домашнее задание: найти ответы на вопросы, записанные на доске. Учитель знакомит с источниками информации. Техника «Аквариум». Применяется для обсуждения дискуссионных вопросов на стадии осмысления. Класс делится на группы по 4-5 человек. В группах распределяются роли: - ведущий – руководит дискуссией; - протоколист – записывает мнение каждого; - наблюдатель – выясняет уровень компетентности каждого члена группы; - представитель – представляет группу при общем обсуждении; - критик – анализирует выступление товарищей. - Первые 5 минут обсуждения каждый записывает свои мысли по проблеме. Затем 15 минут – обсуждение в группе. Выступают все, но не - повторяясь. Потом – обсуждение в классе, выступают представители. Далее – резюме дискуссии (учеников) и стадия рефлексии. Пример трех уроков в рамках данной системы приведен в приложении 1.
26
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |