Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация исследовательской работы учащихся



2019-12-29 154 Обсуждений (0)
Организация исследовательской работы учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследовательская работа учащихся дает возможность педагогу продолжить формирование критического мышления, организуя учебную деятельность учащихся, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями. Реализуется идея профессиональной ориентации на всех уровнях обучения, уровень мотивации обучаемых, создается возможность реализации личностно ориентированного обучения.

Проектная деятельность подразумевает формирование умения решать проблему, т.е. увидеть ее, проанализировать, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения, выбрать оптимальный (Савенков,1998,Хотунцев, Балдина, 1998, Круглова,1999, Русских, 2003, Демидова, 2005).

Этапы проектной деятельности

1. Разработка проектного задания. Сюда относятся:

 - выбор темы проекта,

 - формирование творческой группы (если проект групповой),

- формулировка целей и задач проекта,

- подбор методик исследования, литературы по изучаемой проблеме,

2.Разработка проекта.

4. Презентация.

5.Воплощение рекомендаций в жизнь.

6.Рефлексия.

Выбор тематики проектов может быть различным.

 

 

27

 

Чаще всего темы проектов относится к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не только по одному предмету, но и по

другим дисциплинам. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний.

В нашей деятельности распространены проекты исследовательского характера, осуществляемые в системе дополнительного образования (проектные мастерские, функционирующие во второй половине учебного дня). Так за три года существования экологического кружка были осуществлены следующие проекты: «Анализ проблемы мусора в деревне», «Анализ состояния атмосферного воздуха клубного сада», «Влияние выпаса

крупного рогатого скота на фитоценоз луга», «Состояние флоры клубного сада», «Влияние аммиака на древесно-кустарниковые породы», «Исследование соответствия школьных рюкзаков санитарным нормам», «Местные мхи и лишайники», «Применение ядохимикатов в нашем поселении» и др.

 Для более успешного овладения учащимися навыками исследовательской работы разработана программа деятельности объединения дополнительного образования «Исследователи природы», в стадии разработки находится комплексная общешкольная программа исследовательской деятельности учащихся.

Но надо отметить, что с введением предпрофильного обучения в 9 классе, возникла дополнительная возможность проектного обучения при проведении элективных курсов.

  Так, при изучении курса «Химия в быту» проводятся исследовательские работы «Проблемы жесткой воды», «Различные способы получения душистых веществ в домашней лаборатории», «Анализ водопроводной воды». В ходе ознакомления с курсом «Экология села» дети создают проекты «Отходы семьи и их утилизация», «Санитарно-эстетическая оценка жилого помещения», «Дизайн-проект

приусадебного участка» и другие. Пример исследовательской работы приведен в приложении 2.

Защита проектов и исследовательских работ происходит чаще на общешкольной конференции. Приглашаются зрители (родители, педагоги, ученики других классов).

  В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. На каждый проект назначаются рецензент и оппонент, при желании они знакомятся с содержанием работы заранее.

  Жюри, в состав которого входят педагоги и ученики, оценивает исследовательские работы и проекты по трем параметрам: содержание, оформление, защита.

    В содержании оцениваются:

-актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;

-объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность;

 -оригинальность темы, подходов, предлагаемых решений;

-аргументированность предлагаемых решений, выводов.

В оформлении учитываются соответствие стандартным требованиям, качество схем, таблиц.

  В качестве критериев при оценке защиты проекта выбраны:

 - композиция доклада, полнота представленной работы, аргументированность, убедительность и убежденность;

 - объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;

 - культура речи, наглядные средства, соблюдение регламента, умение владеть аудиторией; 29

умение демонстрировать при ответах на вопросы владение информацией, убежденность, дружелюбие, готовность к дискуссии.

Победители награждаются дипломами и грамотами. Как правило, поощрения заслуживают все участники, но в разных номинациях. Обязательно поощряются лучшие рецензенты и оппоненты.

  Все выступления строго регламентируются.

Как правило, в конце проходит рефлексия, участники анализируют свои достижения и недостатки в работе.

Гости конференции тоже делятся своими впечатлениями.

Очень важно создать праздничное, приподнятое настроение у присутствующих и выступающих детей. Поэтому в школе вывешивается красочное объявление о месте и сроке проведения конференции, темы докладов. В день конференции помещение украшается плакатами, фотографиями экологической тематики. Победителей фотографируют.

 

 

Выводы и рекомендации

 

 В условиях современной школы эта система, выстроенная на основе технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП), помогает педагогу сохранять равновесие между реализацией принципов личностно ориентированного обучения и жесткими рамками образовательных стандартов, требований программ, которые гораздо больше соответствуют дидактоцентрическим технологиям (Селевко,2005). Следование базовой модели «вызов – осмысление содержания – рефлексия» позволяет работать учителю в режиме свободного творчества, используя как приемы РКМЧП, КСО, так и классические, проверенные годами. У детей наблюдается смена оценочных мотивов коммуникативными и познавательными. Ученики более осознанно учатся, самостоятельно определяют цели и задачи своего учения не только на период изучения темы,

но и на весь срок пребывания в школе. Наиболее успешные старшеклассники стремятся уже к выстраиванию индивидуальных образовательных линий пусть даже и в рамках одного предмета.

Проблемой для педагога является отслеживание уровня личностного развития ребенка. В условиях современной школы обычный учитель испытывает в этом большие затруднения по причине своей занятости и недостаточной компетентности (Фридман, 2000).

В связи с этим перспективой развития данного опыта является разработка методического обеспечения коррекции и контроля, предполагающего участие детей в разработке контролирующих заданий, опору на их интересы (.Шамова, Галеева, 2004, .Галеева, 2005).

При этом важно отслеживать не только уровень когнитивных умений учащихся (что важно для любой педагогической системы), но и рефлексивных, как важных личностных качеств. Только в этом случае полностью реализуется потенциал описываемой системы.

 

 

31

Литература

1.Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е.. Обучение химии, Санкт-Петербург, Каро,

                                                  2003.

2.Галеева Н.Л. Самоанализ уровня компетентности.//Биология в школе,

                    № 8, 2005.

3.Демидова М.Ю.. Естественно-научные проекты. 10-11 классы. М,

                                                                         Школьная Пресса, 2005.

4.Дьяченко В.К., Сотрудничество в обучении. М.,1991.

5.Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на

                                                         уроке. М., Просвещение, 2004.

6.Изард К. Эмоции человека. М., Изд-во МГУ,1980.

7.Круглова О.С. Технология проектного обучения.//Завуч, № 6, 1999.

8.Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону. Феникс.1995.

9.Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности. М. Изд-во МГУ,1982.

10.Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки

                           учителей. М. 2000.

11.Русских Г.А. Технология проектного обучения.// Биология в школе, №3,

                        2003.

12.Савенков А.И. Творческий проект или как провести самостоятельное

                         исследование.// Школьные технологии, № 4, 1998.

13.Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., НИИ

                       школьных технологий. 2005.

14.Фридман Л.М. Концепция личностно ориентированного образования.//                                                                                   

                         Завуч, № 8,2000.

15.Хотунцев Ю.Л., Балдина С.В. Применение метода проектов в рамках

                           раздела «Производство и окружающая среда»

                          образовательной области «Технология».// Наука и школа,

                          № 1,1998.

16.Шамова Т.И., Галеева Н.Л. Постановка целей и планирование учебного

                         процесса.// Биология в школе,№№ 4,5.,2004.

17.Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. Ростов-на –

                     Дону, Учитель, 2003.

 

 

Приложение 1

Отдел Хвощевидные

Урок биологии в 7 классе

 

Цель урока:

- построение знаний о строении, размножении и значении хвощей;

- формирование умений систематизировать, анализировать, синтезировать информацию, описывать биологические объекты;

- Этап вызова.

Прием «вопросительные слова». На доске выписаны вопросы в качестве примеров, можно использовать другие:

Что?         Почему?       Сколько?                            Каким образом?

Кто?        Зачем?          Когда?                           Какая взаимосвязь?

Каждый ученик записывает свои ассоциации со словом «хвощ» - 5 слов. Обсуждают в парах свои ассоциации, оставляют только две. Затем выбирают вопросительное слово и, комбинируя с ассоциацией, задают вопрос. Повторяться нельзя. На доске создается банк вопросов. Они могут быть следующими.

   ПОЧЕМУ хвощи растут во влажных местах?

   КАКИЕ поля бывают засорены хвощом?

   КТО питается хвощами?

   КОГДА хвощи появились на Земле?

   СКОЛЬКО лет живет хвощ?

   ПОЧЕМУ внутри хвоща пусто?

   КАКИМ ОБРАЗОМ хвощ размножается?

-  На эту работу отводится примерно 5 минут.

Этап содержания.

Читается лекция в течение 20 минут с тремя паузами.



2019-12-29 154 Обсуждений (0)
Организация исследовательской работы учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация исследовательской работы учащихся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)