Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Старость как социальная проблема



2019-12-29 317 Обсуждений (0)
Старость как социальная проблема 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Процесс старения населения – явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости (ему предшествовало уменьшение показателя смертности). Раньше всего на этот путь вступили Франция и Финляндия, в которых демографическая революция наступила в начале прошлого столетия, вслед за ними пошли другие страны Западной и Северной Европы. В начале XX века процесс демографического старения охватил все Европейские страны, затем, все, более расширяясь, многие страны на других континентах.

В индустриально развитых странах процесс старения населения начался около 30 лет назад и развивался нарастающими темпами, пока не затронул слаборазвитые страны. Однако, по мнению демографов Организации Объединенных Наций, предполагаемый резкий спад рождаемости в этой части мира будет означать начало активного старения населения, что проявиться уже в будущем десятилетии [40, c. 11].

Последствия старения общества являются предметом изучения многих специалистов и общественных деятелей – ученых, практиков, политиков, экономистов, социологов, таких как Холостова Е.И. «Социальная работа с пожилыми людьми», Ерусланова Р.И. «Технология социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому», Ипатов П.Л. «Забота о гражданах старшего поколения // Социальная забота», Зайнышева И.Г. «Технология социальной работы», Русакова И.Ю. «Организация медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста», Рощина Ж. «Забытая старость // Социальная защита», Щербина В.В. «Проблемы технологизации социальной деятельности».

Многие из них задаются вопросом: на какие же сферы жизнедеятельности общества повлияет процесс его старения, каковы будут последствия для социального развития?

Можно выделить четыре группы проблем, которые влекут за собой старение современного общества. В-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики как [26, c. 15].:

· Показатель рождаемости

· Продолжительность жизни и особенно верхние пределы долгожительства, а также количество пожилых людей, которые хотели бы достичь их

· Распределение материальных ресурсов между представителями различных поколений

· Отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качество жизни пожилых людей-пенсионеров

· Уровень производительности труда

Во-вторых, будет затронута сфера социальных отношений. Произойдут существенные изменения [26, c. 17].:

· В структуре семейно-родственных отношений

· В системе поддержки друг друга разных поколений

· В характере выбора будущих профессий

· В структуре потенциальной занятости.

В-третьих, изменения демографической структуры отразится на рынке труда, и в частности:

· Измениться соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности.

· Возникнет необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте

· Трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности как таковой и к проблеме выхода на пенсию

· Встанет вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте

· Изменяться пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин

· Увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населения и активно взрослого населения

· Обострится социальный характер проблемы безработицы, и потребуются новые подходы к её решению

· Повысятся возрастные границы выхода на пенсию.

В-четвертых, изменения коснуться функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечет за собой серьезные последствия для социальных служб.

Итак, старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. В развитии человека, общества можно выделить периоды молодости, зрелости, а также глубокой старости. Границы между двумя последними периодами условны, ибо нет каких-либо оснований утверждать, что старость начинается всегда и у всех людей в момент достижения определенного возраста, например 60 или 65 лет. Именно поэтому ученые различают понятие календарного возраста. Среди многих классификаций схем, применяемых для оценки возраста отдельных людей и общества в целом, наиболее пригодной представляется следующая схема Холостовой И.Е. «Технология социальной работы» [40, c. 52].:

1. допроизводительный возраст (0-17 лет)

2. производительный возраст (мужчины: 18-64 года, женщины: 18-59 лет)

3. послепроизводительный возраст (мужчины: старше 65 лет, женщины: старше 60 лет)

4. старость (мужчины: 65-79 лет, женщины: 60-79 лет)

5. глубокая старость (старше 80 лет)

Эта схема, подобна всем другим, не лишена недостатков, но отвечает основным требованиям, необходимым для исследования развития людей.

В России процесс старения населения начался в после военный период, и по международным критериям, население России считается «старым» уже с 60-х годов, когда доля россиян в возрасте 65 лет и старше превысила 7%.

Особенностью России является превышение численности женщин над численностью мужчин, причем такая диспропорциональность наиболее показательна для более старших возрастных категорий.

По переписи населения 1989 года, превышение численности женщин старших возрастов над численностью мужчин-ровесников составило 343 (на 1000 мужчин – 1343 женщины). У поколения 50-х годов рождения и позже практически существует равновесие, у тех, кто родился в 20-х, превышение в 2 и более раза, у долгожителей – более чем в три раза. Что касается самых старших возрастов, то здесь диспропорциональность объясняется огромными потерями мужского населения во время войны, у тех, кто помоложе, другие причины – повышенная мужская смертность, более низкая, чем у женщин, продолжительность жизни, чему, в свою очередь, тоже есть объяснения [39, c. 75].

Проанализируем, как менялось население России. Период до 2006 года будет характеризоваться вступлением в пенсионный возраст относительно малочисленных поколений людей, родившихся в годы торой мировой войны и первые после военные годы. Процесс старения населения временно стабилизируется, доля лиц пожилого возраста предполагается относительно стабильной, на уровне 20,6% общей численности населения.

Согласно социально-демографическому прогнозу, к 2016 году возрастная структура населения претерпит существенные изменения, низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни приведут к увеличению доли лиц старших возрастов в структуре населения до 24,8% (диаграмма 1) [40, c. 25].

 

Диаграмма 1. Прогноз численности населения по основным возрастным группам России (на начало года, в % к общей численности населения)

 

Предполагается, что к 2016 году средняя продолжительность жизни, уровень здоровья пожилых россиян будут ниже средней продолжительности жизни и уровня здоровья жителей экономически развитых стран. В настоящее время средняя продолжительность жизни в России меньше на 19 лет, чем в развитых странах, на 13 лет, чем в Европе и 12 лет, чем в США (таблица №1) [40, c. 36].

 

Диаграмма 2


Таблица №1. Средняя продолжительность жизни на 2008 год

Россия Средняя продолжительность жизни: 65,94 лет Мужчины: 59,19 лет Женщины: 73,1 лет
Австрии Средняя продолжительность жизни: 79.36 лет Мужчины: 76.46 лет Женщины: 82.41 лет
Босния и Герцеговина Средняя продолжительность жизни: 78.33 лет Мужчины: 74.74 лет Женщины: 82.19лет
Китай Средняя продолжительность жизни: 73.18 лет Мужчины: 71.37 лет Женщины: 75.18 лет
Чехия Средняя продолжительность жизни: 76.62 лет Мужчины: 73.34 лет Женщины: 80.08 лет
Страны Европейского Союза Средняя продолжительность жизни: 78.51 лет Мужчины: 75.39 лет Женщины: 81.82 лет
Финляндия Средняя продолжительность жизни: 78.82 лет Мужчины: 75.31 лет Женщины: 82.46 лет
Франция Средняя продолжительность жизни: 80.87 лет Мужчины: 77.68 лет Женщины: 84.23 лет
Германия Средняя продолжительность жизни: 79.1 лет Мужчины: 76.11 лет Женщины: 82.26 лет
Греция Средняя продолжительность жизни: 79.52 лет Мужчины: 76.98 лет Женщины: 82.21 лет
Индия Средняя продолжительность жизни: 69.25 лет Мужчины: 66.87 лет Женщины: 71.9 лет
Италия Средняя продолжительность жизни: 80.07 лет Мужчины: 77.13 лет Женщины: 83.2 лет
Япония Средняя продолжительность жизни: 82.07 лет Мужчины: 78.73 лет Женщины: 85.59 лет
Норвегия Средняя продолжительность жизни: 79.81 лет Мужчины: 77.16 лет Женщины: 82.6 лет
Сербия Средняя продолжительность жизни: 75.29 лет Мужчины: 72.7 лет Женщины: 78.09 лет
Швеция Средняя продолжительность жизни: 80.74 лет Мужчины: 78.49 лет Женщины: 83.13 лет
Украина Средняя продолжительность жизни: 68.06 лет Мужчины: 62.24 лет Женщины: 74.24 лет
Великобритания Средняя продолжительность жизни: 78.85 лет Мужчины: 76.37 лет Женщины: 81.46 лет
Соединенные Штаты Америки Средняя продолжительность жизни: 78.14 лет Мужчины: 75.29 лет Женщины: 81,13 лет

 

На фоне снижения численности населения в рабочих возрастах, что отразится в показатели демографической нагрузки (диаграмма 3) [40, c. 26].

 

Диаграмма 3. Демографическая нагрузка (на 1000 лиц трудоспособного возраста приходится лиц старше трудоспособного возраста, на начало года)

 

Вписываясь в общемировые демографические тенденции, и даже опережая их по темпам развития процесса старения, Россия только сейчас начинает осознавать необходимость углубленного анализа проблемы, связанной с реформированием социальной политики в отношении пожилой части своего населения.

Многообразие и сложность социальных проблем, связанных со старением населения России, прогнозные предположения о сохранении сложившихся тенденций требует проведения адекватных мероприятий, принципиальных решений и целенаправленных действий в интересах граждан старших возрастных групп по упрочению их социальной защищенности, создание условий для реализации личностного потенциала в старости. Решение социальных проблем требует межведомственного взаимодействия, умелой координации усилий государственных и негосударственных структур, как на федеральном, так и региональном уровнях [41, c. 12].

1.2 Технология социального обслуживания

 

Механизмы социальной помощи на современном этапе характеризуются адресностью (социальная помощь предоставляется конкретно нуждающимся гражданам) и гарантированностью (обязательностью оказания помощи пожилым людям). Самой распространенной формой является «бригадная форма помощи – это комплексное обслуживание с предоставлением социальных и медицинских услуг».

Социально-бытовая помощь и морально-психологическая поддержка оказывается в рамках социального обслуживания. Социальное обслуживание регулируется Законом «О социальном обслуживании граждан, пожилого населения и инвалидов». Социальное обслуживание пожилых людей производится (таблица №2) [34, c. 2]

 


Таблица №2. Формы и виды деятельности социального обслуживания пожилых людей

Формы социального обслуживания пожилых людей Вид деятельности и предоставление услуг
Нестационарное (на дому) - организация питания, доставка продуктов на дом; - помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; - содействие в получении медицинской помощи - поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; - содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; - содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; - организация различных социально-бытовых услуг в зависимости от условий проживания в городе или селе; - помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства; - помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.
Полустационарное (отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения) социально - бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни
Стационарное (пансионаты, дома-интернаты, геронтологические центры, специальные жилые дома для пожилых людей) меры по созданию для граждан пожилого возраста наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно - трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга
Срочное социальное обслуживание оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке: 1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; 2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; 3) разовое оказание материальной помощи; 4) содействие в получении временного жилого помещения; 5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц; 6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров; 7) иные срочные социальные услуги
Социально-консультативная помощь 1) выявление лиц, нуждающихся в социально - консультативной помощи; 2) профилактику различного рода социально - психологических отклонений; 3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста, организацию их досуга; 4) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста; 5) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания; 6) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста.

 

Гражданам пожилого возраста может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования. Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста может осуществляться на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся [9]:

- организация питания, включая доставку продуктов на дом;

- помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

- содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

- поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

- содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

- содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;

- организация различных социально-бытовых услуг в зависимости от условий проживания в городе или селе;

- помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства;

- помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным и территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты. Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения постоянно или временно – до 6 месяцев. Отделение создаётся для обслуживания не менее 60 человек в сельской местности и не менее 120 человек в городе. Социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты в зависимости от разницы величины дохода, получаемого гражданином (или семьёй) и величиной прожиточного минимума, установленного для региона проживания.

Социально - медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими

Социально - медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. В штат указанных отделений вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально - бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни [37, c. 22].

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально - бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно - трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Это пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.); специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты для бывших заключённых, достигших старческого возраста.

Сейчас в дома – интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей. Основная цель создания таких домов – обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Срочное социальное обслуживание включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг [35, c. 273].:

1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) разовое оказание материальной помощи;

4) содействие в получении временного жилого помещения;

5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7) иные срочные социальные услуги.

Срочное социальное обслуживание осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты населения.

Социально - консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Социально - консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

1) выявление лиц, нуждающихся в социально - консультативной помощи;

2) профилактику различного рода социально - психологических отклонений;

3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста, организацию их досуга;

4) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста;

5) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

6) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста.

Организацией и координацией социально - консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания, а также органы социальной защиты населения, которые создают для этих целей соответствующие подразделения [40, c. 37].

Новой формой медицинского и социального обслуживания считается хоспис. Это специализированное заведение помогает тяжелобольным, умирающим людям своевременно получить помощь, которая облегчила бы их страдания, психологически подготовить к смерти. Дом сестринского ухода, хоспис (отделение сестринского ухода), организуются при больнице и предназначены для проведения курса поддерживающего лечение больных, преимущественно пожилого и старческого возраста. Основными направлениями работы являются:

- Квалифицированный медицинский уход.

- Социальное обслуживание.

- Своевременное выполнение врачебных назначений и процедур.

- Медицинская реабилитация больных и престарелых с элементами

трудотерапии.

- Динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых.

- Своевременная диагностика осложнений или обострений хронических

заболеваний.

С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений.

В социальной практике хорошо зарекомендовали себя Комплексные Центры социального обслуживания населения, дома-интернаты и геронтологические центры. Современная тенденция выражается в том, что «параллельно и одновременно с надомной службой открываются стационары малой вместимости для одиноких пожилых людей и инвалидов – Дома пожилого человека». Специальные жилые дома с усиленным социальным и медицинским обслуживанием также являются выражением продуктивной современной тенденции в социальном обслуживании. «Они состоят из одно - двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности».

Очень интересным и современным быстро развивающимся направлением работы с пожилым населением является создание сети общественных клубов пожилых людей. «Как показывает многолетняя практика, много интересного и полезного приносит пожилым людям участие в клубах общения, кружках по интересам. Для многих пожилых людей, желающих плодотворно проводить свое свободное время, это своеобразное «окно в мир». Задачей клубов является удовлетворение различных духовных потребностей людей пожилого возраста.

Геронтологические центры осуществляют социальное обслуживание пожилого населения, в основном, в стационарной форме. «Геронтологические центры – это новые типы учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, предоставляющие геронтологическую помощь, появление которых обусловлено ростом численности граждан престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе». Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует рассматривать пять основных аспектов оценки функционального состояния пожилых: повседневная деятельность, психическое и физическое здоровье, социальный и экономический статус. Именно функциональное состояние, а не множество медицинских диагнозов определяют независимость и достойную жизнь пожилого человека.

Реабилитационная концепция является основной для геронтологических центров. Организационные принципы ее включают [37, c. 42]:

- человек – это психосоциальное единство;

- реабилитация есть методический комплекс, ориентированный на проблемы человека;

- «целостное» действие на организм;

- Использование апробированных методов из естественно научных и гуманитарных областей знания;

- Бригадный метод работы в социально-медицинской реабилитации с активным участием самого пожилого человека.




2019-12-29 317 Обсуждений (0)
Старость как социальная проблема 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Старость как социальная проблема

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)