Актуальность исследования
Отзыв О выпускной квалификационной работе "Формирование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня"
Тема квалификационной работы посвящена достаточно актуальной теме - своевременному формированию и совершенствованию словаря у детей дошкольного возраста, её тесной взаимосвязи со становлением познавательной деятельности и развитием речевых навыков и умений. Новые разработки этой проблемы с учётом системного подхода становятся достаточно значимыми. Достоинством квалификационной работы является ее практическая часть, вторая глава (экспериментальное исследование), изучение библиографического материала в сочетании с наблюдением, организация и сбор дидактического материала. Содержание констатирующего эксперимента соответствует предъявляемым требованиям. Автор обнаружила достаточно глубокие знания по заявленной проблеме, проявила навыки самостоятельности при проведении исследования. Работа в целом логически грамотно структурирована, достаточно наглядными и дидактически грамотными представлены материалы в приложении. В ходе исследовании автором доказано, что особым образом организованная речевая деятельность детей с ОНР, применение коммуникативного подхода, различных форм и приёмов обучения (включая игровые), использование творческих заданий на различных видах занятий, способствует активизации разнообразных речевых проявлений у детей, развитию и совершенствованию связной устной речи. Наряду в целом с положительной оценкой выполненной работы следует сделать замечание: работа не лишена технических погрешностей в её оформлении. Квалификационная работа является серьезным методическим исследованием и достойна высокой оценки.
Научный руководитель: Содержание
Введение Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 1.1 Современное состояние проблемы развития словаря детей с ОНР III уровня 1.2 Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе 1.3 Общее недоразвитие речи и его причины 1.4 Развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 2.1. Организация и методика исследования 2.2. Анализ результатов исследования словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня) Глава III. Содержание коррекционной работы, направленной на развитие словаря шестилетних детей с ОНР III уровня 3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 3.2 Формирующий эксперимент, направленный на развитие словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня 3.3 Контрольный эксперимент и его анализ Заключение Литература Приложение
Введение Актуальность исследования Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми. В целом уровень речевого развития современных детей - дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят Процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. По данным исследователей, в некоторых первых классах насчитывается до 85- 90% детей с различными речевыми отставаниями и патологией. Такое положение дел привело к тому, что многие школы вынуждены привлекать к работе с детьми начального звена специалистов-логопедов. Однако наблюдения за работой логопедов в школах, беседы с ними показали, что исправить многие обнаруженные дефекты речи в этом возрасте очень сложно, а иногда и невозможно. Это происходит потому, что многие речевые дефекты детей не были своевременно выявлены, окончательно сформировались и закрепились на уровне связи в коре головного мозга. К тому же исправление «застарелых» дефектов устной речи происходит на фоне интенсивного обучения детей письменной речи (чтению и письму) [29. С.9]. С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р.Е.Левина впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи» [5.С.614]. Проблема развития лексики у старших дошкольников актуальна тем, что сформированность этого компонента структуры языка является необходимой при поступлении в первый класс массовой школы. Так как уже установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка. Дисграфия и дислексия возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого недоразвития. Рассмотрение темы «Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня)», позволит более полно понять характер нарушения речевого развития детей и наметить эффективные пути преодоления этой проблемы. Проблема исследования: развитие словарного запаса у дошкольников с ОНР III уровня актуально, так как количество детей с данной речевой патологией с каждым годом увеличивается и развитие словарного запаса детей будет способствовать более успешной подготовке к обучению в школе. Объект исследования: словарный запаса у старших дошкольников с ОНР (III уровня). Предмет исследования: формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня). Цель: формирование словаря старших дошкольников с ОНР III уровня, путем использования логопедических упражнений. Гипотеза исследования: эффективность формирования словарного запаса у старших дошкольников с ОНР (III уровень) будет существенно повышена, если в логопедической работе будет применяться специально разработанный комплекс коррекционно-развивающих упражнений. Задачи: 1)проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования; 2)выявить сформированность словаря у старших дошкольников с ОНР (III уровня); 3)разработать и выявить содержание коррекционной работы направленной на сформирование словарного запаса старших дошкольников с ОНР (III уровня); Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами. Для проведения соответствующего исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относятся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, процесс обучения по разработанной системе; контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развиваающих мероприятий. Практическая часть исследования заключается в разработке эффективных путей коррекционно-педагогической работы, способствующей речевому формированию словарного запаса старших дошкольников с ОНР (III уровень). Разработанный методический материал может быть полезен педагогам в коррекционно-практической деятельности. Организация исследования. Базой исследования явилось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 321» в городе Красноярске. Исследование проводилось в период с сентября по декабрь 2009 г. в три этапа. Первый этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования; разработка методики констатирующего эксперимента. Второй этап - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка, уточнение и апробирование комплекса экспериментального обучения. Третий этап - анализ эффективности экспериментальной работы. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. недоразвитие речь дошкольник лексика коррекционный
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |