Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов), противопоставления (антонимов)
•Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой). Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи. Дети вставали по кругу и, отвечая, передавали друг другу волшебную палочку. Бой - битва, сражение. Буря - ураган, шторм. Доктор - врач. Детвора - дети, ребята. Холод - стужа, мороз. Вежливый — любезный. Дремучий - густой, глухой. Жаркий - знойный, горячий. Интересный - занимательный, увлекательный. Мокрый - сырой, влажный. Пожилой - старый, дряхлый. •Игра «Кто скажет иначе?» (с мячом). Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы. Детям предлагалось слово, ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребёнок отдавал мяч следующему, кто правильно подбирал слово. Всем детям хотелось быть с мячом в руках, поэтому дети старались быстрей подобрать нужное слово (синоним). Бежать - мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать. Бороться - биться, сражаться, воевать. Бояться — пугаться, страшиться, робеть. Горевать - печалиться, грустить. Заглядеться - залюбоваться, засмотреться. •Игра «Упрямые дети» Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением. Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл». отъехал – приехал вылетел - залетел въехал – съехал взлетел - приземлился выехал – заехал укатил - прикатил заплыл – выплыл уплыл - приплыл •Игра «Скажи наоборот» Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением. Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож). •Упражнение «Угадай слово» Образование антонимов. Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением. Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина ... Сосна высокая, а куст ... Пчела летает, а гусеница... Дорога широкая, а тропинка ... Опёнок съедобный, а мухомор ... •Упражнение «Подбери правильно» Цель: развивать пассивный словарь детей, уточнить значения слов с помощью синонимов; развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к словосочетанию. Образец: Густой туман. Дремучий лес. Густой, дремучий (лес, туман); Старый, пожилой (человек, пар); Коричневый, карие (костюм, глаза); Смуглый, тёмный (лицо, волосы); Горячий, знойный (чай, воздух). Развитие словообразования •Игра «Назови ласково Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением. блюдце - овца - собака - белка - сани - ложка - кольцо- коса- сумка - шапка - •Игра «Большой - маленький» Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением. замок - мяч - стул - заяц - ключ - яблоко - сын - апельсин - колокол - банан - •Игра «Кузовок» Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением. Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку), кладите в него всё, что на - ок». Дошкольники подбирали слова на – ок. Выигрывал тот, кто больше называл слов (комок, теремок и т.д.). •Упражнение « Что приготовим?» Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных. Из яблока - яблочное повидло; Из банана - банановое повидло; Из лимона - лимонный сок; Из груши - грушевый компот; Из малины - малиновое варенье; Из грибов - грибной суп и т.д. •Упражнение «Какой?» Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой?)... Стул низкий, а стол (какой?)... Слон большой, а муравей (какой?)... •Упражнение «Что из чего?» Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных. из соломы - из шерсти – из меха – из глины - из стекла- из картона- из бумаги- из снега- из металла- из железа- •Упражнение «Чей хвост?» ( Чья лапа. Чьё ухо.) Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных. у кита —у волка — у барсука -у белки - у кошки -у утки - у льва -у кота - у гуся -у лисы - у петуха -у собаки - •Упражнение «Доскажи слово» Цель: научить детей образовывать существительные и прилагательные разными способами. Детям читались стихи (И.Лапухина), а они догадывась, какими словами, похожими на слово «дом», надо закончить каждую вторую строчку.
Жил да был весёлый гном Он в лесу построил ... (дом). Рядом жил поменьше гномик Под кустом он сделал ... (домик). Самый маленький гномишко Под грибом сложил ... (домишко). Старый, мудрый гном - гномище Выстроил большой ... (домище). Был он стар и был он сед И большой был ... (домосед). А за печкой за трубой Жил у гнома ... (домовой). Очень строгий, деловитый, Аккуратный, ... (домовитый). Мох, калину, зверобой - Всё из леса нёс ... (домой). Есть любил он суп вчерашний Пил он только квас ...(домашний). Каждый день соседи - гномы Навещали деда ... (дома). Всех встречал радушно гном, Все любили этот ... (дом).
В комплекс упражнений можно включать литературные произведения разного жанра: поговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |