Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов), противопоставления (антонимов)



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов), противопоставления (антонимов) 0.00 из 5.00 0 оценок




•Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).

Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.

Дети вставали по кругу и, отвечая, передавали друг другу волшебную палочку.

Бой - битва, сражение.

Буря - ураган, шторм.

Доктор - врач.

Детвора - дети, ребята.

Холод - стужа, мороз.

Вежливый — любезный.

Дремучий - густой, глухой.

Жаркий - знойный, горячий.

Интересный - занимательный, увлекательный.

Мокрый - сырой, влажный.

Пожилой - старый, дряхлый.

•Игра «Кто скажет иначе?» (с мячом).

Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.

Детям предлагалось слово, ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребёнок отдавал мяч следующему, кто правильно подбирал слово. Всем детям хотелось быть с мячом в руках, поэтому дети старались быстрей подобрать нужное слово (синоним). Бежать - мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать. Бороться - биться, сражаться, воевать. Бояться — пугаться, страшиться, робеть. Горевать - печалиться, грустить. Заглядеться - залюбоваться, засмотреться.

•Игра «Упрямые дети»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

отъехал – приехал вылетел - залетел

въехал – съехал взлетел - приземлился

выехал – заехал укатил - прикатил

заплыл – выплыл уплыл - приплыл

•Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож).

•Упражнение «Угадай слово» Образование антонимов.

Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина ...

Сосна высокая, а куст ...

Пчела летает, а гусеница...

Дорога широкая, а тропинка ...

Опёнок съедобный, а мухомор ...

•Упражнение «Подбери правильно»

Цель: развивать пассивный словарь детей, уточнить значения слов с помощью синонимов; развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к словосочетанию.

Образец: Густой туман. Дремучий лес.

Густой, дремучий (лес, туман); Старый, пожилой (человек, пар);

Коричневый, карие (костюм, глаза); Смуглый, тёмный (лицо, волосы);

Горячий, знойный (чай, воздух).

Развитие словообразования

•Игра «Назови ласково

Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

блюдце -

овца -

собака -

белка -

сани -

ложка -

кольцо-

коса- сумка - шапка -

•Игра «Большой - маленький»

Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.

замок - мяч -

стул - заяц -

ключ - яблоко -

сын - апельсин -

колокол - банан -

•Игра «Кузовок»

Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку), кладите в него всё, что на - ок». Дошкольники подбирали слова на – ок. Выигрывал тот, кто больше называл слов (комок, теремок и т.д.).

•Упражнение « Что приготовим?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Из яблока - яблочное повидло;

Из банана - банановое повидло;

Из лимона - лимонный сок;

Из груши - грушевый компот;

Из малины - малиновое варенье;

Из грибов - грибной суп и т.д.

•Упражнение «Какой?»

Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой?)...

Стул низкий, а стол (какой?)...

Слон большой, а муравей (какой?)...

•Упражнение «Что из чего?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

из соломы -

из шерсти –

из меха –

из глины -

из стекла-

из картона-

из бумаги-

из снега-

из металла-

из железа-

•Упражнение «Чей хвост?» ( Чья лапа. Чьё ухо.)

Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

у кита —у волка —

у барсука -у белки -

у кошки -у утки -

у льва -у кота -

у гуся -у лисы -

у петуха -у собаки -

•Упражнение «Доскажи слово»

Цель: научить детей образовывать существительные и прилагательные разными способами.

Детям читались стихи (И.Лапухина), а они догадывась, какими словами, похожими на слово «дом», надо закончить каждую вторую строчку.

 

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил ... (дом).

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал ... (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил ... (домишко).

Старый, мудрый гном - гномище

Выстроил большой ... (домище).

Был он стар и был он сед

И большой был ... (домосед).

А за печкой за трубой Жил у гнома ... (домовой).

Очень строгий, деловитый, Аккуратный, ... (домовитый).

Мох, калину, зверобой -

Всё из леса нёс ... (домой).

Есть любил он суп вчерашний

Пил он только квас ...(домашний).

Каждый день соседи - гномы

Навещали деда ... (дома).

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот ... (дом).

 

В комплекс упражнений можно включать литературные произведения разного жанра: поговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки.



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов), противопоставления (антонимов) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов), противопоставления (антонимов)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)