Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Библиографический список



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Библиографический список 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996., с 87-90

2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987, 63 с.

3. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2, с.9-14.

4. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с.49-60.

5. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с.33-48.

6. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 1996, №2, с.35-37.

7. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994, 272 с.

8. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990.

9. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987.125 с.

10. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, 269 с.

11. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5.

12. Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып. 3. с.406-411.

13. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с.420-429.

14. Василюк Ф.В. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.

15. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.

16. Гаркали Л.Х., Квакина Е.Б. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Валеология. 1996, №2, с. 15-20.

17. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с. 19-39.

18. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.

19. Дильман В.М. Четыре модели медицины. Л., 1987, 287 с.

20. Динейка К. В.10 уроков психофизической тренировки. М., 1987, 63 с.

21. Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб, 1997.

22. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987, 128 с.

23. Здоровье, образ жизни. Медицина, 1992, 214с.

24. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н. Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990, 360 с.

25. Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред.Ф.Г. Мурзакаева. Уфа, 1987, 280 с.

26. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, 184 с.

27. Иванюшин А.Я. "Здоровье" и "болезнь" в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.

28. Изуткин А.М., Царегородцев Г.И. Социалистический образ жизни. М., 1977.

29. Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. 1996, №4, с.75-82.

30. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека.

31. Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996, №1, с.7-17.

32. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.

33. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с.

34. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984.

35. Лищук В.А. Стратегия здоровья. М., 1992.

36. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998, 688 с.

37. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 1992, №2.

38. Мерклина Л.А., Понедельник С.В. Участие медицинских работников Ростовской области в формировании здорового образа жизни семьи // Ростов-на-Дону, 1994, с.133-134.

39. Московин С. Социальное представление: исторический взгляд //

40. Психологический журнал. 1995, Т.16. №1-2, с.3-18, с.3-14.

41. Нистрян Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с.40-63.

42. Овруцкий А.В. Социальные представления об агрессии на материалах газеты "Комсомольская правда" о военном конфликте в Чеченской республике. Дис... канд. психол. н. Ростов-на-Дону, 1998.

43. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону, 1994, с.132-133.

44. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997.

45. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд.М., 1990, 494 с.

46. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. М., 1992.240 с.

47. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

48. Семенов В.С. Культура и развитие. 1982., №4. С.15-29.

49. Семенова В.Н. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998, №3, с.56-61.

50. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. №5. с.6.

51. Соковня - Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1997.

52. Труфанова О.К. К вопросу о психологической характеристике состояния соматического здоровья // Психологический вестник РГУ. 1998, №3, с.70-71.

53. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с.3-14.

54. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997.

55. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т.4. Вып.2. с.364-366.


Приложение А

 

Анкета "Отношение подростков к здоровому образу жизни"

№№ Наименование вопроса   №№ Наименование вопроса  

1

Продолжительность ночного сна (час)  

6

Режим дня соблюдает, не соблюдает  
10   Да  
8   нет  
6  

7

Сколько раз питаетесь в день  

2

Наличие дневного сна   1  
Нет   2  
1 час   3  
2 часа   Более 3 раз  

3

Часы выполнения домашних заданий  

8

Что такое на Ваш взгляд здоровый образ жизни?  
1   Не пить  
2   Не курить  
3   Не принимать наркотики  

4

Продолжительность ежедневных прогулок   Заниматься спортом  
1  

9

Считаете ли Вы для себя  необходимым поддерживать здоровый образ жизни  
2   да  
3   нет  
4   частично  
Более 4 часов   Эта проблема меня пока не волнует  

5

Занятия внешкольной физкультурой и спортом        
Да        
Нет        

Приложение Б

 

Тест "Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам"

Тест "прыжок в длину с места" (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя, стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и с махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок. Определяется прыжка с двух ног в см. Для этого теста целесообразно в спорт зале разметить краской место - черту, от которой будет выполняться прыжок, и перпендикулярную ей черту с размеченными делениями через 1 см для определения длины прыжка. При тестировании дается три попытки.

Характерной особенностью возрастного развития движений по прыжкам с места в длину является то, что достижения мальчиков и девочек нарастают неравномерно. Небольшая величина прыгучести и равномерное увеличение результата в младшем возрасте от 8 до 13 лет (106.0 - 146.2 см у девочек и 119.8 - 184.2 см у мальчиков), с 13-летнего возраста у мальчиков прыгучесть резко увеличивается (194.1 - 216.5 см), тогда как у девочек (152.9 - 170.7 см) увеличивается незначительно. Эти половые различия сохраняются в последующие годы, у мальчиков результаты достоверно увеличиваются, достигая 216.5 см, а у девочек только 170.7 см.

Полученные данные позволяют сделать практические выводы, связанные с контрольными упражнениями по прыжкам для учебных занятий на уроках. Постепенное равномерное повышение требований по прыжкам не совпадают с фактическими возможностями школьников, особенно девочек. Потому для мальчиков с 14 лет требования к прибавке длины прыжка должны быть несколько меньше по сравнению с другими возможностями. У девочек же последовательное повышение возможно до 14 лет. А далее, с 15 лет и старше очень важно сохранить уровень достигнутый к этому возрасту результатов (при двух часах в неделю на уроки физической культуры).

Отлично - выполнение норматива

Плохо не выполнение норматива

Приседания. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое, и после нагрузки, то есть определить процент учащения пульса.

Методика: Подсчитать пульс в покое. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым. После приседаний снова подсчитать пульс.

Частоту сердечных сокращений (ЧСС) в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до нагрузки за 10 с был равен 12 (ударам (100%), а после выполнения нагрузки за 10 с на 1-й минуте восстановления - 20 ударам. Сопоставляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса Х по формуле:

 

(20-12) х 100%

Х = 12= 67%.

 

Увеличение пульса после нагрузки на 25% и менее считается отличным, на 25-50% - хорошим, на 50-75% - удовлетворительным и свыше 75% - плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано.

Тест "бег на 1000 метров" (для определения общей выносливости) проводится на стадионе или ровной грунтовой дорожке после предварительной разминки. Рекомендуется присутствие медперсонала. Время засекают с точностью до 0.1 сек.

В целях обеспечения медицинской безопасности тестированию обязательно должны предшествовать подводящие упражнения:

Бег всей дистанции по отрезкам в интервальном режиме (5 раз по 200 м с пятиминутным интервалами отдыха (частота сердечных сокращений) ЧСС 120 – 140 уд/мин);

Бег всей дистанции по отрезкам в интервальном режиме 5 раз по 200 м с уменьшающимися интервалами отдыха и постепенным увеличением интенсивности ЧСС от 120 - 140 уд/мин до 150 - 170 уд/мин);

Контрольные прикидки с учетом времени бег всей дистанции с постепенно возрастающей интенсивностью: от 50% до 75% от максимума и ЧСС от 120 - 140 уд/мин до 150 - 170 уд/мин.

Контрольные прикидки. Разрешается в процессе бега, в случае утомления, переходить на ходьбу.

Оценки:

отлично - ЧСС 120 - 140

хорошо - ЧСС 150-170

удовлетворительно - ЧСС 150 - 170

плохо - переход на ходьбу

Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано

Тест "Подъем туловища" (для измерения скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища). Из И. п. лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90?, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнер прижимает ступни к полу. По команде "Марш!" выполнить за 30 сек максимально возможное количество подъемов туловища, энергично сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь в И. п., разводя локти в стороны до касания пола лопатками, локтями и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Для безопасности под голову кладут невысокую (не выше 10 см) подушечку. Неправильное выполнение: отсутствие полного касания пола тремя частями тела (лопатками, затылком, локтями). Участник, опуская тело в И. п., может касаться пола последовательно сначала лопатками, затем затылком, потом локтями. Однако в заключительной фазе тело участника должно прийти в И. п., т.е. касаться пола одновременно тремя частями тела: лопатками, затылком и локтями.

Оценки:

отлично - 20 раз

хорошо - 15 раз

удовлетворительно - 10 раз

плохо - менее 10 раз

Для всех тестов.

Высчитывается средний балл. Общее количество баллов делится на общее количество участников. Например: всего участников 26

8 участников получили по 5 баллов - общее количество баллов 40

10 - по 4 балла = 40 102: 26 = 3,9 - средний балл

6 - по 3 балла = 18

2 - по 2 балла = 4

Сумма баллов = 102


Приложение В

 

Упражнения для повышения физических возможностей

"Челночный бег 10 раз по 5 метров" (для оценки скоростной выносливости и ловкости, связанных с изменением направления движения и чередования ускорения и торможения. В зале, на расстоянии пяти метров друг от друга чертятся на полу две параллельные линии. По команде "Марш!" участники (участник) стартуют с первой линии, добегает до второй, переступает ее одной ногой, обязательно касаясь пола, поворачивается кругом и возвращается к линии старта. Необходимо выполнить максимально быстро 5 таких замкнутых циклов, поворачиваясь все время в одну и туже сторону (туда и обратно - один цикл). Не допускаются движения приставными шагами, повороты в разные стороны. Время засекается с точностью до 0.1 сек в момент пересечения линии, от которой выполнялся старт. Все участники должны быть в обуви, не дающей скольжения. Особое внимание необходимо обратить повороту во время бега. Для предотвращения травм стопы и коленного сустава отработать с учащимися правильную постановку стопы и туловища для вхождения в поворот и старт после поворота.

Испытуемый по команде "Марш!" пробегает пятиметровый отрезок берет брусок (5Х5Х10 см), пробегает второй отрезок, кладет брусок и, пробежав третий отрезок, заканчивает тест. Определяется время бега трех отрезков.

"Наклон, вперед сидя" (для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов).

Испытуемый без обуви садится на пол ноги врозь, расстояние между пятками 30 см, ступни вертикально, руки вперед - внутрь, ладони вниз. В качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, положенную между стопами вдоль ног. Отсчет (нулевая отметка "0") ведут от цифры, находящейся на уровне пяток испытуемого. Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. Выполняются три медленных наклона (ладони скользят вперед по линейке), четвертый наклон - основной. В этом положении испытуемый должен задержаться не менее 2 секунд. .

Лучший результат - максимально возможная цифра, до которой дотянется ученик, засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1 см. Эта цифра записывается со знаком "+", если испытуемый смог коснуться цифры впереди за стопами, и со знаком "-", если его пальцы не достали до уровня пяток.

Для более быстрого проведения теста используют два куба (опоры) для упора стоп и сохранения прямых ног без посторонней помощи. Между ног у участника находится кубик, который он во время третьего наклона старается отодвинуть пальцами рук вперед по направлению к пяткам на максимально возможное расстояние. Расстояние между стопами ног 20 - 30 см. Оценка двух уровней - "выполнено" и "не выполнено".

"Вис на перекладине" (для оценки силы и статической выносливости мышц плечевого пояса). После принятия И. п. вися на перекладине с максимально сложенными (согнутыми) руками, подбородок расположен выше перекладины, но не касаясь ее и не помогая удерживаться в висе, включают секундомер. Оценивается максимально возможное время удержания в висе: от старта до момента начального разгибания рук. Этот тест характеризует силовую выносливость.

Перед проведением тестирования необходимо обучить учащихся правильно выполнять каждое упражнение за счет подводящих упражнений. Преподаватель должен добиться, чтобы каждый учащийся технически правильно мог выполнить тестовое упражнение. Тестирование рекомендуется начинать в конце сентября и начале мая после полной отработки и ознакомления учащихся с контрольными упражнениями.

"Бросок набивного мяча", движение руками из-за головы, сидя на полу, ноги врозь. Определяет силу мышц разгибателей туловища, плечевого пояса и частично рук. Измеряется дальность броска в метрах от линии стоп. Вес набивного мяча выбирается в зависимости от подготовленности учащихся. Ориентировочно - 3 кг.

"Прыжок вверх с места". Определяется высота выпрыгивания вверх в см. Для этого используется прибор конструкции В.М. Абалакова. В практике нашей школы упражнение проводим так: на полу обозначается квадрат 40Х40 см, в середине его к полу шурупами крепится планка длиной 8 - 10 см и толщиной 1,5 - 2 см, на нее сверху накладывается другая планка длиной 4 - 6 см. эти две планки скрепляются между собой шурупами. Между планками пропускается сантиметровая лента, плотность зажима которой регулируется шурупами, скрепляющими эти две планки. Верхний конец сантиметровой ленты прикрепляется к поясу испытуемого.

В И. п. стоя в основной стойке в квадрате 40х40 см фиксируется в нижнем протягивающем устройстве начальная цифра на ленте. Испытуемый получает задание выполнить максимальный подскок вверх с обязательным приземлением в обозначенном квадрате. Лента при выполнении прыжка, естественно, протягивается, и разница между начальной цифрой на ленте и цифрой на ленте после прыжка и будет высотой выпрыгивания. Например, начальная величина была 41 см, а после прыжка - 69 см. следовательно, высота выпрыгивания составила 28 см (69 - 41 = 28). Можно каждому испытуемому дать по две попытки. Лучшая из них заносится в протокол. Тест может выполняться с взмахом рук и без взмаха.

"Количество приседаний за 10 сек." Определяется время выполнения десяти приседаний. Требование к упражнению: при выполнении полностью ноги выпрямлять в верхнем положении и полностью их сгибать при приседании. Второй вариант позволяет более точно определить результат.

Уровень двигательных возможностей наиболее полно отражает функциональное состояние организма школьников, которое проявляется в умении выполнять различные двигательные действия при соответствующем уровне развития двигательных качеств.


Приложение Г

 

Темы для занятий по рациональному питанию

Тема 1: " Здоровое питание".

Цель: Развитие представлений о назначении пищи в жизни человека, формирование убеждений в необходимости полноценного рационального питания, укрепление привычки к режиму питания и умения избегать пищевых рисков.

Задачи: Актуализировать представления об основных питательных веществах, развивать убеждения в преимуществах рационального питания, стремление придерживаться его принципов, укреплять привычку соблюдать режим питания и избегать пищевых рисков.

Оборудование: Мягкая игрушка или мяч, листы бумаги, фломастеры, плакат с надписью "Человек есть то, что он ест".

Занятие рекомендуется проводить, усадив детей в круг.

Ход занятия:

Вводная часть. Ведущий (учитель, школьный психолог) сообщает участникам занятия: "Мы поговорим сегодня о привычках, очень важных и, как вы увидите, не таких уж простых вещах - о продуктах питания, о том, что мы едим. Но сначала немного поиграем".

Энергизатор: "Бегущие огни" и "Встаньте, сколько назову". Первое выполняется таким образом: участники сидят в кругу; ведущий передает своему соседу определенное приветствие, сопровождаемое каким либо движением, например вставанием, поклоном, приседанием.

Следующий участник повторяет и слово, и движение, и т.д.

Для усложнения игры помощники ведущего (в большой группе), сидящие среди участников, добавляют свои элементы приветствия, например поклоны и хлопки в ладоши, а также какие-либо слова ("здравствуйте!", "привет" и т.д.). Упражнение повторяется 3-4 раза в постепенно возрастающем темпе.

При выполнении второго упражнения по команде ведущего "Встаньте четверо (трое, пятеро и т.д.)" должны встать учащиеся в указанном числе. Каждый участник, не договариваясь ни с кем, самостоятельно принимает решение (угадывает), вставать ли ему сейчас или оставаться сидеть. Упражнение повторяется до тех пор, пока не будет сделано правильно.

После выполнения упражнений ведущий напоминает, что разговор пойдет о питании, и предлагает участникам, передавая друг другу мяч (мягкую игрушку), ответить на вопрос: зачем люди едят? Обобщая полученные ответы, следует обратить внимание, что в пище содержаться основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, микроэлементы, вода, которые являются строительным материалом для роста, источником энергии, укрепляют способность организма бороться с болезнями (иммунитет). В ходе занятия нужно рассказать, какие продукты содержат эти питательные вещества, как добиться рационального питания.

В центре круга или на доске укрепляется небольшой плакат с надписью "Человек есть то, что он ест".

Участники обсуждают, чем опасен голод (без еды человек погибает через неделю, без жидкости - через три дня) или отсутствие в пище основных питательных веществ (замедляет рост, развиваются различные болезни и т.п.), а также чем опасно переедание (если энергии тратиться меньше, чем ее поступает с пищей, возникает ожирение). Предлагается назвать традиционные блюда русской и других кухонь и содержащиеся в них питательные вещества.

Основная часть. Ведущий спрашивает участников, что они едят на завтрак, обед, полдник, ужин. Группа делиться (любым способом) на четыре команды. Каждая команда получает по листу бумаги, фломастеры и придумывает по семь (по дням недели) вариантов: первая - завтраков, вторая - обедов, третья - полдников, четвертая - ужинов. При этом необходимо чтобы блюда были разнообразными и содержали основные питательные вещества; можно использовать и свои любимые блюда. Далее участники по очереди зачитывают свои варианты, из которых составляется "Меню на неделю". Оно помещается в середину круга или на доску. Оцениваются разнообразие и наличие основных питательных веществ в предложенных блюдах, при необходимости вносятся изменения; обсуждается, является ли получившееся меню рациональным.

Заключительная часть. Ведущий предлагает подумать, в каких случаях и почему еда может приносить вред. Задания даются по группам, на которые участники разделились ранее: первая группа - в чем опасность переедания, вторая - неумеренное употребление сладостей; третья - использование некачественных или инфицированных продуктов; четвертая - недостаточного или однообразного питания.

Участникам предлагается вспомнить испытанное чувство голода (когда появлялось, в чем проявлялось, почему было неприятным). Ведущий подчеркивает необходимость соблюдать режим питания (неприятные ощущения, связанные с голодом, вызваны выделением желудочного сока, необходимого для переработки пищи; при ее отсутствии он разрушает слизистые желудка). Участники завершают фразу: "Мой режим питания такой: завтрак во столько то, обед…полдник…ужин…".

Домашнее задание. Обсудить дома режим питания в семье, какое блюдо самое любимое, почему.

Ведущему на заметку. Продолжением этого урока может стать совместное приготовление блюда, например салата, из заранее принесенных продуктов.

Тема 2: "Здоровое питание".

Цель:

Дать понятие о минеральных веществах и их значении для здоровья.

Обобщить знания о питательных веществах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах) и их роли для жизнедеятельности организма.

Способствовать формированию у школьников умения правильно пополнять свой организм питательными веществами.

Вспомогательные средства обучения:

Девиз урока "Будь здоров без докторов!".

Плакаты и таблицы по теме: "Витамины", "Микроэлементы".

Ход занятия:

1. Тема (на доске), цель.

2. Фронтальная беседа

Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни человека.

Вспомните, пожалуйста, и назовите факторы, способствующие улучшению здоровья: (соблюдение режима дня, правильное питание, оптимальная физическая нагрузка, хорошее настроение, отсутствие вредных привычек).

Что мы имеем в виду, когда говорим о правильном питании? (Есть в одни и те же часы пищу, богатую питательными веществами).

Какие питательные вещества вы можете назвать?

(Белки, жиры, углеводы)

Групповая работа

А сейчас поработайте в группах. Вы должны будете составить рассказ на тему:

1 группа - "Белки и их значение в жизни человека", 2 группа - "Жиры", 3 группа - "Эти не заменимые углеводы".

А я немного помогу вам: перечислю некоторые продукты питания, а каждая из групп выберет для себя те продукты, в которых содержится тот или иной питательный компонент, т.е. белки, жиры, углеводы.

Молоко, орехи, рыба, картофель, яблоки, мясо, морковь, гречневая каша, творог, масло сливочное, яйца, шоколад, масло растительное, грибы, сметана, мучные изделия, сыр, варенье.

А теперь, когда вы выбрали продукты, необходимые для вашего рассказа, я дам вам одну минуту, приведите все знания в систему, и один представитель от каждой группы доложит нам. Остальные внимательно послушайте, будете дополнять, если это понадобится. (Ответы представителей групп, обсуждение).

Итак, какое из питательных веществ нужнее для здоровья? Ответы сравнить с постройкой и функционированием здания: белки-кирпичики, жиры и углеводы - топливо.

Белки являются основным строительным материалом, без которого организм не может нормально расти и развиваться. Без поступления в организм жиров и углеводов человек становится вялым и неэнергичным. Вывод из рассказов учащихся: чтобы быть здоровым, надо есть пищу, богатую и белками, и жирами, и углеводами.

При неправильном питании нарушается обмен веществ. Избыток жиров и углеводов приводит к увеличению массы тела (ожирению). С привычкой есть много сладкого и мучного связано возникновение опасной болезни - сахарного диабета. При этой болезни нарушается усвоение углеводов, в крови повышается содержание сахара, без лечения это может привести к бессознательному состоянию (диабетическая кома) и даже смерти. Правда, эта болезнь возникает не у всех любителей конфет и сладостей. Она имеет наследственную предрасположенность, т.е. ей рискуют заболеть те, у кого есть родственники с этой патологией.

Тема 3: "Информационная база для внесения полезных изменений в собственный образ жизни"

Цель:

Дать понятие о минеральных веществах и их значении для здоровья.

Белки - действительно, своеобразные кирпичики. Но чтобы построить дом, человеку нужен цемент. Для организма им является кальций. Иначе все кирпичики рассыплются.

Как вы думаете, какие еще компоненты нужны, чтобы наш организм был здоров? (ответы).

Сегодня мы поговорим о тех ценных веществах, без которых человек также не будет чувствовать себя здоровым, как и при недостатке белков, жиров и углеводов. Это минеральные вещества. Они имеются в природе: железо, медь, сера, марганец, йод и другие, а так как человек - часть природы, то в нем все эти элементы содержатся в небольших количествах, но в процессе жизнедеятельности они выводятся из организма, поэтому организм необходимо постоянно ими пополнять. А как это возможно? Да, конечно употреблять в пищу необходимые продукты питания. Чтобы человек получал микроэлементы в достаточном количестве, пища должна быть разнообразной. Это называется сбалансированным питанием. Задача повара состоит в том, чтобы составить меню, соответствующее тому количеству питательных веществ, которое необходимо для роста и развития человека, а также для нормального его существования. Продолжительность жизни и здоровье определяется тем, как человек ест, что и сколько. Швейцарский врач Герман Зали пишет, что лишь определенная часть пищи может быть использована организмом. Если человек проглотит ее быстро, то проживет недолго, а если медленно, то жизнь его соответственно удлинится.

Минеральные вещества не обеспечивают организм калориями, тем не менее они необходимы. Без них наступает расстройство минерального обмена. Примером такого нарушения является декальцинация, т.е. потеря костями кальция, что приводит к их ломкости; анемия - дефицит железа, в результате у человека ухудшается самочувствие.

Кальций (Са) - для укрепления костей, зубов - творог, молоко

Фосфор (Р) - для укрепления костей, для работы мозга - рыба

Железо () - для профилактики анемии - яблоки, гранаты, печень

Йод () - для профилактики зоба - морепродукты, морская капуста

Кальций (К) - для сердечной мышцы -печень, картофель, изюм.

Энергизатор

Мы проверили осанку и свели лопатки,

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый -

И как заинька - трусишка, и как серый волк - волчище.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.

А сейчас, ребята, послушайте сообщение еще об одном компоненте, которое сделали ваши товарищи. Это витамины.

О витамине А расскажет …

О витамине В расскажет…

О витамине С расскажет…

О витамине Д расскажет

Итак, ребята, вы видите, что ценность витаминов велика. И здоровье человека во многом зависит от правильного и разнообразного питания. В питании обязательно должны присутствовать овощи и фрукты и желательно в сыром виде. Прежде всего это всем вам доступная квашеная капуста и свежая капуста, морковь, лук, чеснок и др.

Зимой, весной в нашем рационе питания не так много свежих овощей и фруктов. Недостаток витаминов и минеральных веществ может привести к авитаминозу (недостаток витаминов в организме - С-цинга, А - куриная слепота, Д - рахит).

Зимой и особенно весной неплохо бы ежедневно употреблять витамины в драже. Они продаются в аптеках. Употреблять поливитамины нужно по строго определенной норме (1-2 шт. в день), иначе можно навредить организму.

Продукты, богатые витамином А (витамин роста) - рыбий жир, масло коровье, мясо, яйца, морковь, перец красный, щавель, лук, помидоры, абрикосы, яблоки.

В (витамины обмена веществ) - мясо (говядина, свинина), яйца, молоко и молочные продукты, хлеб грубого помола, горох, фасоль, капуста, картофель, сыр, крупа гречневая.

С (аскорбиновая кислота) -свежие ягоды, капуста, редька, огурцы, картофель, плоды шиповника, рябины, облепихи, черной смородины, красный перец, апельсины, лимоны.

Д (рыбий жир, тресковая печень, икра, яичный желток, сливочное масло, молочные продукты, мясо, перец красный, щавель, лук, капуста, картофель, помидоры, мандарины, абрикосы, яблоки.

Теперь, давайте сформулируем правила питания:

Мой руки перед едой.

Не ешь, если не хочется.

Не жуй на ходу.

Ешь медленно, тщательно пережевывая пищу.

Мыть овощи и фрукты.

Если будете выполнять эти правила, то будете не только здоровы, но и красивы, обаятельны.


Приложение Д

 

Темы для проведения занятий по навыкам личной гигиены

Тема 1: "Гигиена полости рта".

Цель: Познакомить учащихся со строением и функцией зубов.

Вспомогательные средства обучения:

1. Таблица "Строение зубов".

2. Таблица "Строение челюсти человека".

3. Расческа.

4. Вата.

5. Карманные зеркала.

Ход занятия.

Проверка знаний по теме "Личная гигиена".

Фронтальная беседа по вопросам темы (уход за телом, кожей, содержание одежды в чистоте и т.д.).

Работа по карточкам с разным уровнем сложности.

Строение челюсти человека, функции зубов.

Ребенок рождается зачатками молочных и постоянных зубов, которые прорезаются в определенные сроки: первые молочные зубы появляются в 6-9 месяцев, а к двум годам у ребенка насчитывается около 20 зубов.

Зубы отличаются друг от друга. Одни, острые, служат для того, чтобы резать пищу, - это резцы. Другие, заостренные, нужны, чтобы разрывать кусочки пищи, - это клыки, а третьи помогают пережевывать пищу и называются коренными.

На 6-7 году жизни начинается замена молочных зубов постоянными, которая заканчивается к 11-12 годам. Вторые большие коренные зубы прорезаются в 12-14 лет. В последнюю очередь появляются третьи большие коренные зубы, так называемые зубы мудрости.

Самоанализ: "Сколько у меня зубов?".

Строение зуба.

Зуб состоит из коронки и корня. Видимая часть зуба называется коронкой. Корень зуба находится в зубной лунке и со всех сторон окружен десной. Ткани вокруг зуба называются пародонтом.

В течение жизни зубы испытывают большие нагрузки, а значит, должны быть надежно защищены. И такая защита у них есть. Зубы покрыты твердым слоем эмали (в организме нет ничего более прочного). В эмали нет ни живых клеток, ни рецепторов. Она состоит из кристаллического вещества.

Под эмалью расположен менее твердый, но тоже очень прочный слой - дентин. Это уже живая ткань, близкая по составу к кости. Дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба. Внутри зуба находиться пульпа, которая содержит нервы и кровеносные сосуды. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод. Кровеносные сосуды обеспечивают питание зуба.

Наиболее часто встречающиеся заболевания зубов и десен и их профилактика.

Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят. Среди стоматологических заболеваний наиболее распространен кариес - образование полостей в твердых тканях зуба. Если кариес не лечить, разрушение может пойти дальше и вызвать воспаление пульпы (пульпит), еще дальше - воспаление тканей вокруг зуба (пародонтоз). В возникновении пародонтоза играют роль общие и местные факторы: авитаминоз, диабет, болезни желудочно-кишечного тракта, неопрятное содержание полости рта, отложение зубного камня. Признаками пародонтоза являются: кровоточивость десен, ощущение подвижности зубов, наличие зубного камня, обнажение шеек зубов. Для профилактики этого заболевания необходим систематический и правильный уход за зубами.

Враги зубов - микробы, обитающие в полости рта. Особенно те из них, которые в результате своей жизнедеятельности выделяют кислоту, растворяющую эмаль зубов. Особенно много кислоты эти бактерии вырабатывают, когда человек ест сладкое и мучное. Поэтому другим врагом зубов являются продукты, содержащие в себе большое количество углеводов. Особенно "агрессивны" карамель, леденцы, ирис, пряники, печенье, так как они прилипают к поверхности зубов и застревают между ними. Не менее опасен для зубов и зубной налет - пленка, которая образуется из слюны, остатков пищи и микробов. Зубной налет обычно появляется в тех местах, где скапливаются пищевые остатки. Под этим налетом чаще всего и начинает развиваться кариес.

Но, пожалуй, наиболее опасны для зубов механические повреждения эмали. Это происходит, когда мы пытаемся разгрызть очень твердые продукты, используя зубы "не по назначению" (например, орехи) или едим одновременно холод



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Библиографический список 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Библиографический список

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)