Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение содержания и объема базовой техники дзюдо.



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Определение содержания и объема базовой техники дзюдо. 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика подготовки юных борцов должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма. Эмпирическое решение вопросов тренировки, оторванное от медико-биологических и педагогических данных, приводит к слепому экспериментированию на детях, что в условиях современного спорта с его огромными нагрузками недопустимо и опасно для здоровья.

Рассматриваемый нами возраст (10-12 лет) относится к предпубертатному и имеет свои характерные морфофункциональные и психические особенности. Так, процессы возбуждения вновь начинают превалировать над процессами торможения. В этом возрасте необходимо очень тактично подходить к вопросам поощрения и наказания, определения победителей в единоборствах и играх.

Изучение возрастных особенностей развития борцов показывает, что на этапе начального обучения происходит бурный рост тела в длину, связочный аппарат более эластичный, чем у взрослых. Мышечная ткань также растет более интенсивно в длину, чем в поперечнике.

Учитывая, что в данный период организм подростков находится в состоянии формирования и развития – это самый благодатный период для развития силы мышц, скоростных качеств, гибкости и, в известной мере, выносливости (52).

Если учитывать, что это своеобразный субстрат ловкости – без которой немыслимо овладение сложными техническими движениями борьбы, то становится понятным необходимость тренировочного процесса с акцентом на формирование специфических навыков. При этом нужно учитывать и то, что в этом возрасте быстрее наступает утомление, менее устойчиво внимание, юноши в большей мере реагируют на различные раздражители и тем не менее они способны выполнять объем работы по совершенствованию вышеперечисленных качеств.

Созревание двигательного анализатора (по данным многих авторов он достигает зрелости к 13 годам) способствует развитию интеллектуальных способностей, усиливает функции памяти.

Еще И.М. Сеченов указывал на то, что мышечные движения имеют огромное значение для развития деятельности мозга. Двигательный анализатор является связующим звеном и рассматривается современной наукой как механизм сенсомоторной интеграции. Двигательная деятельность прямо сказывается на развитие речи, мышления детей. Недаром, многие авторы предлагают игры и элементы единоборств как средство умственного развития детей и подростков.

Для нормальной умственной работоспособности организма необходимо оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это не стимулирует возбуждение ЦНС. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижается самочувствие, ухудшается работоспособность.

Поэтому, необходимость активных физических действий очевидна. Весь вопрос состоит в том, чтобы их действие на организм было оптимальным, то есть достаточным, но не чрезмерным. Каждый тренер должен действовать в соответствии с биологическими возможностями юного спортсмена, руководствуясь известными принципами обучения и тренировки. Знание принципов и путей их практической реализации делает процесс тренировки более эффективным и результативным.

В процессе овладения техникой из-за целого ряда причин в структуре движений возникают и закрепляются ошибки, не позволяющие в последствии в полной мере использовать имеющийся двигательный потенциал. Все ошибки имеют свои глубокие корни в самом начальном обучении. Обращает на себя внимание факт, что основные из этих ошибок прослеживаются абсолютно на всех уровнях спортивного мастерства, то есть, приобретаются еще в начальном обучении, а затем все более закрепляются в двигательном навыке. Мельчайшие технические ошибки, закрепленные в навыки, влияют на структуру приема в усложненных условиях. Это связано с тем, что образовавшиеся нервные связи не разрушаются, а участвуют вследствие тормозных процессов и могут появляться вновь. Несовершенная техника тормозит прогресс спортивных результатов, поэтому с самого начала необходимо обучать юных борцов рациональной базовой технике, соответствующей индивидуальным особенностям занимающихся.

С целью определения содержания технико-тактической подготовленности высококвалифицированных дзюдоистов был проведен анализ видеоматериалов с крупнейших соревнований (чемпионатов России, Европы и Мира), имеющихся в лаборатории кафедры спортивной борьбы. Было проанализировано около 200 соревновательных схваток (128 поединков в мужских соревнованиях и 74 в женских).

Анализ соревновательной деятельности позволил нам выявить технико-тактический арсенал и ранг атакующих действий дзюдоистов высокого класса (рис.2).

 

АТАКУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ Мужчины Женщины
ПОДХВАТЫ 1 3
БРОСКИ ЧЕРЕЗ СПИНУ 2 4
УДЕРЖАНИЯ 3 1
ЗАЦЕПЫ ИЗНУТРИ 4 6
ЗАДНИЕ ПОДНОЖКИ 5 2
УДУШЕНИЯ 6 11
БРОСКИ ЧЕРЕЗ ГРУДЬ 7 9
БРОСКИ ЗАХВАТОМ НОГ 8 5
БОКОВЫЕ ПОДСЕЧКИ 9 12
ПОДСЕЧКИ ИЗНУТРИ 10 13
ПЕРЕДНИЕ ПОДСЕЧКИ 11 15-16
ЗАЦЕПЫ ИЗНУТРИ ОДНОИМ. 12 18
ЗАЦЕПЫ СНАРУЖИ 13 8
БОЛЕВЫЕ 14 7
МЕЛЬНИЦЫ 15 22
ПЕРЕДНИЕ ПОДНОЖКИ 16 17
БРОСКИ ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ 17 14
БОКОВЫЕ ПОДНОЖКИ С ПАД. 18 15-16
ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ 19 20-21
ПОДСАДЫ 20 10
БРОСКИ ЗАХВАТОМ РУКИ   20-21
ПОД ПЛЕЧО    

Рис.2.

 

 

Определение содержания и последовательности обучения базовой технике дзюдо проходило путем сопоставления полученных результатов исследования с применением способа, предложенного в своей диссертационной работе З.Ольшевским (ПНР), основанным на применяемости и эффективности приемов.

Анкетирование и интервьюирование проводилось с целью определения мнения ведущих тренеров Майкопской СДЮШОР и ШВСМ по вопросу содержания и объема базовой техники дзюдо. Были проведены беседы с Заслуженным тренером СССР, доктором педагогических наук, профессором Я.К. Коблевым и другими преподавателями – тренерами кафедры спортивной борьбы ИФК и дзюдо, тренерами Майкопской СДЮШОР по дзюдо и ШВСМ.

Беседы с тренерами и специалистами по дзюдо, а также интервьюирование нами проводилось на соревнованиях, проводимых в 1999 – 2000 году в г. Майкопе.

Всего нами было опрошено 80 специалистов по дзюдо. Среди опрошенных: Заслуженные тренеры СССР Коблев Я.К., Гатагу А.М., Шхалахов В.И., Хапай А.Ю.; Заслуженные тренеры России Невзоров В.М., Коблев Р.М., Дахужев С.М., Багадиров К.Д., Шутов С.И., Махош А.И., Выростков А.Н., Хапай Х.Ю., Хот Ю.И.; Заслуженные тренеры Адыгеи Непсо Б.А., Акушев М.Х., Чич А.Н., Джаримок Н.Ш., Джамирзе А.М. и другие известные специалисты дзюдо.

Разработанная нами анкета включала следующие вопросы: 

1. Сколько времени следует обучать базовой технике, учитывая , что весь период (последующий) будет посвящен обучению расширенной технике и тактике борьбы, их совершенствованию?

2. Как Вы представляете себе состав индивидуальной техники зрелого мастера спорта по дзюдо? Какое количество коронных и вспомогательных приемов?

3. Какое, по Вашему мнению, соотношение базовой и вспомогательной техники и какое соотношение между коронной и вспомогательной техникой (в %)?

4. Каким из восьми направлений выведения из равновесия надо обучать юных борцов?

5. Какими способами передвижения и в каких направлениях следует обучать на начальном этапе?

6. Какие виды захватов, по Вашему мнению, надо считать базовыми?

7. Какие виды упоров, по Вашему мнению, надо считать базовыми?

8. Надо ли в начальном периоде обучать способам освобождения от захватов и упоров?

9. Какие, по Вашему мнению, профилирующие швунги надо считать базовыми?

10. Какие взаиморасположения борцов Вы считаете базовыми?

11. Какие приемы в стойке, по Вашему мнению, надо считать базовыми и в какой последовательности следует им обучать?

12. Какие приемы в партере, по Вашему мнению, надо считать базовыми и в какой последовательности следует им обучать?

13. Считаете ли Вы правильным то, что при обучении базовой технике (и в частности базовым приемам) следует комплектовать ее с таким расчетом, чтобы разные броски выполнялись во всех направлениях?

14. Обязательно ли надо на этапе обучения базовой технике обучать элементам защиты?

15. Считаете ли Вы необходимым использование игровых заданий и подвижных игр на этапе обучения базовой технике?

16. Считаете ли Вы возможным в качестве базовых схваток использовать учебные и матчевые схватки, в основе которых используются игровые задания?

17. В каких видах соревнований должны принимать участие юные борцы?

18. В каких видах схваток должны участвовать юные борцы?

На основе анализа данных, полученных при анкетировании, мы смогли ответить на некоторые важные вопросы базового этапа технико-тактической подготовки дзюдоистов. Прежде всего мы определили на основании мнения тренеров и специалистов срок обучения базовой техники. По их мнению он составляет 2 года (такая величина получена как средняя арифметическая всех ответов).Далее, при помощи того же метода нахождения среднего арифметического, было определено количество коронных приемов – 4 и количество вспомогательных – 6.

Кроме того, было определено процентное соотношение базовой техники ко всей технике – соответственно 60% и 40% - и соотношение коронной техники и вспомогательной техники – соответственно 60% и 40%.

Из 80 тренеров 71 считают, что выведения из равновесия следует изучать в разных направлениях.

Как основные способы передвижения были указаны (рис.3):

- шаги – вперед – 78 (количество тренеров);

          - назад – 80;

          - вправо – 76;

          - влево – 76;

- повороты – вперед – 76;

                  - назад – 76;

                  - вправо – 78;

                  - влево – 80.

В виде захватов были выведены следующие (рис.4):

- хват одной рукой – 58;

- хват с хватом двумя руками – 64.

В виде упоров использовались следующие (рис.4):

- кистью – 62;

- предплечьем – 64.

Кроме того были определены базовые швунги (рис.5):

- на себя – 74;

- от себя – 60;

- влево – 68;

- вправо – 70;

 

 

 

             

По мнению 62 тренеров, юных борцов нужно обучать способам освобождения от захватов и упоров.

Как базовое взаиморасположение тренеры определяют следующее положение борцов (рис.6):

- грудью к груди – 78.

Тренеры считают (рис.7), что в первые два года обучения дзюдоисты не должны принимать участие в соревнованиях, а только в учебных (74) и тренировочных (76) схватках. Кроме того, тренеры считают необходимым обучать бросать в разные стороны (76) и обучать элементам защиты (58).

Очень полезны, по мнению тренеров, является использование в обучении игровых заданий и подвижных игр (74, 70).

Пользуясь методом ранжирования ответов тренеров и специалистов на вопросы анкеты, мы смогла определить состав и последовательность обучения базовым приемам дзюдо в стойке (рис.8) и в партере (рис.9).

 

 


 

 

 


  НАЗВАНИЯ ПРИЕМОВ (стойка) Число высказавшихся за включение в состав базовой техники Ранг последователь-ности обучения приемам
1 Подхват под одну ногу 76 11
2 Бросок через спину 74 2
3 Передняя подножка 72 4
4 Подсечка изнутри 71 8
5 Бросок через бедро 65 1
6 Подхват под обе ноги 62 10
7 Зацеп изнутри 61 6
8 Отхват 58 7
9 Боковая подсечка 56 9
10 Передняя подсечка 55 5
11 Бросок через плечо 53 3
12 Бросок через голову 52 12

 

Рис.8. Состав и последовательность обучения базовым приемам дзюдо в         стойке.

 


  НАЗВАНИЯ ПРИЕМОВ (партер) Число высказавшихся за включение в состав базовой техники Ранг последователь-ности обучения приемам
1 Удержание сбоку 80 1
2 Удержание со стороны головы захватом руки и головы 76 2
3 Удержание поперек захватом ноги и пояса 74 5
4 Удержание верхом захватом руки и головы 71 7
5 Перегибание локтя при захвате руки двумя ногами 70 4
6 Рычаг локтя от удержания сбоку 66 3
7 Удушение отворотом сзади 65 6
8 Удушение скрестным захватом в положении на спине (противник между ног) 62 8

 

Рис.9. Состав и последовательность обучения базовым приемам дзюдо в         партере.

 




2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Определение содержания и объема базовой техники дзюдо. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение содержания и объема базовой техники дзюдо.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)