Анализ результативности работы по внедрению авторских программ и технологий в дошкольных образовательных учреждениях МОУ ФДВ за 2007-2008 учебный год
Анализируя результативность работы авторских программ и технологий необходимо отметить, что данный процесс реализовывался в соответствии с разработанной структурой инновационного процесса внедрения авторских разработок в практику работы ДОУ Мотовилихинского района г. Перми. В связи с этим технология внедрения научно-методических материалов способствовала переходу дошкольного образования района на качественно новый уровень. Работа по внедрению авторских программ была основана на комплексно-целевом подходе предполагающем тщательный анализ ситуации, разработку системы целей различного уровня и механизмов их реализации. В настоящее время в Мотовилихинском районе действует под руководством МУ ФДВ - 26 дошкольных образовательных учреждений. На 23,8% увеличилось по сравнению с 2006-2007 учебным годом количество ДОУ, которые используют программы нового поколения в образовании дошкольников · 10 ДОУ работают по программе "Радуга"; · 3 ДОУ - по программе "Истоки"; · 3 ДОУ - по программе "Школа 2100"; · 4 ДОУ - по программе "Детский сад - дом радости" (в 2-х из них по этой программе работают несколько групп); · 1 ДОУ работает по программе "Развитие". · Частично дошкольные учреждения прошли обучение по данным программам: · "Детство" - 3 человека; · "Истоки" - 2 человека; · "Школа 2100" - 6 человек; · "Радуга" - 14 человек; · "Детский сад-дом радости" - 14 человек; · "Развитие" - 1 человек. Для внедрения программ нового поколения в работу ДОУ на базе методического центра МУ ФДВ созданы творческие группы, которые курируют преподаватели кафедр дошкольной педагогики и психологии ПГПУ и ПОИПКРО, специалисты МУ ФДВ. Обновлению содержания образования способствует исследовательская работа, организация экспериментальных площадок, работа проблемных и творческих групп, методических объединений, а также приход в дошкольные учреждения новых специалистов: · заместителей заведующей по реализации программы развития ДОУ; · педагогов-психологов; · логопедов; · преподавателей театрального искусства и других. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в МУ ФДВ в период с 2007 по 2008 год велась работа по реализации в дошкольных учреждениях разных программ и педагогических технологий нового поколения в соответствии с требованиями временного государственного стандарта дошкольного образования. Далее более подробно остановимся на анализе внедрения авторских программ и технологий в дошкольных образовательных учреждениях. В 2007-2008 учебном году при МУ ФДВ работала творческая группа по внедрению программы "РАДУГА". В работе творческой группы приняли участие 9 ДОУ: 13, 77, 134, 219, 317, 353, 355, 387, 295. В рамках данной программы рассматривались вопросы социально-личностного развития; вопросы работы с кадрами; планирование и организация работы с детьми раннего возраста; проблемы адаптации детей и другие. Творческие группы по программе "РАДУГА" работали и внутри дошкольных учреждений (77, 134, 219, 317, 387), разбирая проблемы внедрения программы в конкретных условиях. В частности, в ДОУ №77, рассматривая проблему организации работы с родителями, была создана "Семейная академия", где родителей знакомили с задачами программы "РАДУГА", традициями группы и т. д. В ДОУ №219 работу по внедрению программы педагоги осуществляли под руководством Е. М. Фадеевой, ими разработаны перспективные планы по средней группе. Работу по адаптации программы "Детство" в районе ведут 6 ДОУ: 57, 63, 333, 397, 419, 357. На основе творческого взаимодействия группой были получены следующие результаты: · во-первых, составлена сетка занятий; · во-вторых, в соответствии с перспективным планом разработаны календарные планы на вторую младшую группу; · в-третьих, не на все возрастные ступени составлены методические рекомендации к развивающей среде по разделу "Развиваем речь детей". Особое значение для практической работы имеет диагностический материал по изучению деятельности педагогов в инновационном режиме. Дошкольными учреждениями № 419, 333, 63 были разработаны рекомендации по психологическому сопровождению программы "Детство". Эта работа шла под руководством старшего преподавателя кафедры практической психологии Л.П. Скрыльниковой. Творческая группа района активно участвовала в работе городской группы, что способствовало наиболее полному пониманию педагогами своеобразия программы "Детство". В результате анализа собственной работы педагогами были обозначены актуальные проблемы: · подготовка и обучение кадров по программе на авторских курсах; · разработка научно-методического обеспечения и технологии работы; · разработка диагностики эффективности внедрения программы; · создание развивающей среды в группах ДОУ согласно рекомендациям авторов программы. В целом, можно сказать, что в 2007-2008 учебном году программа "Детство" продолжала внедряться в воспитательно-образовательный процесс и в соответствии с полученными результатами определились перспективы работы. Внедрение программы "ШКОЛА 2100" проходило в ДОУ № 40, 176, 27, 74. В ДОУ №27 главной задачей было - развитие творческого потенциала педагогов. Росту творческого потенциала способствовало участие педагогов в работе МО района; ознакомление и изучение передового опыта; проведение в ДОУ открытых просмотров: занятий, досугов, развлечений, конкурсов на лучшую дидактическую игру, на изготовление нестандартного оборудования; участие в работе семинаров, советов педагогов. Наибольшую инициативность проявили - Суслова И.Ю., Петухова С.В., Федотовских С.А. В ДОУ №40 был проведен педагогический совет на тему "Обновление содержания педагогической деятельности в ДОУ" в условиях адаптации программы во всех возрастных группах. На базе ДОУ №227 в период с 2007 по 2008 учебный год педагогами Полыгаловой Н.Б. и Кузнецовой Е.И. продолжена работа по внедрению программы "Развитие". Целью творческой группы ДОУ являлось - адаптация новой программы в младшей группе, в связи с этим шел просмотр открытых занятий, режимных моментов, новых форм работы с семьей; разработка наглядных пособий и карточек, необходимых для реализации программы "Развитие". Работа в творческой группе по экологическому воспитанию шла под руководством преподавателя кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ - А.М. Федотовой на базе ДОУ №333. В эту творческую группу входят следующие дошкольные учреждения - 333, 77, 387, 415, 100. И на период с 2007 по 2008 учебный год продолжалась адаптация технологии к эколого-краеведческой программе "Пермский край - мой родной край" и воспитательно-образовательному процессу дошкольных учреждений. В этом учебном году в связи с этим проходило наблюдение с последующим анализом нетрадиционных занятий в разных ДОУ: · "Семья человека, большая и маленькая" - ДОУ №333; · "Пермский край - лесной край" - ДОУ №333; · "Как головной мозг управляет всем организмом" - ДОУ №74; · "Путешествие по Каме" - ДОУ №387; · "Путешествие в заповедник Басеги" - ДОУ №333; · "Пермский край - мой родной край" - ДОУ №387. В перечисленных занятиях принимали участие зам. заведующих, экологи, воспитатели. Все занятия были проведены на хорошем уровне, а присутствующие активно включались в обсуждение. Но были и трудности в работе, а именно - организационные. Нестабильность посещений участников творческой группы не позволила наиболее плодотворно внедрять технологию по экологическому воспитанию. На базе ДОУ №176 в 2006-2007 учебном году продолжалась работа по художественно-эстетическому направлению, реализации программы "Здравствуй, музей!", цель которой формирование основ визуального мышления на базе наблюдения как природных, так и музейных объектов, что способствует развитию мыслительных процессов, речи ребенка, формированию творческих начал как в практике изобразительной деятельности, так и в общении с детьми, родителями, педагогами. Для результативности внедрения программы "Здравствуй, музей!" в ДОУ создана творческая группа. Целью работы группы под руководством научного руководителя-сотрудника Пермской художественной галереи, к.п.н. Мартынова Н.Н. является разработка, создание и реализация целостной системы художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста на основе музейной педагогики. В течение года шло освоение педагогической технологии, продолжалась работа по углублению знаний педагогов в области искусства, был разработан перспективный план работы по данной программе, а так же составлен пакет диагностических методик по художественно-эстетическому воспитанию детей. В творческую группу по программе "Система" входили воспитатели, инструктора по физической культуре, заместители заведующих ДОУ № 40, 134, 221, 387. Работа была направлена на раскрытие потенциальных возможностей, индивидуальных способностей каждого ребенка на основе индивидуального и диффенцированного подходов в реализации каждого блока программы. В этом учебном году работа по внедрению программы "Система" проходила на заключительном этапе и осуществлялась непосредственно под руководством автора Л.М. Пустынниковой. Как результат деятельности творческой группы был выпущен сборник для воспитателей детских садов города и области. Творческая группа работала по разным разделам программы. Так по разделу "Культура питания" была разработана и апробирована система игр, по блоку "Гигиеническая культура", по разделу "Познай себя, свое тело" разработаны конспекты валеологических занятий, сценарии театрализованных представлений, дней здоровья. Творческим объединением воспитателей и инструкторов по физической культуре и по обучению плаванию разработаны и изготовлены различные виды нестандартного оборудования для двигательной активности детей. Создана видеотека фрагментов из жизни детей ДОУ, коротких видеофильмов по отдельным блокам программы, в том числе по работе с семьей. Материалы постоянно анализируются и оперативно вносятся коррективы в педагогический процесс. Формы работы с творческой микрогруппой самые разнообразные: семинарские занятия по обсуждению изученной литературы, практические занятия по разработке конспектов разных форм работы с детьми, взаимопосещения занятий, составление картотек, обсуждение перспективных планов. В целом, можно отметить, что в дошкольных учреждениях при совместной работе творческих групп, произошли значительные изменения в воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной деятельности. В 2007-2008 учебном году продолжалось внедрение программы валеологического воспитания детей "Азбука здоровья" Т.Э. Токаевой (ДОУ № 63, 77, 100, 272, 295, 388, 397, 413, 415). В ДОУ №100 был создан валеологический кружок (Реброва Н.В.), а инструкторам по физической культуре Галимовой Ю.Г. активно ведется работа в кружке "Коррегирующая гимнастика". В ДОУ №388 в течение года решались задачи второго этапа внедрения программы "Азбука здоровья" Токаевой Т.Э. В группах оформлены "Центры здоровья", изготовлен дидактический и наглядный материал. Для родителей и педагогов были оформлены медиасредства "Калейдоскоп" и "Здоровьецветник". Внутри ДОУ была проведена неделя творчества по этому направлению. Изготовлен валеологический кукольный театр. С родителями регулярно проводилась парная гимнастика. На базе ДОУ №295 прошел ряд консультаций, в частности: "Организация и обеспечение двигательной активности на прогулке", "Закаливание - повышение сопротивляемости организма к инфекциям", а также проведен семинар-практикум "К здоровью без лекарств". Эффективность работы подтверждается диагностическими данными. Процент детей с высоким уровнем физического развития увеличился с 70% (начало года) до 72% на конец года. В ДОУ № 74, 100, 176, 221, 272, 419 продолжалась работа по внедрению программы Н.М. Крыловой "Детский сад - дом радости". В ДОУ № 100, 272 данная программа внедряется под руководством старшего преподавателя ПГПУ Зориной Н.А. В 2007-2008 учебном году продолжало работу методическое объединение групп раннего возраста. Для решения постановленых задач использовались две формы работы с воспитателями групп раннего возраста - методическое объединение и мастер – класс. · МО - социальное развитие детей раннего возраста - ДОУ №134; · МО - развитие речи детей раннего возраста ДОУ №77 и ДОУ №317; · МО - развитие сенсорных способностей ДОУ №57; · мастер - класс парная гимнастика ДОУ №387; · мастер - класс сенсорное развитие на традициях русской культуры ДОУ №161; · мастер - класс создание развивающей среды в младенческой группе ДОУ №74. Методическое объединение предусматривало разработку определенной технологии и показ ее возможного использования. Мастер - класс предполагает решение проблем и изучение опыта конкретного педагога по этапам достижения поставленной цели. Наиболее успешно прошло методическое объединение по развитию речи в ДОУ №77 и 317. В ДОУ №77 была представлена разработанная схема классификации занятий и работы по развитию речи и предложена памятка для педагогов по общению с детьми данного возраста. Параллельно в 2-х группах были показаны 2 формы организации работы с детьми по развитию речи: занятие и развлечение. Педагогически грамотно и доступно представлена и объяснена схема взаимодействия "Ребенок - педагог – родитель" на методическом объединении в ДОУ №134. На мастер - классе педагоги ДОУ №387 успешно продемонстрировали подбор методической литературы по общению. Анализируя решения поставленных перед методическим объединением задач, пришли к выводу о том, что не удалось охватить весь объем запрашиваемых воспитателями тем и раскрытие их на более высоком уровне. Так же не осуществлялся должный контроль за выполнением воспитателями практических заданий. В целом методическое объединение раннего возраста способствовало получение и закреплению теоретических знаний, практического материала, что позволило использовать это непосредственно в работе с детьми. В работе методического объединения учителей - логопедов Мотовилихинского района были задействованы ДОУ № 353, 317, 221. Проведены в период с 2007-2008 г. 5 мероприятий: 4 МО - для логопедов, и МО для руководителей методических объединений районов города Перми. На открытых занятиях основным принципом можно считать принцип опережающего развития. На МО логопедов шло обсуждение и теоретических вопросов (например: изучалась методика формирования связной монологической речи дошкольников). Эта работа осуществлялась под руководством В.П. Глухова - к.п.н. Открытого государственного педагогического университета г. Москвы. На базе ДОУ №353 проведено МО руководителей МО логопедов районов г. Перми, где была показана совместная работа логопедов и воспитателя. 4-ое методическое объединение проведено в ДОУ №221, где были заслушаны отчеты логопедов всех групп о проделанной работе и даны характеристики детям - логопатам на момент отчета. На основании этого были намечены перспективы дальнейшей работы. Результативность работы по внедрению авторской программы Л.В. Ворошниной "Развитие речи детей дошкольного возраста" можно проанализировать по данным, полученным в ходе контрольных срезов (на начало и конец года) в ДОУ №397. В частности, результаты диагностики свидетельствуют о том, что во второй младшей группе (воспитатель Эшмакова С.Р.) 41% рассказов детей достигли высокого уровня, хотя в начале года рассказов этого уровня обнаружено не было. 37% рассказов отнесены к среднему уровню речевого развития, а рассказов низкого уровня на конец года не выявилось, хотя при первоначальной диагностике 60% рассказов получили низкий уровень. Таким образом, анализ работы по развитию речи во второй младшей группе свидетельствует о том, что дети овладели элементами описательной речи, благодаря целенаправленному обучению.
Результаты диагностики в средней группе:
В целом результаты диагностик по всем возрастным группам показывают эффективность внедрения авторской программы. Анализирую работу психологической службы МУ "ФДВ" за 2007-2008 учебный год, необходимо отметить, что основной задачей службы было создание руководство по психологическому сопровождению программ "Детство", "Радуга", "Истоки". Данная задача решена успешно. В дошкольных учреждениях началось внедрение первого этапа психологического сопровождения программ. Материалы были представлены психологами на "Психологических чтениях" в мае 2008 учебного года в Свердловском районе. С работой по сопровождению программы "Радуга" психологи ДОУ № 387, 13, 317 выступили на городской группе. В целом работу психологической службы МУ "ФДВ" можно оценить на достаточно высоком уровне. В работе методического объединения для музыкальных руководителей приняли участие все ДОУ МУ "ФДВ". Решались актуальные проблемы музыкального воспитания, в частности: · Интернациональное воспитание детей посредством музыкальной деятельности (на базе ДОУ №355); · Система работы с семьей по организации праздников (ДОУ №161); · Интеграция музыкальной деятельности ребенка (ДОУ № 333, 388); · Развитие креативного мышления на музыкальных занятиях (ДОУ № 100). Продолжило свою работу методическое объединение по изобразительной деятельности специалистов и воспитателей ДОУ. Были рассмотрены такие вопросы: · Развитие креативного мышления в изобразительной деятельности (ДОУ №100); · Интеграция основного и дополнительного художественно-эстетического образования" (ДОУ №272); · Социализация ребенка посредством изобразительной деятельности" (ДОУ №176). Таким образом, мы можем сделать вывод, что дошкольное образование в Молотовилихинском районе г. Перми успешно развивается. Это можно проследить как по количеству вновь открывшихся ДОУ, так и по количеству и многообразию реализуемых в них образовательных программ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольная педагогика — это особая, специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию и уровень развития общества. Специфика дошкольной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания как в России в целом, так в городе Пермь предопределялось целым рядом факторов. В историческом аспекте это, прежде всего, особенности экономического развития страны и края, степень благосостояния общества. Социо-культурный аспект включает открытость общества и семьи к нововведениям, грамотность населения и социальную активность женщин. В социально-педагогическом аспекте дошкольное образование зависит от характера идеологии общества, уровня развития педагогической науки и системы образования. Начало системе общественного дошкольного воспитания на Урале было положено более века назад, когда в 1892 году были открыты ясли в селе Коса Пермской губернии. В последующие годы открывались детские сады и детские площадки (кратковременного пребывания детей) не только по линии отделов народного образования, но и других хозяйственных и ведомственных организаций: железной дороги, заводов, жилищных управлений, колхозов и других организаций. Дошкольное воспитание в Мотовилихинском районе – исторически связано с общей историей развития ДОУ в г. Перми, но имеет свои специфические черты, поскольку Молотовиха - крупный индустриальный, информационный и культурный центр. Нами был проведен анализ системы дошкольного образования района в 2006-2007 и 2007-2008 уч. г., в результате которого мы выяснили, что при внедрении авторских программ и технологий, сеть дошкольных учреждений МУ "ФДВ" реализует принцип "согласованного сотрудничества" (координация и кооперация работы "носителя" и "реализатора"). Цели и задачи воспитательно-образовательного процесса направлены на переход к прогрессивным нововведениям, продвигающим практику. Основные нерешенные проблемы в системе образования города перекликаются с проблемами, остающимися нерешенными и в районе. Проблемы эти таковы: - сохранение проявлений технократизма, авторитарной педагогики в образовательных учреждениях; - недостаточная демократизация всех сторон образовательной деятельности; - медленное формирование системы различных детских организаций и школьного самоуправления; - отсутствие общественных объединений в инновационном движении как коллективных субъектов модернизации системы образования; - сохраняющийся разрыв между образованием, получаемым в школе и потребностями реальной жизни; - снижение здоровья детей в образовательном процессе, недостаточная работа по устранению его причин; - неразработанность средств комплексного медико-психолого-социально-педагогического сопровождения деятельности образовательных учреждений, вошедших в режим развития; - непонимание педагогами и управленцами сущности органичной, всесторонней гуманизации и гуманитаризации на основе современной научной картины мира, правовой и диалогической культуры, развивающего обучения. При острой необходимости координации действий психологической, методической и медицинской служб в оздоровительной работе отсутствуют механизмы этой координации. Очевидно, эта необходимость ясно осознается и актуальна пока только на уровне районных управлений. В условиях ограниченных ресурсов руководители дошкольных образовательных учреждений пока не готовы к выходу с инвестиционно привлекательными проектами на рынок образовательных услуг. Администрация дошкольных образовательных учреждений не имеет механизмов управления инновационными процессами. Решение этого комплекта проблем может привести к устойчивому повышению качества образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Логинова В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. - СПб, 1995. 2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / под ред. Л. А. Парамоновой, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасовой и др. - М., 1997. 3. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М., 2007. 4. Болотна Л.Р. Дошкольное педагогика: учебное пособие / Л.Р. Болотна, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М., 1997. 5. Доронова Т. В. Программа "Радуга" / Т. В. Доронова, С. Г. Якобсон. // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12. 6. Дошкольная педагогика: в 2-х ч. / под ред. В.И. Логиновой, И.Г. Саморуковой. – М., 1986. 7. Дошкольное образование в России: Сборник нормативных документов. – М., 1995. 8. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М., 2004. 9. Дошкольное образование// http://perm.school.edu.ru/ 10. Драгунова О. В. Дошкольная педагогика. Часть 1. / О. В. Драгунова - Чебоксары, 2003. 11. Дьяченко О. Основные направления работы по программе "Развитие" / О. Дьяченко, Н. Варенцова. // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 2.. 12. Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики. / С.Ф. Егоров. - М.: Academia, 2001. 13. Ермолаев С. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / С. Ермолаев // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10. 14. Загвоздкин В. А. В созвучии с природой (вальдорфский детский сад). / В. А. Загвоздкин. - М., 2000. 15. Информационный материал о деятельности учреждений образования района в 2006 - 2007 уч. году // http://motokom.perm.ru/ 16. Информационный материал о деятельности учреждений образования района в 2007 - 2008 уч. году // http://motokom.perm.ru/ 17. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / под ред. С. Ф. Егорова. - М., 1999. 18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.,2008. 19. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие./ С.А Козлова, Т.А. Куликова. – М., 1998. 20. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5. 21. Крылова Н. "Детский сад — дом радости"/Н. Крылова// Дошкольное воспитание. – 1994 - № 6. 22. Образовательная работа в детском саду по программе "Развитие": Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М., 1996. 23. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой.- М.,1980. 24. Педагогика раннего возраста./ под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.И. Котовой, Д.В. Сергеевой. – М., 1998. 25. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под. ред. С.А. Смирнова М. – Академия 2001. 26. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003. 27. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед./ В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 2003. 28. Слободчиков В.И. Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года / В.И. Слободчиков // Дошкольное образование. – 2005. - № 11. 29. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е.О. Смирнова. - М.: Владос , 2005. 30. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие. М., 2000. 31. Современные образовательные программы дошкольных учреждений./под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2002. 32. Состояние и перспективы развития системы образования Мотовилихинского района г. Перми по итогам 2006 – 2007 учебного года // Комитет по образованию администрации Мотовилихинского района г. Перми. - Пермь, 2007 33. Состояние и перспективы развития системы образования Мотовилихинского района г. Перми по итогам 2007 – 2008 учебного года // Комитет по образованию администрации Мотовилихинского района г. Перми. - Пермь, 2008 34. Стеркина Р. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 2. 35. Троян А.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением./ А.Н. Троян. – М., 2006. 36. Усова А.П. Обучение в детском саду / под ред. А.В. Запорожца.- М.,1981. 37. http://gorodperm.ru/structure/main/admin_citydistrict/motovillixin/today_motov/
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |