Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состав и построение системы обеспечения безопасности



2019-12-29 249 Обсуждений (0)
Состав и построение системы обеспечения безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Состав и построение системы обеспечения безопасности Республики Беларусь согласно Концепции национальной безопасности:

1. Система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность субъектов обеспечения национальной безопасности, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые осуществляют согласованную деятельность в рамках законодательства.

2. Субъектами системы обеспечения национальной безопасности являются государственные органы, организации, общественные объединения, а также граждане.

3. Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент Республики Беларусь, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет Безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.

4. Функционирование системы обеспечения национальной безопасности организуется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, регламентирующим отношения между субъектами системы.

Наиболее распространенными являются точки зрения, что объектом безопасности выступают: личность, общество и государство или общественная система. В таком подходе происходит смешение объекта политики и национальной безопасности. Хотя, несомненно, они тесно переплетаются и взаимосвязаны друг с другом. В основе анализа объекта безопасности должен лежать методологический подход о вычленении его (объекта) сути, содержания и форм проявления, реализации.

Именно с этих позиций и для четкого разграничения теоретического и практического аспектов национальной безопасности предлагается рассматривать отдельно объекты безопасности и объекты обеспечения национальной безопасности или объекты защиты. Первые раскрывают содержание исследуемого явления, то есть безопасности, а вторые выступают в качестве формы проявления, реализации данного содержания. Они относятся к системе обеспечения безопасности. В этом аспекте объектом национальной безопасности выступают интересы как воплощение общественных отношений. А объектами обеспечения национальной безопасности являются носители (материальные и идеальные) общественных отношений. Иными словами, к объектам обеспечения или защиты относятся те объекты, воздействуя на которые возможно нанесение ущерба национальным интересам.

Такое разграничение необходимо в силу того, что национальные интересы и отношения как объект безопасности в теоретическом плане раскрывают сущность безопасности. Но их реализация в практическом плане осуществляется в многообразных формах жизнедеятельности человека и общества. Поэтому вычленение объектов обеспечения безопасности (объектов защиты) позволяет, как в теоретическом плане учесть все многообразие функционирования общественных отношений и реализации национальных интересов, так и в практическом плане перевести анализ в плоскость исследования конкретных форм, проявлений механизмов обеспечения национальной безопасности и как ее составляющих политической, экономической, гуманитарной, информационной и пр.

Угрозы национальной безопасности, то есть угрозы для нормального функционирования системы политических, экономических, социальных и других отношений и интересов, проявляются как воздействия на стабильное развитие республики в целом, государственных органов, политических партий и движений, отдельных отраслей, предприятий, индивидуальных субъектов и пр. Отсюда вытекают два важных методологических вывода: угроза для системы общественных отношений и интересов внешне проявляется как угроза для материальных объектов (в силу чего и возник подход к определению объекта национальной безопасности как личности, общества и государства в целом); угроза системе отношений и интересов фактически реализуется через воздействие на носителей отношений. Но реальной целью такого воздействия является именно система отношений, система интересов.

Иначе говоря, угрозы безопасности воздействуют на ее объект (политические, экономические, социальные отношения и интересы) и проявляются в нарушении функционирования системы общественных отношений, в воздействии на интересы и условия их реализации.

Соответственно, при построении системы обеспечения национальной безопасности необходимо выделять сам объект безопасности и объект воздействия, который, в данном случае, является опосредствующим звеном в механизме воздействия угрозы на объект (интересы, отношения) безопасности. Следует также уточнить, что объект воздействия с точки зрения обеспечения национальной безопасности становится объектом защиты.

Такой подход подчеркивает, выделяет социальный характер национальной безопасности, с одной стороны. С другой - позволяет строить систему обеспечения безопасности, выделяя как ее непосредственный объект, так и объекты воздействия или объекты защиты.

Выделение объектов воздействия (объект защиты или объект воздействия угроз, что зависит от точки зрения на предмет исследования) позволяет более детально определить угрозы составляющим национальной безопасности. Например, на основе поиска и сбора информации о состоянии политических отношений или отраслей народного хозяйства, отдельного предприятия, фирмы, государственные или негосударственные структуры зарубежных государств пытаются обнаружить "узкие" места в системе политических отношений, в народнохозяйственном комплексе, отрасли с недостаточно развитой технологией и т.д. Выяснение этих вопросов позволяет иностранным государствам, предприятиям или спецслужбам организовать поддержку оппозиционных партий или продажу нашей стране, например, устаревшего оборудования, осуществить некомплектные поставки техники и сырья, установить эмбарго на продажу прогрессивной технологии и нового оборудования и пр., тем самым затруднить условия реализации политических отношений или экономических интересов. В данном случае они реализуют свои интересы за счет сдерживания процессов демократизации или развития производительных сил нашей страны.

Иными словами, когда речь идет о социальной системе в разрезе национальной безопасности, следует учитывать два аспекта. Первый, что в проблеме национальной безопасности вычленяются как сама безопасность, так и ее обеспечение. Второй, что при анализе национальной безопасности и ее обеспечении вычленяются и два вида объектов - объекты национальной безопасности и объекты непосредственного воздействия, обеспечения (защиты). К первым относятся интересы и система общественных отношений, ко вторым - элементы социальной системы, обеспечивающие реализацию национальных интересов и отношений. И через воздействие на объекты обеспечения (защиты) осуществляется влияние угроз на объекты национальной безопасности. Поэтому при анализе объектов безопасности необходимо выделять и рассматривать именно две эти группы.

В методологическом плане формирование системы объектов безопасности (то есть системы интересов) должно осуществляться в соответствии со структурой всех уровней общественной жизнедеятельности: отношения в политической сфере, в рамках национальной экономики и в сфере информационной деятельности; на уровне межличностных, субъектных отношений (в соответствии с макро - и микроуровнями). Также в соответствии с формами социальной деятельности вычленяются политические, социальные, информационные, производственные, распределительные, финансовые и пр. отношения. Поскольку социальная система республики представляет собой сложную, иерархическую структуру, в качестве объектов национальной безопасности выступают общественные отношения и интересы трех уровней:

система национальная безопасность беларусь

уровень личности - социальные, экологические, экономические интересы каждого индивида и его отношения с другими субъектами жизнедеятельности;

микроуровень - политические, социальные, информационные, экономические интересы и отношения органов управления, общественных объединений, регионов (областей) и отраслей (секторов);

макроуровень - реализация национальных политических, экономических, информационных, социальных интересов и отношений в рамках международных отношений.

Что же касается объектов воздействия или обеспечения национальной безопасности, то следует отметить, что речь идет об одном и том же объекте, но рассматриваемом с позиций разных субъектов. Об объекте воздействия речь идет при анализе механизма реализации угроз безопасности. Об объекте обеспечения говорится при анализе деятельности государства, его органов или субъектов хозяйствования, направленной на предотвращение воздействия угроз на национальные интересы или отношения. В первом случае рассматривается система: угроза - объект ее воздействия. Во втором - между ними встает субъект, деятельность которого должна предотвратить воздействие угрозы на объект.

В самом общем виде объекты воздействия (защиты или обеспечения) целесообразно подразделить на две большие группы: физические, материальные и идеальные объекты и рассматривать в соответствии с классификацией объектов непосредственно национальной безопасности, то есть - на разных уровнях, в разных сферах, по видам политической, информационной, производственной, финансовой и др. деятельности.

В этом случае следует учитывать, что жизнедеятельность реализуется в различных сферах - политической, социальной, гуманитарной, как материальное производство, в единстве функционирования производительных сил и производственных отношений. Воздействие на объекты может осуществляться по всем этим сферам, в каждой из которых присутствуют как вещные (материальные), так и невещные (идеальные) объекты.

В современных условиях все более усиливается взаимосвязь экономики и политики, экономики и социальной сферы, информационной со всеми другими. Поэтому воздействие на объекты обеспечения одной из составляющих национальной безопасности или защиты может осуществляться как непосредственно, так и опосредованно, через воздействие на другие сферы жизнедеятельности.

Механизм взаимосвязи различных составляющих национальной безопасности, например экономики и политики, включает такие элементы, как формирование потребностей людей, учет интересов, определение показателей развития, совершенствование правовых, экономических и административных рычагов реализации политики. Соответственно, оказывая воздействие на механизмы принятия решений, функционирование аппарата управления можно достичь цели - нарушение функционирования системы отношений, реализации жизненно важных национальных интересов.

В современных условиях человеческий фактор становится одним из основных в обеспечении эффективного развития общества и его институтов. Поэтому в качестве способа воздействия на национальную безопасность может выступать и процесс формирования взглядов и представлений каждого человека, его интересов, противоречащих национальным или государственным, и создание условий для "утечки умов".

С учетом этого, невещный (идеальный) объект в аспекте анализа человека как главной силы общественного развития представлен широким диапазоном интеллектуальных ресурсов, массивов информации, целей, интересов, стратегических планов. В этом случае человек, индивид выступает в качестве объекта воздействия (а не объекта национальной безопасности), поскольку является носителем всей системы общественных отношений. То есть через воздействие на человека, индивида осуществляется негативное влияние угроз безопасности и на систему интересов и отношений, но не непосредственно, а опосредованно.

В этой связи специфика объекта воздействия (он же объект защиты) в системе обеспечения национальной безопасности заключается в том, что через него осуществляется реализация угрозы. Он выступает как элемент, передаточное звено в механизме реализации угроз. Невещные (идеальные) объекты существенно отличаются от физических объектов в силу значительного разнообразия в применении средств нанесения ущерба. Например, для воздействия на человека в современных условиях зарубежные страны используют новейшие методы психологической, психотронной, психотропной и информационной войны. Поэтому современные средства психотронной войны вызывают необходимость причислять к объекту угроз в сфере национальной безопасности не только "физическое лицо", но и отдельные черты (характеристики) его сознания. Защита человека как объекта системы обеспечения безопасности должна базироваться на противодействии используемым методам. В то же время воздействие на физический объект более ограничено, например уничтожение, повреждение.

Многообразие методов воздействия на объекты безопасности - национальные интересы и отношения - через вещные и невещные (идеальные) объекты и обусловливает необходимость четкого разграничения их с объектами воздействия и объектами защиты (обеспечения). Например, в рамках процесса международного разделения труда переезд научных работников на постоянное место жительства за границу является объективной, положительной тенденцией. Но с позиции национальных интересов процесс "утечки умов" (или аналогично "бегства капиталов") приводит к нарушению процесса распределения квалифицированных трудовых ресурсов, сокращению объема научно-технических разработок, что отражается в целом на нормальном функционировании экономики и на уровне технической оснащенности производства в частности, то есть создает угрозу как гуманитарной, так и экономической составляющим национальной безопасности.

Таким образом, вычленение в структуре объектов национальной безопасности непосредственно ее объектов - интересы и отношения - и объектов воздействия и отнесение их к понятию обеспечение безопасности, на наш взгляд, не только целесообразно, но и необходимо. Данное разграничение позволяет в дальнейшем анализе национальной безопасности:

выделить конкретные механизмы реализации угроз безопасности, в которых объекты воздействия являются элементами;

раскрыть непосредственные и опосредованные воздействия на объекты безопасности и, соответственно, расширить перечень угроз, которые необходимо предотвращать для защиты национальных, общественных, государственных и индивидуальных интересов;

вычленение объектов воздействия создает методологическую основу для более четкого разграничения компетенции органов государственной власти и управления в сфере обеспечения национальной безопасности. Выделяются не только объекты защиты, но становится возможным распределить функции элементов системы обеспечения безопасности в выявлении, предотвращении и пресечении угроз по отношению к одному объекту, но разными органами.

Обеспечение национальной безопасности представляет собой целенаправленную, постоянно осуществляемую деятельность (политическая, хозяйственная, нормотворческая, аналитическая, правоохранительная и иная) всех субъектов системы безопасности по защите жизненно важных интересов республики, сохранению и развитию процессов стабильного роста, целью которой является выработка:

подходов к вычленению первоочередных жизненно важных интересов;

механизмов прогнозирования и выявления угроз, условий и факторов, могущих препятствовать процессам реализации жизненно важных интересов республики;

системы противодействия существующим и возникающим угрозам;

механизмов взаимодействия всех субъектов безопасности.

С учетом методологического подхода определяющего элементы концепции обеспечения безопасности, данная деятельность должна включать в себя помимо перечисленного выше:

анализ объектов защиты;

формирование механизмов выявления жизненно важных политических, экономических, информационных, гуманитарных и иных интересов республики и особенностей их реализации;

реализацию мер противодействия только на основе определения признаков, проявлений, свидетельствующих о возникновении процессов, факторов или условий, совершении действий, наносящих ущерб жизненно важным интересам республики;

анализ особенностей и механизмов нанесения ущерба жизненно важным интересам республики.

Система обеспечения национальной безопасности включает в себя:

совокупность субъектов обеспечения безопасности (государственные органы, общественные структуры, предприятия и пр.), то есть имеет определенную структуру органов и организаций;

систему государственных (межгосударственных, общественных или индивидуальных) мер правового (договорного), политического, экономического, социального, оборонного, научно-технического и иного характера, направленных на защиту жизненно важных интересов;

деятельность субъектов по реализации этих мер.

Структура системы обеспечения национальной безопасности - это организованная государством совокупность субъектов: государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан, объединенных целями и задачами по защите национальных интересов, которые осуществляют согласованную деятельность в правовом поле государства.

На систему возлагается проведение комплекса согласованных мероприятий по защите национальных интересов в политической, экономической, военной, информационной и других сферах.

Более узко систему безопасности следует определить как организованную совокупность специальных органов, служб, органов государственного управления и исполнительной власти, общественных объединений, а также средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

С учетом специфического характера общественных отношений, складывающихся в различных сферах жизнедеятельности общества, для обеспечения национальной безопасности необходима разработка концепций обеспечения безопасности в каждой из таких сфер. Это обусловлено, прежде всего, спецификой нормотворческого процесса (правовые механизмы могут быть включены и эффективно работают лишь тогда, когда общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, в достаточной мере стабилизировались), а также взаимообусловленностью и различиями в интересах одних и тех же субъектов по отношению к различным сферам жизнедеятельности общества.

В этом плане алгоритм обеспечения национальной безопасности в целом и ее составляющих, как характеристика деятельности по достижению стабильного, устойчивого состояния и развития социальной структуры, реализуется по этапам:

вычленение жизненно важных национальных интересов, в том числе и в различных сферах: политической, военной, гуманитарной, экономической и т.д.;

анализ возникающих противоречии между интересами внешних социальных элементов и интересами социального образования, их причин,

выявление (мониторинг) внутренних противоречий между интересами социального организма и интересами его составляющих элементов;

определение путей и возможных механизмов разрешения возникших внешних и внутренних противоречий;

определение субъектов обеспечения безопасности, действия которых должны обеспечить равновесное состояние системы, принятие управленческих решений, реализацию которых будут осуществлять субъекты;

осуществление мероприятий по разрешению возникших внешних и внутренних конфликтов и противоречий, достижение (восстановление) стабильного, устойчивого функционирования и развития социальной структуры.

Применительно к деятельности различных органов государственного управления по обеспечению безопасности, наряду с вышеперечисленными элементами, такой алгоритм включает в себя:

выявление субъектов, деятельность которых представляет угрозу безопасности в конкретной сфере;

определение объектов защиты, основываясь на выявлении механизмов реализации угроз;

определение признаков, свидетельствующих о совершении действий, наносящих ущерб жизненно важным интересам;

прогнозирование направлений, сфер, методов и механизмов реализации угроз-действий;

определение и подготовка необходимых сил и средств, использование которых может обеспечить выявление, предупреждение и пресечение угроз безопасности;

взаимное информирование органами власти и управления, субъектами хозяйствования друг друга о возникающих угрозах-факторах, процессах и действиях, оказание содействия в реализации планов развития,

выявление недостатков механизмов, влияющих на обеспечение безопасности республики, и формирование отраслевыми министерствами и ведомствами предложений по их устранению.



2019-12-29 249 Обсуждений (0)
Состав и построение системы обеспечения безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состав и построение системы обеспечения безопасности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)