Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Истоки славянской мифологии



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
Истоки славянской мифологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема работы: Мифология и верования древних славян


План работы

Введение

1 Мифология древних славян

1.1 Истоки славянской мифологии

1.2 Культ солнца и огня

1.3. Боги

2 Славянские верования

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

Литературных древнеславянских памятников не осталось. Основные источники сведений – это средневековые хроники, произведения христиан против язычества, летописи, произведения византийских авторов, географические описания средневековых арабских и европейских авторов. Археологические данные, фольклор, этнографические и языковедческие исследования также дают богатый материал для реконструкции религиозных представлений древних славян.

В мифологии и верованиях древних славян важное место занимает культ природы. Даже название этих племен выводят из слова солнце, их называли солнцепоклонниками. Разные племена бога Солнца называли по-своему – Дажьбог, Ярило, Купало, Коляда, Троян и другие.

Целый ряд персонажей древнеславянской религии имел явно индоевропейские истоки. Например, высшие боги праславянского пантеона, имена которых достоверно известны – Перун и Велес. Перун – бог грома и молнии, подобный индийскому Индры, греческому Зевса, германскому Тора. Образ этого бога олицетворяет военную и хозяйственную, природную функции. С ним связанный так называемый грозовой миф, популярный у славян и немало элементов которого указывает на его связь с индоевропейской традицией. Ядро этого мифа – поединок Перуна со своим врагом. Перун раскалывает камень, расщепляет дерево, мечет стрелы. Его победа завершается дождем, который приносит плодородие.

К высшим богам праславянского пантеона относятся бог неба Сварог, Дажьбог – бог, связанный с солнцем, а также Ярило, Яровит. А к низшему уровню принадлежали божества, связанные с хозяйственными циклами, сезонными обрядами, а также боги, которые олицетворяли целостность небольших замкнутых коллективов: Род, Щур. Щур (Цур) был главной фигурой древнеславянского культа предков. Это мифологический прародитель и покровитель рода, его функция – всюду невидимо оберегать людей. Обожествляли абстрактные понятия, например, Доля, Лихо, Правда, Кривда.

Как мировое дерево у древних славян выступали вирий, райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. К трем частям мирового дерева приурочены разные птицы и животные. К ветвям и верхушки – птицы (сокол, соловей, птицы мифологического характера), а также Див, мифологический персонаж, солнце и месяц. К стволу – пчелы, к корням – змеи, бобры. Все дерево в целом может сопоставляться с человеком, особенно с женщиной.

Религиозную обрядность древних славян пронизывала магия. Волхвы, волшебники, вещуны, знахари, гадалки и т.п. – это были особы, которые занимались магией. Древнейшие летописные сведения про волшебников относится к 912 году. В ней рассказывается про то, как киевскому князю Олегу была предсказана смерть от его коня.

Очень распространенной была магия в быту. Магические заклинания провозглашались на току или в риге, чтобы счастливо решить судьбу урожая, благосостояние семьи. Наши предки, восточные славяне, пекли и ели на масленицу блины, которые своей круглой формой символизировали солнце, что должно было магически содействовать скорому приходу весны. С магическими обрядами часто было связано и первоначальное искусство. Существовали своеобразные культовые помещения, или святилища, рукотворные и природные, где осуществлялись магические обряды. Одним из таких природных святилищ была Каменная Могила (вблизи современного Мелитополя).

 


Мифология древних славян

Истоки славянской мифологии

Славянская мифология – совокупность мифологических представлений древних славян времени их единства (до кон. І тыс. н.э.). По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходила дифференциация славянской мифологии обособление локальных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.

Главный источник сведений по раннеславянской мифологии – средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и др.)

Особого рода источник для реконструкции славянской мифологии – сравнительно-историческое сопоставление с другими индоевропейскими мифологическими системами, в первую очередь с мифологией балтийских племен, отличающейся особой архаичностью. Это сопоставление позволяет выявить индоевропейские истоки славянской мифологии и целого ряда ее персонажей с их именами и атрибутами, в том числе основного мифа о поединке бога грозы с его демоническим противником. Индоевропейские параллели позволяют отделить архаические элементы от позднейших инноваций, влияний иранской, германской и других евразийских мифологий, позднее – христианства, заметно трансформировавших славянскую мифологию.

По функциям мифологических персонажей, по характеру их связей с коллективом, но степени индивидуализированного воплощения, по особенностям их временных характеристик и по степени их актуальности для человека внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней.

Высший уровень характеризуется наиболее обобщенным типом функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связью с официальным культом (вплоть до раннегосударственных пантеонов). К высшему уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как Perunъ (Перун) и Velesъ (Велес), а также увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остается неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Кроме названных ботов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях. Таковы древнерусский Сварог (применительно к огню – Сварожич, т. е. сын Сварога), Zuarasiz у балтийских славян. Другой пример – древнерусский Дажъбог (Даждь-бог или Дажь-бог) и южнославянский Дабог (в сербском фольклоре).

К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и т. п. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом (Мокошь и др.), иногда менее антропоморфных, тем боги высшего уровня.

Элементы следующего уровня характеризуются наибольшей абстрагированностыо функций, например Доля, Лихо, Правда, Кривда. Смерть, или соответствующих специализированных функций, например Суд. С обозначением доли, удачи, счастья, вероятно, было связано и общеславянекое бог: ср. богатый (имеющий бога, долю) – убогий (не имеющий доли, бога), укр. небог, небога – несчастный, нищий. Слово «бог» входило в имена различных божеств – Дажьбог, Чернобог и др.

К низшей мифологии относятся разные классы неиндивидуализированной (часто и неантропоморфной) нечистой силы, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, било га и т. п.: домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, из животных – медведь, волк и др.

Позднепраславянская мифологическая система эпохи раннегосударственных образований наиболее полно представлена восточнославянской мифологией и мифологией балтийских славян. Ранние сведения о восточнославянской мифологии восходят к летописным источникам. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославович совершил попытку создать в 980 г. общегосударственный языческий пантеон. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Главными божествами пантеона были громовержец Перун и «скотий бог» Велес (Волос), противостоящие друг другу топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса – внизу, возможно на киевском Подоле), вероятно, по социальной функции (Перун – бог княжеской дружины, Велес – всей остальной Руси). Единственный женский персонаж киевского пантеона – Мокошь – связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением). Другие боги этого пантеона известны меньше, но все они имеют отношение к наиболее общим природным функциям; Стрибог, видимо, был связан с ветрами, Дажьбог и Хорс – с солнцем, Сварог – с огнем.

Принятие Владимиром христианства в 988 г. повлекло за собой уничтожение идолов и запрет языческой религии и ее обрядов. Тем не менее, языческие пережитки сохранялись. Помимо богов, входивших в пантеон, известны и другие мифологические персонажи, о которых обычно сообщат более поздние источники. Одни из них тесно связаны с семейно-родовым культом (Род) тли с сезонными обрядами (Ярила, Купала, Кострома), другие известны из менее надежных источников (Троян, Переплут), третьи вообще являются созданиями так называемой кабинетной мифологии (Лель и т.п.).

Западнославянская мифология известна но нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племенам. Наиболее подробны сведения о богах балтийских славян, но и они разрозненны: речь идет об отдельных божествах, связанных обычно с локальными культами. Возможно, что вся совокупность мифологических персонажей высшего уровня у балтийских славян не была объединена в пантеон (в отличие от восточных славян).

Культ солнца и огня

Культ Солнца распространен у славян с давних времен. Есть мысль, которая даже имя славян означает тот, что происходит от Солнца, то есть указывает на давний миф о происхождение славян от Солнца.

 

 

На этой уникальной вышивке нач. ХІХ ст. изображен Дажьбог в виде всадника с поднятыми к небу руками. Голова в виде криво поставленного квадрата с солярными знаками (знаками солнца) – крестами и солнцеподобной фигурой с 8 лучами.

Дажьбог – один из главных богов языческой Руси. Под этим именем обожествлялось солнце. Название Дажьбог происходит от давнего – дождь – дать, то есть дай-бог, бог, который дает жизнь.

Давние славяне воображали солнце небесным огнем, колесом, от которого зависит жизнь. О солнце говорили, как о живу существе. Жрецы, волхвы и прочие служители культа выступали от его имени. Нему посвящались праздники Ивана Купала, Коляды, руководств зимы. Разные племена Солнце называли по-своему – Дажьбог, Ярило, Купала, Коляда, Троян. Ярило был богом весеннего солнца, Купало – и богом пожилого солнца, Коляда – богом зимнего солнца.

Праздник в честь Купалы отмечалось в начале жатвы. Нему приносили жертвы возле озер и других водохранилищ у имени земных плодов. Иногда приносили в жертву людей, топили их в воде. Остатком этого жестокого обряда есть глазуровка людей водой во время праздника, которое позднее стало называться Иваном Купалою.

Праздник в честь Коляды праздновали 24 декабря в виде забав с песнями, в которых воспевалась Коляда. Во время праздника осуществлялся аграрно-магический обряд, суть которого в заклинании урожая. Люди во главе со жрецами ходили, прославляли Коляду, собирали принесение для общей жертвы Солнцу, посыпали зерном, водили козу, коня, медведя, ходили с плугом (символическая пахота), пели величальных песен хозяину, прославляли его работу. Эти песни назывались колядками.

В словах Коляда, колядки – славянский корень – круг (колесо, солнце), с колядовать означало собирать на жертв богам. После принятия христианства праздник Коляды слилось с Рождеством Христовым.

Наименования Троян трактовали как трех солнца в одном, то есть три Яны. Ян был у славян также богом солнца. Божество солнца, таким образом, воображали триединым, будто три существа, связанные единством действий. Триединое божество признавалось многими религиями давних народов и славяне этого не минули.

Празднования Нового года нашими предками приходилось на начальные дни весны – март. Это было праздник Весны, Солнца, воскресения природы. Именно тогда, после продолжительной зимы пробуждается матушка-природа, и это издавна отмечалось веснянками-гаивками, радугой народных мистерий, разнообразными играми, забавами. Еще из тех далеких времен дошли к нам современные названия украинского месяцеслова, в которых зафиксированные особенности природы Украины, важные факторы хозяйствования и культуры наших пращуров, их быта, обычаев.

С принятием христианства в Киевской Руси встреча нового года была перенесена на начало осени – сентябрь. Ныне это далекое упоминание сохранилось в общепринятом начале нового учебного года во всей системе образования.

С введением юлианского, а со временем григорианского календаря празднования Нового года перенеслось на январь.

В давние времена, еще к формированию Киевской Руси, во времена Кия, богом света, неба и всего мира был Сварог. Он олицетворял Небо и был богом, который зажигает огонь и дает жизнь солнцу. Таким образом, это был отец Дажьбога – бога Солнца и Сварожича – бога огня. В соответствии с давними сказами, Сварог с появлением Дажьбога и Сварожича пошел на отдых, оставив им управления Вселенной.

Во времена Киевской Руси главным богом восточных славян становится Перун, который полностью заменил Сварога.

Перун – бог грома и молнии. Его функции напоминают функции древнегреческого бога Зевса, римского Юпитера. С X ст. Перун стал богом оружия, княжеской жены, покровителем самого князя. Княжеские жены Олега, Игоря, Святослава присягали именем Перуна.

Идол Перуна стоял в Киеве на горе. Этот бог изображался в человекоподобном виде. Летописцы рассказывают, что тело его было иссечено из дерева, голова, отлитая с серебра, а уса – из золота; ноги – из железа, а глаза – из ценного камня. В руке он держал подобие стрелы из камня, которое было усилено яхонтами. Перед статуей Перуна всегда горел огонь, который жрецы под угрозой смерти должны были поддерживать.

Перун олицетворял грозные силы природы, вызвал чувство страха и поклонения. Люди считали, что гром – это грохот его колеснице, а молнии – его стрелы. Перун – также покровитель земледельцев, урожая. Все радовались первому грому и спешили умыться дождевой водой. Приметы Перуна позднее с введением христианства на Руси были перенесены на святого Илью.



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
Истоки славянской мифологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Истоки славянской мифологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)