ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
12 ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ДЕНЕГ
Образовательная область – Познавательное развитие
Составитель: Насекина Ольга Михайловна, воспитатель МДОБУ №4 Лукоморье»
2019
АННОТАЦИЯ
Материал является методической разработкой для детей подготовительной к школе группы. На протяжении занятия дети в занимательной форме знакомятся с важной стороной развития жизни и человека, и общества в тесной экономической взаимосвязи, задействуя при этом игровую деятельность. На занятии у детей расширяются круг известных слов, углубляются уже имеющиеся представления об экономических словах: «деньги», «цены», «товар», «рынок» и т.д., формируется экономически грамотная модель поведения. Методическая разработка представлена 1.03.2019г. с детьми подготовительной группы на семинаре-практикуме для педагогов образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в рамках деятельности базовой площадки по проблеме формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
XXI век – время, в котором идет интенсивное развитие рыночной экономики. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с ее законами. И если мы, начиная с дошкольного возраста, будем знакомить с такими экономическими понятиями как «деньги», «товар», «рынок» и др., то – это непременно принесет пользу ребенку, и в будущем он наверняка сможет разумно устроить свою жизнь. Но как понятно рассказать об этом дошкольнику?! На мой взгляд, знакомство с экономикой начинается с самого элементарного и доступного, с чем ребенок сталкивается ежедневно с самого раннего возраста. Это – деньги. И здесь на помощь приходит игровое занятие! Такое занятие, помимо решения основной поставленной задачи – элементарное ознакомление с законами экономики, объединяя, ставит и решает задачи других образовательных областей, интегрируемых в основной образовательной деятельности в ДОО. Игровое взаимодействие с детьми в организованной деятельности не только доставляет детям радость и удовольствие, но и помогает применять знания экономического содержания в других развивающих направлениях, таких как: - познавательное развитие (развитие сообразительности, гибкости и самостоятельности мышления); - речевое развитие (пополнение словарного запаса, формирование культуры общения, развитие образного, элементарного абстрактного мышления, умение находить причинно-следственные связи); - социально-коммуникативное развитие (умение предлагать и обосновывать свою точку зрения в различных проблемных ситуациях, умение вести разумный диалог, договариваясь между собой; выполнение задания в условиях соревнования; воспитание эмоционально-положительного отношения и интереса к деятельности экономического характера); - художественно-эстетическое развитие (интонационно-выразительное чтение художественной литературы, развитие творчества, воображения, способностей в продуктивной деятельности). На занятии экономического содержания педагог ставит основную цель: в занимательной форме познакомить ребенка с важной стороной развития жизни и человека, и общества в тесной экономической взаимосвязи, задействуя при этом игровую деятельность. Именно игра является наиболее удобной и доступной формой, с помощью которой дети могут разобраться с часто встречающимися в жизни словами, понятиями, связанными с практической экономикой. Объяснение, в процессе игры помогает не только проще понять, какое содержание заложено в интересующем слове, но и сделать изучение экономики увлекательным занятием, расширить круг известных слов, углубить уже имеющиеся у ребенка представления об экономических словах: «деньги», «цены», «товар», «рынок» и т.д., сформировать экономически грамотную модель поведения. Предлагаемый конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег», очень просто, занятно и доступно объясняет такие сложные понятия и вопросы, как «деньги», «товар», «выгодный бизнес», «как и почему меняются цены», «как найти выгодный бизнес». Ведь вместе с педагогом ребята обсуждают не только содержание, но и каждое ключевое слово, которое знакомит с тем или иным экономическим понятием. Представленное занятие предназначено для детей подготовительной к школе группы, реализуется в рамках части образовательной программы дошкольного образования МДОБУ «Детский сад № 4» г. Соль-Илецка, формируемой участниками образовательных отношений в парциальной образовательной программе «Финансовая грамотность – успешное будущее».
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Содержание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 . | Тема образовательной деятельности | «Путешествие в прошлое денег» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Тема недели | «Река времени» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие: экономическое воспитание дошкольников - формирование основ финансовой грамотности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Виды деятельности детей | Игровая: игра-путешествие, дидактическая игра Коммуникативная: беседа, обсуждение, ответы на вопросы Двигательная: физкультминутка Познавательно-исследовательская: рассматривание предметов, используемых человеком раннее в качестве денег; рассматривание монет и купюр разного достоинства, освоение новые представлений, терминов Продуктивная: аппликация «Копейка» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Методы и приемы реализации содержания занятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: рассказ (устный рассказ педагога на основе демонстрации презентации; комментарии, сопровождающие продуктивную деятельность), наглядный материал, сюрпризный момент. Беседа: обсуждение значимости денег в жизни человека; обращение к опыту использования денег, осмысление необходимости рационального использования денег. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: косвенное требование (советы по выполняемым действиям): правильное размещение элементов на монете. Методы стимулирования и мотивации деятельности: результаты художественного труда (использование созданных монет оформлении мини-музея); художественное слово (стихотворения); ситуация выбора:расположение денежных единиц в правильной последовательности на ленте «Река Времени». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Наглядные методы: иллюстрации денежных единиц от древности до современности, презентация Power Point Словесные методы: вопросы проблемного характера, инструкции педагога по фиксированию результата деятельности Практические методы: игры и игровые упражнения на активизацию полученных знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие: изучение истории появления денег, назначения, принципов применения в жизнедеятельности человека. Социально-коммуникативное развитие: осмысление способов грамотного распоряжения деньгами, правил расчета за товары и услуги. Речевое развитие: обогащение словаря детей новыми понятиями: товарообмен, товарные деньги, каури, куна, ногата, гривны, резаны, рубль, копейка, ассигнации, монета, банкнота, пластиковая карта. Активизация использования новых слов в речи. Художественно-эстетическое развитие: осознание творческой мысли человека, проявившейся в процессе создания денег, изготовление монет (аппликация). Физическое развитие: физкультминутка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Возрастная группа | Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Цель | Формирование осознания детьми экономической категории «деньги», понимания их истории и основных законов, основ их рационального использования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Задачи | Планируемые результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.1 | Дать детям представление об истории и развитии денежной единицы от прошлого к настоящему; вызвать интерес к прошлому предмета. | Демонстрирует заинтересованность темой, любознательность. Проявляет интерес к познавательно-исследовательской деятельности, проводимой с камнем, берестой, бумагой; делает выводы, умозаключения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.2 | Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях со сверстниками посредствам организации подгрупповой формы деятельности. | Проявляет потребность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Вступает в диалог с воспитателем, отвечает на поставленные вопросы, оценивает результат своей деятельности, выполняют взаимоконтроль. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.3 | Развивать мышление, память, любознательность, умение анализировать, обобщать, сравнивать денежные знаки по различным признакам, развивать умение выражать свои мысли и делать выводы. | Стремится к получению информации, использует для этого разные источники, делится выводами со взрослыми и сверстниками, проявляет умения производить рефлексию своей деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Затруднения | Способы преодоления | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.1 | Структурирование исторически верного рассказа о появлении денег | Использование схематического отображения товарно-денежных отношений человечества (лента «Река Времени») | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.2 | Затруднения в назывании денежных единиц и денежных форм | Использование наглядно-иллюстративного материала и наводящих вопросов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Литературный ряд: стихотворения «Свинья – копилка» Енка Енка, «Я копейку нашел», «Стихотворение о копейке» Л.Ф. Котов Аудиовизуальный ряд: презентация «История денег» Музыкальный ряд: музыкальное сопровождение для перехода из одного времени в другое; спокойная мелодия для сопровождения продуктивной деятельности детей Материалы и оборудование: Лента «Река времени» с иллюстрациями исторических этапов человеческой жизнедеятельности («древность – старина – настоящее). Монеты и денежные купюры. Материалы для продуктивной деятельности: заготовки (всадник с копьем, цифра 1, фраза «Банк России», год, растительный орнамент), клей, салфетки, тряпочки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Чтение и обсуждение сказок о деньгах: «Огниво», Г.-Х. Андерсен, «Заработанный рубль». Чтение и обсуждение стихотворения «Три копейки на покупку» (Ш. Галиев) Обсуждение вопросов: - Что такое деньги? - Зачем нужны деньги? (расплачиваться за покупки) - Можно ли обойтись без денег? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2019-12-29 | 168 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы