Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок 3 «Проблема маленького человека в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель»



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Урок 3 «Проблема маленького человека в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель» 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель урока: вывести учащихся на формулирование самими ими темы урока, постановку проблемы и методов её решения.

План урока:

1. Выявление главного героя, действия, происходящего с ним, круга общения.

2. Постановка проблемы.

3. Методы решения проблемы.

Ход урока.

I. 1. Ребята, мы с вами прочитали произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

 

 

– Назовите, пожалуйста, всех, с кем вы познакомились в этом произведении.

 

 

     
 

 

– Подумайте, без какого из этих героев не произошло бы главное действие?

– Самсон Вырин,

– Найдите описание Самсона Вырина в тексте.

2. Скажите, что происходит с нашим героем в этом произведении?

– Он теряет дочь, спивается, умирает.

– Найдите описание жизни Самсона Вырина до отъезда дочери и после отъезда.

3. Скажите, пожалуйста, с кем общается Самсон Вырин?

 

           
 

 

 

     
   

 
       
         

 

II. 1. А теперь посмотрите, с кем у Вырина хорошие отношения, а с кем нет, найдите этому подтверждение в тексте.

Дуня – сначала хорошие, потом нет;

Минский – плохие, хорошие, плохие;

проезжающие – неважные.

2., 3. Подумайте и скажите, с кем из этих людей Самсон Вырин общался больше всего?

– С Дуней и Минским.

4. Если посмотреть на их отношения, то можно определить, с кем из этих людей Вырин живёт дружно, а с кем нет

 

         

 

 

 
     
       

 

Вывод: у Вырина с Дуней, Минским, проезжающими происходит конфликт.

А теперь определим пространство этого конфликта, т.е. где он происходит, в каких местах Вырин общается с этими людьми?

Станция Петербург

+ +

Вывод – конфликт происходит везде.

5. Когда происходит конфликт?

– Постоянно

6. Почему происходит конфликт? Из-за чего?

– Из-за самого Вырина.

Почему? Почему Дуня сбегает от отца? Почему Минский стыдится Вырина? Найдите подтверждение в тексте.

– Потому что он был человеком неинтересным, не хотел саморазвиваться, у него не было любимых занятий, дочери было с ним скучно, у неё не было будущего, останься она на станции с отцом.

– А теперь найдите в тексте те строки, в которых говорится о страданиях Дуни после смерти отца.

Вывод: Значит, Дуня всё-таки любила отца.

У нас получается такая схема:

 

     

   
 

   

 

III. Подумайте, что мог сделать Самсон Вырин, чтобы у него минусы в отношениях с людьми поменялись на плюсы?

Учащиеся находят решения этой проблемы и объясняют, как они пришли к такому решению.

 


Урок 4 «Сказка – ложь, да в ней намёк» по сказке А.П. Платонова «Волшебное кольцо»

Цель урока: Вывести учащихся на формулирование самими ими темы урока, постановку проблемы и методов её решения.

Ход урока.

I. Прочитав сказку А.П. Платонова «Волшебное кольцо», скажите, с какими героями мы познакомились.

– Семён, мать, кошка, собака, змея, царь змеиный, Аспид, жена Семёна (царская дочь).

– А теперь представим, что мы попали в театр, и сегодня у нас в гостях побывают эти герои. Тема нашего урока: «Сказка – ложь, да в ней намёк». Поэтому вы должны не просто внимательно смотреть сцены из сказок, но ещё и пробовать проанализировать некоторые эпизоды.

II. Встречаем наших актёров!

1-й эпизод – Семён покупает животных.

Просмотрев отрывок из сказки, скажите, что здесь произошло?

– Семён отдал последние деньги, чтобы спасти животных.

– Почему?

– А сейчас, в наше время, такое возможно?

– Что можно сделать, чтобы люди стали добрее?

– Скажите, а всё ли хорошо в эпизоде, который мы с вами просмотрели?

– Хорошо то, что Семён спас животных, т.е. приобрёл друзей, а плохо то, что он отдал последние деньги.

 

     
 

 


– Получаем схему:

 

 

III. В следующем эпизоде, который мы с вами посмотрим, как змеиный царь награждает Семёна кольцом.

– Что хорошего в этом эпизоде?

– Семён приобретает кольцо, т.е. благополучие.

– А что происходит для Семёна плохого?

– Приобретает врага Аспида.

Получается схема:

 

 

– Скажите, а Семён знал, что Аспид ему враг?

– Нет.

– А почему, чего ему не хватало, чтобы догадаться?

IV. Вновь встречаем наших героев, они покажут нам женитьбу Семёна.

– Ну а что же происходит здесь?

– Жена предаёт Семёна, значит, добро не всегда творит добро, а иногда и порождает зло.

– Скажите, а любила ли его жена?

– Нет.

– А зачем она вышла за него замуж?

– Из-за богатства.

– Получаем схему

 

     

   
 

   

 

 

 

– Как мечту свою осуществить так, чтобы потом не предали?

V. А нужна ли была вообще эта сказка? Можно ли было обойтись без кольца? Вспомните, как начиналась сказка.

– Нет, не было работы.

Вывод: Если бы была работа, то Семён со своей добротой мог бы и не взять кольцо.

– А можно ли было, даже находясь в таких условиях, найти работу? Связать с нашей жизнью.

– Можно.

– Вспомните пословицы, которые подходят к нашей сказке.

– У меня на доске записаны пословицы, прочитав которые, скажите, какой намёк нам даёт сказка?

– Счастье без ума – дырявая сума.

– Труд человека кормит.

– Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

– Знай сверчок свой шесток.

– Под лежачий камень вода не течёт.

– Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Чему же научила нас эта сказка?



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Урок 3 «Проблема маленького человека в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок 3 «Проблема маленького человека в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)