Урок 3 «Проблема маленького человека в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Цель урока: вывести учащихся на формулирование самими ими темы урока, постановку проблемы и методов её решения. План урока: 1. Выявление главного героя, действия, происходящего с ним, круга общения. 2. Постановка проблемы. 3. Методы решения проблемы. Ход урока. I. 1. Ребята, мы с вами прочитали произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
– Назовите, пожалуйста, всех, с кем вы познакомились в этом произведении.
– Подумайте, без какого из этих героев не произошло бы главное действие? – Самсон Вырин, – Найдите описание Самсона Вырина в тексте. 2. Скажите, что происходит с нашим героем в этом произведении? – Он теряет дочь, спивается, умирает. – Найдите описание жизни Самсона Вырина до отъезда дочери и после отъезда. 3. Скажите, пожалуйста, с кем общается Самсон Вырин?
II. 1. А теперь посмотрите, с кем у Вырина хорошие отношения, а с кем нет, найдите этому подтверждение в тексте. Дуня – сначала хорошие, потом нет; Минский – плохие, хорошие, плохие; проезжающие – неважные. 2., 3. Подумайте и скажите, с кем из этих людей Самсон Вырин общался больше всего? – С Дуней и Минским. 4. Если посмотреть на их отношения, то можно определить, с кем из этих людей Вырин живёт дружно, а с кем нет
Вывод: у Вырина с Дуней, Минским, проезжающими происходит конфликт. А теперь определим пространство этого конфликта, т.е. где он происходит, в каких местах Вырин общается с этими людьми? Станция Петербург + + Вывод – конфликт происходит везде. 5. Когда происходит конфликт? – Постоянно 6. Почему происходит конфликт? Из-за чего? – Из-за самого Вырина. Почему? Почему Дуня сбегает от отца? Почему Минский стыдится Вырина? Найдите подтверждение в тексте. – Потому что он был человеком неинтересным, не хотел саморазвиваться, у него не было любимых занятий, дочери было с ним скучно, у неё не было будущего, останься она на станции с отцом. – А теперь найдите в тексте те строки, в которых говорится о страданиях Дуни после смерти отца. Вывод: Значит, Дуня всё-таки любила отца. У нас получается такая схема:
III. Подумайте, что мог сделать Самсон Вырин, чтобы у него минусы в отношениях с людьми поменялись на плюсы? Учащиеся находят решения этой проблемы и объясняют, как они пришли к такому решению.
Урок 4 «Сказка – ложь, да в ней намёк» по сказке А.П. Платонова «Волшебное кольцо» Цель урока: Вывести учащихся на формулирование самими ими темы урока, постановку проблемы и методов её решения. Ход урока. I. Прочитав сказку А.П. Платонова «Волшебное кольцо», скажите, с какими героями мы познакомились. – Семён, мать, кошка, собака, змея, царь змеиный, Аспид, жена Семёна (царская дочь). – А теперь представим, что мы попали в театр, и сегодня у нас в гостях побывают эти герои. Тема нашего урока: «Сказка – ложь, да в ней намёк». Поэтому вы должны не просто внимательно смотреть сцены из сказок, но ещё и пробовать проанализировать некоторые эпизоды. II. Встречаем наших актёров! 1-й эпизод – Семён покупает животных. Просмотрев отрывок из сказки, скажите, что здесь произошло? – Семён отдал последние деньги, чтобы спасти животных. – Почему? – А сейчас, в наше время, такое возможно? – Что можно сделать, чтобы люди стали добрее? – Скажите, а всё ли хорошо в эпизоде, который мы с вами просмотрели? – Хорошо то, что Семён спас животных, т.е. приобрёл друзей, а плохо то, что он отдал последние деньги.
– Получаем схему:
III. В следующем эпизоде, который мы с вами посмотрим, как змеиный царь награждает Семёна кольцом. – Что хорошего в этом эпизоде? – Семён приобретает кольцо, т.е. благополучие. – А что происходит для Семёна плохого? – Приобретает врага Аспида. Получается схема:
– Скажите, а Семён знал, что Аспид ему враг? – Нет. – А почему, чего ему не хватало, чтобы догадаться? IV. Вновь встречаем наших героев, они покажут нам женитьбу Семёна. – Ну а что же происходит здесь? – Жена предаёт Семёна, значит, добро не всегда творит добро, а иногда и порождает зло. – Скажите, а любила ли его жена? – Нет. – А зачем она вышла за него замуж? – Из-за богатства. – Получаем схему
– Как мечту свою осуществить так, чтобы потом не предали? V. А нужна ли была вообще эта сказка? Можно ли было обойтись без кольца? Вспомните, как начиналась сказка. – Нет, не было работы. Вывод: Если бы была работа, то Семён со своей добротой мог бы и не взять кольцо. – А можно ли было, даже находясь в таких условиях, найти работу? Связать с нашей жизнью. – Можно. – Вспомните пословицы, которые подходят к нашей сказке. – У меня на доске записаны пословицы, прочитав которые, скажите, какой намёк нам даёт сказка? – Счастье без ума – дырявая сума. – Труд человека кормит. – Хочешь есть калачи, не сиди на печи. – Знай сверчок свой шесток. – Под лежачий камень вода не течёт. – Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Чему же научила нас эта сказка?
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |