Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I .  Анализ литературы по проблеме исследования.



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
I .  Анализ литературы по проблеме исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа по общей психологии

Тема:   Проблема сознания в психологии

 

                                            

Выполнила:

                                         Студентки 1 курса группы Л С/С 04   

                                           Василенковой Ирины Владимировны

                                                    Научный руководитель:

                                                     К. п. н., доцент Дмитриева Л.И.

Красноярск 2004

Оглавление

 

Введение                                                                                                          3

Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования                                 9

I.1.  Подходы к определению понятия «сознание»                                11

I.2.      Онтогенетические аспекты сознания                                               19

I.3.   З.Фрейд «теория бессознательного»                                               26

I.4.    Л.С. Выготский «сознание - идеальное отражение объективной реальности»                                                                                                     35

I.5.  Речь как основа сознания                                                                  47

Заключение.                                                                                                    51

Список используемой литературы                                                               55

Приложение                                                                                                    58

 

 

Введение.

Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В. П. Зинченко[19], уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.

Каждый человек сам проживает свою жизнь. Меняются эпохи и нравы, войны и беды чередуются с периодами относительного благополучия , прогрессирует техника и изменяется окружающая среда – это лишь предлагаемые человеку обстоятельства, на фоне которых строится его единственная и никем более неповторимая жизнь. Вся жизнь человека похожа на книгу. При том заранее известно, что жанр этой книги более всего напоминает трагедию, ибо в самом конце главный герой обязательно погибает. На протяжении всей своей жизни (книги) человек пытается найти ответы на некоторые основные вопросы: Кто я? Зачем явился на этот свет? И почему потом уйду? В чем смысл жизни? Но, человек обречен, никогда не узнать полного ответа.

Человек, как сознательное и социальное существо, живет только для того, чтобы обеспечить себя хлебом насущим, для продолжения человеческого рода или для достижения славы, прибыли, власти. Но, любая культура, оставившая заметный след в истории отвергала эту концепцию. Издревно человек ищет ответы на вопросы о духовном смысле бытия. Эти поиски привели человека к созданию науки, способствующей продвижению человечества к новым, более интересным ответам на пути постижения смысла жизни. И пусть эта наука никогда не найдет окончательного решения, но она отбрасывает те варианты ответа которые ведут человека в ложном направлении. Эта наука психология. Наука о психике и психических проявлениях. Основной проблемой психологии является проблема сознания.

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

Поскольку большинство психологических терминов – омонимы, обозначающие весьма разные представления. Понятие сознание имеет едва ли не сотню разных и противоречащих друг другу значений.

«Сознание:

- как идеальное оно находится в оппозиции к материальному;

- как осознанное - в оппозиции к бессознательному;

- как проявление исключительно человеческой психики - в оппозиции к

психике животных;

- как состояние бодрствования - в оппозиции к состоянию сна;

- как механизм, как процесс или как состояние - в оппозиции друг к другу;

- как выражаемое в словах (вербальное) – к словесно невыразимому;

- как осознание собственных переживаний и своей личности (самосознание) –

в оппозиции к осознанию внешних явлений и предметов;

- как нечто качественное: например, как способ маркировки имеющейся информации, как некий «луч», освещающий психические процессы, как «субъективную окраску», которой сопровождаются многие из этих процессов;

- как нечто количественное, подлежащее измерению: например, объем сознания, время сознательной реакции и пр.»[1]

Этот перечень, разумеется, далеко не завершен. Ведь еще говорят об уровнях сознания, об измененных состояниях сознания, космическое сознание и т.д.

Мы же рассмотрим взаимодействующие между собой психические явления – сознание и бессознательное.

Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

Часто, совершив определенный поступок, человек не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного.

Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт[6], Джеймс[17] и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд[50,51,51,53,], К. Юнг[54]. Отечественными психологами Выготским[10,11,12], Леонтьевым[22,23], Зинченко[19] и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного.

К. Юнг в книге «Сознание и бессознательное» [54] рассматривает отношение между «эго» и бессознательным, понятия коллективного бессознательного, инстинкта.

С. Л. Рубенштейн в своей книге «Бытие и сознание» [37, c.26] пишет, что «сознание, то есть осознание объективной действительности, начинается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета».

В книге А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» [22, с.30] процесс осознания связывается с опредмечиванием представлений, с тем, что «Объект должен выступать перед человеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности, то есть своей идеальной стороной», а акты выделения идеальной стороны отождествляются с актами их осознания.

Л. С. Выготскому мы обязаны необыкновенно тонким анализам переживаний, неосознаваемых или плохо осознаваемых их субъектом, который был им произведен еще в начале 30-х годов и изложен кратко на заключительных страницах его основной монографии «Речь и мышление». Главная идея этой концепции Выготского заключается в том, что мысль, находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме, зарождается в сознании человека как неразличимый «сгусток смысла».

В небольшой книге грузинского психолога А. Е. Шеррозии «Психика. Сознание. Бессознательное» [47] он рассматривает общепсихологический аспект категории сознания и бессознательного психологического. Автор считает, что, отправляясь только от этих категорий, возможно, решать принципиальные проблемы психологии.

Бассин Ф.В. осуществил исследование неосознаваемых форм высшей нервной деятельности и проблемы бессознательного. «Проблема «бессознательного». О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности» (1968)[2]. «…Хорошо известно, что «бессознательное» может изучаться как область мозговых процессов и психологических реакций, которыми организм отвечает на сигналы, без того чтобы все это реагирование или отдельные его фазы осознавались. «Бессознательное» можно исследовать и в другом плане – с точки зрения отношений, которые складываются при разных условиях между ним и деятельностью сознания…»[5]

Спиркин А.Г. исследовал проблемы происхождение и развитие сознания, самосознания, бессознательного, языка, общения, интуитивных и рациональных форм познания и др. «Происхождение сознания» (1958), «Сознание и самосознание» (1972). В книге «Сознание и самосознание» [39] анализируется проблема соотношения сознательного и бессознательного в процессе творчества, структура бессознательного, выясняется, почему именно на уровне подсознания часто рождаются новые идеи, возникают оригинальные ассоциации образов. «Психическая деятельность может находится в фокусе сознания; иногда не достигает уровня сознания (досознательное, или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих в не сферы его разума, без отчетных и не поддающихся, по крайне мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного.».

Асмолов А.Г. российский психолог. исследовал проблемы-эволюционного подхода к сознанию, бессознательному и личности, систематизации неосознаваемых психических явлений, бессознательного как особой формы отражения и др.. Автор книг «Личность как предмет психологического исследования» (1984), «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990).

В книге известного петербургского психолога Виктора Михайловича Аллахвердова предлагается оригинальная авторская концепция о взгляде на сознание как на механизм проверки догадок об окружающем. [1]

Несмотря на множество публикаций в истории психологической науки сознание и бессознательное явились труднейшими проблемами, которые до сих пор не удалось решить ни с материалистических, ни с идеалистических позиций. На пути их практического применения также возникло немало сложных вопросов. По этой причине проблема сознания и выходящих за уровень сознания структур, несмотря на важное значение этих явлений в понимании психологии и поведении человека, до сих пор считается одной из наименее разработанных. Поэтому данное исследование проблемы в какой-то степени восполнит пробел в изучении сферы сознания и бессознательного.

Проблема исследования. Формирование сознания в психологии.

Объект исследования. Сознание.

Предмет исследования. Особенности сознания.

Цель исследования. Теоретически обосновать проблему сознания в психологии.

Задачи исследования.

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

 

I .  Анализ литературы по проблеме исследования.

Сознание и в наши дни является предметом психологического исследования. История проблемы сознания в отечественной психологии еще ждет своего исследователя. Предреволюционный период можно назвать плодотворным в разработке проблемы сознания. Как известно, И. П. Павлову[32], основоположнику науки о высшей нервной деятельности, принадлежит мысль о коренных различиях корковых процессов человека и животных, что связывалось им с наличием у человека особого класса условных сигналов – словесных раздражителей. Вопрос о специфике аналитико-синтетической деятельности мозга человека по сравнению с мозгом животных имеет самое непосредственное отношение к механизмам сознания. Словесные сигналы, по Павлову, вносят «новый принцип» в работу коры больших полушарий человека. В одном из докладов на симпозиуме «Проблемы сознания» (1966 г.) можно прочитать: «… С возникновением второй сигнальной системы предметы и явления, действующие на органы чувств, связываются со словом и осознаются в словесно-речевой форме, благодаря чему и появляются различия между субъектом и объектом отражения, материальным миром и его идеальным отражением в мозгу…»[32]

Уже в ранние 20-е года проблема сознания начала вытесняться. В это время происходит зарождение нового подхода в психологии, С. А. Рубинштейн(1957 г., 1959 г.,2001г.) связывал это марксизмом, что было более ограничено по сравнению с психоанализом и реактологией. На передний план выступила реактология со своим пренебрежением к проблематике сознания, и психоанализ со своим акцентом на изучение подсознание и бессознательного. Проблемами сознания лишь частично продолжали заниматься П. А. Флоренский и Г. Г. Шпет, результаты разработок которых в то время , к сожалению, не оказали заметного влияния на развитие психологии. В середине 20-х гг. появились еще две фигуры: М. М. Бахтин и Л. С. Выготский[10,11,12], целью которых было понимание природы сознания, связи с языком, словом и т.д. Для них марксизм был одним из методов понимания и объяснения проблемы. В 30-е гг. вновь наступил перелом, остановка исследования сознания, а также и бессознания: Л. С. Выготский[10,11,12] скончался. М. М. Бахтин вынужденно был сослан и не имел возможности работать, П. А. Флорентский и Г. Г. Шпет погибли в лагерях, а З. Фрейд[50,51,52,53] в стране был запрещен. Изучение сознания ограничилось такими нейтральными темами, как исторические корни возникновения сознания и его онтогенез в детском возрасте. Последователи Л. С. Выготского[10,11,12] (А. Н. Леонтьев[22,23], А. Р. Лурия[25], А. В. Запорожец, П. И. Винченко и др.) переориентировались на проблематику психологического анализа деятельности. Возврат к проблеме сознания в ее достаточно полном объеме произошел по второй половине 50-х гг. прежде всего благодаря трудам С. А. Рубинштейна(1957 г., 1959 г.,2001г.), а затем и А. Н. Леонтьева[22,23].

В советской психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью. Этот принцип изложен в работах С. А. Рубинштейна (1957 г., 1959 г.), Е. В. Шорохова (1961 г.), А. Н. Леонтьева (1975 г.). Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Отвлеченное речевое мышление во многих работах рассматривается как главная характеристика сознания, с которой связываются многие другие его особенности и проявления. Но все же в советской психологии общее понимание природы сознания получает весьма разную конкретизацию у разных авторов.



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
I .  Анализ литературы по проблеме исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I .  Анализ литературы по проблеме исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)