Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет и метод бухгалтерского учёта. Задачи и функции бухучёта



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Предмет и метод бухгалтерского учёта. Задачи и функции бухучёта 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

1. Предмет и метод бухгалтерского учёта. Задачи и функции бухучёта. 3

11. Двойная запись. Бухгалтерская проводка. 9

21. Методы определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списанных на производство. 12

Литература. 14

                                                            

 

 

 

 

                      

 

                                  

 

 

Предмет и метод бухгалтерского учёта. Задачи и функции бухучёта

Бухгалтерский учёт как экономическая наука имеет свой предмет и метод. Содержание предмета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов. Бухгалтерский учёт изучает хозяйственную деятельность предприятия, которая состоит из трёх процессов:

· процесс снабжения – состоит в том, что предприятие обеспечивается оборудованием, материалом, запчастями, топливом и т.д.;

· процесс производства – состоит в том, что предприятие производит готовую продукцию, оказывает услуги, выполняет работу;

· процесс реализации – предприятие продаёт готовую продукцию покупателям, сбывает услуги и работы заказчикам.

Все три процесса постоянно сменяют друг друга, создают непрерывный кругооборот хозяйственных средств. Таким образом, предметом бухгалтерского учёта является упорядоченная и регламентированная информационная система, которая отражает совокупность имущества по составу и размещению обязательства (собственные и заёмные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов.

Метод бухгалтерского учёта – ряд приёмов и способов, применяемых в учёте, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учёта. Метод бухгалтерского учёта включает в себя следующие элементы:

· документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, которое придает юридическую силу данным бухгалтерского учёта;

·  инвентаризация – уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путём сопоставления их с данными бухгалтерского учёта на определенную дату;

· счета бухгалтерского учёта – способ текущего, взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно-однородным признаком в денежном выражении, а также натуральным и трудовым показателем;

· двойная запись на счетах – взаимосвязанное отражение хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно отражается по дебету одного счёта и кредиту другого на одну сумму;

· денежная оценка – денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщённых данных за текущий период организации в целом;

· калькуляция – группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции, работ и услуг;

· бухгалтерский баланс – источник информации, который представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению и источникам формирования, выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату (баланс состоит из двух частей: актив и пассив);

· бухгалтерская отчётность – единая система данных об имущественном финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Задачи бухгалтерского учета

В бухгалтерском учёте подлежат отражению имущество, собственный капитал, обязательства предприятия и осуществляемые им хозяйственные операции. Хозяйственные операции должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета в том отчетном периоде, в котором они совершались.

Основными задачами бухгалтерского учёта являются:

· обеспечение контроля за собственностью, имущественными правами и обязательствами;

· формирование на счетах бухгалтерского учета полных и достоверных данных для составления финансовой и налоговой отчетности, необходимой собственникам, инвесторам, кредиторам, государственным органам и другим пользователям;

· предоставление администрации предприятия информации, позволяющей контролировать использование экономических ресурсов в соответствии с действующими нормативными актами, установленными сметами и нормами, а также эффективно управлять хозяйственно-финансовой деятельностью;

· своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности;

· выявление внутрихозяйственных резервов, их мобилизация и эффективное использование;

· оценка фактического использования выявленных резервов.

Функции бухгалтерского учета

Бухгалтерский учёт – одна из основных функций управления наряду с такими функциями, как планирование, регулирование, организация и стимулирование. Это означает, что совершенствование управления, создание рыночного механизма неразрывно связаны с развитием всей системы бухгалтерского учета.

В системе управления бухгалтерский учёт выполняет ряд функций, основными из которых являются: контрольная, обеспечение сохранности собственности, информационная, обратной связи, аналитическая.

Контрольная функция. Контроль – это процесс, позволяющий определить достижение организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Различают три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). Все эти виды контроля имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем проведения. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственной операции, текущий – во время осуществления операции, последующий (заключительный) – после ее совершения.

В организациях предварительный контроль обычно используется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ. Регулярная проверка работы, обсуждение возникающих проблем и предложений по ее усовершенствованию позволяют исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если позволить развиться отклонениям, они могут перерасти в серьезные трудности для организации.

Последующий (заключительный) контроль осуществляется либо сразу по завершении контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени; фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми. Последующий контроль выполняет две важные функции. Первая заключается в том, что последующий контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования, в случае если аналогичные работы предполагается проводить в будущем.

Вторая функция состоит в определении результативности и соизмерении соответствующих вознаграждений с фактическими затратами.

Таким образом, в процессе контроля систематически проверяется и наблюдается деятельность всех объектов управления, всех участков, производств, выявляются причины отклонений, отступлений от целей, поставленных перед конкретным объектом, и в оперативном порядке принимаются меры по их устранению.

Обеспечение сохранности собственности. Эта функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылке: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др.

Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности. В процессе инвентаризации проверяется, все ли хозяйственные операции были оформлены документами и отражены в системном бухгалтерском учете, вносятся ли необходимые уточнения и исправления и увязываются ли показатели текущего учета и фактические данные. Инвентаризация имеет большое значение для правильного отражения всех затрат на производство и реализацию продукции с целью сохранности собственности, особенно в части предупреждения потерь материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Проведение инвентаризации связано с обработкой, как правило, больших объемов информации, поэтому следует широко использовать средства вычислительной техники, которые позволяют сравнивать фактические данные с показателями бухгалтерского учета, выявлять отклонения, устанавливать сохранность собственности.

Информационная функция. Системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщенную) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источников его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно-коммерческой деятельности предприятия. Бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Необходимо также, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени.

Функция обратной связи. Системный бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности предприятия и его подразделений за определенный период, о состоянии имущества, источников его образования, обязательств предприятия, о взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, заказчиками, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов, прибыли и ее использовании, об отношениях с собственниками (акционерами, учредителями и т.д.).

Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.

Аналитическая функция. В современных условиях совершенствования управления и формирования рыночных отношений аналитическая функция также важна, так как достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Аналитическая функция тесно связана с информационной, однако рассматривать ее как информационное обеспечение для анализа неправомерно.

 

 



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Предмет и метод бухгалтерского учёта. Задачи и функции бухучёта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет и метод бухгалтерского учёта. Задачи и функции бухучёта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)