Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение понятия конфликта и его структуры



2019-12-29 650 Обсуждений (0)
Определение понятия конфликта и его структуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие конфликта очень широко употребляется в разнообразной философской и психологической литературе и трактуется достаточно широко. Существует множество определений термина конфликт. Мак и Снайдер еще в 60–е годы указывали, что понятие «конфликт» в том виде, в котором оно обычно употребляется, является «резиновым» понятием, которое можно «растягивать» в зависимости от наших желаний, — «конфликт в самом широком смысле включает все, начиная с войны и кончая выбором между молочным и сливочным мороженым, — разница между «конфликтом» и «неконфликтом» является в лучшем случае неопределенной, и в худшем — ее нет вовсе».

Само слово «conflictus» в переводе с латинского означает столкновение. Вопрос — что именно сталкивается, — решается совершенно по–разному у разных авторов и зависит, прежде всего, от общей методологической ориентации исследователя. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух и более мотивов побуждений. Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить только тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования. Наконец, с точки зрения когнитивной психологии, в конфликте сталкиваются идеи, желания, цели, ценности — словом, феномены сознания. Эти три парадигмы рассмотрения конфликта сливаются у отдельных авторов в компромиссные «синтагматические» конструкции, и если конкретные воплощения таких сочетаний чаще всего оказываются эклектическими, то сама идея подобного синтеза выглядит очень перспективной. В самом деле, ведь за тремя названными парадигмами легко угадываются три фундаментальные для развития современной психологии категории — мотив, действие и образ, которые в идеале должны органически сочетаться в каждой конкретной ситуации.

С позиций диалектического материализма конфликт представляет собой высшую стадию развития противоречий, стадию, непосредственно предшествующую их разрешению. В связи с этим возникает необходимость конкретизировать само понятие противоречия и определить виды противоречий между людьми, выделить противоречия, приводящие к конфликтам. Очевидно, что противоречивыми могут быть цели, потребности, интересы, ценности, мотивы, установки, взгляды. Так, например, известный польский социолог Я. Щепаньский пишет: «Конфликт — это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации». Согласно А. А. Ершову, «межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей». Говорят также о противоречии интересов, точек зрения ожиданий и действий при конфликте. В качестве источника конфликта выступают самые различные виды противоречий.

Усилиями Р. Дарендорфа, Л. Козера, Т. Боттомора и других зарубежных социологов был сформулирован так называемый конфликтный подход к социальным изменениям, утверждающий в качестве движущей силы социального изменения «социальный конфликт». Социально–психологический конфликт, как один из видов конфликта, сохраняет его родовой признак – резкое обострение противоречия. Специфика данного противоречия в том, что оно возникает, протекает и разрешается в сфере непосредственного общения людей. Именно это позволяет отличить социально–психологический конфликт от социального и психологического. Особенности же проявления самого социально–психологического конфликта в той или иной ситуации позволяют выделить его частные разновидности. Таким образом, социально– психологический конфликт — это резкое обострение противоречий, возникающих, протекающих и развивающихся в сфере непосредственного общения людей.

Теоретический анализ работ, посвященных изучению данной проблемы, позволяет отметить, что большинство исследователей сходится в определении межличностного конфликта: эта ситуация столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемая противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей, стремящихся к достижению какой–либо цели. Так, В. И. Брудный и В. А. Семов, изучая конфликты в производственных коллективах, определили их как «столкновение противоположных интересов, мнений и стремлений». А. А. Ершов расширяет и углубляет это определение и отмечает, что межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей». «Сам по себе конфликт всегда осознан», — считает А. А. Ершов, — «но его мотивы для субъекта не всегда ясны и осознаны». К. А. Абульханова–Славская подходит к определению конфликта с нескольких позиций. «С инструментальной точки зрения конфликт выступает как одно из средств самоутверждения, преодоления отрицаемых личностью тенденций. Конфликт можно понимать как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений». С таким подходом можно согласиться, так как социально–психологический конфликт, как и любой предмет познания, можно определять с разных сторон. Отмеченные аспекты конфликта необходимы, но не достаточны. В понятии конфликт должны отражаться сущностные черты изучаемого явления, а не отдельные его грани или стороны.

Несомненно одно: эти подходы не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют общую картину рассматриваемой проблемы конфликта, так как везде сохраняется родовой признак этого явления — резкое обострение противоречия, столкновение противоречивых тенденций. Однако если в социальном конфликте носителем этого противоречия являются макроструктуры, а в психологическом — личность, то социально–психологический конфликт представляет собой противоречие, существующее между непосредственно общающимися людьми, группами.

 

Типология конфликтов

В науке нет пока единого мнения по поводу понятия «конфликт» и систематизации конфликтов. Но проблема часто обсуждается, так как имеет, в основном, прикладное значение. Особенно эта проблема актуальна для практики управления конфликтами.

Основываясь на принятые с теоретических позиций классификации, выделяются следующие наиболее обобщенные типы конфликтов:

1. В зависимости от сферы возникновения:

· экономические;

· правовые;

· этнические;

· трудовые;

· социально-психологические;

· нравственные;

· семейные.

2. По отношению к иерархической структуре:

· горизонтальные;

· вертикальные;

· диагональные.

3. По отношению к субъекту:

· внутриличностные;

· межличностные;

· между личностью и группой;

· межгрупповые.

4. В зависимости от количества конфликтующих сторон:

· монополярные, когда конфликтуют с самим собой. Внутриличностный конфликт является одним из типов монополярных конфликтов;

· биполярные, когда две стороны конфликтуют между собой;

· многополярные, когда рассматривается конфликт между тремя и более сторонами по разной линии противостояния.

5. В зависимости от причин возникновения:

· объективные;

· субъективные.

6.В зависимости от отношений субъектов друг к другу:

· антагонистические, когда стороны занимают непримиримую в отношении друг к другу позицию;

· компромиссные, когда стороны склонны к достижению согласия.

7. По последствиям:

· конструктивные, приводящие к укреплению системы;

· деструктивные, нарушающие стабильности развития системы;

· нейтральные, не затрагивающие, в целом стабильности системы.

8. По отношению к объекту конфликта:

· эмоциональные, когда объект отсутствует и конфликт возникает и развивается по причине неприязни, зависти и прочих отрицательных эмоциональных состояний конфликтующих в отношении друг к другу;

· деловые, когда конфликт строго зависит от объекта и на него ориентированы конфликтующие стороны.

9. По степени управляемости:

· организованные, когда возникновение конфликта предусмотрено заранее и есть возможности направить его в определенное русло;

· стихийные, конфликты не поддающиеся управлению и развивающиеся хаотично.

10. По степени осознанности сторонами ситуации как конфликтной:

· сознательные;

· бессознательные.

Последние формируются на уровне:

а) агрессии;

б) влечений (например, ревность).

Часто бессознательный конфликт сознательно прикрывается субъектами (оправдывают, сглаживают, опровергают и пр.), сами не подозревая наличия конфликта.

11. Уход от конфликта также может быть:

· сознательный;

· бессознательный: а) из-за страха; б) из-за привязанности, любви.

Проблема типологии разнородных явлений чрезвычайно сложна. Типология конфликтов затруднена вследствие ряда обстоятельств. Во–первых, конфликты относятся к числу социальных явлений, границы которых расплывчаты. Во–вторых, любой конфликт имеет множество сторон, свойств, аспектов, что требует комплексного подхода к его изучению. Многогранность конфликта затрудняет выделение и обоснования признаков, по которым можно было бы бесспорно отличить один тип конфликта от другого. В–третьих, в обществознании существует объективная проблема перехода от явления к сущности. Скрытость подлинных источников и причин конфликта, мотивов его участников является первой преградой, препятствующей адекватно идентифицировать тип конфликта в соответствии с избранными основаниями. В–четвертых, при анализе конфликтных ситуаций практически неустранимы идеологические и ценностные ориентации или даже просто элементарная предвзятость в оценке противоборства, обусловленная узколичностными интересами исследователя. Искажение реальной ситуации мешает выделить объективные признаки конфликтов для их классификации.

Эти объективные трудности типологии привели исследователей к очень важному выводу: следует отказаться от поиска единой типологии социальных явлений и смириться с существованием множества типологий, созданных на основе различных критериев. При этом центральной проблемой типологии социальных явлений становятся поиск и обоснование критериев, оснований, признаков для выделения типов.

Причины конфликта

Ядро конфликта - это объект, вызвавший данную конфликтную ситуацию. Главная характеристика объекта конфликта - это его неделимость. На основе объекта конфликта формируются, а затем развиваются обстоятельства или силы, которые позволяют, по меньшей мере, одной из сторон осознать, что ее интересы задевают интересы другой стороны. В этом случае речь идет о причине конфликта. Таким образом, причина конфликта - это различные обстоятельства, силы, желания и т.п., вызывающие противоречия в интересах разных сторон и приводящие к их противостоянию.

Объект конфликта, а, значит, и причины конфликтной ситуации формируются:

а) в зависимости от желания и воли субъектов — участников конфликта; такие причины называются субъективными;

б) вне зависимости от воли сторон, из-за сложившихся внешних обстоятельств; такие причины называются объективными.

Конфликтная ситуация может быть вызвана несколькими причинами. В открытом конфликте причины осознаются конфликтующими сторонами - это открытые причины. Однако существуют более сложные, запутанные или вовсе не подозреваемые обстоятельства, которые остаются скрытыми хотя бы для одной из сторон. Такие причины принято называть латентными.

К конфликту могут привести несколько причин одновременно. Среди них выделяются причины, которые создают противоречие - основные причины, - а также причины, которые лишь незначительно обостряют противоречие, - второстепенные причины.

Причины, по которым впервые сталкиваются интересы сторон, - это первичные причины. Причины, возникшие вследствие дальнейшего обострения взаимоотношений, в том числе, за счет первопричин, следует отнести к производным причинам.

В качестве причин конфликта стороны могут ссылаться на те обстоятельства, которые и в действительности создали данную конфликтную ситуацию. Эти причины называются истинными. Тем не менее, в конфликте очень часто сторонами делается ссылка на те обстоятельства, которые на самом деле нельзя называть причинами данного конфликта. Цель применения таких приемов - отвлекающие или заблуждающие манипуляции для сокрытия истинных причин. Такие причины называются вымышленными. Благодаря им конфликт превращается в процедуру "ловли рыбы в мутной воде", известную всем нам из старой поговорки.

Причины конфликта следует рассматривать на микро-, мезо- и макроуровнях. На каждом из этих уровней формируются свои специфические причины конфликта. Тем не менее, можно выделить ряд причин, формирующих конфликтогены на разных уровнях и при этом имеют различные масштабы охвата объекта. Например, безнравственность на микроуровне вызывает гнев, раздражение и осуждение со стороны оппонента; то же на макроуровне приводит общество к состоянию, называемому аномией (социальной дезориентации общества). Таким образом, исследование причин конфликта на различных уровнях позволяет установить сложность противоречий, их охват, а в дальнейшем -применить наиболее подходящие алгоритмы по их устранению.

Независимо от того, на каком уровне возникает конфликт, выделяют в наиболее обобщенном виде следующие причины конфликтов:

1. Нехватка ресурсов - к ресурсам относятся власть, энергия, деньги, время и другие материальные, информационные и трудовые ресурсы.

2. Организационные причины - несправедливая или неэффективная организация взаимодействия и распределения ресурсов, задач, а также системы контроля и оценки деятельности.

3. Ценностные причины — различия в профессиональных, религиозных, культурных, региональных, политических и др. ценностях, убеждениях, оценках справедливости.

4. Поведенческие причины - задевающие чувство собственного достоинства субъекта, угрожающие его безопасности, непредсказуемое, эгоистичное, "несправедливое" поведение.

Особо следует выделить факторы социально-психологического уровня, исследуемые с двух позиций:

1) эти факторы способствуют неудовлетворенности в деловом общении и тем самым формируют конфликтогены;

2) наличие самого конфликта может привести к устранению экономических, психологических и социальных причин, что обеспечивает нормальные условия для деловой активности.

В первом случае деловые отношения ослабевают из-за социально-психологических барьеров. Барьерами называются факторы, нарушающие эффективный деловой контакт между субъектами общения.

Основными социально-психологическими барьерами делового контакта являются:

· стрессовое состояние партнеров;

· агрессия со стороны партнера или посторонних субъектов;

· неадекватное восприятие партнера;

· настроение;

· слабая мотивация;

· различие в статусно-ролевых позициях;

· сложившийся стереотип не в пользу партнера;

· манера убеждения и аргументации;

· установки на победу;

· излишняя конформность;

· диссонанс, вызванный большим количеством вариантов решения;

· •неприязнь относительно к ситуации (проблеме) и партнеру;

· •различия в интересах, ценностях и др.

Данный перечень охватывает далеко не все факторы, а, самое главное, отсутствует теоретические и эмпирические исследования по установлению связей между барьерами общения и конфликтами.

И, наконец, необходимо провести психологические, организационные и социотехнические мероприятия по устранению указанных барьеров с целью профилактики конфликтной ситуации и обеспечению эффективного делового взаимодействия.

 

5. Социальные причины - социальные различия, баланс сил, ценность отношений, сущность отношений (зависимость), основа отношений (добровольность), история отношений, что ожидается от взаимоотношений, вклад в отношения.

6. Неудовлетворенные потребности - признание заслуг.

 

При рассмотрении конфликтов следует различать причину и повод. Поводом могут послужить случайные или умышленные обстоятельства, поведение отдельных лиц, способствовавшие формированию у субъекта чувства антагонизма в отношении к конфликтующим сторонам. То, что является для одной стороны или для всех сторон причиной, на самом деле может быть поводом конфликта. В определенных случаях конфликтующая сторона не заинтересована в разрешении подлинных причин конфликта, поэтому чаще всего осознанно конфликт держится на поводе, или производится подмена причины поводом, скрывая саму причину. Повод - определенное событие, или действие противоборствующей стороны, дающие основание конкретному лицу/группе считать себя из-за этого ущемленным, формируя в нем чувства антагонизма и активизируя его. Инцидент - это сама активность.

В отличие от причины конфликта повод лишь поверхностно затрагивает проблему, чаще всего, какую-то отдельную ее часть. По этой причине в конфликте зачастую происходит подмена причины конфликта поводом, что позволяет субъекту скрыть причины от нежелательных обстоятельств и субъектов.

Повод - это, скорее всего, способ или возможность демонстрации субъектом актуальности своих позиций с целью их собственного, а затем и общественного оправдания и одобрения. В этом случае повод является попыткой реализации причин конфликтной ситуации.

Следует также учесть, что причины конфликта не всегда адекватно оцениваются сторонами конфликта. Если конкретное событие, ущемление интересов одной стороны или активный шаг одной стороны против интересов другой (инцидент) не приводит к открытому столкновению (латентный конфликт), то скорее всего это потому, что последние не были готовы к этому и теперь, активизируясь, они будут искать еще повод для конфликта.

Функции конфликта

Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния. Конфликт как общественное явление может выполнять как позитивные, так и негативные функции. Если конфликт способствует позитивным изменениям, раскрывает потенциал, стимулируя инновационную активность личности, групп и, в конечном счете, сбалансирует силы, распределение ресурсов и системы, можно считать, что конфликты выполняют позитивную функцию. К негативным функциям конфликта относятся ухудшение психологического климата, усиление конфронтации, проявление элементов подавления слабых сильными, и как последствие всего этого, нарушение баланса сил и распределения ресурсов.

В классической теории конфликтологии этому посвящены работы Л. Козера, где он систематизировал взгляды Г. Зиммеля на функции конфликта. Л. Козер в книге "Функции социального конфликта" (1956) описал тринадцать таких функций. На исследования функций конфликтов обратил внимание Р. Дарендорф (Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе.- Нью-Йорк, 1959). Задача конфликтологии заключается в том, чтобы ограничить негативные и усилить позитивные функции конфликта.

На основе работ классиков в современной конфликтологии выделяются следующие позитивные и негативные функции конфликта:

 

Позитивные функции Негативные функции
· Не дает сложившейся системе отношений застыть, толкает ее к изменениям, открывает дорогу к инновациям. · Играет информационную роль, позволяющую получить информации об оппоненте. · Способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников. · Стимулирует активность. · Развивает чувство ответственности, осознание ими своей значимости. · Выявляют достоинства и недостатки людей. · Снимает напряженность. · Выполняет диагностическую функцию. · Ухудшение социально-психологического климата, увольнение сотрудников, снижение дисциплины. · Уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами. · Материальные и эмоциональные затраты. · Дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе, чем к решению реальных проблем. · Неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг.


2019-12-29 650 Обсуждений (0)
Определение понятия конфликта и его структуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение понятия конфликта и его структуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (650)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)