Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть I. Обучение созданию мнемических опор



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
Часть I. Обучение созданию мнемических опор 0.00 из 5.00 0 оценок




Инструкция. «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два воп­роса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста, и что об этом говорится. После того как ответишь на эти вопросы, их снова надо задать: о ком (или о чем) говорится дальше, и что об этом гово­рится. И так будем работать до конца текста. Все ли тебе ясно?»

Для чтения и последующей работы дается, например, рассказ
«Заячьи лапы» (см. приложение).

После чтения рассказа задаются вопросы. На первом занятии, если ребенок испытывает какие-либо затрудне­ния, вопросы могут задаваться экспериментатором или же сразу самим учеником.

Э. – О ком говорится в начале рассказа?
У. – О дедушке.
Э. – Что говорится о дедушке?
У. – Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка).
Э. – О ком говорится дальше?
У. – О дедушке.
Э. – Что о нем говорится?
У. – Дедушка попал в лесной пожар.
Э. – Потом о ком говорится?
У. – О дедушке.
Э. – Что о нем говорится?
У. – Дедушку спас от пожара зайчонок.
Э. – О ком говорится в конце рассказа?
У. – О дедушке.
Э. – Что о нем говорится?
У. – Дедушка вылечил обгоревшего зайца.

 

Общие правила выделения мнемических опор:

1.Текст предварительно не разбивается на части.

2. Главные мысли выделяются по ходу чтения мате­риала.

3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.

4. Главные мысли текста должны иметь единую смыс­ловую связь – «ручеек».

5. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.

6. Если какое-то записанное предложение не соответ­ствует остальным, значит, выделена не главная мысль, и нужно вернуться к этому месту в тексте.

7. Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятель­но составленные или взятые из текста, предложения.

Через 3-4 занятия оба вопроса: «О ком (или о чем) го­ворится?» и «Что про это говорится?» сливаются в один и пропадает потребность задавать их вслух.

Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5-7 занятий с частотой 2-3 занятия в неделю по 20-30 мин. Запомнить и пересказать короткий рассказ (да еще об основном) не составит труда для любого ребенка с нормальным интеллектом. Но мнемическую деятель­ность можно сделать более эффективной, используя вто­рую часть методики.

 

Часть II. Составление плана

Эта часть методики направлена на обучение составле­нию плана как смысловой опоры запоминания. Выделен­ные главные мысли представляют собой не просто коро­тенький рассказ об основном, но могут являться планом текста. На этом этапе, когда опорные пункты начинают выступать в качестве пунктов плана, к ним предъявляют­ся требования, с которыми сразу знакомятся учащиеся:

а) в пунктах плана должны быть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что го­ворится в каждой части рассказа;

б) пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;

в) пункты плана должны быть четко выражены. Последнее требование означает, что пункты плана дол­жны быть сформулированы в виде предложения, в котором есть подлежащее, сказуемое и другие члены предло­жения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль. И кроме того, план – это толь­ко инструмент, и каждый может выбрать такой инстру­мент, который ему больше нравится и позволяет достиг­нуть цель – запомнить.

После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что же говорится по первому пункту, по вто­рому и т.д. Затем закрыть учебник и попробовать пере­сказать вслух все, что запомнил, подглядывая в план (но не в учебник). Затем прочитать еще раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и еще раз пересказать вслух.

Заключение

Действительно, уровень развития внимания и памяти во многом зависит от учителя, от организации им на уроках. От разнообразия способов объяснения материала зависит уровень развития памяти и внимания. Например, можно комбинировать письменные задания с устными, делать более разнообразными наглядные пособия. Устраивать минутку разгрузки после долгой упорной работы.

От количества информации передаваемой ученикам зависит степень развитости объема внимания и памяти. Давать количество информации в соответствии с возрастными особенностями ее восприятия.

Уровень развития устойчивости и концентрации внимания и запоминания зависит от наименьшего количества посторонних предметов, звуков во время занятий.

К проведению урока необходимо сознательно подходить. На каждом уроке, каждую тему нужно объяснять доступным для детей языком, с наглядными пособиями в соответствии с темой. Делать упор на развитие внимания во время урока также важно, как учить ребенка грамоте. Поэтому учитель начальных классов обязан следить за вниманием каждого ученика в своем классе, постоянно привлекать его внимание. Для этого необходимо повышать активность детей на уроке. Давать иногда интересные задания, которые бы легко запоминались и развивали память.

Также уровень развития внимания и памяти зависит от стиля семейного воспитания. От режима дня, от условий, в которых он занимается, делая домашнее задание.

Список литературы:

1. Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 1989.

2. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – М – 1988.

3. Баскакова И.Л. Изучение внимания школьников: Метод. рекомендации. М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1987

4. Белкин Л.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М., 1990.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986

7. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьников. М.: Знание, 1980

8. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 1985.

9. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: учеб.пос. / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Моск.психол.-социальный ин-т, 1999

10. Психодиагностические методы / Под ред. Р.А.Бодалева, М.А.Дворяниной, И.М.Палея. – Л., 1976.

11. Психокоррекционные и развивающая работа с детьми разного возраста / Под ред. П.В.Дубровина. – М., 1999.

12. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Воронеж, 2001

Приложение



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
Часть I. Обучение созданию мнемических опор 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть I. Обучение созданию мнемических опор

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)