Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закономерности приема, переработки и процессуального закрепления информации следователем



2019-12-29 257 Обсуждений (0)
Закономерности приема, переработки и процессуального закрепления информации следователем 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основным психическим процессом во время допроса является воспроизведение - умственное действие по восстановлению, актуализации ранее воспринятого содержания. В основном это произвольное, преднамеренное восстановление образов, нередко сопровождающееся и непроизвольными, ассоциативными воспоминаниями.

Поэтому полнота и достоверность получаемой на допросе информации зависит не только от соблюдения установленных процессуальным законом правил, но и от осведомленности следователя в психологических механизмах формирования представлений памяти и их реконструкции.

Наибольшее значение при допросе имеет такой вид воспроизведения, как вспоминание - извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и в пространстве. При вспоминании актуализируется не только соответствующий образ, но и вся система отношений (в том числе и эмоциональных), связанных с соответствующим объектом. Мера расхождения образа восприятия, представления и реального события у различных людей различна. Она зависит от типа высшей нервной деятельности, особенностей восприятия, от личностных ориентаций, установок, мотивов и целей деятельности. Продуктивность вспоминания в значительной мере зависит и от системы различных индивидуальных приемов, облегчающих запоминание. Среди них наибольшее значение имеет установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в хорошо знакомом пространстве, в знакомых схемах, включение материала в систему осмысленных связей. При этом применяется следователем как произвольная, так и непроизвольная форма вспоминания.

Произвольная форма вспоминания, связанная с поиском, поэтапным восстановлением необходимой информации, называется припоминанием.

Для активизации непроизвольной памяти, связанной с естественной повышенной восприимчивостью индивида к внезапно возникающим событиям, их необычности (яркой выраженности), следователь может прибегать к приемам возбуждения ассоциаций (например, выезд на место совершения преступления).

Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Поэтому, в бесконфликтной ситуации ученые-криминологи полагают целесообразным без крайней надобности не прерывать свободное повествование допрашиваемого. Заданный в ходе свободного рассказа вопрос часто рассеивает внимание допрашиваемого, нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию фактов.

В припоминании могут возникать различные временные затруднения. Они бывают связаны с возбуждением допрашиваемого лица, возникшим по причинам, не связанным с предметом допроса. Задача следователя на допросе - избегать подобных сильных возбуждающих воздействий. Если же лицо находится в состоянии перевозбуждения, допрос следует прервать или отложить.

Кроме того, для правильной оценки показаний допрашиваемого следователю важно знать закономерности процесса развития памяти человека.

Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая деятельность. При этом развитие происходит как количественно - путем увеличения скорости и объема запоминания, так и качественно - путем перехода от образного к словесному, от непроизвольного к произвольному запоминанию.

У детей дошкольного возраста (4-6 лет) память в основном непроизвольная и образная. Они значительно лучше запоминают то, что получено при помощи зрительных ощущений, чем словесных. Дети этого возраста запоминают и дольше сохраняют все яркое, новое, производящее на них сильное впечатление, а также предметы обихода и привычные действия, многократно повторяющиеся на глазах ребенка. Лучше запоминаются понятные для ребенка предметы и явления. В этом возрасте ребенок в меру своих способностей осмысливает воспринимаемый материал.

В младшем школьном возрасте дети могут организовать произвольное запоминание, но в восприятии словесного материала они еще не научились выделять и пользоваться опорными смысловыми пунктами.

Интенсивное развитие словесно-логической памяти происходит у подростков среднего школьного возраста и достигает ведущего значения у учащихся старших классов. Последним уже присущи черты памяти взрослого человека. У них значительно возрастает прочность сохранения и точность воспроизведения материала.

Установлено, что до 20 - 25 лет память обычно улучшается, до 40 - 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает слабеть.

Люди преклонного возраста легко забывают текущие события. Но это лишь один этап возрастных нарушений памяти. На следующих этапах забываются трудовые навыки, не воспроизводятся приобретенные знания, теряется память чувств и, наконец, память привычек. Но у старых людей дольше сохраняются впечатления детских лет. Учет возрастных особенностей памяти важен для следователя, так как помогает ему ориентироваться в причинах расхождения показаний людей разного возраста.

Следственная практика знает и такие случаи, когда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый абсолютно уверенно "вспоминают" факт, которого не было в действительности. Это явление называется обманом памяти или "феноменом пережитого". Такое нарушение относится к патологии, но нередко наблюдается и у вполне здоровых людей. Человеку кажется, что все воспринимаемое сейчас он когда-то уже видел, слышал, и это может привести к заблуждению, к путанице в определении времени, места, факторов, явлений. Такие обманы памяти могут быть, например, у утомленного допрашиваемого.

Известно, что болезненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным образом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, раздражения, опьянения, взволнованности и т.д. Усталость и болезненное состояние притупляют интерес к окружающему. Безусловно, восприятие во многом зависит от настроения и особенностей характера человека, его привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, его наклонности и интересы. В бодром, хорошем настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В мрачном, угнетенном, подавленном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая, переоценивая их. Подобные особенности восприятия и передачи информации могут быть обусловлены также и индивидуальными характерологическими особенностями допрашиваемого.

Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный (больший или меньший) отрезок времени. Провалы памяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы или обморочного состояния. Нередко следователи, умело пользующемуся ассоциациями, удается добиться того, что "провал" памяти устраняется.

При корсаковом психозе (психическое заболевание, вызванное чрезмерным и продолжительным употреблением алкоголя, впервые изученное и описанное С.С. Корсаковым) у алкоголиков резко нарушается функция запечатления, но почти не нарушается функция сохранения в памяти материала и воспроизведения его. Подобные явления также свойственны старикам, людям, страдающим склерозом мозговых сосудов.

Важно помнить, что преимущественное развитие одного из типов памяти (зрительного, слухового, эмоционального, двигательного и т.д.) связано с особенностями личности, условиями жизни, деятельности людей. Так, у философов, юристов высоко развита словесно-логическая память; у спортсменов, артистов балета, оперетты - двигательная память; у артистов драмы, кино - слуховая, эмоциональная; у художников, архитекторов - зрительная; у музыкантов - слуховая; у химиков - обонятельная; у дегустаторов - вкусовая; у слепых - обонятельная, осязательная и т.д.

Чтобы добиться максимальной полноты воспроизведения, следователю также важно сделать правильный выбор времени допрашиваемого. Установлено, что возможность утраты и искажения воспринятого материала с течением времени увеличивается. Опыты показывают, например, что в отсроченных воспроизведениях даже реконструкция материала выражается резче. Это связано с динамичностью процессов сохранения и воспроизведения, в которых продолжается внутренняя, скрытая работа мысли.

Отсюда следует, что чем ближе по времени допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого к тому факту, который он освещает, тем большая вероятность полноты и достоверности в показаниях.

Но из этого общего правила бывают исключения. Показания, данные непосредственно после события преступления, иногда оказываются неполными, недостаточно ясными, непоследовательными. Такое явление объясняется реминисценцией. Сущность реминисценций заключается в том, что происходящий сразу же после восприятия процесс торможения делает первоначальное воспроизведение недостаточно продуктивным. В течение последующих 2-3 дней в процессе сохранения информации происходит сопоставление и усиление в памяти частей и элементов воспринятого, их смысловых связей. В этой связи, как полагает ряд криминологов, отсроченный на 2 - 3 дня допрос оказывается более эффективным, чем проведенный непосредственно после происшествия.

Немаловажное значение имеет психология взаимодействия следователя с допрашиваемым на различных стадиях допроса.

В начальной стадии допроса следователь стремится вызвать активность допрашиваемого, диагностирует его психическое состояние, получает данные об эмоционально-волевых установках, отношении к правосудию и данному следственному действию, к личности самого следователя. На основе полученных данных определяется перспектива развития тактики допроса, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия, изыскивается возможность установления коммуникативного контакта.

Установление коммуникативного контакта - исходное условие проведения допроса. В отличие от термина "психологический контакт", предполагающего общую эмоциональную настроенность на основе единых целей и интересов, термин "коммуникативный контакт" (от лат.communicatio - сообщать, передавать) означает взаимодействие с целью обмена информацией. Коммуникативный контакт основан на осознании необходимости информационного общения и направлен на создание условий для получения определенной информации. Однако наряду с обменом представлениями, идеями он предполагает и обмен настроениями, чувствами.

Коммуникативный контакт - это деловое межличностное взаимодействие. Препятствиями на пути установления такого контакта (коммуникативными барьерами) могут быть межличностные антипатии, конфликты, различия в социальном статусе общающихся лиц, нравственные различия, психологическая несовместимость, бравада и наглость допрашиваемого, стремление запутать дело, уйти от ответственности, установка на противодействие, боязнь мести со стороны заинтересованных лиц и т.д. Предвидение и устранение этих препятствий, убеждение допрашиваемого в необоснованности его опасений, в целесообразности правдивого поведения, содействия правосудию - задача следователя.

Установление коммуникативного контакта при допросе зависит от типа исходной ситуации - конфликтной или бесконфликтной. Эта классификация основывается на характеристике одного из элементов психологических компонентов ситуации: соперничества и противодействия сторон, цели и интересы которых при расследовании преступления не совпадают. Бесконфликтная ситуация характеризуется полным или частичным совпадением интересов участников взаимодействия, отсутствием противоречий в целях, к достижению которых направлены их усилия на данном этапе расследования. Ситуации конфликтов различной длительности и остроты возникают тогда, когда между участниками процесса складываются отношения соперничества и противодействия.

Конфликтный характер большинства следственных ситуаций, обусловленный противодействием расследованию со стороны не только обвиняемого, но и иных лиц, может вызывать у следователя состояние тревожности, беспокойства. Тревожность определяется как психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного и выражающееся в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях.

Кроме того, на отдельных этапах расследования создается высокая напряженность в работе, что обусловливает острое реагирование на неожиданно возникающие помехи, вызванные внезапными действиями или поведением противостоящих следователю лиц. В этой связи, профессиональные требования, предъявляемые к лицам, работающим в следственных органах, предполагают наличие у них таких качеств, как спокойствие, выдержка, умение принимать правильные решения в экстремальных условиях. Однако следователю присущи и обычные характерологические черты, и внезапность тех или иных поведенческих актов обвиняемого или иных лиц могут и у него вызвать замешательство, растерянность, поспешность в принятии решения, неправильную оценку ситуации и, как следствие, ошибочные действия. Как отмечает А.В. Дулов, "ожидаемое противодействие должно побуждать следователя к предварительной выработке в себе осторожности, предельной внимательности к действиям, поведению определенного участника. Никакие действия последнего не должны застать врасплох следователя, хорошо подготовившегося к любой возможной конфликтной ситуации". Однако, даже высокий профессионализм следователя, способность оперативно реагировать на неожиданные изменения ситуации не могут полностью исключить его негативных реакций на внезапные действия противостоящей стороны: как бы ни был осторожен и предусмотрителен следователь, он не в состоянии предвидеть все, его профессиональный и жизненный опыт ограничивается, как правило, лишь типичными изменениями ситуаций и типичными программами действий при таких изменениях.

Поэтому следует учитывать, что информация в ходе коммуникативного контакта черпается не только из вербальных средств общения, но и из широкой сферы невербальной коммуникации (мимика, пантомимика, интонация голоса, жесты, контакт глаз общающихся, взаимное расположение собеседников в пространстве, временные отношения, прикосновения друг к другу и т.д.).

Следователю следует учитывать, что язык мимики и жестов почти невозможно подделать, они регулируются подсознательно. Поза, осанка, походка, наклоны общающихся, также имеют важное информативное значение в процессе общения. Эти динамические позиции характеризуют разнообразные психологические состояния, в том числе готовность и неготовность, желательность и нежелательность общения. Таким образом, глаза и руки, поза, походка, отдельные телесные движения часто говорят больше, чем слова, и непроизвольно свидетельствуют о подлинном состоянии и намерениях человека.

В этой связи непосредственная встреча с допрашиваемым, первые впечатления о нем нередко являются основным информационным источником для выбора следователем той или иной тактики поведения, использования наиболее действенных приемов общения. Первые впечатления и оценки нередко являются доминирующими в последующем общении.

Особенно значимы первые фразы следователя, их лексическое построение и эмоциональная тональность. Они не должны содержать ничего отрицательного в отношении к личности допрашиваемого. Речь следователя должна быть лишена и наигранно заискивающего тона. Благожелательное знакомство, сообщение своего имени и отчества, обращение к допрашиваемому по имени и отчеству, опрятный внешний вид, достойная, но ненадменная манера поведения - все это формирует первое впечатление о следователе.

В общении следователя с участниками уголовного процесса эмоции и чувства играют особую роль. В частности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях. Однако, являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании и рассмотрении уголовного дела играют не только положительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя могут нарушать, а иногда и разрушать их деятельность. Эмоции и чувства способны вызывать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь может иногда прийти к результатам лишь желаемым, но далеким от истинного положения дел.

В этой связи для обеспечения устойчивого коммуникативного контакта и достижения целей допроса к поведению следователя предъявляется ряд еще и таких требований:

· гибко учитывать личностные особенности допрашиваемого, в любом случае вести себя корректно, на высоком культурном уровне;

· учитывать психическое состояние допрашиваемого;

· не проявлять ничего, что могло бы вызвать резко отрицательное отношение допрашиваемого к личности следователя;

· выдвигать на первый план обстоятельства, по которым допрашиваемый заинтересован вступить в коммуникативный контакт;

· опираться на положительные личностные качества допрашиваемого, особенно на те, которые высоко оцениваются самим допрашиваемым лицом;

· знать и использовать наиболее существенные эпизоды из биографии допрашиваемого;

· преодолевать собственное негативное отношение к допрашиваемому, не допускать пренебрежительного к нему обращения;

· внимательно относиться ко всем показаниям, вне зависимости от их правдивости, сдерживать экспрессивные проявления (восторг, радость, выразительные жесты, мимика - все это может оказать внушающее воздействие, передать допрашиваемому лицу определенную информацию).

Живой интерес к личности допрашиваемого находит обычно эмоциональный отклик, чуткость, тактичность (сочувствие) следователь должен проявить при допросе потерпевшего, перенесшего психическую травму от насильственных действий преступника.

Устанавливаемый в начале допроса, коммуникативный контакт должен всемерно углубляться. Сохраняя лидерство в общении, следователь не подавляет, а развивает психическую активность допрашиваемого лица.

Речевая активность допрашиваемых лиц зависит от их взаимоотношений с данным следователем, от его искусства задавать активизирующие вопросы. Система вопросов следователя - тактическое средство правомерного психического воздействия на противодействующее лицо. Психически воздействует не только содержание, но и последовательность вопросов. Классификация вопросов по степени их воздействия на допрашиваемого, а также требования, предъявляемые к задаваемым следователем вопросам, рассмотрены в данной работе выше.

На стадии допроса следователь может оказать определенную помощь допрашиваемому. К основным приемам такой помощи относятся:

1) формирование плана воспроизведения события;

2) постановка мыслительных задач;

3) мобилизация на установление ассоциаций по смежности, контрасту, смысловым отношениям. Однако при этом следует воздержаться от постановки уточняющих вопросов, которые могут нарушить развитие свободного рассказа.

В ходе допроса недопустимо ослабление внимания к мелочам, деталям, попутным замечаниям, неконтролируемым проговорам, ибо нельзя заранее знать, что в расследуемом деле окажется главным или второстепенным.

Рассмотрим теперь особенности психологии допросов различных категорий участников уголовного процесса.

Существенными обстоятельствами, подлежащие первоочередному выявлению при допросе потерпевшего являются:

· обстоятельства, предшествующие преступлению, взаимоотношения потерпевшего с преступником;

· обстоятельства совершения преступления (время, место, обстановка, последовательность и характер действий преступника, особенности его внешности);

· последствия преступления.

Потерпевшие обычно долго сохраняют в памяти то, что они переживали при взаимодействии с преступником: страх, ужас, стрессовое переживание и т.д. Допрашивая потерпевшего, следователь должен выявить все существенные обстоятельства его взаимодействия с преступником до совершения преступления, во время его совершения и после. Это позволяет лучше понять мотивы преступления, механизм его совершения.

Существенное значение имеет анализ образа жизни потерпевшего, его личностных качеств, стереотипов поведения, социальных связей, коммуникативных особенностей, а также особенностей поведения в экстремальных условиях.

Допрос подозреваемого. При допросе подозреваемого, который производится на ограниченной исходной информационной базе и в условиях острого дефицита времени на его подготовку, следователь еще не располагает достаточными изобличающими доказательствами. Это обязывает его применять многовариативную тактику допроса.

Допрос подозреваемого может предваряться беседой с целью выявления его личностных особенностей. В ряде случаев следователь раскрывает перед подозреваемым эвристические возможности отдельных следственных действий. В процессе допроса перед подозреваемым ставятся прежде всего те вопросы, ответы на которые уже известны следователю.

Большое значение в допросе подозреваемого имеет метод косвенных вопросов. Он состоит в том, что вопросы, существенные для расследования, маскируются среди внешне "безопасных", как бы далеких от интересующего следователя события. При этом анализируется осведомленность подозреваемого об участниках преступления, о времени, месте и способах его совершения, применявшихся орудиях и других обстоятельствах.

Психологическим моментом, связанным с допросом подозреваемого является держание до последнего истинных фактов преступления, ибо поспешное и неумелое предъявление доказательств снижает их изобличительную направленность, позволяет противодействующему лицу выдвинуть ложные объяснения. Доказательства следует предъявлять с учетом их взаимосвязи. Логика раскрытия доказательств должна способствовать тому, чтобы психологическое воздействие на допрашиваемого по мере их предъявления нарастало.

В случае отказа подозреваемого от дачи показаний следователь разъясняет, что тем самым допрашиваемый лишается возможности самозащиты, а следствие - возможности выяснить смягчающие его ответственность обстоятельств. Предъявляя доказательства, изобличающие подозреваемого во лжи, следователь максимально активизирует его эмоциональные переживания, формирует у него чувство неизбежности установления истины.

Допрос обвиняемого проводится по всем пунктам предъявленного обвинения. Положительный ответ обвиняемого на вопрос, признает ли он себя виновным, не должен ни в какой мере влиять на полноту, всесторонность и объективность расследования уголовного дела.

При допросе обвиняемого необходимо учитывать ряд психических особенностей этой категории лиц, в частности:

· состояние подавленности, депрессии, вызванное страхом перед наказанием;

· большая заинтересованность в исходе дела, преобладание защитной доминанты, активно-оборонительная позиция;

· отсутствие в ряде случаев намерения к добровольному признанию, убежденность, что правдивые показания могут причинить только вред, недоверие к лицам, ведущим следствие;

· негативное отношение к свидетелям обвинения;

· повышенная психическая напряженность, аффективное состояние в критических моментах расследования;

· повышенный самоконтроль, обостренное внимание к наиболее "опасным" для него обстоятельствам.

Психология допроса свидетеля.

В соответствии со ст.56 УПК РФ в качестве свидетелей допрашиваются лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которые вызваны для дачи показаний. Вызов и допрос свидетелей осуществляются в порядке, установленном статьями 187 - 191 УПК РФ. Не подлежат допросу в качестве свидетелей:

1) судья, присяжный заседатель - об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;

2) адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;

3) адвокат - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;

4) священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;

5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Кроме того, в соответствии со статьей 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться также иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Свидетели, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваются порознь и в отсутствие других свидетелей (за исключением очной ставки). При этом следователь принимает меры к тому, чтобы они не могли общаться между собой.

Показания свидетелей являются одним из факторов формирования внутреннего убеждения следователей. Свидетели содействуют установлению обстоятельств подготовки и совершения преступлений, выявлению лиц, совершивших преступление, их виновности, мотивов их преступных деяний, установлению данных, характеризующих личность обвиняемого, причин и условий, способствующих совершению преступления.

Необходимо помнить психологический факт, что отдельные люди воспринимают положение свидетеля с негативным оттенком, и это необходимо учитывать следователю, проявляя к свидетелю чуткое и доброжелательное отношение.

Показания свидетелей подразделяются на прямые, основанные на непосредственном восприятии существенных для дела обстоятельств (очевидцы), и производные (косвенные), основанные на сообщениях других лиц.

Содержанием свидетельских показаний могут быть как сведения о фактических данных, так и оценочные суждения. Доказательственную силу имеют лишь сообщения свидетеля о фактах.

Свидетельские показания как таковые формируются в процессе допроса, который заключается в реконструкции события преступления на основе данных, представленных свидетелем. Задача следователя состоит в вычленении истинных свидетельских показаний от ложных.

Допрашивая свидетелей, следователь должен учитывать основные закономерности запоминания и забывания. При этом следует иметь в виду, что процесс забывания особенно интенсивен на протяжении первых трех-пяти суток после восприятия события. Значительное информационное преимущество имеет допрос очевидцев непосредственно на месте происшествия (однако, в ходе его проведения необходимо учитывать и возможность проявления эффекта реминисценции, рассмотренного на стр.10 данной контрольной работы). Оценивая их показания, следователь должен принимать во внимание не только индивидуальные, но и возрастные, половые, этнические и профессиональные различия восприятия и запоминания, социально-психологические закономерности восприятия человека человеком, психические состояния индивида и особенности его речевой деятельности.

При допросе свидетеля наиболее сложной психологической задачей является оценка их истинности и диагностика ложности показаний, преодоление лжесвидетельства.

Одним из приемов проверки достоверности показаний свидетеля является детализирующий допрос по обстоятельствам, значение которых допрашиваемому известно. При этом косвенные свидетельства могут иметь не меньшее значение, чем прямые доказательства.

Мотивами заведомо ложных показаний могут быть:

· личная заинтересованность свидетеля;

· ложно понятые чувство дружбы, родственные обязанности;

· чувство сострадания к обвиняемому или потерпевшему;

· понуждение заинтересованных лиц.

Эффективность допроса зависит от контрольно-оценочной деятельности следователя. В показаниях свидетелей он выделяет существенное, оценивает его значимость и достоверность. С этой целью следователь пытается реконструировать комплекс жизненных обстоятельств при восприятии свидетелем определенного события. При этом уточняющие и детализирующие вопросы должны базироваться на реальных жизненных обстоятельствах, воссоздаваемых его воображением. Сомнения следователя должно вызвать то, что противоречит естественной взаимосвязи явлений.

Психология допроса несовершеннолетних.

Для установления коммуникативного и психологического контакта с несовершеннолетним необходимо предварительно ознакомиться с условиями его жизни, особенностями воспитания, интересами, социальными связями и т.д. Необходимые характерологические сведения следователь может получить из бесед с родителями, от инспекторов детской комнаты милиции, участковых инспекторов. Следователь выясняет:

· условия жизни и воспитания подростка, в частности: имеет ли он родителей, взаимоотношения в семье, профессию и место работы родителей, их культурный уровень, моральные качества, отношение к детям, методы воспитания;

· ближайшее бытовое окружение подростка, данные о его поведении в школе или на работе, состоял ли он на учете в детской комнате милиции;

· какие меры принимались по фактам его неправильного поведения и почему они не дали результатов, причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого целесообразно проводить в кабинете следователя.

Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Несовершеннолетнему допрашиваемому необходимо вначале разъяснить, по какому обстоятельству производится допрос, его обязанности и права, функции присутствующих на допросе лиц. Далее возможна ознакомительная беседа о жизни подростка, о его социально-бытовых условиях. В беседу могут быть вовлечены все участвующие в допросе лица. Установив контакт с подростком, следователь побуждает его к свободному рассказу, который не следует прерывать.

В ходе допроса следователь должен придерживаться ряда педагогических требований:

· не фиксировать внимание несовершеннолетнего на обстоятельствах, которые могут нести вред его воспитанию;

· пресекать жаргонные и нецензурные выражения;

· не допускать циничных оценок, проявлений вульгарности и развязности.

При допросе детей необходимо сказать ребенку, что если он чего-то не знает, то он должен об этом открыто заявить. Сложность вопросов должна наращиваться постепенно: сначала целесообразно выяснить круг лиц, участвующих в преступном событии, обстановку, которую ребенок хорошо запомнил, действия, которые он сам совершал, и лишь затем задавать вопросы о содержании самого события. Общая продолжительность допроса детей дошкольного возраста не должна превышать 20 минут. В случае сильного душевного волнения допрос должен быть временно прекращен, а внимание ребенка переключено на эмоционально-положительные объекты.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день (ст.425 УПК РФ). Время допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, в отличие от подозреваемых и обвиняемых, особенностей не имеет.

Свидетели и потерпевшие, не достигшие 16-летнего возраста, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний не предупреждаются. При разъяснении им их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 УПК РФ, им указывается на необходимость говорить правду, о чем в протоколе перед началом допроса делается соответствующая отметка.

В этих случаях, независимо от возраста несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, вправе присутствовать его законные представители (ст. 191 УПК РФ).

Если несовершеннолетнему обвиняемому или подозреваемому не исполнилось 16 лет или он страдает психическими расстройствами, а свидетелю или потерпевшему не исполнилось 14 лет, следователь обеспечивает им присутствие педагога или психолога. По усмотрению следователя допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет также может проводиться с участием педагога (ст. ст. 191, 425, 426 УПК РФ). Это дополнительная гарантия защиты прав несовершеннолетнего и качества содержательной стороны протокола следственного действия: малолетние участники уголовного процесса не всегда способны адекватно воспринимать события реальности, и в этом случае педагог выступает в роли своеобразного специалиста. В тех случаях, когда при допросе необходимо присутствие педагога, к его выбору следует подходить очень внимательно. Это должно быть авторитетное для подростка лицо, способствующее установлению коммуникативного контакта, взаимопониманию следователя и несовершеннолетнего.

Закономерности процесса развития памяти человека в детском и подростковом возрасте, а также особенности их учета при проведении допросов несовершеннолетних рассмотрены нами на стр.9 данной контрольной работы.

Ход и результаты допроса отражаются в протоколе, составляемом в соответствии со ст. ст.166, 167 и 190 УПК РФ. Показания допрашиваемого лица записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса. В протокол записываются все вопросы, в том числе и те, которые были отведены следователем или на которые отказалось отвечать допрашиваемое лицо, с указанием мотивов отвода или отказа.

Если в ходе допроса допрашиваемому лицу предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий и воспроизводились материалы аудио - и (или) видеозаписи, киносъемки следственных действий, то об этом делается соответствующая запись в протоколе допроса. В протоколе также должны быть отражены показания допрашиваемого лица, данные при этом.

Если в ходе допроса проводились фотографирование, аудио - и (или) видеозапись, киносъемка, то протокол должен также содержать:

1) запись о проведении фотографирования, аудио - и (или) видеозаписи, киносъемки;

2) сведения о технических средствах, об условиях фотографирования, аудио - и (или) видеозаписи, киносъемки и о факте приостановления аудио - и (или) видеозаписи, киносъемки, причине и длительности остановки их записи;

3) заявления допрашиваемого лица по поводу проведения фотографирования, аудио - и (или) видеозаписи, киносъемки;

4) подписи допрашиваемого лица и следователя, удостоверяющие правильность протокола.

Допрашиваемым лицом в ходе допроса могут быть изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы, которые приобщаются к протоколу, о чем в нем делается соответствующая запись.

По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Ходатайство допрашиваемого о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению.

В протоколе указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения.

Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи допрашиваемое лицо удостоверяет своей подписью в конце протокола. Допрашиваемое лицо подписывает также каждую страницу протокола. Отказ от подписания протокола допроса или невозможность его подписания лицами, участвовавшими в допросе, удостоверяется в порядке, установленном ст.167 УПК РФ.

В процессе допроса следователь должен направлять речевую деятельность допрашиваемого, просить излагать факты более точно и определенно. Всевозможные интонационные выделения, жесты, мимику следует по возможности пере



2019-12-29 257 Обсуждений (0)
Закономерности приема, переработки и процессуального закрепления информации следователем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закономерности приема, переработки и процессуального закрепления информации следователем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)