Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка студентами сфер образовательного процесса.



2019-12-29 164 Обсуждений (0)
Оценка студентами сфер образовательного процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 1. Методическая часть: программа исследования

 

Данное исследование направлено на изучение проблемы соответствия получаемых знаний необходимым навыкам для трудовой деятельности.

Современный этап развития общества предъявляет повышенные требования к специалистам любого уровня. В этих условиях особое значение приобретает поиск эффективных способов организации обучения и повышение качества подготовки в высшей школе. Это означает, что огромную роль играет формирование тех качеств у студентов, которые требуются на рынке труда, и тех знаний и навыков, которые соответствовали бы трудовой деятельности. Таким образом, проблема соответствия знаний студентов навыкам, которые необходимы в будущей профессии - актуальна на сегодняшний день.

Цель исследования - определить эффективные способы организации обучения, способствующие формированию необходимых практических навыков у студентов.

Объектом выступают студенты старших (3-5) курсов БГТУ им. Шухова очной формы обучения.

Предмет исследования - отношение студентов к организации учебного процесса (соответствуют ли получаемые знания, по мнению студентов, будущей специальности).

Основные понятия:

Обучение - основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии, требующий конкретных знаний, умения и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач.

профессия знание навык студент

Профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.

Трудоваядеятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

Умение - способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.

Навык - действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма.

Компетенция - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.

Гипотезы исследования:

1. Предполагаю, что если преподаватель заинтересует студентов в получение знаний, которые, по - мнению студентов, необходимы для их будущей трудовой деятельности, то у студентов появится мотив получать и осваивать знания и навыки данной профессии.

2. Предполагаю, что производственная практика необходима для получения навыков и стимулирует желание у студентов осваивать специальность.

Задачи:

A. Выявить способы организации учебного процесса, чтобы получаемые знания соответствовали необходимым навыкам.

B. Выявить отношение студентов к получаемым знаниям (соответствуют ли знания, по мнению студентов, тем навыкам, которые необходимы для их будущей профессии).

Определить соответствие знаний и навыков требованиям профессии.

Глава 2. Методологическая часть: определение обследованной совокупности, пример анкеты

 

Код

Кол-во студентов

%

1

8

32

2

 

 

3

8

32

4

 

 

5

2

8

6

 

 

7

4

16

8

3

12

14

6

24

15

2

8

16

13

52

17

 

 

18

4

16

19

4

16

20

13

52

21

6

24

22

2

8

23

1

4

24

10

40

25

1

4

26

3

12

27

3

12

28

5

20

29

1

4

30

1

4

34

12

48

35

9

36

36

1

4

37

3

12

38

10

40

39

2

8

40

 

 

41

4

16

42

9

36

46

25

100

47

 

 

48

 

 

49

 

 

50

7

28

51

13

52

52

5

20

53

 

 

54

7

28

55

16

64

56

2

8

57

 

 

58

17

68

59

8

32

60

 

 

61

 

 

62*

4

16

62

11

44

63

8

32

64

2

8

65

8

32

66

6

24

67

6

24

68

5

20

69

 

 

70

 

 

71

8

32

Код

Кол-во студентов

%

72

7

28

73

10

40

74

 

 

75

5

20

76

20

80

77

 

 

78

 

 

79

 

 

80

3

12

81

14

56

82

4

16

83

3

12

84

1

4

85

5

20

86

15

60

87

5

20

88

 

 

89

 

 

90

13

52

91

10

40

92

2

8

93

 

 

94

 

 

95

5

20

96

17

68

97

1

4

98

1

4

99

1

4

100

9

36

101

13

52

102

3

12

103

 

 

104

 

 

105

5

20%

106

20

80%

107

 

 

108

 

 

109

 

 

110

9

36

111

13

52

112

2

8

113

1

4

114

 

 

115

7

28

116

17

68

117

1

4

118

 

 

119

 

 

120

13

52

121

10

40

122

10

40

123

14

56

124

7

28

125

11

44

126

8

32

127

7

28

128

12

48

129

20

80

130

8

32

134

9

36

135

7

28

Код

Кол-во студентов

%

136

7

28

137

2

8

138

 

 

139

2

8

140

16

64

141

3

12

142

4

16

143

 

 

144

1

4%

145

9

36

146

11

44

147

4

16

148

 

 

149

3

12

150

10

40

151

8

32

152

4

16

153

 

 

154

6

24

155

12

48

156

2

8

157

4

16

158

1

4

159

 

 

160

3

12

161

11

44

162

10

40

163

1

4

167

1

4%

168

3

12

169

10

40

170

11

44

171

8

32

172

9

36

173

6

24

174

2

8

175

2

12

176

8

47

177

4

24

178

3

18

179

2

8

180

10

40

181

9

36

182

2

8

183

2

8

184

12

48

185

7

28

186

2

8

187

2

8

188

9

36

189

5

20

190

7

28

191

7

28

195

7

28

196

7

28

197

1

4

198

1

4

199

1

4

200

7

28

201

7

28

202

9

36

Код

Кол-во студентов

%

206

7

28

207

18

72

208

1

14,29

209

 

 

210

5

71,43

211

1

14,29

212

 

 

213

2

28,57

214

5

71,43

215

 

 

216

 

 

217

1

14,29

218

6

85,71

219

 

 

224

19

76

225

6

24

226

18

72

227

6

24

228

1

4

Глава 3. Анализ данных

 

Прямое распределение.

На вопрос, "почему при поступлении в ВУЗ выбрали именно эту специальность", студенты ответили следующим образом:

32% ответили, что эта специальность соответствует их интересам и способностям;

32% студентов, потому что работа по этой специальности обычно хорошо оплачивается;

16% студентов ответили, что выбрали случайно;

12% отметили, что это был выбор их родителей;

Только 8% студентов, потому что специальность престижная;

Варианты ответов: "С этой специальностью легко найти работу после окончания вуза", "Работа по этой специальности позволяет достичь высокого положения в обществе" и "Это единственная специальность, на которую я смог поступить" не выбрал ни один студент из опрошенных.

 

Таким образом, можно выделить два основных (по 32%) мотива выбора специальности: 1)"соответствие интересам, способностям"; 2) материальный - "работа по этой специальности обычно хорошо оплачивается". Большинство студентов выбрали специальность случайно (16%), нежели предоставили выбор своим родителям (12%).

На вопрос, "знают ли степень востребованности их специальности на рынке труда на сегодняшний день", студенты ответили следующим образом: 52% студентов ответили: "Да, я знаю, что моя специальность востребована сейчас и будет востребована в будущем"; 24% ответили: "Да, я знаю, что моя специальность востребована на сегодняшний день"; 16% студентов: "Нет, я не знаю степень востребованности"; 8% ответили: "Да, я знаю, что моя специальность сейчас не востребована, но будет востребована в будущем"; Вариант ответа "Да, я знаю, что моя специальность не востребована, но мне всё равно" не выбрал ни один из опрошенных студентов.

 

Отсюда следует, что большинство студентов знают степень востребованности своей специальности на рынке труда (84%). Многие из них (56%) уверены, что "специальность востребована сейчас и будет востребована в будущем".

На вопрос, "знают ли они, какие знания и навыки необходимы для успешной работы по специальности", студенты ответили следующим образом:

52% ответили: "да знаю, но пока этих знаний и навыков не достаточно, они только формируются"; 24% студентов ответили: "да знаю, но пока этих знаний и навыков нет, но думаю, они сформируются в обучения"; 16% студентов отметили, что "да знаю, эти знания и навыки у меня уже сформированы". Только 8% студентов ответили, что "нет, я не знаю".

 

Следовательно, большинство студентов (92%) знают, какие навыки необходимы для успешной работы. Эти навыки уже сформированы лишь у 16%, у других их не достаточно (52%) или вообще нет (24%).

Студенты ответили, следующим образом, на вопрос "планируют ли они повышение квалификации в будущем":

40% ответили, что "будут получать еще одно высшее образование";

20% студентов отметили, что "пока не знают, может быть, со временем пойдут на этот шаг";

По 12% студентовотметили варианты "будут получать дополнительное образование", "будут повышать квалификацию в рамках своей специальности".

По 4% студентов выбрали варианты "планируют защиту кандидатской диссертации", "уже получают второе высшее образование", "нет, не собираюсь, моя профессия и уровень квалификации меня устраивают" и "хотели бы, но ограничены в возможностях".

Таким образом, многие студенты чувствуют необходимость или имеют желание получать второе или дополнительное образование (72%), из них 4% хотели бы, но ограничены в возможностях, а 4% уже получают. Только 4% студентов удовлетворены профессией и уровнем квалификации - не планируют повышать.

Студентам был задан вопрос, "какие отношения между преподавателем и студентом для них предпочтительней", в результате были получены следующие ответы:

48% студентов ответили, что "скорее формальные, чем неформальные, т.к. преподаватель должен давать знания, но это невозможно без межличностного взаимодействия";

36% студентов считают, что предпочтительнее "формальные, т.к. преподаватель в первую очередь источник знаний"; 12% отметили, что "неформальные, т.к. преподаватель тоже человек"; 4% ответили, что "скорее неформальные, чем формальные, т.к. преподаватель, прежде всего личность, а уже потом источник знаний".

 

Отсюда следует, что большинство студентов (76%) рассматривают преподавателя, в первую очередь, как источник знаний и предпочитают "скорее формальные" (52%) или "формальные" (24%) отношения.

На вопрос, "что для студентов главное в процессе обучения", были получены следующие ответы: большинство студентов - 40% - отметили, что "их желание"; 36% студентов отметили, что "уверенность, что знания необходимы на практике"; 16% студентов ответили, что для них главное "стиль преподавания"; 8% ответили, что "сам предмет (материал)";

Ни один из опрошенных не отметил, что для него главное "личность преподавателя (отношения с преподавателем, его возраст, внешность)".

 

Таким образом, на первом месте - желание студентов, на втором - уверенность, что знания необходимы на практике, на третьем - стиль преподавания.

Студентам было предложено оценить свою посещаемость занятий (лекций, семинаров).100% студентов ответили, что посещают занятия "почти всегда".

На вопрос, "работают ли они в полную меру своих сил и способностей", студенты ответили следующим образом: Большинство студентов - 52% - ответили, что "иногда".28% ответили, что "почти всегда". 20% отметили, что "практически никогда".

Студентам было предложено оценить "проявляют ли они инициативу на семинарских и практических занятиях". Полученные результаты: Большинство студентов - 64% отметили вариант "иногда"; 28% студентов выбрали вариант - "почти всегда"; Только 8% студентов ответили "практически никогда".

Студентам было предложено оценить себя, по критерию, насколько они "хорошо и своевременно сдают зачёты, курсовые, экзамены, и др. виды проверки знаний". Были получены следующие результаты: большинство студентов - 68% - ответили, что "практически всегда". Другая часть студентов - 32% - ответили, что "иногда". Вариант "практически никогда" не выбрал ни один из опрошенных студентов.

На вопрос "занимаются ли они самообразованием", студенты ответили следующим образом: Большинство студентов - 44% - ответили "иногда". Другая часть студентов - 32% - "практически никогда".16% студентов ответили, что "почти всегда". И 8% студентов выбрали "затрудняюсь ответить".

Отсюда следует, что портрет студента можно представить примерно так:

Он "почти всегда" (100%) посещает занятия, "иногда" (52%) работает в полную меру своих сил и способностей, и "иногда" (64%) проявляют инициативу на семинарских и практических занятиях, но "практически всегда" (68%) стремится хорошо и своевременно сдать зачёты, курсовые и экзамены и "иногда" (44%) даже занимается самообразованием.

Студентам было предложено оценить значимость для них "внешнего вида" преподавателя. Вот какие результаты были получены: большинство студентов - 32% - ответили, чтовнешний вид "скорее важен, чем нет".24% отметили вариант "важен" внешний вид преподавателя и также 24% опрошенных студентов ответили, что внешний вид "скорее не важен, чем важен". А 20% студентов ответили, что внешний вид преподавателя для них "не важен".

Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства студентов 56% внешний вид преподавателя важен.

Студенты оценили значимость для них "возраста" преподавателя. Вот полученные результаты: большинству студентов - 40% возраст преподавателя "не важен". В тоже время 32% студента отметили, что возраст "важен". И 28% студентов отметили, что "скорее не важно, чем важно". Вариант "скорее важно, чем нет" не выбрал ни один из опрошенных.

Отсюда следует, что в целом студентам (68%) не важен возраст преподавателя.

Студентам было предложено отметить значимость для них, чтобы преподаватель "объективно оценивал". Большинство - 80% - студентов ответили, что им "важно". А 20% отметили, что "скорее важно, чем нет". Варианты "скорее не важно, чем важно" и "не важно" не выбрал ни один из опрошенных студентов. В целом объективность преподавателя важна всем студентам.

На вопрос, о значимости для студентов наличия "чувства юмора" у преподавателя, получены следующие ответы: 56% отметили, что "важно"; 16%, что "скорее не важно, чем важно".12% отметили, что "скорее важно, чем нет" и также 12% отметили, что для них "не важно". А 4% студентов выбрали "затрудняюсь ответить". Таким образом, многие студенты (68%) склоняются, что наличие чувства юмора у преподавателя - важно.

Студенты оценили значимость для них "творческого подхода в обучении". Большинство студентов - 60% - отметили, что "важно"; 20% студентов ответили, что "скорее важно, чем нет" и 20% выбрали "скорее не важно, чем важно". Вариант "не важно" не отметил ни один из опрошенных студентов. Можно сделать вы вод, что для 80% творческий подход в целом важен.

На вопрос, о значимости для студентов "материала в интересной форме", получены следующие ответы: Большинство студентов - 52% - ответили, что "скорее важно, чем нет";

А 40% студентов отмечают, что для них "важно". И только 8% ответили "скорее не важно, чем важно". Вариант ответа "не важно" не выбрал никто из опрошенных студентов. В целом практически всем (92%) важно, чтобы материал был в интересной форме.

Студенты оценили насколько им важно, чтобы "преподаватель был увлечен своим предметом". Вот полученные результаты: большинство студентов - 68% - ответили, что "важно"; И 20% студентов ответили, что "скорее важно, чем нет"; По 4% отметили варианты "скорее не важно, чем важно", "не важно" и "затрудняюсь ответить". Таким образом, 88% студентов хотят видеть увлечённых своим предметом преподавателей.

На вопрос, о значимости для студентов "стремления преподавателей дать новый (современный) материал", получены следующие ответы: большинство студентов - 52% - отметили "важно"; Также 36% ответили, что "скорее важно, чем нет"; А 12% студентов выбрали вариант "скорее не важно, чем важно"; Вариант ответа "не важно" не выбрал ни один из опрошенных студентов. Отсюда следует, что 88% студентов это качество в преподавателях важно.

Студенты оценили насколько им важно, чтобы "преподаватели были доброжелательны и тактичны в отношении со студентами". Вот полученные результаты: большинство студентов - 80% - отметили, что "важно"; И 20% студентов ответили, что "скорее важно, чем нет".

Варианты ответов "скорее не важно, чем важно" и "важно" не выбрал ни один из опрошенных студентов. Это понятно, доброжелательность преподавателяважна всем студентам.

Студентам было предложено отметить значимость для них, чтобы преподаватель "приводил примеры из жизни". Большинство студентов - 52% - ответили, что "важно". Также 36% студентов отметили, что "скорее важно, чем нет". А 8% студентов отметили, что "скорее не важно, чем важно". И 4% ответили, что "не важно". "Жизненный примеры" важны большинству студентов (88%).

Студентам было предложено отметить значимость для них, чтобы преподаватель "давал практические знания". Большинство студентов - 68% - ответили, что "важно". Также 28% - отметили, что "скорее важно, чем нет". Только 4% ответили, что "скорее не важно, чем важно". Вариант ответа "не важно" не выбрал ни один из опрошенных студентов. Студенты отмечают значимость практики, это подтверждается тем, что 96% важно, что преподаватель давал знания, которые можно применить на практике.

Оценка студентами сфер образовательного процесса.

Студентам было предложено оценить "уровень работы библиотеки (читальный зал, обслуживание)" по пятибалльной шкале (5-максимальный балл, 2-минимальный балл). Вот полученные результаты: большинство студентов - 36% - поставили оценку 5; По 28% поставили оценки 4 и 3. А 8% оценили уровень работы библиотеки на оценку 2.

Студентам оценили "уровень технического оснащения аудиторий" по пятибалльной шкале (5-максимальный балл, 2-минимальный балл). Были получены следующие результаты: большинство студентов - 64% - поставили оценку 4; А 16% студентов оценили уровень оснащения аудиторий на 2; 12% студентов поставили оценку 3; Только 8% студентов оценили на 5.

Студентам было предложено оценить "уровень обеспечения учебным материалом, учебной литературой" по пятибалльной шкале (5-максимальный балл, 2-минимальный балл). Вот полученные результаты: большинство студентов - 44% - оценили обеспеченность учебным материалом на 3. А 36% студентов на 4.16% студентов поставили оценку 2. И только 4% студентов оценили на 5.

Студентам оценили "степень доступа студентов к информационным ресурсам" по пятибалльной шкале (5-максимальный балл, 2-минимальный балл). Были получены следующие результаты: большинство студентов - 40% - поставили оценку 4. А 32% оценили степень доступа к информационным ресурсам на 3. Оценку 2 поставили 16% студентов.12% студентов оценили на 5.

Студентам было предложено оценить насколько "удобное расписание занятий" по пятибалльной шкале (5-максимальный балл, 2-минимальный балл). Вот полученные результаты: Большинство студентов - 48% - оценивают удобство расписания на 4. Только 24% студентов поставили оценку 5. А 16% студентов оценили удобство расписания на 2. Оценку 3поставили 8%.4% студентов выбрали вариант "затрудняюсь ответить".

 

В целом положительно студенты оценили следующие сферы:

На первом месте (по 72%)"удобное расписание" (24% - 5; 48% -4) и "уровень технического оснащения аудиторий" (8% -5; 64% - 4).

На втором месте "уровень работы библиотеки" - всего 64% положительных оценок.

На третьем месте "степень доступа студентов к информационным ресурсам" всего положительных (52%) - 12% оценили на 5 и 40% - поставили 4.

Однако, "уровень обеспеченности учебным материалом" только 40% студентов оценили положительно, 60% оценки 3 (44%) и 2 (16%).

На вопрос, "какой подход в обучение студенты считают наиболее полезным", были получены ответы: большинство студентов - 44% - ответили, что "теоретический и практический в равных соотношениях"; 40% студентов отметили, что "практика с элементами теории";

"теоретический подход с элементами практики" выбрали 12% студентов; Только 4% студентов ответили, что "практика";

Вариант ответа "теоретический подход" не выбрал ни один из опрошенных студентов.

 

Таким образом, все студенты отмечает важность практики (никто не выбрал только теоретический подход). Однако только 4% считают практику основным и более полезным подходом в обучение. Большинство студентов (44%) одинаково оценивают важность теории и практики. Чуть меньше студентов (40%) считают более полезным практику с элементами теории.

Студентам был задан вопрос, "какие получаемые знания в ВУЗе пригодятся в будущей профессии", в результате получены следующие ответы:

Большинство студентов - 44% - ответили, что "знания по отдельным профильным дисциплинам"; Также 40% отметили, что "знания как профильного, так и общего характера"; 12% студентов считают, что "знания только по профильным дисциплинам"; Только 4% студентов ответили: "абсолютно все знания".

 

Отсюда следует, что студенты отмечают важность профильных дисциплин. Важность всех профильных знаний отмечают только 4%. Большинство студентов (44%) считают, что пригодятся не все профильные знания, а лишь по отдельным предметам. А чуть меньше студентов (40%), наоборот, что пригодятся знания по всем дисциплинам, как профильного, так и общего характера.

На вопрос, "необходимо ли предоставить студенту возможность выбирать курс слушаемых дисциплин", студенты ответили следующим образом:

Большинство студентов - 36% - отметили "да"; А - 32% студентов - ответили "скорее да, чем нет" 24% студентов ответили, что "скорее нет, чем да"; Только 8% ответили "нет";

Среди студентов, которые ответили на вопрос, "необходимо ли предоставить студенту возможность выбирать курс слушаемых дисциплин", варианты "скорее да" и "да" был задан вопрос "какими принципами бы они руководствовались при выборе учебных дисциплин "по-выбору". Полученные результаты:

Большинство студентов - 47% - выбрали, "чтобы знания были необходимы для успешной работы по специальности"; Для 24% студентов важно, "чтобы знания можно было бы применить на практике"; 18% студентов отметили, "чтобы знания были универсальны для нескольких специальностей"; А 12% ответили, "чтобы знания были наиболее востребованы на рынке труда".

Видно, что большинство студентов хотели бы (36%) или скорее хотели бы (32%) выбирать курс слушаемых дисциплин. Из них большинство (47%) выбирали бы дисциплины так, чтобы "знания были необходимы для успешной работы по специальности". Таким образом, можно сделать вывод, что студентов интересуют, в первую очередь, знания по выбранной ими специальности, а не практические (24%) или универсальные (18%).

Студентам был задан вопрос, "достаточен ли уровень получаемого ими образования для успешной работы по специальности". Ответы распределились следующим образом:

Большинство студентов - 40% - ответили, что "скорее, достаточен"; А 36% отметили, что "скорее, не достаточен"; По 8% получили варианты ответов "определенно достаточен", "определенно не достаточен", "затрудняюсь ответить".

Таким образом, практически одинаковое количество студентов ответили как "скорее достаточно" (40%), так и "скорее не достаточно" (36%). А также одинаковое количество студентов по 8% ответили "определённо не достаточно" и "определённо достаточно". Я думаю, это связано с тем, что большинство опрашивае



2019-12-29 164 Обсуждений (0)
Оценка студентами сфер образовательного процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка студентами сфер образовательного процесса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)